Угрозы экономической безопасности России и механизм противодействия им

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является изучение экономической безопасности, её классификации, а так же состояния экономической безопасности России и механизмов её обеспечения. Для достижения своей цели, мы ставим в нашей работе следующие задачи:
дать общую характеристику экономической безопасности;
дать понятие и выявить структуру экономической безопасности;
показать уровни экономической безопасности;
дать характеристику индикаторам экономической безопасности;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика экономической безопасности………………..5
Понятие и структура экономической безопасности……………………..5
Уровни экономической безопасности…………………………………….6
Индикаторы экономической безопасности………………………………7
Глава 2. Классификация угроз экономической безопасности………………..10
2.1. Внутренние угрозы экономической безопасности……………………….10
2.2. Внешние угрозы экономической безопасности…………………………..13
Глава 3. Состояние экономической безопасности России……………………16
3.1. Проблема обеспечения экономической безопасности в настоящее время……………………………………………………………………………...16
3.2. Пути повышения экономической безопасности России…………………20
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованных источников…………………………………………..23

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2курс.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

2.1. Внутренние угрозы  экономической безопасности.

     Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства1. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

     Внутренние угрозы - это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества2.

     Проведенные исследования внутренних и внешних угроз показали, что наибольшую опасность для государства представляют ее внутренние угрозы. Позднее выяснилось, что длительное сохранение внутренних угроз без проведения эффективной экономической политики делает страну более уязвимой для внешних угроз:

     1. это связано с тем, что внутренние угрозы, ослабляя экономическую и особенно финансовую силу государства, мешают поддерживать и модернизировать армию с учетом структуры новых угроз. Очевидным это стало при агрессии НАТО против Югославии и вооруженном противостоянии Чечни федеральному центру РФ.

     2. экономическая слабость государства превращает нацию в заложницу международных финансовых организаций, поскольку бюджетные ресурсы страны не позволяют государству эффективно функционировать, выполнять даже минимальные социальные обязательства, например, выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, пенсии, пособия. Залезание


1См.: А. Спектор / Экономическая безопасность России// Наш современник. – 2001. - №2. С.266-269;

2См.: Загашвили В.С. Экономическая безопасность России/ Загашвили В.С. – М.: Юрист, 1997. С. 240.

в долги не только не решает проблемы бюджета, его дефицита, но и, напротив, ведет к увеличению его расходов на обслуживание внешнего долга.

     3. внутренние угрозы, неспособность отечественного товарного производства удовлетворять внутренний спрос ведут к большей зависимости экономики от импорта, конъюнктуры внешнего рынка на его товарном и финансовом сегментах, прежде всего в части продовольствия, машин и оборудования, международных кредитов.

     4. не справляясь с внутренними угрозами, государство лишено возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных товаропроизводителей, способствовать экспорту конкурентоспособной продукции, завоевывать новые товарные рынки. Государство при ослабленной экономике и несовершенной финансовой системе лишено возможности влиять на политику международных финансовых организаций1.

     Ниже приведены наиболее опасные угрозы экономической безопасности Российской Федерации, которые действовали в последние несколько лет:

  1. Утеря производственного потенциала из-за высокого износа основных фондов. Износ машин и оборудования хотя и сократился после финансового кризиса 1998 г., но находится на критической отметке, составляя более 60%. В настоящее время коэффициент обновления основных фондов в 5-6 раз меньше, чем в 1980-х гг. Возобновление воспроизводства основных фондов в прежнем отраслевом и видовом составе вряд ли возможно и целесообразно. Поэтому нужна принципиально иная стратегия воспроизводства основного капитала на базе качественной структуры инвестиции с приоритетным развитием инновационных технологий и обрабатывающих отраслей.
  2. Внешний долг, опасность обострения финансового кризиса. Общая сумма внешнего долга, по данным платежного баланса, составила в 2003

1См.:  Вечканов Г.С. Экономическая безопасность/ Г.С. Вечканов – СПб.:Вектор, 2005. С.256.

г. 182,4 млрд. долл. Его погашение  за последние годы составило

примерно треть всего  федерального бюджета. В 2003 г. расходы на погашение и обслуживание внешнего долга составили 17 млрд. долл., в 2004 г. - 16,3 млрд. долл., в 2005 г. - предположительно 18,9, в 2007 г. - 14,9 млрд. долл., в 2010г. - 420,7 млрд. долл.

  1. Нестабильная инвестиционная активность. В 2000 г. впервые произошел существенный прирост инвестиции - 17,4%. Однако в 2001 г. темпы резко снизились до 10%, в 2002 г. - до 2,6%, а в 2003 г. - вновь повысились до 12,5%, 2010 г. -  9,5 млрд. долл.
  2. Низкая конкурентоспособность продукции. Известно, что после резкой девальвации рубля начал существенно снижаться импорт и отечественные товары нашли свою нишу на внутреннем рынке. Доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снизилась с 48 -52% в 1994 - 1998 гг. до 35% к началу 2000 г. Однако в дальнейшем эффект импортозамещения был исчерпан. Отечественная продукция вновь перестала быть конкурентоспособной. В 2001 г. доля импорта в ресурсах розничного товарооборота вновь составила 41%, в 2002 г. - 43, в 2003 г. - 44%, в 2010г. – 36,8%.
  3. Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большей части российского народа. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума существенно снизилась в 2003 г. по сравнению с 2000 г. (36%), однако все еще составляет более 20% и выше порогового значения более чем в 2 раза. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к доходам 10% наименее обеспеченных слоев населения сохраняется в течение последних лет на уровне 14.
  4. Утечка капитала. По экспертным оценкам, нелицензируемый вывоз капитала в 1992 - 2000 гг. составил более 200 млрд. долл., в том числе в 2000 г. примерно 25 млрд. долл., и, по расчетам на основе платежного баланса, в 2010г. он составил 21 млрд.долларов1.

1См.: Экономическая безопасность России, как перспективный приоритетный национальный проект / В.В. Гончаров// Российский следователь. – 2010. - №8. С. 25-29.

     Таким образом, все перечисленные угрозы в 2001 - 2005 гг. не привели к системному кризису, что связано с очень выгодной для России мировой конъюнктурой цен на энергоносители. В ближайшие годы, указанные угрозы будут продолжать действовать, хотя влияние одних снизится (например, возможно усиление инвестиционной активности), а других - износ основных фондов и угрозы нарастания техногенных катастроф - усилится.

 

 

 

2.2. Внешние  угрозы экономической безопасности

     Внешние угрозы на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой

экономики, не подрывают основ ее развития. Это изменение конъюнктуры

мировых цен и внешней  торговли, резкие колебания курса  рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами1. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан. Наиболее чувствительны к внутренним и внешним угрозам политические оппозиционные движения и партии. Как политически активная часть общества, они перерабатывают информационные сигналы опасностей, которые угрожают благоприятному развитию общества и его процветанию в будущем.

     При выработке стратегии поведения власть стоит перед альтернативой -

либо не признавать наличия  оппозиции и переоценивать единство целей и основных социальных сил общества, либо признать оппозицию, но считать ее

деструктивной силой  и загнать вглубь, не принимать  ее точку зрения,


1См.: Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России/ Сенчагов В.К. – М.: Дело,2005. С. 896

аргументы в общественном развитии и, наконец, можно признать оппозицию как равноправную силу и использовать ее в экономическом и социальном развитии. Самое сложное - использовать оппозицию как одну из социальных движущих сил развития.

Как показывает опыт, оппозиция  может быть неконструктивной и даже саморазрушающей. Так произошло в СССР в период перестройки, когда оппозиционное движение вначале развивалось в рамках социалистического выбора, сохранения целостности социалистического государства, а затем перешагнуло через эти ценности и пошло по пути разрушения системы без определения четких целей развития. Из-за нарастания внутренних противоречий, неспособности руководства страны принимать эффективные решения внутренние угрозы имели тенденцию к нарастанию и превращались во внешние.

     Длительное сохранение внутренних угроз без проведения эффективной экономической политики делает страну более уязвимой для внешних угроз.      Во-первых, это связано с тем, что внутренние угрозы, ослабляя экономическую и особенно финансовую силу государства, мешают поддерживать и модернизировать армию с учетом структуры новых угроз. Очевидным это стало при агрессии НАТО против Югославии и вооруженном противостоянии Чечни федеральному центру РФ.

Во-вторых, экономическая слабость государства превращает нацию в заложницу международных финансовых организаций, поскольку бюджетные ресурсы страны не позволяют государству эффективно функционировать, выполнять даже минимальные социальные обязательства, например выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, пенсии, пособия. Залезание в долги не только не решает проблемы бюджета, его дефицита, но и, напротив, ведет к увеличению его расходов на обслуживание внешнего долга.

В-третьих, внутренние угрозы, неспособность отечественного товарного

производства удовлетворять  внутренний спрос ведут к большей  зависимости

экономики от импорта, конъюнктуры  внешнего рынка на его товарном и

финансовом сегментах, прежде всего в части продовольствия, машин и оборудования, международных кредитов.

В-четвертых, не справляясь с внутренними угрозами, государство лишено возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных товаропроизводителей, способствовать экспорту конкурентоспособной продукции, завоевывать новые товарные рынки. Государство при ослабленной экономике и несовершенной финансовой

системе лишено возможности  влиять на политику международных финансовых организаций1.

      Одна из самых опасных неожиданностей - возможные резкие изменения курса рубля. Причем очень чувствительны и разрушительны как девальвация, так и ревальвация рубля из-за двойственного характера нашей денежной системы, базирующейся на отечественной и иностранной валюте2.

В конце 2003 г. падение  курса рубля сменилось его повышением, т.е. ревальвацией, что связано с существенным изменением конъюнктуры мировых валют, повышением курса евро и снижением курса доллара. Другой фактор ревальвации рубля - рост предложения на рынке долларов в связи с существенным увеличением экспорта российской нефти. Резкая ревальвация

рубля нежелательна, поскольку  она подрывает устойчивость валютного  рынка, ставит в невыгодное положение партнеров, заключивших долгосрочные договоры в долларах.

     Таким образом,  внешние угрозы – текущее состояние мировой

экономики, характеризующиеся следующими показателями: изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, большой внешний государственный долг и т.п.

 

 


1См.:Экономическая безопасность России/ Байгулова А.А., Байгулов Р.М.// Вестник ГУУ. – 2008. - №6. С.25- 29;

2См.: Завьялова Е.Б. Экономическая безопасность РФ: уч. пособие для вузов/ Завьялова Е.Б. – М.: МГИМО,2004. С. 200.

 

Глава 3. Состояние  экономической безопасности России

3.1. Проблема  обеспечения экономической безопасности в настоящее время

     Структура проблем экономической безопасности приведена на схеме1:

 

   

Для выявления проблем  обеспечения безопасности прежде всего  необходимо выделить уровни, на которых  рассматриваются эти проблемы.

     Первый уровень - глобальная экономическая безопасность - характеризует уязвимость России перед угрозами и вызовами глобальной экономики со


1См.: Аргументы недели. Социальная аналитическая газета.- 2007.-№4. С.1.

 

стороны других стран  по всему периметру границ. Иногда его называют международной или внешней безопасностью. Но термин «глобальный» представляется наиболее точным.

     Второй уровень - региональная безопасность - включает три-четыре пояса. По мнению ряда специалистов, можно выделить Южный, Северо-Кавказский, Западный и Дальневосточный пояса. Понятно, что необходимы классификация этих поясов и признание их особой роли на государственном уровне. Конечно, существующая ныне в России система округов достаточно действенна. Но еще нужно ранжирование округов и выделение указанных поясов.

     Третий уровень - внутренняя безопасность всех элементов, всех субъектов федерации, хозяйственных организаций, т.е. системы вертикальных (центр, субъекты федерации и хозяйствующие субъекты) и горизонтальных связей в целом1.

     Рассмотрим проблемы глобальной экономической безопасности России. Для начала оценим текущее состояние России, сложившиеся в последние годы. Данные, позволяющие оценить глобальную безопасность, приведены в табл.2 (значения, отмеченные *, относятся к 2005 г., отмеченные ** - к 2006 г., остальные - к 2010 г.). Анализ информации, приведенной в табл.2, позволяет сделать ряд фундаментальных выводов. Вывод первый: при самых высоких показателях в сравнении с США, ЕС и Японией по размеру территории, природным ресурсам, добыче газа, нефти, лесным ресурсам в России производится на порядок меньший объем ВВП, а также ВВП на душу населения.

Информация о работе Угрозы экономической безопасности России и механизм противодействия им