Внешнеэкономическая деятельности Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть, как осуществляется внешнеэкономическая деятельность в России.

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты внешнеэкономических связей.
Внешнеэкономические связи: понятия и инструменты.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.


ГЛАВА 2. Анализ внешнеэкономических связей РФ.

2.1 Основные направления внешнеэкономической деятельности РФ.

2.2 Стратегия экспорта и импорта в РФ.

ГЛАВА 3. Перспективы развития внешнеэкономических связей РФ.

3.1 Варианты развития внешнеэкономических связей РФ.

3.2 Стратегия совершенствования внешнеэкономической деятельности РФ.

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Внешнеэкономическая деятельность РФ.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

Заключение

    Для России внешняя торговля всегда играла и продолжает играть огромную роль в экономической жизни.

    По  данным Федеральной службы государственной  статистики на начало нашего столетия (2000 год) внешнеторговый оборот России составлял 149,9 млрд. долларов США. Значительная доля внешнеторгового оборота приходилась на экспорт. В начале нового столетия произошло увеличение внешнеторгового оборота в 3,86 раза. Доля экспорта в торговом обороте увеличилась в 3,4 раза. Доля импорта увеличилась в 5 раз.

    Внешнеэкономические отношения Россия поддерживает со странами расположенными практически во всех частях света. В последнее время  выбирает партнеров более рационально  и обоснованно. Основными торговыми партнерами России являются такие страны, как Германия, Италия, Китай, Турция, Нидерланды, Польша, Финляндия, Корейская республика, США, Япония, Индия.

    Неблагоприятна  товарная структура внешней торговли России. Значительную часть экспорта составляют невоспроизводимые товары с низкой степенью обработки (газ, нефть и нефтепродукты), электроэнергия, металл, минеральные удобрения. Значителен также экспорт каменного угля, древесины. Импортируются в Россию машины и оборудование, продовольствие, продукция химических производств.

    В течение последних лет отечественная  внешняя торговля развивается в  условиях достаточно благоприятной  для России конъюнктуры на внешних  рынках, прежде всего растущих цен  на нефть. Это позволило поддерживать сравнительно высокие темпы экономического роста, предопределило заметное увеличение экспорта страны и создало предпосылки для ускоренного роста импорта.

    Повышение цен на товары отечественного экспорта, равно как и их понижение на импортируемую продукцию, т.е. изменение  условий торговли, позволяет экспортерам и импортерам получать дополнительные доходы – своеобразные субсидии мировых рынков, по существу не связанные с их собственными усилиями. За период 2001-2006 гг. величина полученных страной ценовых выигрышей составила около 121 млрд. долл. Воспроизводственные процессы в промышленности России в заметной степени опираются на внешние рынки. В этих условиях в отечественной экономике одновременно проявляются две тенденции: во-первых, консервируется сложившаяся в прошлом структура промышленного производства с доминированием добывающих отраслей и отраслей по первичной переработке сырья, и, во-вторых, неуклонно ослабляются позиции отечественных производителей на внутреннем рынке. Опережение динамики производства импортом ведет к тому, что на российском рынке год от года ослабевают позиции отечественных производителей. Укрепление рубля сближает уровни внутренних и мировых цен и снижает тем самым ценовую конкурентоспособность отечественной продукции, оказывая сдерживающее влияние на экспорт и стимулирующее – на импорт.

    В условиях ускорения процесса глобализации, углубления экономической взаимозависимости  стран, влияние высокоразвитых стран  на мировую торговлю усиливается, несмотря на сокращение относительных показателей  производства и торговли.

    Доля  высокотехнологической продукции  в экспорте передовых стран мира составляет 17-19 %, продукция машиностроения - 45-50 %. Мощный экономический, научно-технологический  и финансовый потенциал передовых  стран является основой, позволяющей  этим странам оказывать решающее влияние на тенденции развития мирового хозяйства и международной торговли. В импорте наиболее развитых стран мира преобладает сырье и продовольствие.

    Предпосылки успешного развития внешнеэкономических  связей России заключаются в следующем: выгодное географическое положение, значительный транзитный потенциал, развитая сеть телекоммуникаций, транспортные коридоры для перевозки грузов между Европой и Азией; развитие многостороннего сотрудничества не противоречит процессам укрепления суверенитета государств-участников; наличие колоссального человеческого, ресурсного и оборонного потенциала, огромной территории, развитой науки и богатой культуры; тесные связи между странами в социальной, гуманитарной и информационной сферах; усложнение военно-политической обстановки в мире в результате возросшей угрозы международного терроризма, что требует большей координации усилий в обеспечении коллективной безопасности; открытая рыночная экономика; создана система регулирования внешней торговли товарами, таможенная система.

    В настоящее время присутствует ряд  факторов, оказывающих негативное влияние  на формирование и эффективное функционирование внешнеэкономического комплекса. Это: недостаточная конкурентоспособность  продукции с высокой степенью переработки; высокая степень износа производственных фондов предприятий внешнеэкономического комплекса и ограниченность внутренних инвестиционных ресурсов этих предприятий; переориентация импорта на удовлетворение текущих потребностей; недостаточная координация деятельности предприятий и организаций, участвующих в формировании инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.

    Российское  правительство поставило перед  собой задачу модернизации, диверсификации экономики. С этой целью реформируются  национальная инновационная система и академическая наука, началось формирование особых экономических зон, в том числе технико-внедренческих, созданы инвестиционный и венчурный фонды. В России с 2004 года действует программа по поддержке промышленного экспорта. В мае 2006 года правительство РФ утвердило государственную программу «Создании в России технопарков в сфере высокой технологии». Важнейшим направлением является создание общего экономического пространства (ОЭП) на основе концепции Общего Европейского Экономического Пространства. Целью ОЭП является создание открытого интеграционного рынка между ЕС и Россией. Россия стремится стать членом ВТО.

    Новым направлением в развитии внешнеэкономических  связей является сотрудничество в области  информационных услуг. Одним из направлений  внешнеэкономической политики является совершенствование таможенной политики. Приграничная торговля является одной из традиционных форм региональных экономических связей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Журнал  «Экономическое развитие России» №12 2001год. В. Воронина, Е. Гуревич, О. Данникова, А. Устинов, Н. Чеботарёва.
  2. Интернет-газета «Время союза» 22.08.2008
  3. Журнал «Российский внешнеэкономический вестник» 2008, №7, №11. Дюмулен И.И., Кунаков Д.А.
  4. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» 2005, №6. Савин В.А.
  5. Центр внешнеэкономических исследований ИМЭПИ РАН «Стратегия внешнеэкономических связей России в условиях глобализации» ( сценарий до 2025 года) Москва, 2004. А.Н. Барковский.
  6. Данные Минэкономразвития России www.economy.ru
  7. Внешняя торговля РФ. Бурмистров В.Н. 2006.
  8. Международные экономические отношения. Под ред. Рыбалкина В.В. 2007.
  9. Экономика России: итоги и перспективы роста.- М.: МЭРтИ, 2008.
  10. Россия в мировой экономике. Адрианов В.Д. 2002.
  11. Мировая экономика в век глобализации. Богомолов О.Т. (2007, .)
  12. Смирнов П.С. Национальная безопасность: вопросы торговой политики. – М. Экономическая газета, 2001.
  13. Основы внешнеэкономических знаний. Под редакцией И.П.Фаминского. –М.: “Международные отношения”, 1999.
  14. Кузьмин С. Перспективы России в развитии современных мирохозяйственных тенденций. // Экономист. – 2002. - № 1.
  15. Маркетинг в России и за рубежом №6 / 2000. Савин В.А.
  16. Л.Н. Чечевицина, «Микроэкономика», издательство «Феникс», 2001.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельности Российской Федерации