Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:12, курсовая работа
Итак, целью моей курсовой работы является рассмотрение структуры развития равновесия на товарном рынке. А задачами курсовой работы являются следующие:
- углубленное изучение понятий спроса и предложения;
- рассмотрение механизма формирования рыночного равновесия;
- анализ изменения рыночного равновесия, формирование товарных излишков и дефицита.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………..3
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………...5
1.1 Спрос, кривая спроса. Факторы изменения спроса……………………..5
1.2 Предложение, кривая предложения. Факторы изменения предложения……………………………………………………………….…11
1.3 Механизм взаимодействие спроса и предложения…………………….15
2. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА И ИЗБЫТКА ТОВАРОВ…………………………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….25
В
случае профицита часть товара остается
вовсе непроданной
Таким образом, при несоответствии объема спроса объему предложения при первоначально заданной цене товара, поиск оптимального для себя выхода продавцами и покупателями приводит к изменению цены на данный товар в сторону некоторой равновесной цены, при которой спрос и предложение равны.
Ясно,
что выбираемый покупателями и поставщиками
новый уровень цены при дефиците
или профиците товара на рынке
не обязательно находится между значениями
P1 и P0 для дефицита и между
значениями P0 и P2 для профицита:
новый уровень цены может «перелететь»
через равновесную цену, и в зависимости
от ситуации вполне возможны как затухающие,
так и постоянные или даже нарастающие
колебания цен на данный товар, однако
всегда вокруг равновесной цены.
2. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА И ИЗБЫТКА ТОВАРОВ
Рынки передают информацию в форме цен людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний.
На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для торговли, то оказывается, что многие не в состояние выполнить намеченные планы. Возможно, что общее количество товаров, которое потребители планируют купить, больше, чем количество товаров, которое производители желают продать по существующей цене. В этом случае некоторым покупателям придется менять планы. Возможно также, что планируемый сбыт превысит планируемое потребление по данной цене. Тогда изменятся планы продавцов.
Иногда происходит так, что суммарное количество товара, предложенное производителями, в точности совпадает с количеством товара, которое потребители планируют купить. Если планы продавцов и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы менять. В этом случае мы говорим, что рынок находится в состоянии равновесия. Словарь определяет слово " равновесие" как ситуацию, в которой уравновешиваются разнонаправленные силы. Данное определение описывает и рыночное равновесие.
Смысл равновесия: в точке пересечения (в точке равновесия) совпадает количество, которое потребитель желает купить, а производитель продать. И только при такой цене, когда эти планы продажи и покупок совпадают, цена не имеет тенденции к изменению.
Закон рыночного равновесия утверждает, что цена любого товара изменяется, чтобы привести спрос и предложение товара в состояние равновесия. Стабильное равновесие- состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена- цена равновесия, образованная на конкурентном рынке. Таким образом на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка. Равновесный объём - объём предложения и объём спроса в условиях, когда цена уравновешивает спрос и предложение.
Кривые спроса и предложения, отражающие планы покупателей и продавцов, могут быть использованы для графической демонстрации рыночного равновесия (рис.5).
Рис.5
Если мы сравним планируемые количества продаж по каждой цене с планируемыми по этим же ценам количествами купленных товаров, то заметим, что существует лишь одна цена, при которой планы продавцов и покупателей совпадают. Эта цена- 0,40 доллара за фунт - является равновесной ценой. Если все покупатели и продавцы будут строить свои планы, учитывая указанную цену, то никому не придется перестраиваться на ходу.
Товарный дефицит. Но что же произойдет , если по какой- то причине люди строят свои планы, основываясь не на равновесной цене?
Предположим, что цена равна всего 0,20 доллара за фунт, и по этой цене потребители планируют купить 2,5 млрд.фунтов продукции в год, но продавцы планируют предложить на рынок только 1,5 млрд. фунтов . Когда величина спроса превосходит величину предложения товара, то разница называется величиной избыточного спроса, или дефицитом. На большинстве рынков первым признаком дефицита является резкое уменьшение товарных запасов, то есть тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к продаже или использованию Продавцы обычно держат часть товаров в запасе , чтобы оперативно реагировать на незначительные изменения спроса. Когда количество запасов уменьшается и падает ниже запланированного, то продавцы меняют свои планы. Они могут попытаться восполнить запасы, наращивая выпуск или, если они сами не производят товар, они могут увеличить заказ производителю. Некоторые продавцы будут извлекать выгоду из возросшего спроса, увеличивая цену, так как они знают, что покупатели готовы заплатить больше. Но каковы бы ни были детали, в результате произойдет движение вверх по кривой предложения, так как цена и количество товара возрастут. Так как дефицит оказывает давление на цену снизу, то покупатели тоже будут вынуждены менять свои планы. Двигаясь влево и вверх по кривой спроса, они будут урезать свое потребление. В результате изменения планов покупателей и продавцов рынок приходит к равновесию. Когда цена достигает 0,40 доллара за фунт, дефицит исчезнет.
Дефицит и очереди. На большинстве рынков продавцы обладают товарными запасами. Однако существуют и исключения. Запасы невозможны на рынках услуг- в парикмахерских, прачечных и тому подобных предприятиях. Также и многие товары, такие как здания, строящиеся по заказу, машинное оборудование для специальных целей, не могут храниться в запасе .Продавцы на рынках этих товаров не начинают производства, пока не заключат договор с покупателями.
На рынках, где не существует товарных запасов, признаком дефицита является очередь покупателей. Очередь- это признак того, что при существующей преобладающей цене покупатели желают потреблять товар быстрее, чем производители планируют его предлагать на рынок.
Однако
покупательские запросы не всегда могут
быть удовлетворены сразу. Покупатели
обслуживаются в порядке
Избыток товара. Рассмотрев ситуацию, когда продавцы и покупатели ожидают цены, более низкой, чем равновесная, рассмотрим противоположный случай. Предположим, что по какой- то причине покупатели продавцы ожидают, что цена будет выше равновесной (0,60 доллара за фунт ) и соответственно этим ожиданиям планируют свою деятельность. Когда величина предложения превосходит величину спроса на товар, то возникает избыток.
Избыток
и товарные запасы. Когда существует
избыток продукта, то продавцы не могут
продать все, что они надеялись продать
по данной цене. В результате их товарные
запасы увеличиваются и вскоре превышают
тот уровень, который был запланирован
на случай нормальных изменений спроса.
Продавцы ответят на рост запасов изменением
своих планов. Одни из них сократят выпуск
товара. Другие понизят цены, чтобы поощрить
покупателя потреблять больше, и таким
образом уменьшат свои чрезмерные запасы.
Третьи сделают и то, и другое. В результате
этих изменений произойдет перемещение
влево и вниз по кривой предложения. Так
как чрезмерные товарные запасы оказывают
давление на цену сверху, то покупатели
также меняют свои планы. Убедившись, что
товар стоит дешевле, чем они ожидали,
они двигаются вниз и вправо по кривой,
рынок приходит в состояние равновесия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики – ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение кривой спроса и кривой предложения в осях {цена, количество} определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит или профицит товара на рынке, при существовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих интересов по максимально полному удовлетворению своих потребностей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших корректировках первоначальной цены.
Мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка.
Вполне очевидно, что условие равновесия на товарном рынке, при котором спрос равен предложению, соблюдается в точке пересечения кривых спроса и предложения.
Любое отклонение от цены равновесия приводит в действие рыночный механизм саморегуляции. При цене определённой цене объем спроса меньше объема предложения. Разница между объемом спроса и объемом предложения называется избыточным предложением при данной цене. В таком случае формируется избыточное предложение, или перепроизводство. Накопление нереализованных товаров приведет к снижению цены, увеличению объема спроса и восстановлению равновесия. Также при определённой цене объем спроса будет превышать объем предложения, т.е. будет иметь место дефицит товара, или избыточный спрос. Превышение покупательского спроса над предложением приведет к росту цены, так как покупатели будут готовы уплатить более высокую цену за дефицитный товар.
Каждый
раз при нарушении равновесия
механизм рынка срабатывает так, что устанавливается
новое равновесное состояние. Способность
рынка с помощью динамичных изменений
спроса и предложения возвращаться в утраченное
ранее равновесное состояние называется
устойчивостью равновесия. Проблема устойчивости
рыночного равновесия представляет значительный
теоретический интерес, так как она напрямую
связана с проблемой степени государственного
вмешательства в ход экономического развития.
Информация о работе Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие рынка. Дефицит. Избыток