ВЭД предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи нашей работы:
Рассмотреть теоритические аспекты организации внешнеэкономической деятельности предприятия и проанализировать перспективы и пути развития деятельности предприятий на примере.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…стр.3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты организации ВЭД предприятия…....стр.7
Понятие ВЭД предприятия………………………………………….…..стр.7
1.2 Предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности……..стр.9
1.3 Основные формы ВЭД российских предприятий…………..………...стр.11
ГЛАВА 2. Перспективы и пути развития внешнеэкономической деятельности предприятий………………………………………………………………..стр.17
2.1 Конкурентноспособность, как основная перспектива развития предприятия………………………………………………………………..стр.17
2.2 Иностранные инвестиции как рациональный подход в развитие предприятия………………………………………………………………..стр.18
2.3 Пути развития внешнеэкономической деятельности предприятия….стр.20
ГЛАВА 3. ВЭД в России…………………………………………………..стр.22
3.1 Международная торговля………………………………………………стр.22
3.2 Россия и Всемирная торговая организация…………………………....стр.23
3.3 Место и роль России в мировой торговле………………………..……стр.24
Заключение……………………………………………………………….…стр.28
Список использованной литературы……………………………………...стр.31

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

Предприятие самостоятельно определяет вид своей  деятельности и принимает решения  по выполнению поставленных задач. Критерием  выбора той или иной правовой формы  ВЭД являются экономические возможности и потребности предприятия.

За неисполнение обязательств по договорам предприятие  несет полную ответственность своим имуществом.

Все предприятия - производители конкурентоспособной  продукции имеют право на самостоятельное  осуществление экспортно-импортных операций. В связи с этим в хозяйственной деятельности любого производителя, выходящего на внешний рынок, существенную роль может играть внешнеторговая деятельность. Выход на внешний рынок предприятия могут осуществлять как самостоятельно, так и через внешнеторговые организации-посредники. Эти организации, как правило, реализуют продукцию мелких и средних фирм на мировом рынке, но к их услугам могут прибегать и крупные предприятия, не имеющие своего внешнеторгового аппарата.

Внешнеторговые организации оказывают и другие посреднические услуги, например: кредитование покупателей, заключение контрактов с транспортными и страховыми компаниями, посредничество в платежных операциях и другие. Иногда внешнеторговые фирмы осуществляют предпродажную доработку товаров, повышая их конкурентоспособность. В настоящее время более половины мирового товарооборота осуществляется через фирмы-посредники. Их привлечение преследует цели повышения эффективности внешнеторговых операций, использования конъюнктуры, предоставления необходимых торговых услуг.

Таким образом, любое предприятие, выходящее  на мировой рынок, может самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность, образуя при этом собственные  внешнеторговые фирмы, которые могут  создаваться на общем балансе предприятия или на самостоятельном балансе с правом юридического лица. Либо предприятие может прибегать к услугам посреднических организаций, в случае небольшого объема выпуска продукции.

Критерием выбора способа выхода на мировой  рынок служит минимизация расходов на осуществление внешнеэкономической деятельности. Кроме того, предприятию необходимо располагать информацией о валютно-финансовых, правовых аспектах выхода на мировой рынок, конъюнктуре мирового рынка, системе цен и определять эффективность осуществления экспортно-импортных операций. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство. 

1.3  Основные  формы ВЭД российских предприятий:

Основными формами ВЭД предприятий является внешнеторговая деятельность и международная кооперация производства.

Внешнеторговая  деятельность представляет собой обмен  товарами и услугами, связанными с  осуществлением товарооборота. В основе внешнеторговой деятельности лежат  внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция - это комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на совершение товарного обмена и обеспечивающих его. В полный комплекс, характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить: изучение рынка конкретного товара, его реклама, создание сбытовой сети, проработка коммерческих предложений, проведение переговоров, заключение и исполнение контрактов.

В международной  торговле выделяют четыре основных вида внешнеторговых операций:

1. Экспортная операция - это продажа товара иностранному контрагенту с вывозом его за пределы страны.

2. Импортная операция - это приобретение товара у иностранного контрагента с ввозом его в страну.

3. Реэкспортная операция - продажа с вывозом за пределы страны ранее импортированного, но не подвергшегося переработке товара.

4. Реимпортная операция - приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара.

Предприятия стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка  сырья или каких-либо товаров за рубежом по той причине, что нет возможности приобрести данную продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит к необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация - когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной, чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте.

Необходимой предпосылкой и обязательным условием внешнеторговой деятельности предприятия  является выполнение целого ряда операций, связанных с обеспечением продвижения товара от продавца к покупателю. В ряду этих операций выделяют такие, как транспортные, транспортно-экспедиторские, страховые, а также операции, связанные с введением международных расчетов. Таким образом, внешнеторговые операции охватывают широкий комплекс экономического, валютно-финансового и правового характера.

Внешнеторговые  операции осуществляются на основе заключаемых  сделок. Под международной торговой сделкой понимают договор между  двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товара и/или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями.

"Международная  кооперация производства - это скоординированная  или совместная, обычно долговременная  производственно-экономическая, и,  как правило, научно-техническая  деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве".

В современном  мире МКП занимает ведущее место  среди остальных форм внешнеэкономических  связей, в силу присущих ей объективных преимуществ. Суть МКП состоит в:

· объединение иностранных партнеров на основе общности экономических, технологических, научно-технических и иных интересов;

· организации  производства промежуточной продукции (применительно к машиностроению - комплектующих деталей) на предприятиях - участниках МКП с последующей сборкой из нее готовых изделий;

· увязке технических параметров готовых  изделий и их частей, обеспечивающей взаимозаменяемость и унификацию кооперированных  изделий с учетом стандартов международных организаций и стран-кооперантов.

Международная кооперация производства имеет ряд  особо важных преимуществ для  предприятий России в современных условиях. Она позволяет:

· посредством  небольшого увеличения объема взаимных поставок комплектующих между российскими и зарубежными партнерами добиться значительного и быстрого увеличения выпуска предприятиями конечной продукции с последующей ее реализацией. Это достигается благодаря тому, что к небольшой части импортных комплектующих, которые в России не производятся, наши предприятия могут присоединить значительно больше компонентов своего производства и живого труда;

· в  наибольшей степени экономить валюту, что является первостепенным для  российских предприятий в современных  экономических условиях, когда обнаруживается отсутствие СКВ у многих наших производителей;

· быстрее  повышать технический уровень производства благодаря совершенствованию организации  производства и управления им, внедрению  достижений мировой практики менеджмента  и маркетинга, эффективному обмену технологиями с иностранными фирмами.

В применяемой  Европейской Экономической Комиссией  ООН укрупненной группировке  форм МКП, выделены следующие модели договорной МКП.

1. Кооперация на лицензионной основе. Здесь осуществляется передача лицензии ее владельцем (лицензиаром) партнеру (лицензиату) на использование последним промышленной или интеллектуальной собственности первого. В ряде случаев передача лицензий дополняется продажей лицензиаром лицензиату некоторых видов оборудования или технологических линий, относящихся к переданным лицензиям и предмету кооперации. В оплату всего полученного лицензиат поставляет лицензиару кооперированную продукцию, а также может выполнять работы и услуги.

2. Кооперация дополняемая постоянной поставкой лицензиаром лицензиату комплектующих в определенной доле стоимости компонентов или конечной продукции.

3. Кооперация с одновременной передачей оборудования в порядке лизинга.

4. Совместное производство, предусматривающее:

· использование  технологий, переданных друг другу сторонами кооперационного проекта;

· производство на их основе кооперированной продукции  и взаимные ее поставки;

· специализацию  каждой стороны договора о МКП  на производстве какой либо конечной или промежуточной продукции  в соответствии с договором о МКП;

· распределение  сбыта продукции между участниками МКП.

5. Совместное производство, включающее помимо перечисленных выше пунктов еще и совместное проведение НИОКР.

6. МКП по комплексу работ, охватываемых всеми перечисленными выше моделями.

7. Подрядная МКП, при которой заказчику предоставляется согласованное количество продукции, произведенной подрядчиком с использованием "ноу-хау" и документации заказчика. Эта форма МКП наиболее проста и распространена. Но она чаще бывает недолговременной для российских предприятий, так как иностранный заказчик при определенном повороте событий может приостановить и не возобновлять заказ, что ставит российского подрядчика в затруднительное положение.

Однако  во многих случаях российским предприятиям приходится довольствоваться лишь подрядной кооперацией, и другими простыми формами МКП. Скачку к наиболее развитым, комплексным формам МКП в России препятствуют: отсутствие у многих предприятий опыта кооперационного сотрудничества; ограниченный научно-технический и производственно-технологический потенциал, существенно уступающий ведущим компаниям развитых стран; отсутствие средств, особенно валютных, на перестройку производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Перспективы и пути развития внешнеэкономической деятельности предприятий.

2.1 Конкурентноспособность, как основная перспектива развития  предприятия:

Одной из первостепенных проблем предприятий, с точки зрения внешнеэкономического аспекта, является низкий уровень конкурентоспособности производимой продукции. Помимо того, что отечественные производители затрудняются выйти с ней на внешний рынок, они также вытесняются с внутреннего рынка. Но, тем не менее, стоит сказать, что располагает определенными благоприятными предпосылками для повышения уровня конкурентоспособности производства.

В странах  имеются крупные минерально-сырьевые базы, имеются уникальные технологии и опытно-конструкторские разработки. Также страны не испытывают недостатка в трудовых ресурсах.

В целях  построения высокоэффективной экономики, внешнеэкономическая политика РБ должна быть ориентирована на развитие экспорта и на импортозамещение. Процесс импортозамещения решает целый комплекс социально-экономических задач, таких как возрождение промышленного комплекса, сокращение безработицы, укрепление экономической безопасности страны. Модернизация предприятий требует закупки современного оборудования за рубежом, а экспорт может выступать главным источником средств для этого.

Весьма  важным исходным пунктом для выработки  внешнеэкономической стратегии  предприятий является анализ рынков сбыта. Поэтому для предприятия  весьма целесообразно проводить  маркетинговые исследования для повышения эффективности от выхода на внешние рынки. Должен проводиться анализ географии, емкости, специфических особенностей и требований рынков сбыта, возможных изменений в величине и характере спроса. То есть определению экспортной политики предприятия должно предшествовать выявление перспектив реализации конкретной продукции на определенных рынках. Очевидно, что выдержать конкуренцию на внешнем рынке смогут лишь те производители, которые в состоянии чутко улавливать изменения в характере спроса, гибко приспосабливаться к нему. Такой подход представляется более продуктивным, по сравнению с традиционной подготовкой программ, исходя из производственных возможностей и финансовых потребностей российских предприятий.

Также, следует сказать, что дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий и их интеграция в мировое хозяйство невозможно без наличия кооперационных связей с иностранными партнерами. Анализ тенденций в мировом хозяйстве убеждает в необходимости приоритетного развития международной кооперации в производстве и экспорте наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Кооперирование производства позволит предприятиям осваивать новые технологии, методы организации и управления  в производстве. Кооперация производства дает предприятиям возможность беспрепятственного выхода на внешние рынки, а также успешно реализовывать кооперированную продукцию на внутренних рынках.

Информация о работе ВЭД предприятия