антидемпинговые пошлины - это
особо высокие пошлины, взимаемые сверх
обычных при обнаружении факта демпинга
(экспорта товаров по пониженным ценам,
т.е. более низким, чем на внутреннем рынке),
для борьбы с которым они используются;
карательные пошлины - особо
высокие пошлины (в 3-5 раз превышающие
генеральные); применяются против товаров,
происходящих из стран, осуществляющих
в отношении данного государства дискриминацию,
недружественные акты и т. п.;
компенсационные пошлины - это
пошлины, взимаемые в целях нейтрализации
субсидий, предоставляемых экспортеру
для повышения его конкурентоспособности
на рынке. По правилам ВТО величина компенсационной
пошлины не должна превышать суммы полученной
субсидии.5
По характеру происхождения
пошлины подразделяют на две группы:
автономные, т. е. устанавливаемые
постановлением государственной власти
данной страны вне зависимости от каких-либо
многосторонних или двусторонних актов
(договоров). Величина этих пошлин может
быть изменена в соответствии с интересами
государства без согласования со странами-партнерами;
конвенционные (договорные)
пошлины - это ставки пошлин, устанавливаемые
в процессе переговоров. Они не могут быть
повышены государственной властью в одностороннем
порядке.
Наряду с таможенными пошлинами
уплачиваются и другие таможенные платежи:
акцизный сбор, т.е. косвенный
налог, которым товар облагается при переходе
товара через таможенную границу.
налог на добавленную стоимость;
сборы за выдачу лицензий таможенными
органами РФ и возобновление действия
лицензий;
сборы за выдачу квалификационного
аттестата специалистам по таможенному
оформлению и возобновление действия
аттестата;
таможенные сборы за таможенное
оформление;
таможенные сборы за хранение
товаров;
таможенные сборы за таможенное
сопровождение товаров;
плата за информирование и консультирование;
плата за принятие предварительного
решения;
плата за участие в таможенных
аукционах.
Нетарифные меры ВЭД (наиболее
часто употребляемым за рубежом термином
является термин «нетарифные барьеры»)
- любые меры национальной торговой политики,
выходящие за рамки таможенно-тарифной
политики и используемые в качестве инструментария
при регулировании внешней торговли. Иными
словами, он объединяет разнообразные
препятствия для импорта и экспорта.6
Особенность их использования
заключается в том, что они вводятся, как
правило, органами государственной власти
и носят автономный характер, т. е. не связаны
какими-либо международными обязательствами.
Прежде всего, к этой группе
мер государственного регулирования внешней
торговли относятся количественные ограничения.
В современной торгово-политической практике
нетарифное регулирование осуществляется
путем квотирования и лицензирования
внешнеторговой деятельности.
Контингентирование (квотирование)
представляет собой ограничение ввоза
иностранных или вывоза национальных
товаров определенным количеством, объемом
или суммой на установленный период времени.
По общему правилу, импорт и
экспорт товаров осуществляются без количественных
ограничений.
В исключительных случаях Правительство
РФ может устанавливать:
временные ограничения или
запреты экспорта товаров для предотвращения
либо уменьшения критического недостатка
на внутреннем рынке РФ продовольственных
или иных товаров, которые являются существенно
важными для внутреннего рынка РФ. Перечень
товаров, являющихся существенно важными,
определяется Правительством РФ;
ограничения импорта сельскохозяйственных
товаров или водных биологических ресурсов,
ввозимых в РФ в любом виде.
Установление внешнеторговых
льгот нацелено на защиту национальных
интересов и национального рынка от дезорганизующего
импорта или экспорта.
Установление экспортных квот
применяется в ситуации, когда цены на
определенный товар на внутреннем рынке
ниже, чем на мировом, и неограниченные
масштабы экспорта могут привести к нехватке
данного товара на внутреннем рынке. При
принятии решения о введении квоты Правительство
РФ определяет метод распределения квоты
и в соответствующем случае устанавливает
порядок проведения конкурса или аукциона.
Распределение квоты основывается
на равноправии участников внешнеторговой
деятельности в отношении получения квоты
и их недискриминации по признакам формы
собственности, места регистрации или
положения на рынке. Распределение квот
осуществляется, как правило, путем проведения
конкурса или аукциона.
Лицензионный порядок - это
запрещение свободного вывоза или ввоза
товаров. Импорт (экспорт) может производится
только на основе специального разрешения
- лицензии.
Лицензирование в сфере внешней
торговли товарами устанавливается в
следующих случаях:
введение временных количественных
ограничений экспорта или импорта отдельных
видов товаров;
реализация разрешительного
порядка экспорта и (или) импорта отдельных
видов товаров, которые могут оказать
неблагоприятное воздействие на безопасность
государства, жизнь или здоровье граждан,
имущество физических или юридических
лиц, государственное или муниципальное
имущество, окружающую среду, жизнь или
здоровье животных и растений;
предоставление исключительного
права на экспорт и (или) импорт отдельных
видов товаров;
выполнение Российской Федерацией
международных обязательств.
В настоящее время применяются
такие виды лицензий, как индивидуальные,
генеральные и автоматические.
Индивидуальная лицензия представляет
собой разовое разрешение на импорт или
экспорт товаров.
Генеральная лицензия - это
постоянно действующее разрешение, которое
предоставляет право любому лицу или фирме
импортировать перечисленные в ней товары
без каких-либо ограничений по количеству
или стоимости.
Автоматическая лицензия - автоматическая
выдача разрешения при подаче заявки.
и продовольственные товары,
текстиль, металлы, медикаменты.
К техническим
барьерам во внешней торговле относят:
национальные стандарты, системы сертификации
продукции; требования, устанавливаемые
санитарно-ветеринарными и здравоохранительными
органами; требования экологического
характера; требования к упаковке и маркировке
товаров.
К методам нетарифного регулирования
относятся также взимаемые на границе
налоги и сборы, которые можно разделить
на две группы.
Первая включает в себя так
называемые уравнительные налоги и сборы,
эквивалентные косвенным налогам и сборам,
взимаемым с отечественных товаров внутри
страны.
Ко второй группе относятся
многочисленные налоги и сборы, уплачиваемые
импортером в связи с таможенной очисткой.
Что касается налогов и сборов,
связанных с оформлением грузов на таможне,
то в их число входят: налог на таможенную
очистку товара, статистические и гербовые
сборы, фрахтовые и портовые сборы и др.
Государство может устанавливать
и валютные ограничения, т.е. определять
способ использования валюты (например,
принудительная продажа всей или части
полученной валюты государству и т. п.),
а также обязывать получать разрешения
на оплату в валюте.7
Валютное регулирование является
одной из форм государственного воздействия
на участников внешнеэкономической деятельности
в целях охраны публичных интересов государства.
Цель валютной политики заключается
в поддержании экономической стабильности
и создании основы для развития международных
экономических отношений путем воздействия
на валютный курс, на валютные операции.
Ряд мер, принятых государством,
призван обеспечить возврат валютной
выручки в Россию. Это осуществляется
для защиты национальной валюты, ограничения
вывоза капитала из страны, обеспечения
возвращения в Россию валютной выручки,
полученной от экспорта.
Решение названных задач обеспечивается
валютным законодательством, регулирующим
как общие вопросы валютных отношений,
так и частные.
3. Законодательная
база и правовое регулирование.
Определение понятия ВЭД представлено
в Федеральном законе РФ от 8 декабря 2003
г. "Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности”: "Внешнеторговая
деятельность – деятельность по осуществлению
сделок в области внешней торговли товарами,
услугами, информацией и интеллектуальной
собственностью”. ВЭД в России регулируется
совокупностью норм, изложенных в законах
РФ или указах Президента. К числу важнейших
законодательных актов, регулирующих
внешнеэкономическую деятельность, относятся
Таможенный кодекс Российской Федерации,
Закон РФ "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности”, Закон
РФ "О таможенном тарифе”, Закон РФ
"О техническом регулировании”, Закон
РФ "О специальных защитных и антидемпинговых
мерах при импорте товаров”, Закон РФ
"О валютном регулировании и валютном
контроле”, Закон РФ "О мерах по защите
экономических интересов Российской Федерации
при осуществлении внешней торговли товарами”.
Государственная внешнеторговая политика
осуществляется посредством применения
экономических и административных методов
регулирования. Основным принципом государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности
является принцип исключения неоправданного
вмешательства государства и его органов
во ВЭД, нанесения ущерба ее участникам
и экономике страны в целом. Экономическая
политика государства должна быть направлена
на совершенствование нормативно-правовой
базы регулирования ВЭД, усиление контроля
внешнеэкономических операций. Правовым
документом, регулирующим сделки во ВЭД,
является договор (контракт). Основные
отличия внешнеэкономического договора
от прочих коммерческих договоров: один
из участников внешнеэкономического договора
не является резидентом Российской Федерации
(иностранное юридическое или физическое
лицо, государственные органы иностранного
государства, международные организации
и т. д.); возможность применения норм международного
частного права при заключении договора;
возможность применения норм права иностранных
государств при заключении договора. Внешнеэкономический
договор считается заключенным, если между
сторонами достигнуто соглашение по всем
существенным условиям. К числу существенных
условий договора относятся: предмет договора;
условия, прямо названные в международном
договоре, законе или ином акте, как существенные
для данного вида договоров; условия, по
которым на основании заявления одной
из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Следует отразить, каким является данный
договор – консенсуальным или реальным.
Консенсуальный договор означает, что
права и обязанности сторон по договору
возникают непосредственно в момент, когда
достигнуты соглашения по всем существенным
условиям договора, а не в момент реального
выполнения юридически значимых действий
(например, отгрузки товаров, закупаемых
по международному договору купли-продажи).
Для заключения сторонами реального договора
требуется передача имущества. В подобных
ситуациях моментом заключения договора
признается дата передачи имущества. При
этом следует учитывать, что передачей
имущества является не только его вручение
соответствующему лицу, но и сдача транспортной
организации либо организации связи для
доставки адресату. Согласно ст. 11 Конвенции
Организации Объединенных Наций о договорах
международной купли-продажи (заключена
в Вене 11.04.80) допускается возможность
заключения таких договоров в устной форме.
Однако законодательство РФ требует простой
письменной формы внешнеторговых договоров.
При составлении внешнеэкономического
договора необходимо учитывать особенности
отечественного законодательства в области
гражданских, налоговых, таможенных и
иных правоотношений. В соответствии с
российским законодательством запрещается
включать в договоры налоговые оговорки,
в соответствии с которыми предприятие
или иностранное юридическое или физическое
лицо берет на себя обязательство нести
расходы по уплате налогов других плательщиков
налогов. Во внешнеэкономическом договоре
следует оговорить, на каком языке или
языках этот документ составляется, на
каком языке будет вестись переписка по
вопросам его исполнения. Если нет специального
указания об этом, то переписка ведется
на языке стороны, от которой поступило
предложение заключить сделку. Во избежание
фальсификаций рекомендуется подписывать
каждую страницу договора и скреплять
ее печатью, о чем делается соответствующая
запись в тексте договора. Существует
порядок составления международного договора
купли-продажи, который включает в себя
преамбулу, предмет договора и порядок
приемки по количеству и качеству, цены,
порядок расчетов, валютные оговорки,
арбитражное соглашение, упаковку, маркировку,
ответственность, условия и момент вступления
контракта в силу, общие принципы делопроизводства,
и другие отношения между контрагентами.
Нередко при составлении внешнеторгового
контракта упускают из виду то, что любая
из сторон может в тот или иной момент
повести себя недобросовестно, и не определяют
механизма защиты от такого поведения
контрагента. Особо следует предусмотреть
защиту интересов контрагентов в ситуации,
когда одна из сторон свободно перемещает
свое финансовое состояние в другой банк,
а то и регистрирует новую фирму без оформления
правопреемства, оставив контрагента
один на один с убытками. Важное значение
при заключении и исполнении внешнеэкономических
сделок, а особенно договоров международной
купли-продажи, играют международные обычаи.
С тем, чтобы избежать противоречий между
торговыми партнерами в понимании торговых
обычаев, Международная торговая палата
в 1953 г. разработала и выпустила сборники
их толкований – "Инкотермс”. Со временем
"Инкотермс” несколько раз переиздавали,
внося дополнения и изменения. С правовой
точки зрения "Инкотермс” представляет
собой свод правил, имеющих факультативный
характер. Применение базисных условий
упрощает составление и согласование
контрактов, помогает контрагентам найти
равноправные способы разрешения возникающих
разногласий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное регулирование внешнеэкономической
деятельности (ВЭД) представляет собой
систему типовых мер законодательного,
исполнительного и контролирующего характера,
осуществляемых правомочными государственными
учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического
равновесия, стимулирования прогрессивных
сдвигов в структуре экспорта и импорта,
поощрения притока иностранного капитала.
Для формирования эффективного государственного
регулирования ВЭД необходимо определить
его сущность, конкретные направления,
формы и масштабы государственного вмешательства
в эту сферу, которые определяются характером
и остротой мирохозяйственных проблем
России.
Усиление внешнеэкономического фактора
объективно диктуется и проводимыми рыночными
преобразованиями, формирующими качественно
новые основы для взаимодействия отечественной
экономики с мировой, внутреннего рынка
с внешним. Системное обобщение требований
к государственному регулированию ВЭД
предполагает разработку концепции, соответствующую
проблемам, условиям, целям и возможностям,
имеющимся в стране.
Концепция со временем становится правительственной
доктриной, которая трансформируется
во внешнеторговую политику. Внешнеторговая
политика – это целенаправленные действия
государства и его органов по определению
режима регулирования внешнеэкономической
деятельности и оптимизации участия страны
в международном разделении труда.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации
Таможенный кодекс Российской
Федерации.
Федеральный закон от 08 декабря
2003 N164-ФЗ «Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности»
Алексеева Д.Г., Андреева
Л.В., Андреев В.К. Под ред. И.В. Ершова, Г.Д.
Отнюкова «Российское предпринимательское право». Учебник / 2010.- 1072 с.
Граве А.В. Таможенное право. Учебный курс / А.В.Граве. - М.: МИЭМП, 2009. - 360 с.
Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учебник / В.К.Скляренко, В.М.Прудников. - М: ИНФРА-М, 2006. - 528 с.
Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая
деятельность предприятия: Учебник для
ВУЗов, второе издание М: ИНФРА-М, 2005.- 467с.
Тимошенко О.П. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учеб. пособие / О.П.Тимошенко. - Новосибирск: НГАСУ, 2002. - 84 с.
1 Скляренко, В.К. Экономика предприятия:
Учебник / В.К.Скляренко, В.М.Прудников.
- М: ИНФРА-М, 2006.
2Федеральный закон от 08 декабря 2003 N164-ФЗ
«Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности»
3 Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность
предприятия: Учебник для ВУЗов, второе
издание М: ИНФРА-М, 2005.- 467с
4 Граве А.В. Таможенное право. Учебный
курс / А.В.Граве. - М.: МИЭМП, 2009. - 360 с
5 Граве А.В. Таможенное право. Учебный
курс / А.В.Граве. - М.: МИЭМП, 2009. - 360 с
6 Алексеева Д.Г., Андреева
Л.В., Андреев В.К. Под ред. И.В. Ершова, Г.Д.
Отнюкова «Российское предпринимательское
право». Учебник / 2010.- 1072 с.
7 Алексеева Д.Г., Андреева
Л.В., Андреев В.К. Под ред. И.В. Ершова, Г.Д.
Отнюкова «Российское предпринимательское
право». Учебник / 2010.- 1072 с.