Угрозы экономической безопасности России и механизм противодействия им

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является изучение экономической безопасности, её классификации, а так же состояния экономической безопасности России и механизмов её обеспечения. Для достижения своей цели, мы ставим в нашей работе следующие задачи:
дать общую характеристику экономической безопасности;
дать понятие и выявить структуру экономической безопасности;
показать уровни экономической безопасности;
дать характеристику индикаторам экономической безопасности;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика экономической безопасности………………..5
Понятие и структура экономической безопасности……………………..5
Уровни экономической безопасности…………………………………….6
Индикаторы экономической безопасности………………………………7
Глава 2. Классификация угроз экономической безопасности………………..10
2.1. Внутренние угрозы экономической безопасности……………………….10
2.2. Внешние угрозы экономической безопасности…………………………..13
Глава 3. Состояние экономической безопасности России……………………16
3.1. Проблема обеспечения экономической безопасности в настоящее время……………………………………………………………………………...16
3.2. Пути повышения экономической безопасности России…………………20
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованных источников…………………………………………..23

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2курс.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

          Кроме того, низки позиции в экспорте продукции обрабатывающих отраслей и конкурентоспособности, более низкий уровень качества жизни. Есть все основания утверждать, что обширная территория и огромные природные ресурсы могли бы давать гораздо большую финансовую отдачу,


1См.:  Астапов К.Л. Внешнеэкономические и финансовые аспекты экономической безопасности России/ Астапов К.Л. – М.: изд. МГУ,1999. С. 248.

однако, к сожалению, этого  не происходит, даже несмотря на финансовые резервы, накопленные в последние годы.

Таблица 21. Сопоставление России с ведущими странами, %

 

Россия/США

Россия/ЕС

Россия/Япония

Россия/ мир в целом

Территория

174

683,6

4525,3

3

Население

47,1

45,1

111,2

2,2

ВВП

9,3

10,6

29,4

2,4

Запасы нефти (доказанные)

270,1

9925

 – 

6,4

Запасы газа (доказанные)

747

19756,1

25,2

Лесные ресурсы*

186

651,5

1894,1

20,1

Экспорт товаров и  услуг**

23,4

7,7

31,6

2,3

Импорт товаров и  услуг**

9,3

4,9

28,8

1,4

Золотовалютные резервы

676,1

93,5

49,1

8,8

Активы банковской системы

7

2,3

11,6


 

     Вывод второй. В системе обеспечения внутренней безопасности нарушены законы гармоничного развития, принципы справедливого распределения богатств и доходов.

     В России, по оценке специалистов, наибольшим потенциалом обладают ресурсодобывающие отрасли, а в обрабатывающих и перерабатывающих секторах ощущается значительное отставание. Правда, в последние два года

некоторое оживление  фиксируется и здесь. Есть программы, на которые государство просто обязано тратиться по-крупному. Например, создание инновационной индустрии (Сколково), политика в промышленности,


1См.: Богданов И.Я. Экономическая безопасность России. Теория и практика/ Богданов И.Я – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 46-48;

2См.: Аргументы и факты. – 2011. - №17.с.10.

ориентированная на создание высокотехнологичных импортозамещающих производств с высокой локализацией. Однако заметный прирост производства дают и транспорт, тогда как основной потребитель новаций – машиностроение – остался на низком уровне. Н. Комков, профессор РАН, подчеркивает, что конкурентоспособность определяется новизной технологий, их превосходством на рынке. И хотя в России темпы роста по отдельным видам продуктов достигают 15-20% в год, уровень их продаж на мировом уровне, к сожалению, составляет около одного процента. Анализируя причины этого отставания, ученый заключил: «Россия импортирует инновации вместе с зарубежной техникой и технологиями, а они не рассчитаны на резкое повышение темпов развития экономики конкурентов».

     Другой важной проблемой экономической безопасности является сокращение количества и качества трудовых ресурсов. По результатам исследования, проведенного учеными Академии госслужбы совместно с рядом других научных организаций, к 2025 г. число трудоспособного населения в стране сократится на 17 млн. человек, а количество граждан пенсионного возраста, напротив, увеличится на 7 млн. человек. Статистики ООН также прогнозируют демографический спад. По их расчетам, к 2050 г. в России число трудоспособных уменьшится на 42-43%, т.е. на 40 млн. человек. Фактически это означает, что инновационный прорыв, о котором заявлено в «Стратегии национальной безопасности до 2020 г.»1, у нас некому будет осуществлять. Президент страны Дмитрий Медведев отметил, что главную идею стратегии можно определить как "безопасность через развитие". Она нацелена на повышение качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных и общественных организаций по защите национальных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества и государства.


1См.: Указ Президента Российской Федерации от 12.04.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

 

По мнению специалистов, выход здесь может быть только один – кардинальное (в 4-5 раз) увеличение производительности труда. В этих условиях крайне важно четко определить приоритетные направления развития экономики, в которых можно совершить прорыв и многократно увеличить производительность труда, обеспечить конкурентоспособность нашей продукции. Для этого нужно разработать и реализовать национальные инновационные программы и проекты. Причем, эти программы должны быть конкретными, обеспечены реальными ресурсами, специалистами-профессионалами. 

     Таким образом, реализация «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» призвана стать мобилизующим

фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

 

 

3.2. Пути повышения  экономической безопасности России

     Меры и  механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые  на федеральном и региональных  уровнях, должны быть направлены  на предотвращение внутренних  и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической  безопасности Российской Федерации.

     Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых пропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых).

2. Разработка критериев  и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской  Федерации.

     Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

  • динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;
  • состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;
  • способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам;
  • состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;
  • качество жизни населения1.

 

3. Деятельность государства  по обеспечению экономической  безопасности

Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных

     государственных мер по выходу страны из зоны опасности.


1См.: Бойко Ю. Экономическая безопасность России: возможные ответы на вызовы/ Бойко Ю.// Обозреватель. – 2007. - №3. С.39-46.

 

  1. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации.
  2. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации.

     Таким образом,  для борьбы с угрозами экономической безопасности России должна руководствоваться «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», ведь она строится на принципах преемственности государственной политики и опирается на систему национальных приоритетов России. Необходимо отслеживать и оценивать как внутренние, так и внешние угрозы, способные оказывать дестабилизирующее влияние на экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Можно сказать, что экономическая безопасность – многоуровневая проблема. Но в ней можно выделить три базовых уровня – индивида, страны и мировой экономической системы, которые взаимосвязаны между собой. Одним из основных блоков, характеризующих состояние экономической безопасности, являются индикаторы. Они анализируют и прогнозируют уровень угроз экономической безопасности.

     Угрозы  экономической безопасности классифицируются  на два основных типа: внутренние  и внешние. В работе было  рассмотрено состояние экономической  безопасности в России, проблемы  и механизмы её обеспечения. Для борьбы с угрозой экономической безопасности России должна быть выработана стратегия экономической безопасности, необходимо отслеживать и оценивать как внутренние, так и внешние угрозы, способные оказывать дестабилизирующее влияние на экономику.

     В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности. Национальная идея России должна заключаться в попытках России вернуть статус мировой державы. Раньше мы строили развитой социализм, затем коммунизм. Сейчас, для возрождения нации, пробуждения ее духовных, нравственных начал нужен новый идеал: Россия - это сильное и процветающее государство.

 

 

 

Список использованных источников:

Нормативно-правовые акты:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности"// Правовая система «КонсультантПлюс»;
  2. Указ Президента Российской Федерации от 12.04.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»// Правовая система «КонсультантПлюс»;
  3. Федеральный закон от 30 октября 2006г. №281-ФЗ "О специальных экономических мерах" (принят ГД ФС РФ 22.12.2006) // Правовая система «КонсультантПлюс».

 

Книги:

  1. Завьялова Е.Б. Экономическая безопасность: учебное пособие для вузов/ Е.Б. Завьялова. – М.: МГИМО, 2004. –200 с.;
  2. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России/ В.С. Загашвили. – М.: Юрист,1997. –240 с.;
  3. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность/Г.С. Вечканов. – СПб.: Вектор,2005. –256 с.;
  4. Астапов К.Л. Внешнеэкономические и финансовые аспекты экономической безопасности России/К.Л. Астапов. – М.: издательство МГУ,1999. –248 с.;
  5. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России/ В.К. Сенчагов. – М.: Дело,2005. –896 с.;
  6. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России. Теория и практика/ И.Я. Богданов. – М.: Дело,2001. –48 с.;
  7. Богомолов В.А. Экономическая безопасность: учебное пособие для студентов вузов/ В.А. Богомолов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2009. –295 с.

 

 

Статьи:

    1. Иванов Е. Экономическая безопасность России/ Е. Иванов// Мировая экономика и международные отношения. – 2001. - №11. – С. 44-51;
    2. Спектор А. Экономическая безопасность России/ А. Спектор// Наш современник. – 2001. - №2. – С. 266-269;
    3. Бойко Ю. Экономическая безопасность России: возможные ответы на вызовы/ Ю.Бойко// Обозреватель. – 2007. - №3. – С. 39-46;
    4. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России/ В.К. Сенчагов// ЭКО. – 2007. - №5. – С. 2-20;
    5. Масленников А.А. Экономическая безопасность России/ А.А. Масленников, Д.Е. Плисецкий// Банковское дело. – 2007. - №12. – С. 11-15;
    6. Гончаров В.В. Экономическая безопасность России как перспективный приоритетный национальный проект/ В.В. Гончаров// Российский следователь. – 2010. - №8. – С. 25-29;
    7. Байгулова А.А. Экономическая безопасность России/ А.А. Байгулова, Р.М. Байгулов// Вестник ГУУ. – 2008. - №6. – С.23-27;
    8. Аргументы недели. Социальная аналитическая газета. – 2007. - №4. – С.1-5.
    9. Аргументы и факты. – 2011. - №17. – С. 10

Информация о работе Угрозы экономической безопасности России и механизм противодействия им