Японская модель государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 11:09, контрольная работа

Краткое описание

Японский стиль конкуренции на основе всеобщего качества и непре-рывного совершенствования, проявляющийся в стремлении делать то же, что делают конкуренты, но лучше, привел в 1970-х и в начале 1980-х к успехам, однако ценой этих успехов была хронически низкая прибыльность

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1.Японская модель…………………………………………………………….5
2. Японская модель государственного регулирования…………………..…6
3. Роль правительства в конкурентном успехе Японии ………………...….11
4. Японская модель конкурентоспособности …………...…………………..20
5. Место страны в мировом хозяйстве. Внешнеэкономическая стратегия Японии…………………………………………………………………………22
Заключение ………………………………………..………….………………26
Список литературы……………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Частично готовая курсовая.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

Оглавление 

Содержание 

 Введение……………………………………………………………………….3 

1.Японская модель…………………………………………………………….5

2. Японская модель государственного регулирования…………………..…6

3. Роль правительства в конкурентном успехе Японии ………………...….11

4. Японская модель  конкурентоспособности …………...…………………..20

5. Место страны в мировом хозяйстве. Внешнеэкономическая стратегия Японии…………………………………………………………………………22 

Заключение  ………………………………………..………….………………26 

Список литературы……………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 
Как все знают, что Япония в последние  десятилетия Япония выступает одной  из ведущих экономических держав, являясь второй по величине национальной экономической силой в мире. Япония также оказывает существенное воздействие  на развитие экономики и политики в Азии и других странах, косвенно влияя, таким образом, на взаимоотношения США и с другими странами.  
В 1970-х и 1980-х Япония была признана самой конкурентоспособной страной мира. Первое связывало его с особой формой бюрократического капитализма, для которого характерна активная роль правительства в регулировании экономики. Второе объяснение подчеркивало особый подход к менеджменту, пионерами которого были японские компании. В число этих подходов входили такие известные концепции, как всеобщее качество, постоянное совершенствование, система «точно вовремя». Эта модель оказала существенное влияние и на представления американцев об экономической политике. Некоторые ее элементы применялись даже во время правления республиканских администраций, для которых обычно характерна как раз поддержка либеральной экономики. Во времена демократической администрации Клинтона влияние Японии на американскую экономическую политику было еще сильнее, по крайней мере, до тех пор, пока не стало ясно, что Япония сама испытывает экономические трудности. Первым председателем Совета экономических экспертов в администрации Клинтона был специалист по Японии, сторонник промышленной политики — концепции, ясно показывающей намерение следовать японской модели. Эта концепция промышленной политики стала пользоваться уважением и в академических кругах. Японский бюрократический капитализм гораздо убедительнее объясняет неудачи Японии в конкуренции с другими странами, чем ее успехи. Широкий спектр отраслей японского бизнеса показывает, что правительство сыграло удивительно скромную роль в развитии наиболее конкурентоспособных, согласно международным стандартам, отраслей японской экономики, производящих автомобили, видеомагнитофоны, роботов, видеокамеры и видеоигры. В этих секторах правительство практически не вмешивалось в конкуренцию, почти отсутствовали субсидии и картели, практически не было совместных исследований. И, напротив, в неконкурентоспособных отраслях, таких как химическая, самолетостроение, производство программного обеспечения и финансовые услуги, вмешательство правительства было широким и активным, проводилась политика сотрудничества и оказывалась серьезная протекционистская поддержка.  

Японский стиль  конкуренции на основе всеобщего  качества и непрерывного совершенствования, проявляющийся в стремлении делать то же, что делают конкуренты, но лучше, привел в 1970-х и в начале 1980-х к успехам, однако ценой этих успехов была хронически низкая прибыльность. Западные компании усвоили эти японские новшества и пошли дальше, использовав слабость японцев в производительности труда «белых воротничков» и информационных технологиях. События 1990-х годов продемонстрировали внутренние слабости конкуренции на основе лучших моделей, которая часто приводила к тому, что, копируя достижения друг друга, все компании в отрасли оказывались втянуты в конкурентную борьбу, причем успехи одних нивелировались проигрышем других, что приводило к снижению цен и прибыльности. Стратегия — слабое звено японского менеджмента. Стратегия основана на выборе уникальной позиции, которая подразумевает предложение набора ценностей, отличного от конкурентов. Японию воспринимают сегодня как страну, не поспевающую за новыми тенденциями в экономике, пораженную финансовым кризисом, обремененную стареющим населением и страдающую от неэффективного руководства. Японские компании остаются высококонкурентоспособными во многих отраслях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Японская модель

Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается  в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.

Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о  наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.

Цель таких  планов-прогнозов заключается в  том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.

Стратегию развития экономики определяют управления и  министерства совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов.

Детальные планы  для всех отраслей промышленности разрабатывает  Министерство внешней торговли и  промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.

Правительство концентрирует свои ресурсы в  основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.

Вторая особенность  общегосударственного регулирования  состоит в том, что основным средством  достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

В последние  годы, когда японская промышленность вышла на открытую борьбу с фирмами США и ЕЭС за рынок высококвалифицированных рабочих и продукции, правительство и частный сектор вынуждены были резко увеличить затраты на науку и технологии (в 1989г. они достигли почти 3% от ВНП – больше, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой), притом средства стали направляться прежде всего в базовые исследования.[7]

Особый интерес  для нас представляет использование  Японией экономических рычагов  и стимулов.

Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот  и ускоренной амортизации. Так, управление по науке и технологии разработало  ежегодно обновляемый перечень тематики исследований, номенклатуры новых изделий  и услуг, в отношении которых представляются льготы при кредитовании и налогообложении. В частности по предприятиям, выпускающим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25 или 50%, а в отношении особо важных изделий разрешается производить в первый год амортизационное отчисление до 25% объема продаж. Дополнительно могут применяться и специальные налоговые льготы. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять 20%-ное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Существуют и другие виды налоговых льгот.

Ускоренная амортизация  введена для компаний, применяющих  энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не наносящих вред окружающей среде. Нормы ускоренной амортизации колеблются в пределах от 10 до 50%, однако, наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15-18%.

Основной источник финансовых ресурсов для технологического обновления – льготное кредитование. Одним из направлений поддержки  рискованных инновационных проектов являются долгосрочные кредиты. Гарантии иногда распространяются на 80% общей суммы займа новой фирмы, но не могут превышать 40 тысяч долларов. В случае успешной реализации поддержанного таким образом проекта фирма выплачивает государству определенное вознаграждение. Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Темы экономического роста в Японии достаточно высокие (6-10% в год). Но это не означает, что в ходе хозяйственного развития не встречалось никаких проблем. В течение последних 20 лет Японии пришлось столкнуться с двумя крупными проблемами: нефтяным кризисом 1973г. и кризисом «высокой иены» в 1985г[8].

В первом случае Японии удалось выйти из депрессии  через 16 месяцев за счет изменения промышленной структуры, практически исчезли предприятия, занимающиеся выплавкой алюминия, которые требовали чрезвычайно много электроэнергии в процессе производства, и поднялась электронная индустрия.

Выход из второго  кризиса был найден через 17 месяцев. Трудности, вызванные ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП.

Еще один признак  умелого преодоления кризисных  явлений – это проведение антидепрессионной политики правительства, которое в период ухудшения общеэкономической конъюнктуры увеличивало ассигнования на общественные строительные работы, снижало налоги и ставку учетного процента банка Японии.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2.Японская модель государственного регулирования.

 
В основе японской модели управления экономикой лежит особая концепция процесса экономического развития и понимание  конкуренции. Она подразумевает прямой отказ от ряда форм конкуренции и попытку направить конкуренцию по другому пути.  
Логическое обоснование японской модели государственного регулирования лежит в представлении о том, что правительство, в отличие от отдельных фирм, видит экономические проблемы в широкой перспективе. Японская модель государственного регулирования основана на убеждении, что именно экспорт — основа экономического роста, что определенные отрасли экономики нужно выделять и поддерживать, потому что именно они могут обеспечить рост экономики, экспорта и уровня жизни, что Япония должна экономить ресурсы и поэтому избегать разрушительных и расточительных последствий конкуренции. И наконец, что определенные отрасли экономики нуждаются в защите, чтобы они могли вырасти до таких масштабов, которые позволят им успешно конкурировать на международных рынках. Быстрый рост экономики и конкурентоспособности Японии обычно приписывается комплексу правительственных мер, который был разработан на основе этой концепции.  
Параметры японской модели государственного регулирования были выделены с помощью неоднократного анализа реального положения дел в ряде успешных отраслей: угольной в 1950-х годах, сталелитейной и судостроительной в 1960-х, полупроводниковой в 1970-х и компьютерной в 1980-х. Такой подход, однако, некорректен, потому что упомянутые отрасли не могут представлять всю экономику в целом. Примером может служить производство мотоциклов в 1960-х годах, аудиотехники в 1970-х, автомобилей в 1980-х и игрового программного обеспечения в 1990-х. Японская модель регулирования почти не применялась и не влияла на развитие большинства конкурентоспособных отраслей японской экономики. И наоборот, эта модель широко использовалась в тех отраслях, которые были и остаются неконкурентоспособными. Она также привела к появлению громоздкого и неэффективного внутреннего сектора экономики, который оказался тяжелым грузом для экономики Японии в целом.

Современная история  вмешательства японского правительства  в развитие промышленности начинается сразу после окончания Второй мировой войны, когда страна лежала в руинах и правительство искало способ восстановить экономику и платежный баланс. С течением времени сторонники правительственного регулирования оправдывали продолжающееся вмешательство в экономику тем, что промышленность стран, поздно начавших свое развитие, — а именно такой была Япония — надо поддерживать, чтобы догнать более развитых конкурентов.  
Первоначально внимание правительства было сосредоточено на основных отраслях экономики: сталелитейной, электроэнергетической, химической и угольной. В химическом секторе, например, правительство направляло иностранную валюту в первую очередь на развитие производства нейлона и винила, что предусматривал принятый в 1949 году «План ускоренного развития производства синтетического волокна». Затем для последующего расширения масштабов производства синтетических волокон в 1953 году был принят новый «План дальнейшего развития производства синтетических волокон». Обширная система правительственного управления экономикой и ее поддержки была создана именно в этот период. Например, правительство установило предельные уровни цен на химикаты, приняв временный Закон для стабилизации спроса и предложения на удобрения в 1954 году и начав поощрять кооперацию производителей, стимулируя их стабилизировать цены для фермеров, приняв сходный закон в 1964 году. Принятием Закона о временных мерах для стабилизации ряда отстающих в развитии отраслей в 1978 году и Закона о структурной оптимизации в 1983 году, правительство разрешало определенному кругу компаний вступать в картели, чтобы избежать перепроизводства. Эти законы относились ко многим базовым отраслям.  
Правительство не пыталось вмешиваться во все отрасли. Вместо этого оно выделяло целевые отрасли, среди которых были такие часто исследуемые отрасли, как угольная, сталелитейная, судостроительная, полупроводниковая и компьютерная. Для того чтобы добиться более быстрого роста экономики, правительство выбирало отрасли с высокой эластичностью спроса при росте доходов, такие как машиностроение, электроника, автомобилестроение, — то есть не те, в которых у Японии было конкурентное преимущество (например, текстильная). Чтобы гарантировать Японии передовые позиции в технологическом развитии, в 1970-х годах правительство нацелилось на высокотехнологичные отрасли, которые обещали наиболее высокие прибыли.  
Человеком, впервые сформулировавшим принципы японской модели регулирования экономики, был Чалмерс Джонсон. Джонсон, которого иногда называют «отцом» теории государственного регулирования экономики Японии, утверждал, что в Японии правительство фактически «выращивало» промышленность, в то время как в западных странах правительства просто устанавливали правила игры. Джонсон связывал такую ориентацию японского правительства с крупными переменами, которые произошли в структуре японской промышленности. Ответственность за выбор направления развития экономики лежала на чиновниках центральных министерств, которые планировали и осуществляли эту политику. Главную роль здесь играло Министерство международной торговли и промышленности (MITI, Ministry of International Trade and Industry), которое исследователи называли «главным катализатором японского экономического чуда». По заключению Джонсона, успехи MITI были связаны с тем, что ему удавалось разрабатывать практические, соответствующие реалиям рынка рекомендации и меры, которые стимулировали инвестиции и быстрый рост экономики. Эта точка зрения стала широко распространенной. Среди отраслей, которые часто приводили в пример позитивного влияния MITI, — сталелитейная, крупнотоннажное судостроение, автомобильная и компьютерная.  
Джонсон до такой степени преувеличил роль MITI, что недооценил роль ряда других институтов японской экономики. Последующие исследования также подчеркивали роль сложной системы взаимосвязей японских правительственных и бизнес-институтов, которые определяли характер конкуренции и кооперации в японской экономике. Эта система включала в себя Министерство финансов, Министерство почты и телекоммуникаций, Банк Японии, Агентство экономического планирования, либерально-демократическую партию, отраслевые ассоциации промышленников, кейрецу (группы компаний), кейданрен и другие экономические ассоциации, крупные корпорации, многоуровневые каналы дистрибуции товаров, национальные профсоюзы и профсоюзы корпораций. Эти сети взаимосвязей служили для MITI ключевым механизмом, при помощи которого министерство влияло на экономическую политику и координировало различные инициативы. Они выполняли также роль эффективной системы разрешения конфликтов, в которой споры между различными группами заинтересованных лиц обычно разрешались так, что выигравшая сторона должна была предоставить в какой-то форме компенсацию проигравшей стороне.  
Нужно отметить, что не все экономисты придавали одинаковую важность роли японского правительства в развитии экономики послевоенной Японии. Хью Патрик и Генри Росовский, например, утверждали, что, хотя правительство и создавало благоприятную среду для этого развития, основным источником роста была частная инициатива. Вмешательство правительства часто ускоряло тенденции, которые уже были сформированы благодаря частному предпринимательству. Патрик и Росовский выделяют в качестве причин быстрого роста японской экономики хорошо образованную рабочую силу, большое число квалифицированных менеджеров и технических специалистов, высокий уровень инвестиций и быстрое развитие технологий5. Наше собственное исследование также предполагает альтернативную модель, но нашу модель готово поддержать лишь незначительное меньшинство исследователей. Особенно на Западе японская промышленная политика рассматривалась как серьезная угроза и альтернатива традиционной модели капитализма.

Информация о работе Японская модель государственного регулирования