Услуги мобильной связи в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть рынок услуг мобильной связи в обществе, сравнить услуги мобильной связи в Иркутской области.
Объект исследования – мобильная связь.
Предметом исследования являются потребительские свойства на мобильную связь.
Исходя из цели работы, задачами курсовой работы являются следующие задачи:
рассмотреть состояние российской экономики;
рассмотреть предоставляемые услуги мобильной связи на рынке;
рассмотреть характеристики мобильной связи;
изучить направления деятельности сотовых операторов в России и Иркутской области;

Оглавление

Введение…………………………………………………………..…....стр.3
Глава 1. СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ.
Влияние финансового кризиса на экономику России………...стр.5
Перспективы восстановления российской экономики……….стр.7
Теоретические положения формирования и развития новой экономики……………………………………………………..…стр.9
Глава 2. РОЛЬ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ В ОБЩЕСТВЕ.
Роль и место мобильной связи на рынке информационных услуг………………………………………………………………..….……..стр.16
История развития мобильной связи в России……….…….....стр.19
Основные особенности рынка связи………….………..…..…стр.21
Рынок услуг мобильной связи и условия его развития. Внедрение новых технологий……………………………….…….………………..…...стр.22
Современный предприниматель в рамках сотовой связи…...стр.27
Глава 3. МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.
Рынок мобильной связи Иркутской области………………...стр.30
Краткая информация о компаниях мобильной связи Иркутской области …………………………………………………………………..…..стр.33
Классификация услуг мобильной связи, предоставляемых операторами Иркутской области………………………………………..…стр.36
Стратегия продвижения брендов компаний на рынок предоставления услуг мобильной связи…………………………………...стр.40
Заключение……………………………………………………………стр.42
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 138.93 Кб (Скачать)

     В развитии сотовой связи Россия добилась довольно скромных результов: на долю России приходится менее 0,2% мировой абонентской баз, а проникновение в 15 раз ниже среднемирового, в 50 раз ниже Западно–Европейского и более, чем в150 раз ниже, чем в Скандинавских странах. Такое отставание недопустимо потому, что мобильная связь – серьезный смысл экономического прогресса.

     Коммерческая  эксплуатация сотовой связи началась в 1981–1982 г.г. (Ближний Восток, Скандинавия, США, Япония). Доминирующее положение на мировом рынке занимает Северо–Американский стандарт AMPS/D-AMPS, на него приходится более половины всей абонентской базы мира. На втором месте (пятая часть абонентской базы) находится общеевропейский стандарт GSM, включая GSM 900, GSM 1800, GSM 1900. На долю всех остальных стандартов, вместе взятых, остается менее 30% абонентской базы.

     Аналоговые  системы связи пока доминируют, на их долю приходится около 2/3 абонентской  базы. Но цифровые сети растут быстрее  аналоговых: относительный годовой  прирост абонентской базы цифровых сетей почти втрое превышает  средний, по всем сетями почти в пять раз по аналоговым.

     Основную  часть цифровых сотовых систем составляют, сети GSM на них приходится около 60% абонентской  базы цифровых сетей мира.

     Далее идут RDS (Японии) и D-AMPS (Американский TDMA) – соответственно 31% и 8%,”цифровой части” абонентской базы (Рисунок-1,2).В 1995г. Была начата коммерческая эксплуатация сетей CDMA.

     Наиболее  распространенный в России стандарт AMPS/D-AMPS на его долю приходится почти половина абонентской базы. Рост числа абонентов AMPS/D-AMPS растет за счет создания новых сетей в уже существующих. Оставшуюся часть делят между собой NMT-450 и GSM-900. Цифровые сети в России растут также быстрее аналоговых: относительный годовой прирост абонентской базы цифровых сетей в два с лишнем раза выше аналоговых.

     На  рынке услуг сотовой связи  работают компании: «Московская сотовая связь», «Билайн», «Мобильные ТелеСистемы», «Мегафон» и многие другие фирмы операторы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1.Стандарты сотовой связи, применяемые на территории России.

Стандарт  система Диапазон, МГц Характеристика Статус Регион России Распространенность в мире Примечание
D-AMPS, 800 Цифровой
  1. Региональный
Москва, Омск, Северная и  Южная Наиболее широко применяемые стандарты в мире
IS-54, IS-136  
      
TDMA        Иркутск. Оренбург Америка и др.  
 
      
 
 
 
      
 
      
 
      
 
      
(кроме Европы)
AMPS, 800 Аналоговый Тоже Архангельск, Северная и  Южная  
      
EIA/TIA-553  
      
 
      
 
      
Владивосток, Воронеж  и др. Америка и др.  
      
N-AMPS, 800  
      
 
      
Санкт-Петербург, США Малораспространенный
IS-88.IS-91  
      
 
      
 
      
Новосибирск  
      
     стандарт
IS-95 800 Цифровой Только для Москва, Челябинск Северная Америка  
      
 
      
 
      
CDMA Местной  
      
и Южная Азия  
      
 
      
 
      
 
      
связи (WLL)  
      
(для сотовых  систем  
      
 
      
 
      
 
      
 
      
 
      
и систем PCS)  
      
GSM 900 Цифровой Федеральный Москва, Санкт-Петербург, Европа и  др. Основной стандарт
 
      
 
      
TDMA  
      
Челябинск.  
      
для Европы
 
      
 
      
 
      
 
      
Ростов-на-Дону и др.  
      
 
      
DCS-1800 1800 Цифровой

TDMA

Не установлен Москва Европа и  др.  
      
NMT-450 450 Аналоговый Федеральный Москва. Санкт-Петербург. Скандинавские  
      
 
      
 
      
 
      
 
      
Псков, Омск, Новгород страны  
      
      

     2.2. История развития мобильной связи в России. 

     Известно, что на территории России первый телефонный звонок с сотового телефона был совершен 9 сентября 1991 в Санкт-Петербурге, мэром города Анатолием Собчаком. Это событие и ознаменовало переход России в новую эру мобильной связи.

     В то время аппараты стандарта NMT 450 были громоздкими (отдельные виды достигали массы пяти килограмм). Стоимость телефонных аппаратов составляла две тысячи долларов, при подключении взималась сумма в размере двух тысячи долларов. Минута разговора оценивалась одним долларом - так что позволить себе пользоваться мобильной связью могли не многие.

     Десятки операторов по всей России предлагают своим абонентам одни из самых современных видов сотовой связи, ведя отчаянную конкурентную борьбу между собой за каждого клиента. По мобильному телефону можно теперь не только говорить, но и обмениваться текстовыми и мультимедиа-сообщениями, видеофайлами. Большинство операторов на сегодняшний момент предоставляю услуги голосовой почты, выход в Интернет и многое другое. Мобильный телефон стал уже не роскошью, а обыденной вещью как часы или бумажник.

     Надо  сказать, что поначалу рынок мобильной связи в России развивался очень вяло. Спрос на услуги сотовой связи концентрировался вокруг немногочисленных крупных административных и промышленных центров. Таким образом, лицензия национального оператора с полным покрытием просторов была просто никому не нужна.

     Когда крупные столичные операторы начали скупать акции местных предприятий, занимающихся предоставлением услуг сотовой связи в 1996-1997 годах, ситуация начала изменяться. Появились уже «федеральные» бренды, под которыми стали работать аффинированные сотовые компании в разных регионах. Но эти торговые марки использовались исключительно в рекламных целях, не меняя сути предоставляемых услуг.

     Переломным  в процессе глобализации рынка можно  считать 2000г. В немалой степени  этому способствовала смена руководства  Минсвязи летом 1999г. Новый министр  связи и информации, Леонид Рейман, ранее работающий в сфере бизнеса, был отлично осведомлен об экономическом положении и в бывшем государственном предприятии «Электросвязь», и в новых компаниях, работающих на сотовом рынке.

     В первую очередь, Леонид Рейман откорректировал  нормативную базу отрасли, в числе  прочего, отменив обязательное приобретение владельцами мобильных телефонов  документа, разрешающего его использование. Инициировал укрупнение региональных предприятий и представил в правительстве внятную концепцию развития рынка телекоммуникационных услуг в РФ.

     Стратегической  задачей государства являлась и  на данный момент является переход  нашей страны на инновационный путь развития. Эта задача не была решена в период благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуры (2000-2008 годы), как планировалось. Среди важнейших направлений инновационного развития – освоение новейших информационно-телекоммуникационных технологий. В сфере мобильной связи к ним относят технологии третьего поколения 3G и четвертого поколения 4G.

     В странах Азиатско-Тихоокеанского региона обновление технологической базы мобильной связи произошло еще несколько лет назад (например, Япония осуществила переход к технологии третьего поколения в мобильной связи еще в 2001 году). Российская Федерация же отстает и по этому направлению, несмотря на многочисленные решения и программы по ускоренному развитию в стране информационно – телекоммуникационных технологий. В современных условиях рынок услуг мобильной связи играет роль мощного фактора повышения деловой и интеллектуальной активности общества, развития национальной экономики.

     Для нашей страны, имеющей огромную территорию и расположенной во многих часовых  поясах, эти технологии имеют большое  геостратегическое значение.

     Внести свой вклад в выполнение Россией роли интеграционного центра на экономическом и информационном пространстве поможет обеспечение технологического лидерства отечественных операторов мобильной связи на постсоветском пространстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3.  Основные особенности рынка связи

     Отрасль связи по форме продукции (оказываемых услуг), характеру технических средств и организации производственных процессов занимает особое место. Она имеет свои, присущие ей, особенности, отличающие ее как от других отраслей материального производства, так и от отраслей производственной инфраструктуры. Эти особенности проявляются в организации производственных процессов, форме предоставляемых услуг на предприятиях связи, а так же находят отражение в планово-экономической работе, связанной с управлением, планированием и хозяйственным механизмом. 

     Без знания этих особенностей невозможно добиться повышения эффективности и качества работы всех звеньев отрасли связи. 

     Первая – главная отличительная черта продукции предприятий связи заключается в том, что они не создают новых вещественных продуктов. Это означает, что продукцией отрасли связи является сам процесс передачи информации, а конкретное сообщение (разговор, СМС) является предметом труда работников предприятий связи. 

     Вторая особенность отрасли связи – неразрывность процессов производства и потребления. Это предъявляет высокие требования к качеству и надежности действия средств связи. Если по каналам связи передаются данные, то не только минутное, но и доли секундное прекращение связи недопустимо. Информация, преданная на исходящем этапе, должна быть в точности воспроизведена при приеме потребителем. Поэтому для отрасли связи весьма важно проведение единой технической политики, наличие единых правил эксплуатации. Отдельные предприятия связи не могут по своей инициативе внедрять новую технику, не сообразуясь с генеральной схемой развития и размещения сети и средств связи. 

     Связь относится к отраслям народного хозяйства, услугами которой ежедневно пользуются миллионы людей, все предприятия, организации и учреждения страны. Поэтому предприятия связи и их структурные подразделения находятся практически во всех городах и крупных населенных пунктах, то есть их размещение увязывается с административно-территориальным делением страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4. Рынок услуг мобильной связи и условия его развития. Внедрение новых технологий. 

     Рынок услуг мобильной связи является наглядным примером рынка с сетевым  эффектом, когда выгода потребителя  от обладания услугой (товаром) возрастает по мере увеличения количества потребителей. Чем больше пользователей сетью  одного мобильного оператора, тем больше льготных ценовых условий для  общения, обмена информацией. Для внедрения  технологий с сетевыми эффектами  необходимо наличие критической  массы покупателей, готовых оплачивать использование услуг с применением  этой технологии. Ценность услуги (технологии) возрастает с увеличением потребителей, которые ею пользуются.

     В современной мировой экономике, рынок услуг мобильной связи является одним из самых перспективных и быстро развивающихся секторов. Мобильная связь относится к высокотехнологичным отраслям и находится на передовых рубежах научно-технического прогресса. Исследование рынка услуг мобильной связи, в теории, позволяет продвинуться в понимании сложных связей между уровнем рыночной концентрации в отрасли и интенсивностью инновационных процессов в ней.

     Вопрос  о характере этой связи остается дискуссионным в экономической  теории. Внешние сетевые эффекты (сетевые экстерналии или внешние эффекты сетей) вносят существенную специфику в решение этого вопроса для рынков услуг мобильной связи. В ситуациях, когда выгода потребителя от обладания товаром возрастает по мере увеличения количества потребителей. Регулирование рынка услуг мобильной связи со стороны государственных органов способно оказать большое влияние на внедрение новых технологий на этот рынок.

     На  сегодняшний день можно выделить такие факторы развития сотовой связи в стране, как:

  1. Активный рост абонентов мобильной связи в регионах. Аналитики рынка, характеризуя качественные показатели роста сотовой связи в Российской Федерации, отмечают несоизмеримые темпы роста абонентской базы в регионах по сравнению с темпами ее роста в столице.
  2. Снижение тарифов и рост трафика передачи данных в общем объеме услуг мобильной связи.
  3. Консолидация активов операторов сотовой связи. Мелкие операторы в стратегически важных регионах, с точки зрения потенциальных абонентов, либо уже поглощены крупными холдингами, либо стоят в списках на поглощение. Сформировавшиеся несколько крупных холдингов-операторов фактически контролируют более 90% всей сотовой связи в стране.

     В Российской Федерации, основная рыночная доля сотовой связи приходится на стандарт GSM. Сети этого стандарта работают в 79 регионах России, а общее количество абонентов этого стандарта превысило 139 млн. человек. Развитие сетей GSM в России в период до 2015 года, согласно новой редакции Генеральной схемы развития федеральной сети подвижной радиотелефонной связи общего пользования, стандарта GSM, будет происходить преимущественно путем создания двудиапазонных сетей (900 и 1800 МГц), при этом создание однодиапозонных сетей в обоих спектрах частот не запрещено. Стратегия развития сетей GSM будет ориентироваться на три основных принципа:

    1. постоянное наращивание объема технических средств;
    2. преемственность системно-технических решений;
    3. адаптация к параметрам абонентской нагрузки.

     Сегодня наиболее уверенно заявляют о планах построения федеральных сетей такие компании, как «МТС», «ВымпелКом», «Мегафон».

     Но  остается открытым вопрос об эффективной научно-технической политике, из-за низкого уровня инновационной активности российских компаний. В современной экономике определяющее значение информационно–коммуникационных технологий обусловливает особую актуальность выработки государственной политики в этой сфере. На первый план выдвигается определение условий, тормозящих или ускоряющих технологическое обновление на рынке услуг мобильной связи. Неоднозначное влияние способно оказывать и государственное регулирование отрасли, которое играет ключевую роль в ее функционировании.

Информация о работе Услуги мобильной связи в обществе