Всемирная торговая организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:27, реферат

Краткое описание

Важность изучения системы ВТО и ее использования для России обусловливается также большими потенциальными возможностями в извлечении больших прибылей из проходящей под эгидой ГАТТ либерализации торговли товарами и услугами. Введение новых правил торговли и широкий доступ к рынкам различных стран, несомненно, будут способствовать ускорению хода экономических реформ в России при условии ее вступления в BTO.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….стр. 2
ВТО – всемирная торговая организация………………………………....стр. 4
История создания и деятельности ВТО………………………….стр. 4
Цели и принципы ВТО…………………………………………….стр.6
Вступление России в ВТО
Россия и ВТО……………………………………………………….стр. 7
Российская экономика: «за» или «против» вхождения в ВТО…стр. 10
Цели и задачи присоединения к ВТО…………………………….стр. 11
Значение вступления в ВТО для России…………………………стр. 12
Негативные последствия вхождения России в ВТО…………….стр. 14
Проблемы вступления в ВТО
Участие государства во внешнеторговой деятельности……….стр. 16
Регулирование импорта……………………………………………стр. 17
Регулирование экспорта…………………………………………..стр. 18
О переговорах по доступу на рынок товаров в рамках процесса присоединения России к ВТО……………………………………………………………..стр. 19

Заключение…………………………………………………………………..стр. 22

Список используемой литературы…………………………………………стр. 23

Файлы: 1 файл

готовый реферат Мировая экономика.docx

— 76.69 Кб (Скачать)

    Другими словами, Правительство России сегодня стоит на пути сложных, многоплановых и, вместе с тем, перспективных и важных для страны переговоров, в итоге которых укрепятся международные экономические позиции России, а законодательство страны,  административные правила, техника и практика государственного регулирования всего комплекса внешнеэкономических связей будут выведены на современный мировой уровень.

     Присоединение к ВТО  — это присоединение России  к сложившейся в мире развивающейся  практике правового и административного  регулирования международных экономических  отношений. Образно говоря, этот  шаг означает присоединение России  к действующим правилам движения  товаров и услуг на мировом  рынке. Без этого шага успешная  реализация прогрессивных экономических  реформ в стране вряд ли  может быть возможной, а внешняя  торговля окажется в исключительно  трудных условиях для развития.

     Вместе с тем, необходимо  подчеркнуть, что условия присоединения  к ВТО — компромисс, вырабатываемый  в ходе переговоров; компромисс, достигаемый как комплекс взаимных  уступок и взаимных, часто жестких  условий, их обуславливающих.  Здесь перед Россией стоит сложная задача — определить национальные экономические интересы и приоритеты, определить пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, в условиях уже проявившего себя экономического давления западных стран, попыток добиться от России одностороннего открытия рынка, невзаимных уступок, нежелания признать того, что многие отрасли промышленности России обладают сравнительными преимуществами (прежде всего, это большие масштабы и низкие издержки производства), позволяющими экспортировать товары по конкурентоспособным ценам, ощутимо влиять на формирование уровня мировых цен на товары и стать одним из ценообразующих факторов на мировом рынке. Не менее важно отстоять право России на разумный протекционизм в отношении отраслей, составляющих фундамент экономики страны, право на поддержку сельского хозяйства в переходный период и, наконец, перевести на язык конкретных условий присоединения к ВТО положение, содержащееся в статье 29 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам и говорящее о том, что страна, «находящаяся в процессе перехода от центрально-планируемой к рыночной экономике, может применять меры и программы, необходимые для такой трансформации». Далее целесообразно подчеркнуть, что ГАТТ в его нынешнем и будущем виде не запрещает протекционизм, разрешает повышать таможенные пошлины, позволяет применять многие виды нетарифных ограничений, не запрещает использовать квотирование и лицензирование, разрешает субсидирование отдельных отраслей экономики. Однако все это может осуществляться в рамках и на основе определенных, иногда четко обозначенных, иногда более общих правил, правовых норм и обычаев. Поэтому присоединение России к ВТО не ослабит возможности государства в регулировании внешней торговли, создаст новые правовые условия защиты интересов российских экспортеров и импортеров, позволит более четко очертить баланс общенациональных интересов и интересов отдельных отраслей экономики (как производителей) и, наконец, откроет путь к сложному переходу страны в области внешней торговли на практику, сложившуюся в мире к середине 90-х годов, на базе которой ведется внешняя торговля всеми странами мира.

      Переговоры о присоединении  России к ВТО носят крупномасштабный  характер. В них вовлечены несколько  десятков ведомств и правительственных  органов, они требуют организации  и координации переговорного  процесса. Уже на начальной стадии  переговоров определилась проблема  четкого определения баланса  национальных экономических интересов  России (обеспечивающих ее национальную  экономическую безопасность и  целостность) и интересов отдельных  групп предпринимателей, производителей  и потребителей всех форм собственности.  Наряду с общими принципиально важными вопросами стратегического характера и долгосрочными экономическими проблемами в орбите переговоров оказались узкие конкретные, иногда технические вопросы, от решения которых во многом будет зависеть эффективность работы механизма внешнеэкономических связей страны, возникли проблемы и вопросы на уровне законодательных и исполнительных властей, федеральных и региональных органов власти, на уровне производителей и потребителей. Наконец, ход и итоги переговоров во многом будут зависеть не только от позиции России и хода переходных процессов, но и от того, как пойдет процесс становления Всемирной Торговой Организации и какова будет действенность новых международных правовых и организационных структур, создаваемых в рамках ВТО.

     Путь во Всемирную  Торговую Организацию начинается  с определения условий присоединения  России к Генеральному Соглашению  по Тарифам и Торговле. До начала 1995 года аббревиатура «ГАТТ» обозначала одновременно крупнейшее межправительственное многостороннее торговое соглашение, положения и нормы которого создавали и создают правовую базу для мировой торговли и сложившуюся на базе Соглашения международную организацию, в круг ведения которой входили вопросы торговых отношений между участвующими в ГАТТ странами (наблюдение за тем, как ими соблюдаются нормы ГАТТ, разрешение споров и конфликтных ситуаций и др.).

     Участие в ГАТТ дало и дает государствам многостороннюю правовую основу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами, гарантирует всем участникам режим наибольшего благоприятствования и защищает против торгово-политических дискриминации. По существу, ГАТТ выполняло и продолжает выполнять роль многостороннего торгового договора для 148 участвующих в нем государств, заменяя в этом качестве громоздкую систему из многих тысяч двусторонних торговых договоров. Все это получит Россия, присоединившись к ВТО.

     Важно и другое, интенсивное  развитие мировой торговли (только  за 1970—1994 гг. стоимость мирового  экспорта выросла в 12 раз, достигнув  почти четырех триллионов долларов) не в последнюю очередь стало  возможным потому, что национальные  системы регулирования внешней  торговли большинства государств  формировались вокруг содержащихся  в ГАТТ общих правовых и  административных норм. По существу  в мировой экономике в последней  четверти нынешнего столетия  происходил интенсивный процесс  создания во многом унифицированного  правового пространства, ставшего  основой для развития мировой  торговли. Огромную роль в этом  сыграло ГАТТ, одно из ключевых  положений которого обязывало  каждую из участвующих в нем  стран применять положения ГАТТ в максимально полном объеме, но не в противоречии с национальным законодательством, существовавшим на момент присоединения к ГАТТ. Часть II ГАТТ — это по существу кодекс правил международной торговли, которыми должны руководствоваться правительства (своеобразные «правила дорожного движения» на мировом рынке). Обязательство применять Часть II ГАТТ в максимально полном объеме создавало определенный порог для вступления в ГАТТ. Вступающие страны могли преодолеть его только «подтянув свое национальное внешнеторговое законодательство к нормам ГАТТ». А это, в свою очередь, означало, что, соответствуя нормам ГАТТ, национальные системы регулирования внешней торговли становились совместимыми друг с другом. Таким путем ослаблялись и устранялись многие барьеры в международной торговле и формировалась современная международная торговая система. Теперь это условие стало более жестким, требуя от каждой участвующей в ГАТТ (и в ВТО) стороны полностью совместить свое национальное внешнеторговое законодательство с положениями ГАТТ - 1994 и другими правовыми документами ВТО. Присоединяясь к ВТО, Россия (ее экспортеры и импортеры) получает выход на это правовое пространство, опирающееся на ГАТТ, ГАТС и ТРИПС, а также международно-правовую защиту в других государствах, гарантируемую принципами и нормами Генерального Соглашения по Торговле и Тарифам, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров, экспортируемых и импортируемых российскими предпринимателями. Кроме того, Россия получает защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов, свободу транзита для своих товаров, согласно положениям ГАТТ о транзите; защиту от дискриминационного использования всей гаммы так называемых технических барьеров в торговле (технические и другие нормы и стандарты, правила сертификации и др.); определенную гарантию против дискриминационного использования других торгово-политических средств в отношении экспортных и импортных операций российских участников внешнеторговой деятельности и целый ряд иных политических преимуществ, которые, в конечном итоге, будут содействовать организованному вхождению экономики России в мировое хозяйство, развитию ее внешней торговли и защите интересов экспортеров и импортеров за рубежом.

     Есть еще одна непростая,  но исключительно важная проблема  — разрешение споров и конфликтных  ситуаций во внешней торговле, предотвращение торговых войн  и поиск компромиссов. Ситуация, сложившаяся на мировых рынках  многих товаров в середине 90-х  годов, делает эту проблему  актуальной для России. Механизм  консультаций и поиска решения спорных и конфликтных ситуаций развивался в рамках ГАТТ/ВТО на протяжении его более чем сорокалетней истории. Этот механизм позволяет находить решения по таким сложным вопросам, как неправомерное применение торговых мер, несправедливое использование антидемпинговых мер при экспорте товаров и по многих другим вопросам. Сейчас этот механизм будет действовать в рамках ВТО, но это лишь усиливает его роль. Кроме того, каждый год в рамках ГАТТ торгово-политический режим нескольких стран-участниц проходит довольно жесткий экзамен. Эта система наблюдения за развитием внешнеторгового регулирования стран-участниц ГАТТ (один из результатов Уругвайского раунда) начала действовать сравнительно недавно, но уже показала себя как механизм, оказывающий сдерживающее влияние на торгово-политические действия отдельных стран, поддерживающий нормальный климат во внешней торговле. Эта функция также переходит к ВТО. В рамках ВТО для этих целей создан специальный орган.

     Вступив в ВТО,  Россия получит возможность использовать  для защиты своих внешнеторговых  интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ на серьезное открытие своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран, а, напротив, столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.

     Продолжая эту тему (роль ВТО для России), нельзя  не упомянуть значения сложившейся  на основе Генерального соглашения  международной организации как  организатора международных многосторонних  торговых переговоров. Эта роль  сейчас перешла к ВТО, но  как можно предполагать, конкретные  переговоры по торговле товарами  будут проходить на основе  и в рамках ГАТТ-1994.

     Анализ эволюции проблематики  и числа участников многосторонних  переговоров под эгидой ГАТТ  показывает, что они приобрели  ключевое значение в формировании  международных условий, в которых  развивается международная торговля, в том числе и внешняя торговля  России. Торгово-политические итоги  переговоров, будучи инкорпорированными  в национальное законодательство  стран-участниц, становились правовыми  нормами, с которыми должны  считаться и не участвующие  в переговорах государства. Поэтому  присоединение России к договоренностям  последних туров переговоров,  вошедших в ГАТТ, укрепит внешнеторговые  позиции России на мировом  рынке и откроет возможность  для полноценного участия в  будущих переговорах. Теперь уместно  поставить вопрос: готова ли Россия  к динамичным и результативным  переговорам об условиях своего  присоединения к ВТО? Конечный  ответ на этот вопрос дадут  сами переговоры. Но одно, несомненно, анализ пути, который проделала  Россия за эти годы с целью  сближения своего внешнеторгового  режима с нормами и принципами  ВТО, дает в целом основание  для позитивного ответа на  этот вопрос.

     Вместе с тем, экзамен  российского внешнеторгового законодательства  странами-участницами ВТО в ходе  переговоров, несомненно, поставит  вопрос о совершенствовании многих  нормативных актов России, их  сближения с мировой практикой  и правовыми положениями ВТО.  Этого не следует опасаться.  Перевод на принципы ВТО российского  внешнеторгового законодательства  важен не только с точки  зрения облегчения присоединения  России к ВТО, но и потому, что в большинстве случаев  — это общепринятые нормы и  положения, на которых осуществляется  международная торговля, которые  облегчают развитие внешней торговли  и содействуют этому.

В свою очередь, присоединение России к этим договоренностям, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового  режима России, на недостаточность  которых приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в  самой России.

      Присоединяясь к  ВТО, России предстоит взять  на себя целый ряд обязательств, содержащихся в договоренностях  ВТО, но вместе с обязательствами  Россия получит и права, которые  позволят защищать внешнеторговые  интересы России на мировом  рынке и откроют путь к тому  сложному процессу, который получил  название «интеграция в мировое  хозяйство».

 

2.2 РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА:  «ЗА»  ИЛИ «ПРОТИВ»  ВХОЖДЕНИЯ  В ВТО?

 

     Логическим продолжение  российских реформ должно стать  включение на равных правах  отечественных товаров и услуг  в международную торговлю. Добиться  этого можно путем вступления  России во Всемирную торговую  организацию. Однако существующие  мнения по поводу этой акции  далеко не однозначны. Сторонники  линии на форсирование членства  России в ВТО считают, что  такой шаг станет важным стимулом  ускорения экономического развития  и дальнейшего закрепления реформаторских  процессов в стране. Вместе с  тем имеется и другая точка  зрения, согласно которой России  не стоит связывать себе руки  в проведении экономической политики  какими-либо обязательствами в рамках ВТО, по крайней мере, до выхода на стадию устойчивого роста. Но, выступая за или против вхождения России в ВТО, необходимо иметь ясное представление о том, будет или нет баланс ожидаемых выгод и обязательств от такого членства иметь плюсовое значение.

     В этой связи представляется  необходимым ответить на ряд  важнейших вопросов. Каковы основные  причины, побуждающие Россию к  присоединению к ВТО? К каким  
негативным последствиям приведет участие нашей страны в данной международной экономической организации? Какие отрасли российской экономики и в каком объеме выиграют от предполагаемого снижения тарифных и нетарифных барьеров на внешних рынках, а какие сектора понесут естественные потери и в каких размерах в результате возросшей конкуренции на внутреннем рынке?

 

 

 

 

2.3  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  ПРИСОЕДИНЕНИЯ К  ВТО

 

      Членами  Всемирной торговой организации  являются уже  148 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

    Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению  к ВТО, является ее желание  стать, наконец, равноправным  торговым партнером на мировом  рынке. Та неимоверно сложная  и громоздкая система двусторонних  соглашений, которая была создана  Советским Союзом, в нынешних  условиях возросшей интернационализации  мирохозяйственных связей и взаимозависимости  национальных экономик далеко  не всегда способна защищать  экономические интересы России.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение  и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.

Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

  • выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;
  • международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;
  • возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;
  • защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);
  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

 

     Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. 
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

 

 

 

2.4 ЗНАЧЕНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ  В ВТО ДЛЯ РОССИИ

 

     Членство какого-либо  государства в ВТО является  в настоящее время важнейшим  условием его интеграции в  мировую экономику, создания благоприятных  возможностей для наращивания  своего экспорта.

     Не будет  преувеличением сказать, что установленные ВТО нормы являются, по сути дела, международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любое государство обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, ибо к нему не применяются общие правила. Это побуждает присоединиться к ВТО, но одновременно надо принимать и общие для его членов обязанности.

     Для России  доступ к вышеназванным преимуществам членства  ВТО является насущной необходимостью. В частности, потому, что весьма остро для нее сейчас стоит вопрос о защите своих экспортеров. На пути российских товаров установлены практически все виды ограничений, существующие в международной торговле. Эти ограничения распространяются практически на все - от вывоза минеральных удобрений до предоставления космических услуг.

     Кроме того, болезненным препятствием на пути российского экспорта являются антидемпинговые процедуры, количество которых в последней время постоянно растет. При этом нередко они применяются даже тогда, когда демпинга как такового нет и помине, а низкие цены действительно отражают невысокие издержки производства. Яркий пример - ядерное топливо. Поскольку Россия здесь располагает наиболее совершенной технологией, ее ядерное топливо сейчас самое дешевое. Между тем США, стремясь защитить своих производителей, ввели антидемпинговую пошлину в размере 116,5 процента.

     Летом 1995 г. возникла угроза сокращения экспорта пушнины − традиционно являющейся важной статьей русского экспорта и даже предметом ее гордости. Страны ЕС приняли решение ввести с 1 января 1996 г. импортные ограничения на шкурки пушных зверей, добытых "негуманными" способами лова (и соответственно на изделия из них). Эта мера применяется в отношении мехов, экспортируемых из России, США и Канады. Между тем Россия меньше всех заслужила такое отношение. В отличие от двух других стран в России уже есть закон запрещающей использовать такие способы лова. Европа, в общем-то, признает, что в отношении России была допущена ошибка, но дать обратный ход запущенной машине антидемпинговых процедур не желает.

     В целом  по числу антидемпинговых процедур, примененных против России, всех  опережает Европейский Союз (на его счету их 15) и только из-за этого она теряет около 200 млн. долларов США. Далее идут США (7 процедур) В числе гонителей российских товаров - латиноамериканские страны, Южная Корея, Индия, Польша. В среднем размер антидемпинговых пошлин составляет 70-80 процентов, но в ряде случаев превышает 100.

Понятно, что, вступив в  ВТО, Россия получит возможность  на равных вести переговоры по торгово-политическим вопросам. Сейчас практически все важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудничества - установление таможенных тарифов, использование количественных ограничений, согласование механизма разрешения торговых споров, совершенствование общей торговой практики - все это делается без влияния России. Мы пользуемся всеми этими решениями ВТО на практике, но никак не влияем на их принятие.

     Кроме того, Россия, будучи членом ВТО, получит  возможность защититься от одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер, в частности, от растущего количества антидемпинговых расследований по отношению к российским экспортным товарам. Присоединение России к ВТО не означает, что Россия стремится к каким-то льготам, привилегиям, она хочет стать равноценным участником международной торговли.

     В скорейшей  интеграции России в систему  ВТО заинтересованы также и  наши торговые партнеры, поскольку  внешнеторговый режим России  остается нестабильным. Чем быстрее  Россия войдет в ВТО, тем быстрее наступит здесь стабилизация. Такое положение подталкивает партнеров к тому, чтобы принять Россию в ВТО. Вышесказанное наглядно демонстрирует преимущества, которые дает членство в ВТО.

     С другой  стороны, вступая в ВТО, Россия  принимает на себя и обязательство  соблюдать жесткие правила поведения.  Если Россия не будет выполнять  этих правил, будет нарушать дисциплину  организации, то такого несговорчивого партнера в рамках ВТО фактически ожидает торговая война со всем торговым сообществом.

     По условиям вступления в ВТО в ответ на открытие для ее товаров зарубежных рынков Россия должна будет шире открыть внутренний рынок для импорта. При этом понятно, что большая часть выпускаемой в России продукции конкуренции с зарубежной не выдержит. Это будет означать дальнейший спад в промышленности, сельском хозяйстве, что может привести к сворачиванию многих предприятий. Вместе с тем понятно, что только защитой рынка производство не вытащить. Здесь необходим целый комплекс мер - изменение налоговой системы, создание предпосылок для предложения дешевого кредита для развития производства, меры повышения конкурентоспособности отечественного производителя, стимулирование экспорта и т.п. Кроме того, поскольку после создания ВТО предметом регулирования в мировом масштабе стали и услуги, рынок услуг тоже должен быть либерализован. А здесь позиции отечественных компаний еще слабее. Следовательно, напрашивается вывод о необходимости разработки комплекса протекционистских мер, направленных на поддержку собственных производителей. Однако в этом вопросе мы не всегда остаемся последовательными. С одной стороны, постоянные изменения импортного тарифа свидетельствуют об ужесточении режима поставок. Благодаря усилиям лоббистов от некоторых отраслей уровень таможенных платежей на определенные товары стал в несколько раз превышать контрактные цены. На первый взгляд может показаться, что защита внутреннему рынку обеспечена. Но с другой стороны - практика предоставления льгот практически не разрушила. Закономерным итогом такой политики стало то, что российские товары стали стремительно замещаться иностранными, а в крупных городах этот процесс практически завершился. Поэтому многие российские экономисты сейчас утверждают, что защиты внутреннего рынка в данный момент нет вообще - он полностью открыт для зарубежной продукции. Но поскольку импортный тариф и сейчас не выполняет свою защитную функцию, то дальнейшее его снижение может иметь поистине катастрофические последствия для российской промышленности.

Трудные проблемы встают, в  частности, перед российским сельским хозяйством, традиционно держащимся «на плаву», благодаря бюджетным  вливаниям. В соответствии с условиями  соглашений "Уругвайского раунда", эти вливания будет необходимо сократить.

          Между тем существует мнение, что в условиях экономического  кризиса следует устанавливать  жесткие ограничения для иностранной  продукции с тем, чтобы дать  собственным предприятиям возможность  модернизировать производство, наладить  выпуск конкурентоспособной продукции.  В этой связи задача заключается  в том, чтобы найти тот самый  правильный баланс, который с  одной стороны, обеспечивал бы  доступ на внутренний рынок  импортных товаров с тем, чтобы  поддерживалась нормальная конкуренция,  а с другой - чтобы она не превращалась в фактор разрушительного свойства для тех или иных отраслей хозяйства.

 

 

 

2.5 НЕГАТИВНЫЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ ВХОЖДЕНИЯ В ВТО  ДЛЯ РОССИИ

 

     Выигрыш от  вступления России в ВТО может  не оправдать ожиданий по целому  ряду причин. Российская экономика  находится сегодня в таком  состоянии, что не может без  большого ущерба для себя осуществлять  принципы свободной торговли  с другими странами. В условиях  падения производства в промышленности, сельском хозяйстве и других  отраслях, причиной которого является, в том числе нехватка сырья  и материалов, предприятия-производители  все больше ориентируются на  экспорт. При этом потребности  страны все более покрываются  за счет импорта. Россия, находясь, по широкому признанию, в разгаре собственной “Великой депрессии”, сохраняет средний уровень импортного тарифа в 15% (вдвое меньше, чем в Китае) и практически не использует средства нетарифной защиты национального товаропроизводителя в условиях, когда доля импортных товаров на внутреннем рынке в целом превысила 50%, а по отдельным отраслям достигла 90% . Такая тенденция консервирует динамику все большего отставания России от других стран.

     Многие отечественные  экономисты высказывают опасения, что либерализация тарифно-таможенных  условий может пойти только  в одностороннем порядке - для  импорта в Россию. Действительно,  мировой рынок уже давно поделен,  и молодым российским компаниям  просто не остается места на  нем. К тому же в России  после семи лет структурных  реформ практически не осталось  компаний, которые хоть в какой-то  степени способны конкурировать  даже на внутреннем рынке с  мировыми монстрами. Исключение  составляют разве что естественные  монополии, такие, как “Газпром”  и РАО “ЕЭС России”. Если  же Россия станет полноправным  участником ВТО, ей придется  открыть свои внутренние рынки  для товаров западных компаний, а это в нынешних условиях  может оказаться губительным  для российской промышленности.

     Сегодня в  широком обращении находятся  оценки, согласно которым членство  России в ВТО связывается с  улучшением доступа на внешние  рынки для конкурентных видов  продукции на сумму 1-4 млрд. долл. ежегодно. Однако если брать во  внимание стоимостной объем российского экспорта (в январе-июне 1998 г. он составил 35,4 млрд. долл.), то получается, что расширение доступа нашей продукции на рынки других стран реально имеет значение лишь для 5% нашего экспорта. Основная же часть российского экспорта (42,4% - январь-июнь 1998 г.), представленная энергоносителями и сырьевыми товарами, не испытывает каких-либо торгово-политических трудностей и в настоящее время, без вступления России в ВТО. Главные ограничители здесь - возможности по увеличению добычи и пропускная способность транспортных систем. Снижение же пошлин на эти категории товаров, многие из которых на внешних рынках облагаются невысокими импортными сборами или вообще свободны от них, даст минимальный эффект.

     По словам  первого заместителя министра  внешних экономических связей  и торговли Г. Габунии, “в ВТО нам нет нужды вступать, если мы и дальше хотим экспортировать только нефть и газ”. Поэтому Россия, чтобы не быть в будущем исключительно сырьевым придатком и рынком сбыта для индустриально развитых стран, пытается изменить структуру экспорта, и вынуждена искать механизмы преодоления торговых преград.

Особую проблему представляет приведение российского законодательства в соответствие с нормами ВТО  и будущими обязательствами России в связи с ее присоединением. Более  половины (!) действующих сегодня  федеральных экономических законов  не соответствуют нормам ВТО. Предстоят  кардинальные изменения ряда федеральных  законов, прежде всего о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности, корпоративного, налогового, бюджетного законодательства, десятка других законов  и подзаконных актов, формирование новых правовых норм. Наиболее сложной  и чувствительной сферой российского  законодательства, связанной с присоединением к ВТО, является  
региональное законодательство, поскольку в настоящее время отсутствуют законодательные акты о разделении компетенций и ответственности между Федерацией и регионами в сфере внешней торговли.

     Процедура  присоединения к ВТО предусматривает  обязательное закрепление на  многие группы товаров принятого  этой организацией уровня таможенных  ставок, которые зачастую существенно  ниже (в среднем почти в три  раза) действующих в России. По  отдельным группам товаров предусмотрено  так называемое связывание пошлин - фиксирование их на определенном  уровне с обязательством не  превышать его в течение определенного  времени. Правила ВТО требуют,  чтобы входящие в нее страны  с переходной экономикой, к числу  которых пока относится Россия, “связывали” до 98 процентов товарных  позиций. Помимо ставок таможенных  пошлин “связыванию” подлежат  также налоги и таможенные  сборы. Очевидно, что подобные  меры способны нанести серьезный  удар не только по бюджету,  но и по отечественному товаропроизводителю,  который даже при нынешнем  высоком уровне барьеров в  ряде отраслей (автомобилестроение, легкая промышленность) с трудом  противостоит более конкурентному импорту.

     Получение  Россией выгод из присоединения  к ВТО далеко небезусловно и по другой причине. Известная поправка “Джексона-Вэника”, принятая в 70-е годы в США к закону о торговле и запрещающая применять в отношении группы стран, включая Россию, недискриминационный торговый режим, сохраняет свое действие и поныне. И хотя в 1994 г. статус России был несколько изменен, в соответствии с этой поправкой, Россия не может рассчитывать на безоговорочное предоставление ей режима наибольшего благоприятствования. Отменить ее может лишь конгресс США, который пока делать это не намерен.

     По мнению наиболее радикальных протекционистов, если российская внешнеторговая политика будет ориентирована на выполнение требований ВТО, то это необратимо направит страну по характерному для большинства государств “третьего мира” зависимому пути развития в роли сырьевого придатка, приведет к консервации ее технологической “второсортности” и общей стагнации. В целом критики, призывающие не спешить со вступлением в ВТО, в качестве аргумента выдвигают довод о том, что выгоды от присоединения к этой организации проявятся лишь через несколько лет, в то время как платить за этот шаг придется уже сейчас.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ  РОССИИ В ВТО

 

     При вступлении  в систему ВТО Россия получит  не только права, защищающие  ее экспорт, но и возьмет  на себя соответствующие обязательства  в области импортной политики.

     Эти обязательства,  несомненно, повлекут за собой  необходимость изменения существующей  торговой политики, а, следовательно,  увеличат необходимость продолжения  перестройки российской экономики.  России придется пересмотреть  таможенные тарифы с тем, чтобы  приблизить их к уровню, который  сложился в ВТО в итоге восьми  раундов переговоров об их  снижении, привести в соответствие  с мировыми нормами торговое  законодательство. Кроме того, партнеры  по переговорам будут добиваться  от России максимума уступок.  Предстоит жесткий торг на  техническом уровне экспертов,  которые на переговорах будут  представлять важнейшие экономические  интересы своих стран.

     В действительности  необходимые корректировки импортной  политики могут также оказаться  полезными. Зачастую бывает трудно  с политической точки зрения  проводить линию, которая заставляла  бы предприятия сталкиваться  с иностранной конкуренцией, модернизировать  и перестраивать производство  в направлениях, где они имеют  всемирное конкурентное преимущество. Это относится ко всем странам,  независимо от экономической  системы и процедуры принятия  решений. “При разработке торговой  политики голоса, выступающие против  изменений, чаще звучат громче, нежели голоса поддерживающие  изменения, необходимые для развития  экономики”. Ведение национальной  торговой политики в рамках  принципов ВТО помогает правительствам  поправлять этот дисбаланс давления  с разных сторон, отражающийся  на разработке торговой политики, а также вести торговую политику, служащую долгосрочным интересам  социального и экономического  развития, а не краткосрочным  секторальным интересам.

     Итак, членство  в ВТО - это не просто вступление  в клуб избранных, а, скорее, принятие обязательств, построенных  на взаимной основе. Рассмотрим  основные проблемы внешнеторгового  режима России в контексте  требований, предъявляемых к ней  в связи с вступлением в  ВТО.

 

3.1 УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА  ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Основные институциональные  изменения в этой сфере произошли  в ноябре 1991 года, когда принятым  законом была упразднена официальная  государственная монополия на  внешнеторговую деятельность. Российские  экспортеры и импортеры получили  возможность самим выбирать внешнеторговых  партнеров. Непосредственное участие  государства во внешней торговле  было значительно сокращено: с упразднением государственных заказов обязательства по межправительственным торговым соглашениям взяли на себя торговые агенты, в частности “Русконтракт”.

Однако вовлеченность  государства во внешнеторговую деятельность в разных формах остается на достаточно высоком уровне. Так, двусторонние межправительственные соглашения, заключенные Россией  со странами СНГ, сохраняют признаки государственного контроля за внешней торговлей. Большинство этих соглашений, имеющих сходную структуру, определяет объем взаимных поставок и фиксирует их цену на уровне, часто оказывающимся ниже уровня цен мирового рынка.

     Наряду с  двусторонними соглашениями со  странами СНГ другие сектора  внешней торговли также были  подвержены вмешательству государства.  В 1992 и 1993 годах государство  осуществило импортные закупки  на сумму в 20 млрд. и 12 млрд. долларов соответственно. Зачастую  финансируемый за счет внешних  займов импорт состоял в основном  из пшеницы и фармацевтических  товаров. В сфере экспорта торговля так называемыми “стратегически важными товарами”, такими как сырая нефть, электроэнергия, удобрения, рыба, икра и древесина - составляющими существенную долю российского экспорта - также являлась предметом жесткого административного регулирования со стороны государства. Так, фирмы, намеревающиеся экспортировать эти товары должны пройти процедуру регистрации и получить в МВЭС соответствующую лицензию. Поэтому, несмотря на то, что правительство настаивает на распределении экспортных лицензий между несколькими конкурирующими фирмами, чтобы избежать монополизации рынка, сама процедура лицензирования является по сути одной из форм нетарифных ограничений, препятствующих выходу на рынок новых экспортеров. Кроме того, введенный в начале 1994 года “паспорт сделки”, дающий возможность банкам контролировать возврат инвалютных доходов российских экспортеров, - еще один пример усиления контроля за внешнеторговой деятельностью.

     Продолжающийся  процесс приватизации также окажет  определенное влияние на внешнеторговую  деятельность, так как некоторые  государственные производители,  являющиеся крупными внешнеторговыми  агентами, вовлечены в этот процесс.  Например, Газпром, крупнейший в  мире производитель газа, уже  предложил к продаже около  38% своих акций. Аналогичные изменения  формы собственности ожидают  нефтяную компанию Лукойл.

     Итак, несмотря  на то, что существенный прогресс  в решении проблемы государственного  вмешательства во внешнеторговую  деятельность очевиден, некоторые  области все еще находятся  под централизованным контролем.  Прежде всего, речь идет о  двусторонних торговых отношениях  России со странами СНГ и  об экспорте стратегического  сырья.

 

 

3.2 РЕГУЛИРОВАНИЕ  ИМПОРТА

     Российская  Федерация достаточно успешно  справляется с задачей формирования  всесторонней юридической и институциональной  инфраструктуры в сфере импорта.  Прежде всего, следует упомянуть  введение нового Таможенного  Кодекса и принятие Гармонизированной  Системы описания и кодирования  товаров. Многие положения новой  нормативной базы, касающиеся, например, таможенной очистки товаров и  сопроводительной документации, вполне  соответствуют международным требованиям.

     Таможенный  Тариф Российской Федерации, введенный  в середине 1992 года, содержит четыре  колонки: I) наименее развитые страны (нулевая ставка); II) развивающиеся страны-члены Общей Системы Преференций (1/2 базовой ставки по режиму наибольшего благоприятствования (РНБ); III) страны, которым предоставлен РНБ (так называемая базовая ставка); IV) страны, которым не предоставлен РНБ (двойная базовая ставка). Пошлинами облагается около 70% импорта России. На момент введения Тарифа базовая ставка РНБ составила в среднем 5%. Однако неоднократные пересмотры ставок Таможенного Тарифа в период с 1993 по 1995 год привели к значительному увеличению средней ставки и дифференциации тарифов, причем, если изменение ставок Тарифа в 1992 - 1993 годах объяснялось соображениями фискального характера, то изменения 1994 - 1995 годов, вероятно, явились ответом на давление со стороны промышленных и сельскохозяйственных отраслей, почувствовавших растущую иностранную конкуренцию.

     В дополнение  к таможенным пошлинам, импорт  в Россию облагается таможенным  сбором, составляющим 0.15% от стоимости  товара.

Другая проблема связана  с применением таможенных формальностей. Пресловутая неразвитость таможенной службы создает существенные затруднения  при использовании глубоко дифференцированного  таможенного тарифа.

     В настоящее время различные товары ввозятся в Российскую федерацию беспошлинно:  мясо, рыба, молоко, пшеница, цинк, локомотивы, холодильники, медицинский инструмент, сельскохозяйственная техника, пластмассы и т.д. С февраля 1993 года большая часть импортных товаров, за исключением продовольственных товаров, медикаментов и обуви, облагается 20% налогом на добавленную стоимость. Целый ряд товаров (предметы роскоши, табачные изделия и спиртные напитки) облагается акцизом, ставки которого могут составлять от 10 до 250% от таможенной стоимости товара. Импортное лицензирование распространяется на  ограниченную долю импорта (3%).

     Доходы государственного  бюджета от таможенных пошлин  и сборов составили в 1993 году 2 256 млрд. рублей (13.2%  совокупных  доходов бюджета). Однако из-за  существующих бюджетных проблем  и вероятного снижения доходов  от централизованного экспорта  тарифная политика, очевидно, будет  подвержена дальнейшему фискальному  давлению.

     Как уже  отмечалось, наиболее значительное  достижение в области либерализации  импорта связано с упразднением  системы централизованного импорта  в 1994 году. Однако недавнее увеличение  ставок таможенного тарифа свидетельствует  о неустойчивости процесса либерализации  импортной политики, возникающей,  вероятно, благодаря протекционистскому  давлению со стороны некоторых  отраслей, традиционно имеющих в  распоряжении мощные политические  рычаги - сельскохозяйственный сектор, автомобильная промышленность. Являющиеся  следствием подобного давления  выборочные повышения ставок  таможенного тарифа создают риск  углубления и без того существенных  отраслевых диспропорций. Наконец,  слишком частые корректировки  таможенных пошлин и процедур  делают импортное регулирование  мало предсказуемым, ухудшая тем  самым общие условия внешнеторгового  режима страны.

 

3.3 РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЭКСПОРТА

 

     Большая часть  экспортных ограничений приходится  на продукцию топливно-энергетического  комплекса и сырьевые товары. А поскольку эти товары являются  основным содержанием российского  экспорта, экспортные барьеры охватывают  значительную его долю. Наиболее  значимыми ограничениями являются  экспортные квоты, которые действуют  как количественные ограничения  и предполагают жесткое государственное  регулирование. Большая часть квот распределена МВЭС среди государственных внешнеторговых компании, и лишь незначительная их часть (около 5%) была предложена к продаже на аукционах. Как положительную тенденцию в развитии экспортной политики следует отметить сокращение с 17 товарных групп, подвергавшихся процедуре квотирования в 1992 году, до 12 в 1994 году.

     Экспортные  пошлины, введенные в январе 1992 года, распространяются, прежде всего,  на природные ресурсы и затрагивают  около 75% российского экспорта. За  год количество товарных групп,  подлежащих обложению экспортными  пошлинами, сократилось с 53 до 29. С февраля 1993 года экспортные  пошлины распространяются также  на торговлю со странами СНГ,  исключая межправительственные  поставки. Несмотря на частые  корректировки экспортных пошлин, общая тенденция к сокращению  объема облагаемых пошлиной товаров  сохраняется. Все товары, экспортируемые  из Российской Федерации, за  исключением сырой нефти и  газа, освобождены от налога на  добавленную стоимость и акцизов.

     Экспортное  лицензирование, ранее распространявшееся  на энергию и сырьевые товары, теперь ограничено узким кругом  товаров, чей экспорт регулируется  в рамках двусторонних торговых  соглашений. В соответствии с  Указом Президента квоты и  лицензии в отношении экспорта  нефти и газа должны быть  отменены к середине 1994 года. Все  эти меры говорят о признании  неэффективности количественных  ограничений как инструмента  регулирования экспорта.

     В ответ  на рост начатых антидемпинговых  расследований в отношении российского  экспорта правительством было  принято Постановление о мерах  по урегулированию торговых споров  в связи с экспортом российских  товаров, в соответствии с которым  правительство уполномочено лишать лицензий и вводить ограничения на экспорт в отношении фирм, осуществлявших недобропорядочную торговую деятельность.

     Подводя итог характеристике экспортного регулирования в Российской Федерации следует отметить, что ограничения распространяются на значительную долю Российского экспорта. Государственное вмешательство в экспортную деятельность остается на достаточно высоком уровне, в основном благодаря квотам, практике централизованного экспорта, лицензированию и процедуре регистрации стратегических экспортеров. Вообще говоря, России пока не удалось преодолеть антиэкспортное предубеждение, традиционное для стран с централизованно планируемой экономикой, и поэтому все достижения в области экспортной политики сводятся на нет существующими ограничениями. Следовательно, предложенные меры по упразднению квотирования и лицензирования экспорта нефти, если они, конечно, будут осуществлены, станут важным шагом в процессе устранения экспортных ограничений.

 

 

4.  О ПЕРЕГОВОРАХ ПО ДОСТУПУ НА РЫНОК ТОВАРОВ В РАМКАХ ПРОЦЕССА                

        ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО.

 

В 1986 году СССР обратился  с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя. В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.  
Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).  
На сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. По состоянию на октябрь 2008 года, для вступления в организацию России необходимо провести лишь многосторонние переговоры.  
Вступление России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи с обострением ситуации на Кавказе. Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом «побыстрее вступить в организацию», однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года. Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.  
В июне 2009 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Но в ВТО могут вступать только страны, а не Таможенные союзы. 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что Россия, Беларусь и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз.  
5 октября 2010 года пресс-спикер президента Грузии заявила, что позиция Грузии по вопросу объединения России во Всемирную торговую организацию остается «неизменной» и она не сможет поддержать это решение «до тех пор, пока не будут выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией». Основным требованием Грузии в связи с принятием России в ВТО было то, чтобы были легализованы два нелегальных пограничных КПП в конфликтных зонах Грузии – Гантиади-Адлер (Абхазия) и Роки-Нижний Заромаг (Цхинвальский регион). В то же время агентство «Ройтер» передает, что на форуме Международного экономического альянса 22 сентября в Нью-Йорке, в беседе с инвесторами и представителями правительственных кругов президент Михаил Саакашвили заявил, что Грузия не является единственным препятствующим фактором на пути принятия Российской Федерации в ВТО: «Между ними (ВТО) и Россией существует много вопросов» - заявил Михаил Саакашвили - «Таким образом, не только мы остались, и вы должны предоставить нам определенное время, пока мы станем последними… Возможно мы и не станем последними. Именно сейчас стоит огромная очередь стран».  
В начале марта 2011 года Москва и Тбилиси начали в Швейцарии очередной раунд переговоров о вступлении России в ВТО. Делегацию Грузии на переговорах возглавляла главный советник премьер-министра по вопросам внешних отношений Тамара Ковзиридзе. Встреча в Берне состоялась по инициативе российской стороны и проходила при посредничестве Швейцарии. Пока стороны не пришли к консенсусу. Единственное о чем стороны смогли договориться — это возобновить дискуссию в апреле этого года. Однако даже в такой ситуации шансы России на присоединение к ВТО в скором времени оцениваются специалистами как достаточно высокие. 

Накануне глава МИД  России Сергей Лавров заявил, что для  того, чтобы Россия вступила в ВТО, ей совсем не обязательно дожидаться принципиального согласия Тбилиси. «Если наши грузинские коллеги будут  упорствовать, то, наверное, придется решать вопрос присоединения к ВТО иначе, без их участия. Такие возможности  есть», — сказал он в ходе телепередачи «Актуальный разговор» на третьем  канале. Лавров также подчеркнул, что  Грузия препятствует вступлению России в ВТО только из-за вопросов, связанных  с восстановлением грузинского  таможенного контроля на границе  России с Южной Осетией и Абхазией. Он подчеркнул, что все эти вопросы  не имеют никакого отношения к  присоединению России к ВТО. На сегодняшний  день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО.  
В конце января 2011 года глава ВТО Паскаль Лами заявлял о том, что у России есть все шансы вступить в ВТО в 2011 году. В случае если России не удастся договориться с Грузией, события могут развиваться по двум сценариям: первый - для вступления России в ВТО, ей необходимо будет набрать голоса двух третей участников организации; а второй заключается в том, что те страны, с которыми у России уже имеются договоренности о вступлении в ВТО, могут оказать давление на Грузию о положительном решении вопроса.  
За вступление России в ВТО высказался вице-президент США Джозеф Байден в ходе своего визита в марте 2011 года в Москву. «Когда Россия выполнит требования, необходимые для вступления в ВТО, мы будем проводить в Конгрессе работу, направленную на отмену поправки Джексона-Вэника», – добавил американский вице-президент.  
Присоединение к ВТО следует рассматривать не как гарантированное расширение доступа к ресурсам, а как способность овладеть инструментом, с помощью которого этот доступ обеспечивается. С методологической точки зрения важно подчеркнуть три взаимосвязанных момента. Во-первых, практически невозможно выделить «чистые эффекты от присоединения к ВТО», и это не удавалось ни одной развитой и развивающейся стране. Во-вторых, раскрывающиеся возможности очень сложно однозначно отнести к выгодам или потерям. В-третьих, большинство оценок в данном случае носят сценарно-вероятностный характер, поскольку неизвестны конечные условия вступления и невозможно учесть все кроссекторальные пересечения воздействующих факторов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

 

      Заключение

 

Итак, основываясь  на всем вышесказанном, можно сделать  следующие выводы. Присоединение  России к ВТО позволит создать  предсказуемые условия для деятельности как российских, так и иностранных  экономических операторов. Будут  созданы более благоприятные  условия для доступа отечественных  товаров и услуг на мировой  рынок. Однако за все это Россия будет  вынуждена заплатить открытием  своего внутреннего рынка. В этих условиях чрезвычайно важным является выработка комплекса мер, направленных на защиту отечественного производителя. При этом, однако, должны быть сохранены  нормальные условия для развития конкуренции.

В этой связи хотелось бы отметить, что  в отношении вопроса о вступления России в ВТО нельзя однозначно становиться  на сторону либо активных сторонников  этого шага, либо на сторону протекционистов. Здесь необходим определенный баланс интересов, который в данном случае и является, по моему мнению, наиболее рациональным решением этого нелегкой проблемы. Вопрос, вступать России в  ВТО или нет, нельзя рассматривать  только исходя из текущей ситуации, как это делают протекционисты, это  вопрос стратегический. Членство в  ВТО рассчитано на десятилетия. В  конце концов не вечно же Россия будет в кризисе, ее промышленность все-таки поднимется и сможет выпускать конкурентоспособную продукцию. Следует четко уяснить, что вступление в ВТО не способствует решению краткосрочных задач, но отказ от него приведет к тому, что пострадают долгосрочные интересы России.

Вопрос  об участии в ВТО правомерен и  с точки зрения условий вступления. Главное условие - международный  торговый режим для России, когда  она станет членом ВТО, должен улучшиться по сравнению с ныне действующим. Вступление России в ВТО произойдет не любой ценой для нашей страны, а только на выгодных для нее условиях. Та плата, которую Россия согласна внести за этот шаг, должна быть обязательно соразмерна той выгоде, которую она получит. Однако присоединение к этой международной организации зависит не только от российской стороны, продолжается непростой переговорный процесс. Россия заняла в его ходе конструктивную позицию, она присоединится к ВТО, только если это принесет реальное преимущество экономике страны. Основная задача российской делегации на переговорах - ясно объяснить торговым партнерам, что радикальное открытие рынка для нашей страны сейчас неприемлемо, оно может осуществляться только постепенно.

Видимо, интересам России отвечало бы поэтапное  присоединение к соглашениям  ВТО, осуществляемое в течение определенного  периода времени, необходимого для  решения задач реструктуризации и модернизации российской промышленности, реформирования отечественной корпоративной  структуры, создания действенной системы  государственного регулирования внешних  и внутренних хозяйственных отношений. В идеале сам график переходного  периода должен бы стать составной  частью общегосударственной программы  возрождения и повышения конкурентоспособности  российской экономики.

Хотелось  бы надеяться, что переговорный процесс  по поводу вступления России в ВТО  закончится благополучно для нашей  страны и, став членом этой авторитетной организации, Россия войдет, наконец, в  правовое пространство международной  многосторонней торговой системы, вне  рамок которого любая страна оказывается  в положении аутсайдера на мировом рынке товаров и услуг.

"На  саммите ВТО в Гонконге в  декабре текущего года может  быть принято решение о вступлении  России в ВТО. Весьма вероятно, что в начале 2006 года Россия  станет 149-м членом ВТО - через  13 лет после начала переговоров  о вступлении", - заявила представитель  комиссара Евросоюза по торговле.

 

 

 

 

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

  1. Международные экономические отношения – ИНТЕГРАЦИЯ (учебное пособие) авторы Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. ” Издательское объединение “ЮНИТИ” 1997г.
  2. Модели современных интеграционных процессов – Н.Е. Овчаренко. Изд. Москва 1999г.
  3. Виктор Ивантер, Феликс Клоцвог – Подходы к научному обоснованию интеграционных процессов. Проблемы теории и практики управления, номер 5/97.
  4. Владимир Аксенов – Интеграционное противоборство. Независимая газета, номер 54 (2364) 28 марта 2001 г.
  5. Селиверстов В.Е., Кулешов В.В., Клисторин В.И. – Совершенствование институциональных и финансово-экономических основ межрегиональной интеграции. Проект Тасис EDRUS 9602 "Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии"
  6. Колесов В. П., М. Н. Осьмова // Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / М, 2000 г.
  7. Борко Ю. «Европейский союз: углубление и расширение интеграции» - “МЭиМО”, №8, 2000.
  8. «История европейской интеграции (1945 – 1994)» Под ред. А.С. Намазовой, Б.Эмерсон - М., 1995.
  9. Шенаев В.Н. «Особенности экономического развития Западной Европы» - М., 1993.
  10. Рыбалкин В.Е.  МЭО: Третье издание, переработанное и дополненное. М.: ООО «Издательство ЮНИТИ-ДАНА», 1999.
  11. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: «Издательство ЮНИТИ», 1998.
  12. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения
      1. – 2000г.
  13. Проблемы современной экономики – журнал №3 (3) – 2000г.

 

  1. РИА "Новости", 31.03.2005 Б.Печников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Информация о работе Всемирная торговая организация