СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
- РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…….4
- СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ВЭД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИХ ФУНКЦИИ………………………………………………………………….6
- Федеральная таможенная служба РФ…………………………..6
- Центральный банк Российской Федерации…………………….8
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю…………………………………………………………..12
- Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека…………………………………………...17
- Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии…………………………………………………………18
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задача 1……………………………………………………………..19
Задача 2……………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..22
ВВЕДЕНИЕ.
Целью данной работы является
освещение темы управления внешнеэкономической
деятельность в Российской Федерации
и темы необходимости регулирования
внешней торговли в нашей стране.
Задачами, поставленными
для достижения данной цели, являются
освещение функций органов власти,
осуществляющих управление внешнеэкономической
деятельностью в Российской Федерации,
а так же подробное рассмотрение
аспектов внешнеэкономических связей
и международной торговли.
Внешнеэкономическая деятельность
становится все более важным фактором
развития народного хозяйства и
экономической стабилизации республики.
Сейчас нет практически ни одной
отрасли в промышленно развитых
странах, которая не была бы вовлечена
в сферу внешнеэкономической
деятельности. Вот почему эта тема
актуальна сегодня, когда все
большее число предприятий вовлекается
во ВЭД и на их пути возникает
множество проблем, связанных с
регулированием данной деятельности государством.
1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
В современных условиях внешнеэкономическая
деятельность является важной составляющей,
формирующей структуру, динамику, устойчивость
национальной экономики. Сегодня ни
одно государство в мире не может
успешно развиваться без эффективной
системы внешнеэкономических отношений,
позволяющих интегрироваться в
мировое хозяйство. Вместе с тем,
несмотря на тенденцию к интеграции,
мировая экономика остается конгломератом
хозяйств с различными уровнями развития
и несовпадающими, а подчас и прямо
противоположными, интересами. Поэтому
каждой стране крайне важно реалистически
оценить свое нынешнее и возможно
будущее место в мировом сообществе
с учетом собственных интересов
и специфических целей развития.
В этих условиях особое значение приобретает
государственное регулирование
внешнеэкономической деятельности
как совокупности мер и институтов,
способствующих осуществлению внешнеэкономической
политики страны в отношении взаимосвязей
с зарубежными партнерами, вмешательство
административных органов в предпринимательскую
деятельность путем использования
различных форм и методов преимущественно
экономического характера.
Основной предпосылкой необходимости
государственного регулирования служит
высокая степень зрелости индустриальной
рыночной системы в странах Запада
и необходимость ее регламентации
с целью устранения монополизма.
Главной причиной становится
демонополизация системы экономических
отношений с ее инструментами
и институтами. Получила повсеместное
распространение акционерная форма
взаимоотношений множества самостоятельных,
независимых товаропроизводителей,
изменившая многие процессы – развитие
организационных форм собственности
и производственной системы, долгосрочных
кооперационных связей, управление крупными
комплексами и т.д. Однако их конкурентное
поведение отличается суверенными, обособленными,
часто несогласованными, во многом непредсказуемыми
действиями, направленными на обеспечение
собственных интересов. Здесь и проявилась
необходимость и роль государственного
регулирования всей совокупности экономических
функций в целях упорядоченности поведения
и определенного единообразия действий
на рынке.
2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСВЕННОЙ
ВЛАСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ВЭД В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Регулирование внешнеэкономической
деятельностью в Российской Федерации
осуществляется сразу несколькими
органами государственной власти.
2.1.Федеральная таможенная служба
и ее функции.
Федеральная таможенная служба
является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим в соответствии
с законодательством Российской
Федерации функции по контролю и
надзору в области таможенного
дела, а также функции агента валютного
контроля и специальные функции
по борьбе с контрабандой, иными
преступлениями и административными
правонарушениями.
На ФТС возложены следующие
основные функции:
- ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.)
- выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела
- определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля
- классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств
- правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела
- некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности
Особо выделяется функция
взимания таможенных платежей — таможенных
пошлин и таможенных сборов. Наряду
с внутренними налогами и доходами
от управления государственным имуществом
таможенные платежи являются одним
2.2. Центральный банк Российской
Федерации.
Центральный банк Российской
Федерации (Банк России) — верхний
уровень двухуровневой банковской
системы в Российской Федерации,
которая состоит из Банка России
и коммерческих банков (и других
кредитных организаций).
Банк России контролирует
деятельность кредитных организаций,
выдаёт и отзывает у них лицензии
на осуществление банковских операций,
а уже кредитные организации
работают с прочими юридическими
и физическими лицами.
Согласно ст. 71 Конституции
Российской Федерации 1определено, что правом денежной
эмиссии обладает Российская федерация,
а ст. 752 конкретизирует, что денежная
эмиссия осуществляется исключительно
Центральным банком Российской Федерации
и оговорена его основная функция — защита
и обеспечение устойчивости рубля. Статус,
цели деятельности, функции и полномочия
Центрального банка Российской Федерации
определяются также Федеральным законом
«О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)» и другими федеральными
законами.
Банк России осуществляет
свои функции в соответствии с
Конституцией Российской Федерации
и Федеральным законом «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)» и иными федеральными
законами. Согласно статье 75 Конституции
Российской Федерации, основной функцией
Банка России является защита и обеспечение
устойчивости рубля, а денежная эмиссия
осуществляется исключительно Банком
России. Выполняет следующие функции:
- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций[2], организует систему их рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации;
- устанавливает правила проведения банковских операций;
- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России (Международные резервы Российской Федерации по годам);
- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- определяет порядок осуществления расчётов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление платёжного баланса Российской Федерации;
- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
- осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;
- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
2.3. Федеральная служба по
техническому и экспортному контролю
(ФСТЭК России).
Федеральная служба по техническому
и экспортному контролю (ФСТЭК
России) — федеральный орган исполнительной
власти России, осуществляющим реализацию
государственной политики, организацию
межведомственной координации и
взаимодействия, специальные и контрольные
функции в области государственной
безопасности.
Основные полномочия ФСТЭК
России:
- разрабатывает стратегию и определяет приоритетные направления деятельности по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации;
- разрабатывает и вносит в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам своей деятельности;
- издаёт нормативные правовые акты по вопросам своей деятельности;
- разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции методические документы, организует их издание за счёт средств, выделяемых из федерального бюджета ФСТЭК России на эти цели;
- организует и финансирует работы по изучению излучений различной физической природы, возникающих при использовании неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;
- осуществляет межотраслевую координацию деятельности по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;
- осуществляет в пределах своей компетенции контроль за состоянием работ по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации;
- осуществляет в пределах своей компетенции межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны, контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях;
- вносит в установленном порядке представления о применении мер ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации по вопросам своей деятельности;
- выдаёт предписания на приостановление работ на объектах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в случае выявления в ходе осуществления контроля нарушений норм и требований, касающихся противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;
- организует радиоконтроль за соблюдением установленного порядка передачи служебной информации должностными лицами организаций, выполняющих работы, связанные со сведениями, составляющими государственную и (или) служебную тайну, при использовании открытых каналов радио-, радиорелейных, тропосферных, спутниковых и других линий и сетей радиосвязи, доступных для радиоразведки, подготавливает предложения, направленные на предотвращение утечки информации по указанным каналам;
- организует и проводит лицензирование деятельности по осуществлению мероприятий и (или) оказанию услуг в области защиты государственной тайны (в части, касающейся противодействия техническим разведкам и (или) технической защиты информации), по созданию средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, по технической защите конфиденциальной информации, по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, а также лицензирование иных видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- организует в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение работ по оценке соответствия (включая работы по сертификации) средств противодействия техническим разведкам, технической защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, применяемых для формирования государственных информационных ресурсов, а также объектов информатизации и ключевых систем информационной инфраструктуры;
- участвует совместно с ФСБ России в проведении специальных экспертиз по допуску организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также принимает участие в проведении государственной аттестации руководителей организаций, ответственных за защиту указанных сведений;
- организует разработку программ стандартизации, технических регламентов и национальных стандартов в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, обеспечения безопасности применяемых информационных технологий, а также в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;
- осуществляет выдачу заключений о возможностях размещения и использования на сухопутной территории Российской Федерации иностранных технических средств наблюдения и контроля, поставляемых иностранной стороной в ходе реализации международных научных и научно-технических программ и проектов, организует и осуществляет контроль за соблюдением организациями-заявителями установленных дополнительных условий и требований, организует проведение необходимых экспертиз;
- обеспечивает проведение экспортного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и приказами Министра обороны Российской Федерации;
- разрабатывает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций для представления в установленном порядке проекты списков (перечней) товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих экспортному контролю;
- организует и проводит в установленном порядке государственную экспертизу внешнеэкономических сделок в отношении товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;
- участвует в реализации государственной политики в области нераспространения оружия массового поражения и иных наиболее опасных видов оружия, а также в области контроля за экспортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;
- организует в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную аккредитацию организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля, и выдает им свидетельства о государственной аккредитации;
- участвует в пределах своей компетенции в подготовке предложений о введении ограничений и (или) запретов на экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, исходя из национальных интересов и международных обязательств Российской Федерации;
- осуществляет в пределах своей компетенции нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе выдает лицензии на осуществление операций по экспорту и (или) импорту товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- определяет порядок и форму учёта внешнеэкономических сделок в целях осуществления экспортного контроля;
- осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации.
2.4. Федеральная служба по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека (Роспотребнадзор).
Федеральная служба по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека является уполномоченным
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору в сфере
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, защиты прав потребителей
и потребительского рынка, в том
числе:
- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
- государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
- контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
2.5. Федеральное агентство по
техническому регулированию и метрологии
(Ростехрегулирование, бывший Госстандарт).
Федеральное агентство по
техническому регулированию и метрологии
(Ростехрегулирование, бывший Госстандарт)
— федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по
оказанию государственных услуг, управлению
государственным имуществом в сфере
технического регулирования и метрологии.
Находится в ведении Министерства
промышленности и торговли России.
Федеральное агентство по
техническому регулированию и метрологии
осуществляет полномочия в установленной
сфере деятельности, в том числе:
- выполняет функции компетентного административного органа Российской Федерации в соответствии с Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенным в г. Женеве 20 марта 1958 г.;
- организует экспертизу проектов национальных стандартов;
- осуществляет руководство деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, а также утверждение национальных стандартов;
- ведет федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.