Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
– обозначить роль таможенного регулирования ВЭД в современных условиях;
– определить методы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. – выявить общие черты и проблемы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общая характеристика внешнеэкономической деятельности
1.1 Цели и Субьекты государственного регулирования ВЭД
1.2 Принципы и методы государственного регулирования, формы условия и направления регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ
1.3Современные проблемы ВЭД в РФ в глобальной экономике
Глава 2. Общая характеристика и особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
2.1 Роль таможенного регулирования ВЭД в современных условиях
2.2 Методы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
2.3 Общие черты и проблемы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
Глава 3. Таможенная служба в реализации мер государственного регулирования.
3.1.Таможенное регулирование и таможенный контроль при осуществлении ВЭД
3.2 Роль таможенных органов в реализации мер государственного регулирования ВЭД.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ekon_tam_dela.docx

— 142.39 Кб (Скачать)

Характер  настоящего этапа глобализации и  региональной интеграции сложился под  воздействием целого ряда факторов:

– развитие новых информационных технологий и  их быстрое распространение по глобальным электронным сетям, значительное снижение стоимости транспорта, телекоммуникаций и компьютеризации, обеспечивающее интегрирование рынка в глобальных масштабах;

– финансовая глобализация, обеспечивающая быстрое  перемещение капиталов и проведение различного типа таможенно-банковских, экспортно-импортных операций во всем мире в течении суток, а также  динамичное развитие прямых иностранных  инвестиций;

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1 –  Динамика роста ВВП и объемов  мировой торговли за 2009-2010 гг.

Регион торговли

Рост ВВП, %

Рост экспорта, %

Рост импорта, %

 

2009

2010

2009

2010

2009

2010

США

3,2

3,4

8,0

10,5

6,0

5,5

25 стран Евросоюза

1,6

2,8

4,0

7,5

3,5

6,5

Страны СНГ

6,7

7,5

3,5

3,0

18,0

20,0

Китай

9,9

10,7

25,0

22,0

11,5

16,5

Япония

1,9

2,2

5,0

10,0

2,0

2,0

Индия

8,5

8,3

20,5

11,5

20,5

12,0

В мире

3,2

3,7

6,5

8,0

н/д

н/д


 

С одной  стороны, нынешний этап развития мирового хозяйства способствует интеграции таможенной системы на базе информатики  и информационных таможенных технологий, помогает формированию таких относительно новых для таможни направлений, как информационно электронная  таможня, международный информационный обмен, виртуальная таможенная логистика, телематика и других.

В настоящее  время любая экономическая система  придает большое значение вопросам информационного обеспечения в  управлении различных сфер человеческой деятельности.

Переход экономики  России на рыночные отношения и появление  информационной экономики и информационных технологий, связанных с новыми моделями внешнеэкономической корпоративной  деятельности, настоятельно потребовали  коренных изменений в характере  деятельности таможенной службы страны, усовершенствования таможенно-банковских и таможенно-логистических операций превращая их в реально, быстродействующий, современный инструмент государственного регулирования внешней торговли .

 

Проблемы, стоящие  перед Российской таможенной службой  сегодня, во многом имеют интернациональный  характер. Тому подтверждение опыт развития и модернизации таможенных служб зарубежных стран, успешно  прошедшие этап интеграции в мировую  экономику и демонстрирующие  сегодня высокие темпы экономического роста.

Можно выделить следующие магистральные направления  по совершенствованию администрирования  внешнеэкономической деятельности в РФ, а именно:

– внедрение  системы управления рисками и  переход от тотального к выборочному  фактическому контролю;

– совершенствование  информационных таможенных технологий управления и контроля с учетом требований выборочности таможенного контроля и облегчения условий внешней торговли .

Следует выделить ряд приоритетных задач, которые должны быть решены с целью определения наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством Российской Федерации:

– повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, поступлений доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимальное содействие внешнеторговой деятельности;

– совершенствование таможенного администрирования, в том числе развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий;

– укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и контрафактной продукцией, а также при обеспечении экономической, экологической и радиационной безопасности.

 

В настоящее  время уже разработаны и применяются  на практике общероссийские, региональные и местные профили рисков. Началась работа по автоматизации создания профилей рисков, формирования базы данных профилей рисков, их доведения до таможенных постов и выявления рисков при  декларировании.

Переход от тотального контроля к системе анализа  и управления рисками уже позволил сократить число таможенных досмотров  на этапе выпуска товаров в  среднем с 95 до 60%. В то же время  дальнейшее упрощение и ускорение  таможенных процедур, с использованием существующей СУР невозможно, так  как сегодня темпы упрощения  процедур таможенного оформления значительно  опережают темпы повышения эффективности  таможенного контроля .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Таможенная служба в реализации мер государственного регулирования.

3.1.Таможенное регулирование и  таможенный контроль при                            осуществлении  ВЭД      

Ввоз  и вывоз товаров является объектом государственного регулирования ВЭД и таможенного контроля. Национальная территория объявляется таможенной территорией государства, она окружается таможенной границей. Государство устанавливает процедуры, которым подвергается товар, пересекающий национальные границы. Товар, перевозимый через таможенную границу, должен быть обязательно оформлен на таможне. Участники внешнеэкономической деятельности, перемещая через таможенную границу Таможенного союза товары, представляют на таможнях базовый документ - таможенную декларацию (далее - ТД). Она воспроизводит по существу так называемый Единый административный документ (далее - ЕАД), применяемый для этих целей в Европейском союзе и Европейской ассоциации свободной торговли. 

При импорте и экспорте товаров к  ним применяются меры тарифного  и нетарифного регулирования. 

Таможенно-тарифное регулирование является одним из основных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанное на применении мер экономического воздействия, регулируют структуру  экспорта и импорта.

Правовую  основу таможенно-тарифного регулирования составляет Единый таможенный тариф Таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации с многочисленными редакционными правками и принятыми изменениями.

Единый  таможенный тариф состоит из принципов применения тарифного воздействия на внешнеторговую деятельность, видов таможенной пошлины и их ставок, а также методов ее определения, установления тарифных льгот и преференций.

Ставки таможенных пошлин едины  и не подлежат изменению в  зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, за исключением случаев, предусмотренных в Законе.

При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза ставки таможенной пошлины применяются в соответствии с действующим таможенным тарифом, разработанным в соответствии с настоящим Законом. В этом случае таможенный тариф необходимо рассматривать как систематизированный перечень товаров с указанием ставок таможенных пошлин. Например, в Таможенном союзе таможенные пошлины являются видом таможенных платежей. В мировой практике таможенная пошлина признана косвенным налогом. 

Назначение  таможенной пошлины, установленной  таможенным тарифом, характеризуется двумя факторами:       

- фискальным, в качестве источника пополнения  доходов федерального бюджета;      

- регулятивным, с помощью, которой государство  регулирует торговый оборот.

Объектом  обложения таможенной пошлины и  других таможенных платежей является таможенная стоимость товаров и их количественные либо весовые показатели. Таможенная стоимость – стоимость сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы ТС.

При ввозе  товаров на таможенную территорию ТС таможенная стоимость определяется исходя из принципов, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, одним из следующих методов: по стоимости сделки с ввозимыми товарами; по стоимости сделки с идентичными товарами; по стоимости сделки с однородными товарами; вычитанием; сложением или резервным методом. Первоосновой для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки.

 

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена методом стоимости сделки с ввозными товарами, то она рассчитывается другими методами, установленными   Единым таможенным тарифом Таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ)       

Тарифные  льготы -  это льготы, предоставленные  в форме возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, в форме освобождения от уплаты таможенной пошлины, в форме снижения ставки таможенной пошлины либо в установлении тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Порядок представления льгот устанавливается ТС. Тарифная льгота рассматривается как инструмент тарифной политики и предоставляется как в одностороннем порядке, так и на принципах взаимности. 

Меры  нетарифного воздействия базируются на административном влиянии на общественные отношения, устанавливаются для  участников внешнеторговых операций в виде различных административных барьеров, ограничений и запретов. В нашей стране принципы и основы применения мер нетарифного регулирования закреплены  в Федеральном законе № 164-ФЗ. В соответствии с пп. 17 ст. 2 этого Закона нетарифное регулирование определено как метод государственного регулирования внешней торговли, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.      

Цели  нетарифного  регулирования  можно  сформулировать следующим образом:       

1) охраны жизни и здоровья населения,  животного и растительного мира и окружающей среды;      

2) обеспечение  экономических интересов  ТС;      

3) выполнение  международных обязательств ТС;      

4) соблюдение  общественной морали и правопорядка;       

6) предотвращение  исчерпания невосполнимых природных  ресурсов. 

В настоящее время система мер  нетарифного регулирования, применяемых в ТС, определена в ст. 20 Федерального закона № 164-ФЗ.

 Эти меры  характеризуются по направленности  действий к получению экономического  результата:      

- количественные ограничения отдельных  товаров;      

- квотирование ограниченного перечня  экспортных и импортных товаров;      

- лицензирование в сфере внешней  торговли товарами;      

- использование  исключительного  права на экспорт и импорт  отдельных видов товаров;      

- специальные защитные, антидемпинговые  и компенсационные меры.       

Количественные  ограничения устанавливаются Правительством РФ в четко определенных случаях, оговоренных в ст. 21 Федерального Закона      № 164-ФЗ. При  этом импорт и экспорт товаров  не могут ограничиваться в количественном отношении, и применяемые меры являются исключением из общего правила.   

Одной из мер, установленных Федеральным  законом № 164-ФЗ, является квотирование, которое заключается во введении ограничений на экспорт или импорт товаров. Под квотой понимаются количественные или стоимостные ограничения товаров, перемещаемых через границу РФ.       

Виды  квотирования:  

индивидуальное,  предполагающие  распределение общего количества  разрешенных к импорту товаров  по традиционным странам-поставщикам;  

Информация о работе Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации