Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:56, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть, как осуществляется внешнеэкономическая деятельность в России.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты внешнеэкономических связей.
Внешнеэкономические связи: понятия и инструменты.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
ГЛАВА 2. Анализ внешнеэкономических связей РФ.
2.1 Основные направления внешнеэкономической деятельности РФ.
2.2 Стратегия экспорта и импорта в РФ.
ГЛАВА 3. Перспективы развития внешнеэкономических связей РФ.
3.1 Варианты развития внешнеэкономических связей РФ.
3.2 Стратегия совершенствования внешнеэкономической деятельности РФ.
Заключение
Список использованной литературы
В соответствии с вышеуказанным Законом (ст.6) в ведении государственных органов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности, в частности, находятся:
-формирование
концепции и стратегии
-защита
экономического суверенитета и
экономических интересов
-установление
показателей статистической
-заключение
международных договоров
-учреждение,
содержание и ликвидация
-участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями.
Крупные российские компании, как правило, осуществляют операции на внешнем рынке не через государственные внешнеторговые организации, а в рамках своих коммерческих подразделений. Эту тенденцию можно проследить на примере ГМК «Норильский никель», крупнейшего в мире производителя и поставщика платиноидов на мировой рынок (около 55% мирового рынка палладия, 25% -никеля, 15%-платины и др.) До последнего времени экспорт его продукции осуществлялся через ВО «Алмазювелирэкспорт». Но 2 года тому назад была сформирована компания «Norimet Ltd», являющаяся стопроцентной «дочкой» «Норникеля», ставшая единственным дистрибьютором этих металлов на внешних рынках. Общеизвестна лидирующая роль на мировом рынке российских компаний нефтегазового комплекса, имеющих свою сбытовую сеть за рубежом (Юкос, Газпром, ЛУКОЙЛ и др.)
В докладе МЭРТ о конкурентоспособности российской экономике отмечается, что одним из основных факторов её повышения является активизация борьбы с монополиями. Вместе с тем, следует иметь в виду, что в условиях рыночной экономики их функции и методы работы значительно модифицируются, концентрируясь не столько на решении оперативных вопросов, сколько на участии в выработке стратегической линии в отношении международных экономических организаций и наших внешнеторговых партнеров.
Примерно
два десятка экспортно-
Необходимое более четкое и ясное определение места торговых представительств России за рубежом в новом механизме организации ВТД. Сеть торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах создавалась десятилетиями, закреплена международными договорами страны и стала неотъемлемой составной частью государственного аппарата. В условиях плановой экономики торгпредства доказали свою способность выступать как эффективный инструмент реализации внешнеторговой политики страны, обеспечения национальных хозяйственных интересов за рубежом.
После
демонтажа государственной
До 1995 г. у страны было 130 торгпредств за рубежом. В настоящее время действуют 90. МЭРТ предлагает сократить их число до 29, сохранив в основном в тех странах, где значительные объемы межгосударственной торговли. Остальные торгпредства организационно предлагается преобразовать в отделы при посольствах.
Как уже отмечалось, крупные российские компании создают за рубежом свою собственную представительскую сеть. В то же время мелкие и средние фирмы, как правило, заинтересованы в деятельности на территории иностранных партнеров российских посредников, способствующих продвижению товаров и услуг этих фирм на внешние рынки. Поэтому несомненно в обозримой перспективе роль торговых представительств как легитимного защитника национальных экономических интересов всех участников ВТД должна, видимо, сохраниться в той или иной форме.
Прогресс в динамике и структуре внешней торговли в ближайшие годы будет в значительной мере обусловлен расширением масштабов участия малого и среднего бизнеса в международном разделении труда.
Для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития внешнеэкономической деятельности среднего и малого бизнеса можно было бы использовать получившую широкое распространение на Западе и дающую значительный экономический эффект систему контрактных отношений крупных и мелких фирм (франчайзинг). Ее суть состоит в том, что крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т.п.
В
развитых странах разработаны
Изменение геополитического положения России и поиски в направлении наполнения реальным содержанием ее федерального статуса обусловили повышение роли субъектов РФ в выработке и осуществлении внешнеэкономической политики, предопределили изменения в территориальной структуре внешнеэкономических связей страны. Сегодня в России определяющая роль в программировании, инициировании и финансировании региональных потоков внешнеэкономических связей принадлежит местной администрации, опирающейся на предпринимательские структуры своих регионов и контакты с зарубежными инвесторами. Показательно, что из 14 республик, областей и краев, лидирующих в стране по абсолютному и среднедушевому объему промышленного производства 12 субъектов Федерации лидируют и по объему экспорта.
Для многих российских регионов весьма важным направлением экономической и социальной деятельности является приграничное сотрудничество. На долю приграничных районов приходится 15% экспорта России. Это сотрудничество помогает решать проблемы занятости и доходов населения, наполнения товарами регионального рынка, привлечения иностранных технологий. Важную роль в приграничном сотрудничестве играют рамочные межправительственные соглашения и двусторонние договоры между администрациями приграничных районов в России и соседних стран. Существенную роль в деле согласования внешнеэкономической политики регионов и федерального Центра играет Координационный совет по международным и внешнеэкономическим связям при МИД РФ, в рамках которого регулярно обсуждаются перспективы и приоритеты участия России в ВТД. С 2002 г. МИД начал открывать свои представительства в столицах федеральных округов, а также в ряде приграничных регионов для более эффективного содействия использованию их торгово-экономического потенциала на внешних рынках.
По мнению многих хозяйственников, часть функций, прежде выполнявшихся министерствами и другими органами исполнительной власти должна перейти к общественным организациям. Такого рода практика накоплена в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой. Очевидно, в РФ необходим соответствующий закон об общественных объединениях в реальном секторе экономики.
Ведущую роль в системе общественных объединений, влияющих на развитие внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными партнерами, играет Торгово-промышленная палата РФ. ТПП действует на основе закона РФ "0 торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", который определяет общие правовые, экономические и социальные основы создания торгово-промышленных палат в РФ, устанавливает организационно-правовые формы и направления их деятельности, а также определяет принципы их взаимоотношений с государством.
Основными целями создания Торгово-промышленной палаты было: содействие развитию экономики Российской Федерации, ее интегрирования в мировую хозяйственную систему, формированию современной финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, всемерному развитию всех торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей РФ с партнерами зарубежных стран.
Как отмечалось в разработанной ТПП РФ Концепции по вступлению в ВТО, необходимо поднять роль палат, в формировании постоянно действующих механизмов для защиты важнейших отраслей экономики, регионов, мелкого и среднего бизнеса от возрастающей импортной конкуренции, стимулировании промышленного экспорта и создания для этого необходимых финансовых условий. ТПП считает целесообразным передачу системе торгово-промышленных палат РФ функций контроля за качеством экспортной и импортной продукции, выдаче в соответствии с международной практикой сертификатов происхождения товаров. Учитывая большую значимость развития инновационных проектов, важность подключения к ним широких кругов российского предпринимательства, заслуживает внимания предложение возложить на ТПП функции по обеспечению участия российских организаций и отдельных изобретателей в международных салонах изобретений и высоких технологий.
Недавно
в ТПП подготовлен и внесен
в Госдуму новый вариант
За
последние годы в организации
внешнеэкономической
Принципиальная особенность отраслевых союзов состоит в том, что они создаются на добровольной основе различными хозяйственными субъектами, объединяют как производственные, так и внешнеторговые предприятия. По сути дела, формируется новое организационное звено, имеющее целью представительство интересов своих членов перед государственными органами и всестороннее содействие им в работе на внешних рынках.
Для
решения стоящих перед
Основываясь на этих соображениях, с нашими коррективами, мы приводим эту периодизацию:
Первый (2004-2010) – этап преодоления последствий кризиса основного и человеческого капитала, где роль государственного влияния на ВТД будет еще высока..
Второй (2011-2015) – этап завершения модернизации и принципиального обновления машиностроительного комплекса на инновационной основе, экспансия продукции российской инвестиционной сферы на мировом рынке, сокращение доли традиционных товаров в экспорте за счет инновационных продуктов. При этом роль государства сводится лишь к коррективам стратегического характера в области международных товарных и финансовых потоков.
Третий (2016-2025) – этап подлинной либерализации российской экономики и внешнеэкономических связей, где роль государства ограничивается, как и в других странах с рыночной экономикой, необходимой дипломатической и кредитной поддержкой саморегулируемых хозяйственных и научно-технических организаций. Вместе с тем на всех этапах сохраняется постоянная функция государства, связанная с наполнением доходной части бюджета отчислениями от внешнеторговой деятельности.
В
то же время считаю необходимым обратить
внимание на важный вывод, сделанный российским
экономистом-исследователем А.Реем: по
его мнению «международная конкурентная
стратегия государства в силу большой
протяженности временных отрезков и инерционности
процессов на международном и межотраслевых
уровнях на самом деле не является стратегией
в привычном смысле – комплексом собранных
воедино инструктивно-доктринальных принципов,
принятых единоличным или коллегиальным
органом и сравнительно редко изменяемых.
Под международной
конкурентной стратегией
здесь и далее, - отмечает он, - понимаются
общие черты устойчивых
элементов стратегий
национальных компаний
на мировом рынке, образующиеся
в силу сходства внешних
условий и находящие
свое выражение во внешнеэкономической,
промышленной и научно-технической
политике государства
лишь постольку, поскольку
эти стратегии приносят
прибыль. Последнее условие позволяет
связать воедино источники конечного
спроса на продукцию национальных компаний
(то есть модели экономического роста)
и политэкономические причины объективной
устойчивости международной конкурентной
стратегии на протяжении нескольких поколений.»
Думается, что в условиях России эта оценка
пока соответствует, в основном, отношениям
между государством и топливно-сырьевыми
компаниями. Другим отраслям по мере их
трансформации из совокупности разрозненных
предприятий в вертикально и горизонтально
структурированные концерны еще только
предстоит стать равнозначными партнерами
государства.
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельности Российской Федерации