Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:18, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что привлеченные средства банков покрывают около 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Роль их исключительно велика. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИВЛЕЧЕННЫМИ РЕСУРСАМИ БАНКА................................................................................................6
1.1. Понятие и сущность привлеченных ресурсов коммерческого банка……………………………………………………..............................................6
1.2. Операции коммерческих банков по формированию ресурсов…………………………………..…………………………………………..9
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность коммерческих банков, связанную с привлечением средств …...…………………………………………………………………………………..13
2. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРИВЛЕЧЕННЫХ РЕСУРСОВ БАНКА…………………………………………17
2.1. Управление привлеченными ресурсами при межбанковском кредитовании……………………………………………………………………….17
2.2. Депозитные операции коммерческих банков как основа управления привлеченными ресурсами………………………………………………………...21
2.3. Выпуск собственных долговых обязательств как способ привлечения средств коммерческими банками………………………………………………….23
3. АНАЛИЗ ПРИВЛЕЧЕННЫХ РЕСУРСОВ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»…………………………………………………………………………...28
3.1. Анализ положения ОАО «Сбербанк России» на рынке депозитов……………………………………………………………………………28
3.2. Анализ финансового состояния ОАО «Сбербанк России»……………………………………………………………………………...35
3.3. Направления совершенствования ОАО «Сбербанк России» по управлению привлеченными ресурсами банка…………………………………...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………….……………….....46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….49
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1.
Понятие и сущность привлеченных ресурсов
коммерческого банка…………………………………………………….....
1.2.
Операции коммерческих банков по формированию
ресурсов…………………………………..…………………
1.3.
Нормативно-правовая база, регулирующая
деятельность коммерческих
2.
МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
2.1.
Управление привлеченными ресурсами при
межбанковском кредитовании………………………………………………
2.2.
Депозитные операции коммерческих банков
как основа управления привлеченными
ресурсами………………………………………………………
2.3. Выпуск собственных долговых обязательств как способ привлечения средств коммерческими банками………………………………………………….23
3.
АНАЛИЗ ПРИВЛЕЧЕННЫХ РЕСУРСОВ
ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»……………………………………………………………
3.1.
Анализ положения ОАО «Сбербанк России»
на рынке депозитов………………………………………………………
3.2.
Анализ финансового состояния ОАО «Сбербанк
России»……………………………………………………………
3.3. Направления совершенствования ОАО «Сбербанк России» по управлению привлеченными ресурсами банка…………………………………...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………….……………….....46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….49
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Центральное место в современной банковской системе по праву принадлежит коммерческим банкам, предоставляющим своим клиентам полный комплекс финансового обслуживания, объемы, качество и скорость которого постоянно совершенствуются и возрастают благодаря внедрению и применению современных технологий.
В рыночной экономике ресурсы коммерческих банков имеют первостепенное значение. Они служат необходимым активным элементом банковской деятельности. В современных условиях развития российской экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что с переходом к рыночной экономике, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой банковской системы характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что привлеченные средства банков покрывают около 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Роль их исключительно велика. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите.
Таким образом, коммерческий банк, с одной стороны, привлекает свободные денежные средства юридических и физических лиц, формируя тем самым свою ресурсную базу, а с другой стороны – размещают ее от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности. При этом коммерческий банк может осуществлять свои операции только в пределах имеющихся у него ресурсов. Характер этих операций зависит от качественного состава ресурсной базы банка. Так, коммерческий банк, ресурсы которого имеют в основном краткосрочный характер, практически лишен возможности осуществлять долгосрочные кредитные вложения.
Следовательно,
в рыночных условиях именно объем
и качественный состав средств, которыми
располагает коммерческий банк, определяют
масштабы и направления его
Цель написания курсовой работы – проведение анализа системы управления привлеченными ресурсами ОАО «Сбербанк России» и выявление путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Предметом исследования в курсовой работе выступают технологии формирования и управления привлеченными ресурсами коммерческого банка.
Объектом исследования выступает управление привлеченными ресурсами в ОАО «Сбербанк России». ОАО «Сбербанк России» сегодня – современное универсальное кредитное учреждение, оказывающее корпоративным структурам весь комплекс банковских услуг от открытия и ведения счетов, как в рублях, так и в валюте, до сопровождения внешнеэкономических операций клиента.
В процессе написания курсовой работы были применены совокупность методов экономико-статистического анализа, методы анализа и синтеза экономической информации.
Цель и задачи написания работы определили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава раскрывает теоретические основы деятельности коммерческих банков, характеризует состав их привлеченных ресурсов, описывает пассивные операции банков по привлечению финансовых ресурсов. Вторая глава построена на методологии в системе управления привлеченными ресурсами в части описания основных операций по привлечению средств. В третьей главе представлены пути совершенствования и перспективы развития ОАО «Сбербанка России» и анализ структуры его привлеченных ресурсов.
Исследование
основано на данных годовых отчетов ОАО
«Сбербанк России» за 2008 – 2011 годы. В качестве
источников написания работы послужили
нормативные документы, регулирующие
деятельность банков, практические материалы
Сбербанка РФ, а так же специализированные
учебные пособия и материалы периодической
печати.
В общей сумме банковских ресурсов привлеченные ресурсы занимают преобладающее место. Их доля по разным банкам составляет от 75% и выше. Привлеченные средства банков покрывают свыше 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите.
Для наиболее полного раскрытия понятия привлеченных ресурсов банка целесообразно охарактеризовать такое понятие, как «ресурсы банка». «Ресурсы коммерческого банка – это его собственный капитал и привлеченные на возвратной основе денежные средства юридических и физических лиц, сформированные банком в результате проведения пассивных операций, которые в совокупности используются им для осуществления активных операций»[14, с.50]. Отталкиваясь от данного определения, понятие привлеченных ресурсов различные авторы трактуют по-разному, но сущность их в целом одна. Так, по мнению профессора Г. Г. Коробовой: «Операции, связанные с мобилизацией ресурсов банка – это пассивные операции. В результате проведения пассивных операций коммерческие банки получают необходимые привлеченные средства для финансирования активных операций. Окончательные результаты этих операций отражаются в пассиве баланса банка, где выступают как источники формирования его ресурсов» [14, с.50].
Согласно, мнения профессора О. И. Лаврушина: «Привлеченные средства – средства клиентов, полученные на определенный срок или до востребования»[15, с. 50].
Профессор Е.П. Жарковская раскрывает сущность понятия привлеченных ресурсов банка в следующем: «Основные объемы ресурсной базы коммерческих банков составляют привлеченные и заемные средства, которые образуются в результате исполнения банком операций, формирующих его пассивы»[11, с. 49].
Авторы Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая сформировали понятие привлеченных ресурсов банка таким образом: «Пассивные операции – это операции по формированию ресурсов коммерческих банков. Привлеченные средства формируют преобладающую часть банковских ресурсов. Их размер и структура зависят от клиентской и продуктовой специализации банка, конъюнктуры банковского рынка, макроэкономической ситуации, политики Банка России и других факторов»[9, с.49].
Основными способами привлечения ресурсов банками являются:
В мировой банковской практике все привлеченные ресурсы банка по способу их аккумулирования группируются следующим образом:
Основную часть привлеченных ресурсов коммерческих банков составляют депозиты – денежные средства, внесенные в банк клиентами – физическими и юридическими лицами и используемые ими в соответствии с режимом счета и банковским законодательством.
К группе депозитных операций коммерческих банков относятся:
Недепозитные привлеченные средства банк получает в виде займов или путем продажи собственных долговых обязательств на денежном рынке. Недепозитные источники банковских ресурсов отличаются от депозитных тем, что они имеют, во-первых, не ассоциируются с конкретным клиентом банка, а приобретаются на рынке на конкретной основе; во-вторых, инициатива привлечения этих средств принадлежит самому банку.
Основными
недепозитными источниками
Анализируя
понятие привлеченных ресурсов коммерческих
банков, данные ведущими специалистами
в области экономики, можно сделать
вывод, что привлеченные ресурсы
банка – это пассивные
Специфика ресурсной базы коммерческих банков состоит в том, что ее основную часть составляют привлеченные средства. Из них основную долю формируют депозиты, а меньшую – прочие привлеченные средства (заемные средства).
Под депозитами понимаются все срочные и бессрочные вклады клиентов банка, кроме сберегательных. Источники средств, помещаемые на депозиты, весьма разнообразны. Это средства на счетах предприятий, счета заработной платы рабочих и служащих, счетах государственных учреждений и предприятий, которые временно не используются. С точки зрения банковской техники депозиты можно подразделить на две группы: вклады до востребования и срочные вклады[10, с.49].
Информация о работе Управление привлеченными ресурсами коммерческого банка