Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:28, курсовая работа
После двухлетнего периода переговоров о вступлении России в ВТО, они практически остановились. Навязывание России неприемлемых, а мес-тами просто кабальных условий членства в международном торговом клубе оказалось тупиковой стратегией.
Введение………………………………………………………………………….3
История создания и краткая характеристика ВТО…………………………5
Основные соглашения и принципы ВТО……………………………………7
Структура ВТО……………………………………………………………….10
Цели и задачи России при вступлении в ВТО……………………………...13
Условия участия в ВТО, нормы и правила ВТО…………………………...15
Последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей………………...17
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………………………………………
Приложение………………………………………………………………………
России отраслей. Сегодня такие отрасли имеют объективную возможность выбора между «инерционным развитием» под прикрытием протекционистских барьеров и рискованным обновлением. Со вступлением в ВТО такой выбор меняется на другой: либо ты сумеешь вывести отрасль на современный уровень в оговоренный срок, либо не сумеешь. Начиная процесс вступления в ВТО, Россия добивалась принятия на «стандартных условиях». Но стандартных условий в ВТО нет - каждая страна уникальна. Зато есть облегченные условия. Например, для Грузии или Молдавии. А чего с ними спорить: влияние на мировую экономику практически нулевое.
В России же рынок со 140 миллионами потребителей. Нефтедоллары. Богатейшие природные ресурсы. Дешевая энергия. Развитая металлургия. Огромное число промышленных предприятий, образованная и пока еще квалифицированная рабочая сила. В общем, по всему видно, что страна не очень стандартная: какие могут быть стандартные условия? Ясно, что торг и должен был быть максимально тяжелым, хотя бы потому, что за нами в очереди в ВТО экономике такого размера нет.
6.2 Отрицательные последствия (см. приложение
1)
При данном макроэкономическом эффекте вступление в ВТО в целом не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям производства и в большинстве отраслей отечественной промышленности. В то же время оно может серьезно сказаться в ряде отдельных отраслей, в том числе на тех, в которых преобладают градообразующие предприятия.
С одной стороны, расчеты (выполненные по второму сценарию) показывают, что в случае сохранения в ходе переговоров первоначальных ставок связывания, заявленных в российском переговорном оффере, возможен импортозамещающий рост производства, например, обуви (1,3%), одежды (1,6%), телевизоров (1,7%) ликероводочной продукции (11,6%), мяса птицы (12,4%), виноградных вин (25%) и т.д. Кроме того, защита отечественного производителя должна строиться с учетом интересов российского потребителя, заинтересованного в появлении на рынке более дешевых и разнообразных товаров. С другой - со вступлением в ВТО возможно появление серьезных проблем в пищевой, вкусовой, мебельной, фармацевтической, металлургической, химической, автомобильной, авиационной и ряде других отраслей хозяйства.
Присоединение к ВТО обещает быть противоречивым для высокотехнологичных отраслей промышленности. Замедление темпов технического развития в стране снизило долю их продукции в российском экспорте до 1%, а в мировом - до ничтожной величины, что делает их весьма слабыми конкурентами в рамках ВТО. В то же время подобное участие в этой организации позволило выйти на такие рынки многим странам, в том числе развивающимся, которые ранее вообще не имели научного потенциала. Учитывая специфические условия России, эффект вступления в ВТО будет вариантным в зависимости от того, в какой степени в экономике страны будет востребована еще сохранившаяся отечественная наука и как Россия сможет воспользоваться механизмами государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО.
Отечественная пищевая промышленность пока неспособна насытить отечественный рынок, прежде всего, мясными и молочными продуктами, сахаром и растительным маслом, а её крупнейшие перерабатывающие предприятия, как правило, свою продукцию импортирует. Значения импортных пошлин, на которых настаивают основные зарубежные поставщики продовольствия на переговорах в ВТО, пока заметно ниже заявленных Россией.
Однако ключевым здесь является вопрос не о пошлинах, а о тех допускаемых ВТО объемах государственной поддержки сельского хозяйства, которые в России пока на порядок ниже, чем в ЕС или США, хотя отечественные аграрии работают в менее благоприятных климатических условиях. При запрошенных для поддержки в 13 млрд. долл. в год реальные бюджетные ассигнования на эти цели равны примерно 1 млрд. долл., что исключает согласие партнеров с запрошенной суммой, поэтому разрешение данного вопроса следует искать не в Женеве, а скорее внутри страны.
Отечественная мебельная промышленность активно осваивает внутренний рынок, и для нее важен каждый процент импортного тарифа. Судя по ходу переговоров, первоначально названные Россией ставки связывания вряд ли удастся удержать, и потому следует ожидать обострения иностранной конкуренции на данном рынке.
Столь же активна российская фармацевтика, увеличившая свою долю на рынке с 30% в 1997 г. до 50% в 2001 г. Её предприятия ставят задачу довести эту долю до 70%, но на переговорах заявленные Россией исходные ставки связывания, видимо, придется снижать. Это обострит конкуренцию, однако российский потребитель может от этого выиграть, так как многие отечественные аналоги лекарств (например, инсулина) по качеству уступают зарубежным.
Конкурентоспособность отечественной металлургии, как на внешнем, так и на внутреннем рынке будет зависеть, прежде всего, не от ВТО, а от цен на товары и услуги естественных монополий. Металлургия окажется одной из первых в выигрыше от возможного пересмотра в ВТО антидемпинговых санкций на её продукцию.
В химии даже при сохранении заявленных ставок связывания возможно обострение конкуренции в производстве малотоннажных продуктов, лаков, красок, отделочных материалов, что ставит перед отраслью серьезные проблемы, усугубляющиеся сохраняющейся недогрузкой многих её предприятий. Можно ожидать «войны цен» на рынке моторных масел и автокосметики, который российские наши нефтяные компании активно отвоевывают ныне у иностранных поставщиков.
В марте с.г. Правительство предприняло очередную попытку реорганизации отечественного автостроения за счет через роста пошлин и привлечения иностранного капитала. Эти меры выходят за рамки заявленных Россией предложений и могут не получить согласия ВТО.
Проблемой отечественного авиастроения является отсутствие внутреннего рынка, без которого невозможно наладить серийный выпуск новых моделей (исходный объем их заказов должен составлять не менее 100 машин). Кроме того, партнеры России настаивают на присоединении ее к необязательному Соглашению ВТО по авиатехнике, которое устанавливает нулевые ставки импортных пошлин на эту продукцию, а также вводит ограничения на шумовые параметры, под которые подпадает 80% действующего гражданского авиапарка. Очевидно, что, если в этой отрасли не восстановить госзаказа или эквивалентных ему мер, перед российским гражданским авиастроением, включая составляющие его градообразующие предприятия, возникнет (и при, и без ВТО) проблема выживания.
Последствия для сферы услуг
Отсутствие статистической и методологической базы не позволило выполнить каких-либо количественных измерений последствий вступления России в ВТО в сфере услуг. На практике все российские рынки услуг уступают зарубежным по любым стандартам, и динамика их роста будет зависеть не столько от ВТО, сколько от притока в них отечественного и иностранного капитала.
По отдельным сферам услуг положение выглядит следующим:
Транспорт
Вступление в ВТО ничем не грозит железнодорожному и трубопроводному транспорту страны. Главная проблема морского транспорта - нехватка тоннажа и уход судов под «удобные флаги». В результате отечественный флот перевозит ныне лишь 6% внешнеторговых грузов. Грузовой автотранспорт и авиатранспорт и без ВТО работают (особенно в международных перевозках) в условиях жесткой конкуренции и на импортных моделях машин. Вступление в ВТО мало изменит ситуацию на этих рынках, хотя может стимулировать транзитные потоки грузов и пассажиров через территорию страны.
Связь
Отставание России в научно-техническом прогрессе обусловило её слабость на его передовых направлениях - в связи и в информатике. Их развитие поддерживается в основном притоком иностранных инвестиций, которые контролируют 44% объема услуг связи. Присоединение России к ВТО явится лишь стимулом к дальнейшему притоку капитала, и российский потребитель от этого выигрывает. Можно ожидать от ВТО содействия в создании более благоприятных условий для осуществления коммерческих космических запусков, в том числе в целях связи.
Торговля
Российский капитал является почти монопольным (99,7%) в оптовом звене, однако в розничном его активно теснят сети иностранных магазинов («Рамстор», «Метро» и т.п.). Эти процессы продолжатся, по крайней мере, в крупных городах, в том числе под влиянием ВТО.
В науке и научном обслуживании при 4 - процентной доле иностранного капитала главной проблемой является её недофинансирование и отток кадров за рубеж. Вступление в ВТО мало что изменит.
Наиболее заметно иностранное присутствие (49% объема услуг) в так называемых «рыночных услугах» (в т.ч. реклама, аудит, менеджмент), что закономерно ввиду их прежнего отсутствия в России. Однако российский бизнес накопил в этой сфере определенный потенциал конкурентоспособности и может противостоять дальнейшему сужению емкости отечественного рынка.
Сложная ситуация складывается на рынках финансовых услуг, российские провайдеры которых требуют для себя специальной защиты, хотя иностранный банковский капитал пока неактивен в освоении этого российского рынка. В то же время в перспективе ситуация может измениться. Что же касается отечественного страхования, то оно в его нынешнем не сложившимся виде может быть подорвано конкуренцией по правилам ВТО.
В целом возможные выгоды и потери от присоединения к ВТО в сфере услуг балансируются, и ситуация на рынке будет зависеть от того, как быстро обретут конкурентоспособность отечественные провайдеры.
Заключение
Всемирная торговая организация намерена с 2005 года ввести новые правила международной торговли. Это может иметь для России самые неожиданные последствия. Если ей удастся присоединиться к ВТО при старых правилах, встает вопрос: не перечеркнут ли новые все то, чего с таким трудом добивалась российская сторона? Если же вступление до 2005 года не состоится, то наша страна сейчас вообще напоминает ученика автошколы, который усердно штудирует одни правила дорожного движения, зная, что экзаменовать его будут и ездить придется по другим, а, следовательно, весь "учебный процесс" не что иное, как пустая трата времени. "Если мы не завершим процесс до 2005 года, то будем присоединяться уже фактически к другой ВТО", - признал глава российской делегации по переговорам с ВТО, заместитель министра экономического развития и торговли Максим Медведков.
Сказать решительное "да" присоединению к ВТО России мешает раскол в общественном мнении относительно выгод и потерь, которые сулит такое решение. Одни считают, что большая открытость российского внутреннего рынка пойдет только на пользу экономике России, другие, наоборот, полагают, что это окончательно ее погубит. Расколота на "согласную" и "несогласную" промышленная российская элита. Первая готова идти в ВТО хоть завтра, вторая - категорически против. По мнению руководителя группы по присоединению к ВТО и таможенно-тарифной политике РСПП, гендиректора "Северстали" Алексея Мордашова, разброд в умах подпитывается некоторыми мифами, которые утвердились в общественном мнении. Один из таких мифов - будто бы сегодня внутренний рынок России на замке, и стоит его только снять, как страна тут же потеряет экономическую независимость. На самом деле российский внутренний рынок настолько открыт, что вступление в ВТО в этом отношении фактически мало что меняет.
Результатом недавних и на сегодняшний день самых эффективных переговоров с Евросоюзом явилось следующее:
- На переговорах о доступе на рынки товаров и услуг уступить пришлось России. По свидетельству одного из переговорщиков, "на те базовые сельхозтовары, которые производятся в России, даже после переходного периода пошлины не будут снижены", а вот по импортным тарифам на самолеты (сейчас - 20%), комплектующие (5 - 15%) и автомобили (25-35%) будет "вполне приличная либерализация".
- Европейским страховщикам, для которых уже нет ограничений на работу по страхованию жизни и обязательными видами страхования, Россия при вступлении в ВТО предоставит еще более льготный режим, разрешив, в частности, трансграничное страхование международных перевозок. "Это некритично, но обидно - фактически это игра против отечественных страховщиков", - говорит замгендиректора "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов.
- Результаты переговоров не порадовали и "Аэрофлот", который получает от иностранных перевозчиков роялти почти $300 млн. в год за транссибирские перелеты. Как заявил в пятницу Греф, "не позднее 2013 г. " эта система будет изменена.
Итогом стал пакет договоренностей, в том числе и по "газовому ультиматуму", от основных пунктов которого ЕС пришлось отказаться. Впрочем, Россия все же взяла на себя обязательства повысить внутренние цены на газ для промышленных пользователей.
Конечно, уступить пришлось во многом, но, думаю, что наше правительство знает, что делает и эти уступки оправданны. Ведь помимо отрицательных аспектов, есть еще и положительные. О правильности же наших действий в отношении ВТО мы узнаем только через некоторое время, когда почувствуем все плюсы и минусы на себе, в полной мере. Я считаю, что вступление в ВТО - оправданный шаг к развитию нашей страны.
Список
использованных источников