Внешнеэкономическая деятельности Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть, как осуществляется внешнеэкономическая деятельность в России.

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты внешнеэкономических связей.
Внешнеэкономические связи: понятия и инструменты.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.


ГЛАВА 2. Анализ внешнеэкономических связей РФ.

2.1 Основные направления внешнеэкономической деятельности РФ.

2.2 Стратегия экспорта и импорта в РФ.

ГЛАВА 3. Перспективы развития внешнеэкономических связей РФ.

3.1 Варианты развития внешнеэкономических связей РФ.

3.2 Стратегия совершенствования внешнеэкономической деятельности РФ.

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Внешнеэкономическая деятельность РФ.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

  Желая способствовать экспорту, государственные органы оказывают экспортерам помощь в выявлении перспективных рынков, предоставлении различной информации, организации торговых выставок и ярмарок в других странах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ  СВЯЗЕЙ РФ

2.1 Основные направления  внешнеэкономических  связей России

    Изменения в мировой политике после окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демократизация поставили Россию в положение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитической деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отношений.

    В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией своей  линии поведения на международной  арене.

Первый вариант выбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранения статуса великой державы и продолжения прежней экспансионистской политики, направленной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на несбыточность такого рода альтернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего, такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.)

    Второй  путь предполагает обретение Россией статуса региональной державы. В одном случае ее влияние может основываться по преимуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять логику поведения «сверхдержавы» в локальном политическом пространстве. При другом варианте завоевание политического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отказом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознательным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.

    Третий  путь предполагает, что Россия может занимать сугубо прагматическую внешнеполитическую позицию, основанную на принципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и государств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут формироваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимости от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на решение экономических и других внутренних проблем.

    В реальной политической деятельности государства  переплетаются элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум к трем группам своих внешнеполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».

    Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие:

  • создание новой системы взаимоотношений с бывшими социалистическими странами: наладить дружеские и взаимовыгодные отношения с республиками Прибалтики, Украиной, Молдавией, Литвой, Эстонией, Грузией и Азербайджаном.
  • вхождение в европейское и мировое сообщество: Европе выгодно членство России в этой организации. С помощью постоянных нападок в совете Европы и парламентской ассамблее совета Европы европейские страны могут влиять на внешнеполитический и внутренний климат в России.
  • разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР:

    • Принцип  неприменения силы и угрозы силой;

    • Принцип  разрешения межгосударственных споров мирными средствами;

    • Принцип  невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

    • Принцип  обязанности государств сотрудничать друг с другом;

    • Принцип  равноправия и самоопределения  народов;

    • Принцип  суверенного равенства государств;

    • Принцип  добросовестного выполнения обязательств по международному праву;

    • Принцип  нерушимости государственных границ;

    • Принцип  территориальной целостности государств;

    • Принцип  уважения прав человека и основных свобод. 

  • разработка  новой военно-политической доктрины в изменившемся геополитическом пространстве;
  • активизация отношений с Китаем, странами Юго-Восточной Азии: для этого России и Китаю целесообразно ориентировать деятельность ШОС преимущественно на цели экономического взаимодействия – посредством создания регионального интеграционного блока. Причем, другие члены ШОС – страны Центральной Азии способны сыграть важную роль связующего (и пока явно недостающего) звена в российско-китайской производственно-инвестиционной кооперации, так как промышленное освоение центральноазиатского региона потенциально представляет значительный экономический интерес и для РФ и для КНР.
  • равноправное развитие отношений с США: в настоящее время отношения между Россией и США развиваются в таких областях как борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия, космические исследования. Россия должна начать торгово-экономические отношения с США.
  • противодействие установлению «однополюсного» мира под эгидой США;
  • участие в миротворческих акциях прекращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.

    2.2 Стратегия экспорта и импорта в РФ

     Возможная динамика физических объемов экспорта. В настоящее время  Россия, превратившаяся в прошлом веке из экспортера в импортера продовольствия и сельскохозяйственного сырья, начинает возрождать экспорт сельхозпродукции, в первую очередь в европейские страны. Преимущества отечественных аграрных товаров очевидны – они сравнительно дешевы и экологически чисты. Поэтому в ближайшей перспективе при некотором улучшении ситуации в агропромышленном комплексе ежегодные приросты этой группы товаров могут достичь не менее 1,1% по инновационному сценарию, против 1,0% по инерционному сценарию.

     Согласно  Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, Россия намерена отреагировать на сдвиги в  размещении мировых потребностей в энергоресурсах, прежде всего отказом от моноевропейской ориентации своего экспорта, а также активным наращиванием импорта и транзита энергоресурсов, в первую очередь из стран Центральной Азии.

Важным  компонентом экспортной политики России будет диверсификация рынков, как по видам энергоресурсов, так и по регионам. После 2005 г. замедлится бурный рост доли нефти и нефтепродуктов в энергетическом экспорте страны (60% в 2002 г.) за счет повышения доли газа и увеличения экспорта угля и электроэнергии. Главным же направлением диверсификации экспорта, обеспечивающим снижение ценовых и политических рисков, станет освоение новых рынков сбыта, прежде всего, в Азиатско-Тихоокеанском регионе: к 2020 г. туда прогнозируется направить 25-28% российского экспорта энергоресурсов.

     Однако  в первое десятилетие текущего века основным для России по-прежнему будет  рынок Западной и Центральной  Европы. Доминирующим энергоресурсом здесь останется нефть: ее доля в  суммарном энергопотреблении сохранится на уровне 40-41% до 2010 г., после чего будет медленно снижаться. Россия, как и прежде, будет присутствовать на европейском рынке со стабильными объемами нефти, если цены на нее не упадут. Более динамичен в Европе рынок природного газа, и при стабильных или растущих мировых ценах экспорт в Европу российского газа увеличится к 2010 г. на 20-25% по сравнению с 2000 г., а затем стабилизируется вследствие взятых на себя странами ЕС обязательств по ограничению импорта из одного источника.

Оценки  перспектив развития энергетики европейских  стран СНГ показывают, что более  половины потребности этих стран  будут обеспечивать импортные энергоресурсы, в основном газ, нефть и нефтепродукты  из России при возрастающей доле их поставок из Средней Азии и Казахстана. Продолжится интеграция энергетического сектора стран СНГ, в том числе и путем совместного освоения месторождений нефти и газа, сооружения совместных транзитных энергетических коммуникаций.

     Россия  уже обозначила рост интереса к участию  на энергетических рынках АТР путем разработки проектов освоения ресурсов нефти и газа на шельфе Сахалина. Ожидается, что их реализация обеспечит добычу 20 млрд. куб. м газа и 24 млн. т нефти, которые пойдут преимущественно на экспорт. Наиболее крупными и эффективными являются проекты экспорта в Китай (а через него – в Корею) по меньшей мере, 30 млрд. куб. м природного газа по трубопроводам из Восточной Сибири, Якутии и острова Сахалин.

     Высокие приросты объемов экспорта продукции  обрабатывающей промышленности (7-13% за четыре последних года прошлого века) и неполная загрузка имеющихся в ней мощностей, казалось бы позволяют рассчитывать на дальнейшее ускоренное увеличение поставок готовой продукции на внешние рынки. Однако для отраслей, выпускающих изделия первого передела и полуфабрикатов – металлов, удобрений и лесоматериалов – это маловероятно.

     Рост  экспорта упомянутых товаров будет  затруднен по целому ряду причин. Стимулировавший  вывоз за границу эффект девальвации  рубля, который существенно повысил  рентабельность экспорта в металлургии, химии и лесной промышленности, к настоящему времени в основном исчерпан. Высокий уровень износа основных фондов в данных секторах промышленности (более 50%) ставит под вопрос сохранение достигнутых объемов экспорта в условиях ожидаемого увеличения внутреннего потребления их продукции. Из-за ухудшения мировой конъюнктуры и ограничений со стороны отдельных стран на импорт из России российские экспортеры, в частности производители цветных и отдельных видов проката черных металлов, уже в начале нового века сталкиваются с серьезными трудностями в реализации своей продукции на внешних рынках. Поэтому в рассматриваемой перспективе можно ожидать относительно умеренных, приростов экспорта данных видов продукции по инновационному сценарию на 7% в среднем за год против 5% по инерционному сценарию.

     Положение, сложившееся в машиностроении, также  не дает оснований рассчитывать в  ближайшие годы на ускоренное увеличение экспорта машин,  оборудования и  транспортных средств. Незначительные и прежде   возможности российских машиностроителей производить продукцию, отвечающую требованиям мировых рынков по потребительским свойствам и качеству, за последние годы сузились в результате усилившегося отставания отечественного производства от мирового технологического уровня. Некоторые аналитики считают, что отечественные машины и оборудование гражданского назначения вообще не могут стать серьезной альтернативой вывозу сырья. Надежды на улучшение структуры экспорта они связывают исключительно с авиакосмической промышленностью, программированием,  ядерной энергетикой и высокими технологиями. Однако не стоит безоговорочно сбрасывать со счетов экспортный потенциал других отраслей, в частности судостроения и электронной промышленности, а также возможности осуществления поставок за рубеж новых поколений комплектного оборудования энергетического и металлургического машиностроения.

     Кроме того следует иметь в виду, что  в наступившем десятилетии увеличение российского экспорта машин и  оборудования будет зависеть от военно-политической ситуации в мире и спроса развивающихся стран на вооружения и военную технику, на которые приходится заметная доля отечественного машинотехнического экспорта. Не исключено, что поставки отдельных видов высокотехнологичной военной продукции будут увеличиваться.

     В целом же приросты экспорта данной группы товаров могут составить  около 5% в год по инновационному сценарию против 3% по инерционному.  Некоторого увеличения темпов прироста экспорта машин и оборудования можно  ожидать только к концу десятилетия при условии проведения технической модернизации в отдельных отраслях машиностроения.

     Динамика  импорта по двум сценариям. В условиях расширения внутреннего спроса и снижения в последние годы мировых цен на товары российского импорта вполне возможен динамичный рост ввоза из-за границы продукции и производственного, и потребительского назначения.

Приросты  импорта продовольствия и сельскохозяйственного  сырья, в том числе текстильного, могут кратно увеличиться по сравнению  с концом 90-х гг. при этом годовой  прирост по обоим сценариям будет  значительным, в том числе по инерционному – 20% и инновационному – 25%. Однако по мере насыщения внутреннего рынка ежегодные приросты закупок за рубежом продовольственных товаров скорее всего будут снижаться. Можно ожидать незначительного увеличения импорта минерально-сырьевых ресурсов. В частности, продукции топливно-энергетического комплекса по двум сценариям всего на 2 и 2,5% соответственно. В то же время, вполне вероятными представляются достаточно быстрые годовые приросты импорта готовой продукции, прежде всего товаров химической и целлюлозно-бумажной промышленности (от 3 до 8%), потребности в которых у отечественной промышленности традиционно высоки. Несколько меньшими могут оказаться темпы увеличения ввоза металлов и изделий из них (2% и 3% по двум сценариям соответственно).

     Модернизация  российской экономики объективно потребует  расширения ввоза в страну современных  машин и оборудования. При улучшении  финансового состояния предприятий  в текущем десятилетии, в том  числе и в результате снижения налогового бремени, улучшения платежной дисциплины и действия других факторов, можно ожидать  ускоренного увеличения  объемов поставок из-за рубежа машин и оборудования по инновационному сценарию до 5% в год против 2 % по инерционному.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельности Российской Федерации