Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий Российской Федерации
Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 21:56, контрольная работа
Краткое описание
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются: защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг; равенство и не дискриминация участников внешнеторговой деятельности; единство таможенной территории РФ;
Внешнеэкономическая деятельность
предприятия - это предпринимательская
деятельность юридических и физических
лиц, которая включает внешнеторговую
и инвестиционную деятельность, международную
производственную кооперацию, валютные
и финансово-кредитные операции. Выбор
конкретного вида внешнеэкономической
деятельности зависит от специализации
предприятия, механизма государственного
регулирования.
Для современного этапа развития
экономики России наиболее массовым видом
внешнеэкономической деятельности предприятий
является внешнеторговая деятельность,
представляющая собой деятельность по
осуществлению сделок в области внешней
торговли товарами, услугами, информацией
и интеллектуальной собственностью.
Государственное регулирование
внешнеторговой деятельности основывается
на Конституции РФ и осуществляется в
соответствии с Федеральным законом «Об
основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности», другими
федеральными законами и иными нормативно-правовыми
актами РФ, а также общепризнанными принципами
и нормами международного права и международными
договорами РФ.
Основными принципами государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
являются:
защита государством прав и
законных интересов участников внешнеторговой
деятельности, а также прав и законных
интересов российских производителей
и потребителей товаров и услуг;
равенство и не дискриминация
участников внешнеторговой деятельности;
единство таможенной территории РФ;
обоснованность и объективность
применения мер государственного регулирования
внешнеторговой деятельности;
исключение неоправданного
вмешательства государства или его органов
во внешнеторговую деятельность и нанесения
ущерба участникам внешнеторговой деятельности
и экономике России;
обеспечение обороны страны
и безопасности государства;
единство системы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности;
единство применения методов
государственного регулирования внешнеторговой
деятельности на всей территории России.
1. Государственное
регулирование ВЭД
Внешнеэкономическая деятельность
предусматривает взаимовыгодный международный
обмен товарами, с целью получения дополнительных
рынков сбыта, или приобретения необходимых
материальных ресурсов.
Внешнеэкономическая деятельность
представляет собой совокупность методов
и средств торгово-экономического, научно-технического
сотрудничества, валютно-финансовых и
кредитных отношений с зарубежными странами.
Важнейшей частью ВЭД выступает внешняя
торговля, которая определяется как предпринимательская
деятельность в области международного
обмена товарами, работами, услугами, информацией
и результатами интеллектуальной деятельности.
Предприятие-участник ВЭД -
это самостоятельное юридическое лицо,
обладающее обособленным имуществом,
имеющее право от своего имени приобретать
имущественные и личные неимущественные
права, нести обязанности, а также быть
истцом в суде, арбитраже и третейском
суде.
Являясь участником ВЭД, предприятие
должно иметь четко очерченные цели деятельности,
которые определяются в его учредительных
документах. Цели и задачи внешнеэкономической
сделки не должны вступать в противоречие
с тем, что определено в уставе или прочих
учредительных документах предприятия.1
При существующей самостоятельности
участников ВЭД государство оставляет
за собой право регулировать важнейшие
аспекты этой деятельности. Основы государственного
регулирования ВЭД концептуально определены
в Федеральном законе «Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности».
В России государственная внешнеторговая
политика разрабатывается под руководством
Президента Правительством РФ, а федеральные
органы власти, непосредственно отвечающие
за ее реализацию, - это Министерство промышленности
и торговли РФ и Государственный таможенный
комитет (ГТК).
Внешнеэкономическая деятельность
в России регулируется совокупностью
норм, изложенных в законах РФ или указах
Президента. К числу важнейших законодательных
актов, регулирующих внешнеэкономическую
деятельность, относятся Закон " Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности",
Таможенный кодекс Российской Федерации,
Закон "О таможенном тарифе".
В статье 4 Закона " Об основах
государственного регулирования внешнеторговой
деятельности сформулированы принципы
этого регулирования:
единство внешнеторговой политики
как составной части внешней политики
РФ;
единство системы государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности
и контроля за ее осуществлением;
единство таможенной территории
РФ;
приоритет экономических мер
государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности;
равенство участников внешнеэкономической
деятельности и их не дискриминация;
защита государством прав и
законных интересов участников внешнеэкономической
деятельности;
исключение неоправданного
вмешательства государства и его органов
во внешнеэкономическую деятельность,
нанесения ущерба ее участникам.2
Конкретный механизм регулирования
внешнеэкономической деятельности определяется
указами президента и постановлениями
правительства, которые конкретизируют
законодательные положения. Они устанавливают
порядок лицензирования и квотирования
во внешней торговле, ставки таможенных
платежей и порядок их взимания.
В условиях экономического
кризиса, неконкурентоспособности национальной
экономики, сильного спада производства
внешнеэкономическую деятельность. Основными
методами регулирования внешнеэкономических
связей являются финансовое, валютное,
кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное
регулирование; обеспечение экспортного
контроля; определение политики в области
сертификации товаров в связи с их ввозом
и вывозом; административные средства
регулирования. Но в последнее время правительство
почти полностью отказалось от административных
методов (кроме специфических видов торговли),
а также от квотирования экспорта. Отменены
также и экспортные пошлины.
Согласно Закону РФ " Об основах
государственного регулирования внешнеторговой
деятельности ", экспорт из России и
импорт в Россию осуществляется без количественных
ограничений. Ограничения могут вводиться
только в исключительных случаях, таких
как ограничение экспорта стратегически
важного сырья и товаров для избежания
нанесения ущерба национальной экономике.
Законом предусматриваются
и такие меры содействия экспорта и внешнеэкономической
деятельности в целом, как ежегодное составление
программ развития внешнеторговой деятельности.
В долгосрочном плане наиболее важно создать
систему стимулирования наиболее эффективного
и перспективного экспорта - экспорта
готовой продукции.
Правительство Российской Федерации
принимает меры по созданию благоприятных
условий для доступа российских лиц на
рынки других государств, вступая, в частности,
в этих целях в двусторонние и многосторонние
переговоры и заключая международные
договоры, а также участвуя в создании
и деятельности международных организаций
и межправительственных комиссий, призванных
содействовать развитию торгово-экономических
связей Российской Федерации с иностранными
государствами.
1.1 Методы государственного
регулирования ВЭД
Государственное регулирование
ВЭД осуществляется разными методами,
определенными законодательством. Эти
методы можно классифицировать по различным
основаниям, выделяя экономические и административные,
тарифные и нетарифные методы.
В зависимости от направленности
действия на экономические процессы, на
протекционистские и либерализационные.
Протекционистские методы направлены
на защиту внутреннего рынка от иностранной
конкуренции, методы либерализации в противоположность
этому направлены на снятие, снижение
ограничений во внешней торговле, что
приводит к росту конкуренции со стороны
иностранных компаний. Каждое из этих
понятий в современных условиях весьма
относительно. В современной мировой экономике
и в политике любого государства постоянно
присутствуют эти две противоречивые
тенденции: протекционизм и либерализация.3
В зависимости от характера
воздействия на экономические процессы
могут быть разделены на административные
и экономические формы регулирования.
к административным относятся
методы непосредственного, прямого воздействия,
имеющие в основном ограничительный характер.
Например, установление квот, использование
лицензий, применение различных оговорок
и ограничений и т.д.
Наиболее распространенные
административные инструменты государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности:
квотирование - это количественное
ограничение импорта или экспорта определенной
категории товаров.
лицензирование - условия и
порядок предоставления государственными
органами специального разрешения на
ввоз или вывоз таких товаров.
к экономическим - методы, которые
воздействуют на экономические процессы
через экономические интересы их участников,
например политика установления таможенных
пошлин, акцизов, сборов, система налогообложения,
банковская процентная ставка, курс валют
и др.
Наличие административных форм
воздействия на участников внешнеэкономических
отношений, как правило, связывают с проведением
протекционистской или умеренной внешнеэкономической
политики, которые характерны для многих
развивающихся и стран с переходной экономикой,
вынужденных защищать собственную национальную
промышленность.
Соотношение экономических
и административных форм воздействия
определяют характер внешнеэкономической
политики государства.
Общепринятой является классификация
методов государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности на
тарифные и нетарифные.
Тарифное регулирование проводится
через установление импортного и экспортного
таможенных тарифов. К методам нетарифного
регулирования ВЭД относится количественное
ограничение экспорта и импорта (путем
квотирования и лицензирования); наблюдение
за экспортом и (или) импортом отдельных
видов товаров; предоставление исключительного
права на экспорт и (или) импорт отдельных
видов товаров; введение специальных защитных
мер, антидемпинговых мер и компенсационных
мер при импорте товаров; введение запретов
и ограничения внешней торговли товарами,
услугами и интеллектуальной собственностью;
экспортный контроль; технические, фармакологические,
санитарные, ветеринарные, фитосанитарные
и экологические требования и др.
Исходя из перечня мер государственного
регулирования ВЭД, оно осуществляется
либо в целях стимулирования деятельности
ее участников, либо для установления
защиты российской экономики и отдельных
хозяйствующих субъектов. Поэтому меры
государственного регулирования классифицируются
на стимулирующие и защитные.
В связи с тем, что в основу классификации
методов регулирования внешнеэкономической
деятельности положены разные основания,
один и тот же метод можно классифицировать
как экономический и тарифный или как
административный и нетарифный. Следует
подчеркнуть, что закон устанавливает
приоритет использования экономических
методов.
2. Тарифные и
нетарифные методы регулирования
деятельности предприятий
Как уже указывалось, таможенно-тарифное
регулирование осуществляется путем установления
и применения экспортных и импортных таможенных
пошлин. Таможенные пошлины являются наиболее
распространенными средствами регулирования
внешней торговли. Их основой являются
таможенные пошлины, сведенные в таможенные
тарифы. Таможенный тариф - это перечень
таможенных пошлин, которыми облагаются
товары при перемещении их через таможенную
границу.
Таможенная пошлина представляет
собой косвенный налог, взимаемый с товаров,
ввозимых в страну или вывозимых из нее.
Этот налог в конечном итоге оплачивается
потребителем товаров, ибо он включается
в продажную цену.4
Торгово-политическая роль
таможенной пошлины состоит в том, что
она защищает определенные отрасли экономики
от конкуренции иностранных товаров и
используется в качестве рычага давления
на конкурентов, для того чтобы заставить
их пойти на определенные уступки.
В зависимости от того, накладываются
ли они на импортируемый, экспортируемый
или проходящий транзитом товар, пошлины
могут быть соответственно импортными,
экспортными или транзитными.
Импортные пошлины встречаются
наиболее часто. Они позволяют государству
получать дополнительные финансовые средства,
регулировать внешнеторговые потоки и
защищают национальных производителей
от конкуренции импортных товаров.
Реже используются экспортные
(вывозные) пошлины. Их роль состоит в сокращении
экспорта определенных товаров или в искусственном
повышении их цены. Этот вид пошлин также
может использоваться для пополнения
государственного бюджета. Вывозные пошлины
могут взиматься с товаров, в области экспорта
которых страна обладает монополией. Кроме
того, экспортная пошлина используется
для выравнивания низкой внутренней цены
и высокой - на внешнем рынке.
Транзитные пошлины взимаются
за провоз товара по территории данной
страны. Этот вид пошлин применяется крайне
редко.
По способу взимания пошлины
подразделяются на специфические, адвалорные
и комбинированные.
В зависимости от страны происхождения
товара пошлины можно подразделить на
следующие основные группы:
максимальные (генеральные,
или общие) пошлины, которые устанавливаются
для всех стран;
минимальные пошлины, применяющиеся
в отношении товаров, происходящих из
стран, пользующихся в торговле с данной
страной режимом наибольшего благоприятствования;
преференциальные пошлины -
особо льготные пошлины; предоставляются
отдельным странам или группам стран,
как правило, развивающимся. Они обычно
значительно ниже минимальных или равны
нулю, т.е. разрешают беспошлинный ввоз;