Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
– обозначить роль таможенного регулирования ВЭД в современных условиях;
– определить методы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. – выявить общие черты и проблемы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общая характеристика внешнеэкономической деятельности
1.1 Цели и Субьекты государственного регулирования ВЭД
1.2 Принципы и методы государственного регулирования, формы условия и направления регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ
1.3Современные проблемы ВЭД в РФ в глобальной экономике
Глава 2. Общая характеристика и особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
2.1 Роль таможенного регулирования ВЭД в современных условиях
2.2 Методы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
2.3 Общие черты и проблемы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
Глава 3. Таможенная служба в реализации мер государственного регулирования.
3.1.Таможенное регулирование и таможенный контроль при осуществлении ВЭД
3.2 Роль таможенных органов в реализации мер государственного регулирования ВЭД.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ekon_tam_dela.docx

— 142.39 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

Изменения характера  внешнеэкономической деятельности в современных условиях, а также  возрастание социально-экономического значения этой деятельности для России требуют высокого качества государственной  таможенной политики, таможенно-тарифного  и нетарифного механизма регулирования  внешнеэкономической деятельности. Этими немаловажными факторами, в конечном счете, определяется эффективность  таможенной деятельности государства.

За годы экономических  реформ в России резко упали объемы внутреннего производства и получаемых от него доходов, усилилась зависимость  государственного бюджета от поступления  денег из-за границы. В то же время, комплекс таможенно-тарифных мер регулирования  внешнеэкономической деятельности еще не вполне отражает национальные интересы страны, не обеспечивает полный сбор установленных таможенных платежей и налогов. На таможенную территорию России проникает большое количество вредной, опасной и просто некачественной продукции, не соответствующей принятым российским стандартам.

За прошедшие  годы внешнеэкономическая деятельность претерпела качественные изменения. Интернационализация  внешней торговли на базе развития производственных, кооперационных, научно-технических  и внешнеторговых связей приводит к  существенному повышению интенсивности  международных контактов, включая  процессы перемещения материальных и валютных ценностей через таможенную границу. Это, в свою очередь, сопровождается адекватным увеличением объемов  информации о товарах, условиях поставки, платежа и других сведений, пересылаемых участниками ВЭД в таможенные органы, а также нарастанием объемов  информации, которой обмениваются таможенные органы с другими государственными и коммерческими структурами.

 

 

 

В сложившихся  условиях растущего объема внешнеторговых товаропотоков, таможенная служба России как часть экономической системы  государства, наряду с выполнением  традиционных функций государственного администрирования внешней торговли, все активней выступает как самостоятельный  социально-экономический институт, которой фактический создает  либо благоприятные условия, либо барьеры  для осуществления внешнеторговой деятельности.

Значительные  изменения во внешней торговле, усложнение задач, возлагаемых Президентом  и Правительством Российской Федерации  на таможенную службу, глобализация экономики, возможность применения современных  информационных технологий побуждают  российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию  таможенного контроля, исходя из системы  мер оценки рисков.

Целью данной  курсовой работы является анализ таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

– обозначить роль таможенного регулирования  ВЭД в современных условиях;

– определить методы таможенного регулирования  внешнеэкономической деятельности. – выявить общие черты и проблемы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика внешнеэкономической  деятельности

    1. Цели и Субьекты государственного регулирования ВЭД

 Внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Основной  целью вмешательства государства  во внешнеэкономическую деятельность является обеспечение экономических  и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление  ряда видов внешнеэкономических  действий, приносящих доходы или требующих  государственного участия.

Основные  цели государственного регулирования  ВЭД:

1. использование  ВЭС для ускорения создания  в России рыночной экономики

2. содействие  повышению производительности труда  и качества национальной продукции,  путем приобретения лицензий  и патентов качества сырья,  материалов и комплектующих, включения  российских предприятий в мировую  конкуренцию.

3. Создание  условий доступа российских предприятий  на мировые рынки, посредством  оказания государственного организационного, финансового и информационного  содействия.

4. Защита  национальных внешнеэкономических  интересов, защита внутреннего  рынка

5. Создание  и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

На федеральном  уровне в систему органов государственного регулирования внешнеторговой деятельности входят органы государственной власти Российской Федерации общей компетенции и государственные органы, наделенные специальной компетенцией.

Во втором случае речь идет о федеральных органах исполнительной власти, основной задачей которых является осуществление государственного управления в сфере внешней торговли.

Органы общей  компетенции — это органы законодательной и исполнительной власти, участвующие в формировании и реализации внешнеторговой политики Российской Федерации. К ним относятся  Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Встречаются исследования, в которых в систему государственного регулирования экономической, в том числе внешнеторговой, деятельности включаются и судебные органы.

Основная  и единственная функция — отправление правосудия. И в этом смысле они не могут участвовать непосредственно в осуществлении государственного регулирования внешнеторговой деятельности, но осуществляют функцию контроля за соблюдением законности и обеспечения правопорядка в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Кроме того, государственные органы общей компетенции, как уже отмечалось, участвуют в формировании и реализации внешнеторговой политики.

 

 

1.2  Принципы и методы государственного  регулирования, формы условия  и направления регулирования  внешнеэкономической деятельности в РФ

Основной целью государственного вмешательства во внешнеэкономическую  деятельность является обеспечение  экономических и политических интересов  страны. Государственное регулирование  распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический  обмен, международное перемещение  рабочей силы.

Ни одна страна в мире не позволит провозить через  свои территориальные границы нерегулируемый поток товаров и услуг. Ограничения  обычно налагаются на ввоз, иногда на вывоз  определенных стратегически значимых товаров.

 

 

Прямые или  косвенные субсидии, предоставляемые  государством отечественным отраслям и производителям, направлены на создание условий, обеспечивающих конкурентные преимущества национальным товарам  на международном и внутреннем рынке  по сравнению с иностранной продукцией. Знание современной системы таможенно-тарифного  регулирования необходимо для успешной интеграции российских предприятий  в мировое хозяйство, а также  для разработки и проведения эффективной  экономической политики в условиях мировой конкуренции. Таможенная политика и стратегия управления ею приобретают  особую актуальность в современных  условиях, априори выступая активным фактором формирования экономических  отношений как внутри страны, так  и во внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с нормативно-правовыми документами  Российской Федерации регулирование  внешнеэкономической деятельности осуществляется посредством таможенно-тарифного  регулирования и нетарифного  регулирования.

Таможенно-тарифное регулирование включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров  на таможенную территорию РФ и вывоза с этой территории, то есть таможенно-тарифные меры основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Основным принципом таможенно-тарифного  регулирования является принцип  одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам  таможенно-тарифных отношений заключать  какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины. На сегодняшний день, по мнению специалистов, острота вопроса  обусловлена предпринимаемыми действиями по созданию Таможенного союза (ТС) Российской Федерации, Республики Беларусь и Казахстана.

Важно отметить, что при распределении таможенных платежей Россия будет получать 87,97 % собираемых платежей, Белоруссия – 4,7 %, Казахстан – 7,33 %. В первом квартале 2010 года были проведены процедуры  по тестированию механизма зачисления и распределения ввозных пошлин.

Эксперты  оценивают общий эффект от создания ТС более чем в 400 млрд. долларов США. Общий объем ВВП трех стран  составляет порядка 2 трлн. долларов, его  прирост к 2015 году прогнозируется в  пределах 15–18 %, а совокупный товарооборот – 900 млрд. долларов .

Нетарифное  регулирование согласно принятых норм и действующей практики, включает комплекс административных и экономических  мер (помимо таможенного тарифа) ограничительно запретительного и контрольного характера, препятствующих ввозу иностранных  товаров на внутренний рынок с  целью протекционистской практики, охраны жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и  национальной безопасности, а также  вывозу товаров, исходя из интересов  национальной безопасности и международных  обязательств РФ.

Таким образом, система управления ВЭД находится  в стадии дальнейшего становления. В соответствии с Конституцией РФ государство оставило за собой право  устанавливать внешнеэкономические  отношения лишь на уровне государства. Субъекты Федерации, предприятия имеют  право самостоятельно устанавливать  ВЭД в пределах полномочий, оговоренных  законодательством.

Энергичному и быстрому воздействию на регулирование  различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органами, осуществляющими государственное  регулирование ВЭД, являются Совет  Федерации и Государственная  Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю  торговлю, совместное предпринимательство  и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.

Общее руководство  внешнеэкономической деятельностью  осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере  ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров. Правительство  Российской Федерации ежегодно разрабатывает  и представляет программу стимулирования и развития торговой деятельности.

 

Министерство  экономики, помимо разработки и проведения единой государственной социально-экономической  политики в целом, также играет важную роль в регулировании ВЭД России. Согласно положению о Министерстве экономики Российской Федерации  оно участвует в разработке предложений  по экономической политике в сфере  международного сотрудничества, совершенствованию  механизма государственного регулирования  внешнеэкономических связей, осуществлению  совместных проектов и программ, участвует  в составлении платежного баланса  страны. Межгосударственное регламентирование  внешней торговли обеспечивается:

1) двусторонними  и многосторонними соглашениями  и договорами (ГАТТ, ВТО и др.);

2) элементами  регулирования валютных рынков;

3) типовыми  условиями «Инкотермс» (Международные  правила по толкованию наиболее  широко используемых торговых  терминов в области внешней  торговли);

4) страхованием валютных рисков и т.д.

Положениями ВТО определены принципы и правила  международной торговли, обязательные для стран-участниц. В числе основных принципов:

- обязательное  применение во взаимной торговле  режима наибольшего благоприятствования;

- недискриминация; 

- снижение  таможенных пошлин;

- ведение  внешней торговли на частноправовой  основе.

Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Необходимо время, чтобы подготовиться  к работе в рамках этой международной  организации. В первую очередь необходимо выработать приоритеты промышленной политики, создать и запустить в действие в полном объеме (хотя бы на несколько  лет) систему государственной поддержки  экспорта, подготовить (с помощью  государства) несколько приоритетных высокотехнологичных производств  к эффективной работе на внешнем  и внутреннем рынке, осуществить  пересмотр хозяйственного права  в соответствии с международными стандартами и т.п.

Это потребует  порядка 6-7 лет. Россия могла вступить в ВТО и раньше, но должна была оговорить возможность отстаивать собственные национальные интересы в рамках переходного периода.

Информация о работе Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации