ВВЕДЕНИЕ
В литературе и средствах
массовой информации встречаются
различные трактовки системного
кризиса, постигшего экономику
Украины, как и других стран
СНГ, в 90-х годах прошлого
столетия. Называется множество
причин упадка, просчетов и ошибок,
допущенных в ходе трансформационных
процессов, а выдвинутые предложения
по преодолению кризисных явлений
нередко противоречивы.
Международный опыт
убеждает в том, что кризисы
экономики, вызванные теми или
иными бедствиями, вполне преодолимы,
если для этого используются
научно обоснованные методы. Так,
за 10 лет после окончания Второй
мировой войны Федеративная Республика
Германия, формируя социально ориентированную
рыночную экономику, не только
восстановила хозяйство, но и
вошла в число развитых стран
Европы.
Разрабатывая меры
по углублению реформ, необходимо
учитывать специфические особенности,
которые отличают экономический
кризис в Украине от циклических
кризисов перепроизводства на
Западе. Первая из этих особенностей
заключается в том, что у
нас кризис возник и расширился
в связи с преобразованием
плановой хозяйственной системы
в рыночную, почему его часто
называют трансформационным кризисом.
В ходе этих процессов углубились
имевшиеся в прошлом структурные
диспропорции в экономике, снизился
уровень организации производства
и труда, ухудшилась система
оплаты, остановились предприятия,
произошел спад производства.
Вторая особенность
кризиса состоит в том, что
он развивался не во всех
сферах экономики, а главным
образом в материальном производстве
(промышленности, сельском хозяйстве),
в социальной сфере, в здравоохранении,
образовании, культуре. При этом
ускоренными темпами формировались
частная форма собственности,
относительная свобода в ценообразовании
и инфраструктура рыночной системы,
что создавало иллюзию успешного
перехода на рыночные начала. Но сформированная
инфраструктура рынка не только не оказала
положительного влияния на развитие материального
производства, а наоборот, способствовала
его разрушению.
Третья особенность
кризиса украинской экономики
состоит в масштабном распространении
коррумпированности должностных
лиц, воровстве, расхищении созданных
народом материальных ценностей
и денежных средств, тенизации
и олигархизации экономики, вывозе
капиталов за рубеж, и наконец,
в формировании идеологии наживы.
Указанные три особенности
обусловливают необходимость в
разработке и реализации таких
предложений по углублению реформ,
которые обеспечили бы в оптимальные
сроки повышение уровня жизни
населения. Прежде всего, нужно
определиться со стратегией и
цепью реформ. Учитывая опыт развитых
стран, а также менталитет украинского
народа, целесообразно формировать
смешанную экономическую систему,
социально ориентированную и
направленную на создание благополучного,
самодостаточного государства с
высоким уровнем жизни граждан.
Смешанная экономическая система
характеризуется сочетанием государственного
регулирования и рыночного саморегулирования,
либерализации и протекционизма,
относительной свободы и государственного
контроля; такая система непременно
должна быть направлена на
поддержку незащищенных слоев
населения и развитие сфер
деятельности, определяющих будущее
страны. Под контролем и защитой
государства (или в его собственности)
должны находиться жизнеобеспечивающие
отрасли и комплексы сельское
хозяйство, единая энергосистема,
железнодорожный и внутригородской
транспорт, связь, оборона, образование,
здравоохранение. Формироваться
смешанная экономическая система
должна в интересах всего народа,
достойный уровень жизни которого
может быть достигнут путем
ускорения экономического роста,
повышения эффективности материального
производства, развития внутреннего
рынка. Необходимо переориентировать
реформы с переустройства производственных
отношений, их называют теперь
экономической системой, или механизмом
хозяйствования. Как известно, благополучие
стран и народов всегда обеспечивалось
именно производительными силами,
то есть материально-вещественными
и человеческими факторами производства.
Средства и орудия труда, технология
и сам человек образуют главную составляющую
общественного способа производства,
их совершенствование всегда было и продолжает
оставаться определяющим фактором роста
богатства страны.
ОПЛАТА ТРУДА И СПРОС
НА РАБОЧУЮ СИЛУ
Заработная плата по
характеру влияния на рынок
труда, занятость и безработицу
явление сложное и противоречивое,
одновременно воздействующее на
формирование спроса на рабочую
силу и предложения рабочей
силы, т.е. выступает фактором
двоякого, разнонаправленного действия.
Кроме того, заработная плата
существенным образом затрагивает
экономические интересы основных
контрагентов рынка труда —
покупателей рабочей силы (предпринимателей)
и ее продавцов — наемных
работников.
Рассмотрим связь заработной
платы, ее величины и динамики
с движением спроса на рабочую
силу, т.е. проанализируем проблему
со стороны лишь одного из
действующих на рынке труда
лиц — предпринимателя.
Рабочая сила в рыночной
экономике — это фактор производства
первостепенного значения; без этого
фактора само производство становится
невозможным. Когда предприниматель
решается начать выпуск какой-либо
продукции, он должен выйти
на рынок труда, чтобы приобрести
этот фактор производства в
определенном количестве и требуемого
качества.
Необходимость купли
рабочей силы предполагает, что
предприниматель (фирма), прежде
чем появиться на рынке труда,
должен определить цену спроса
на труд, или ставку заработной
платы. В условиях совершенной
конкуренции она определяется
соотношением спроса и предложения
на рынке труда. В точке пересечения
кривых спроса и предложения
возникает так называемая «равновесная
цена труда», или средняя ставка
заработной платы по каждому
конкретному виду труда.
Однако исходить из
предпосылки «совершенной конкуренции»,
или чисто конкурентного рынка
труда, значит исходить из идеальных
условий формирования цены рабочей
силы, или заработной платы. В
действительности таких условий
никогда не существовало и
не существует в настоящее
время. Если бы такие условия
существовали, предпринимателю не
надо было заниматься проблемой
определения цены спроса на
труд, или ставки заработной платы.
В действительности
определение «цены труда» осуществляется
в условиях несовершенной конкуренции,
происходящей под мощным воздействием
таких факторов, как монополия
спроса на труд, монополия предложения
труда, которую устанавливают
сильные профсоюзы и, наконец,
государственное регулирование
рынка труда, в частности, путем
законодательства о минимальной
заработной плате. Цена спроса
на труд (ставка заработной платы)
может определяться фирмой по
каждому из используемых на
предприятиях конкретных видов
труда на основе концепций
предельной производительности
и предельного продукта труда,
т.е. исходя из расчетного соотношения
этой цены и ожидаемой (прогнозируемой)
прибыли. Зависимость спроса фирмы
на рабочую силу от величины
и динамики заработной платы
важнейший элемент рыночных отношений
в сфере труда, определяющий, в
конечном счете уровень и движение
занятости и безработицы в
экономике страны. Здесь возможны
две основные ситуации, имеющие
принципиально важное значение.
Ситуация первая —
высокая заработная плата. В
работах западных экономистов
высокий уровень заработной платы
однозначно рассматривается как
главная причина ограничения
спроса фирм на рабочую силу,
его падения и, следовательно,
снижения уровня занятости трудоспособного
населения, роста безработицы.
Негативное воздействие высокой
заработной платы на движение
спроса на рабочую силу обусловлено
законом спроса. Суть этого закона
применительно к рынку труда
сводится к следующему: чем выше
цена товара рабочая сила, тем
ниже спрос, и наоборот, чем
ниже цена, тем выше спрос на
данный специфический товар.
В приведенной формуле
отчетливо выражена объективная
взаимосвязь между заработной
платой и прибылью, непосредственно
воздействующая на масштабы и
динамику спроса на рабочую
силу. Заработная плата, рассматриваемая
со стороны спроса на рабочую
силу, существенным образом затрагивает
экономические интересы фирмы,
поскольку является определяющим
компонентом издержек производства.
В промышленно развитых странах
Запада ее удельный вес в
стоимости продукта составляет 65-70%,
а ее доля в национальном
доходе достигает 80%2. При столь
высокой доле заработной платы
в стоимости продукта любое
ее повышение существенно увеличивает
издержки производства, что неизбежно
ведет к сокращению прибыли,
сжатию инвестиционного процесса
и, как следствие, к падению
спроса на рабочую силу со
стороны фирм, увольнениям, росту
безработицы.
Однако действие закона
спроса применительно к рынку
труда не столь однозначно, как
это представляется на основе
формально-логического подхода.
Высокая заработная плата или
цена спроса на специфический
товар рабочую силу влечет
за собой не только негативные
последствия.
Во-первых, повышение
заработной платы означает рост
покупательной способности наемных
работников (основной массы потребителей
производимых в обществе товаров
и услуг). Это увеличивает объем
реализации продукции фирм, максимизацию
прибыли, в результате увеличивается
спрос на рабочую силу.
Во-вторых, между повышением
заработной платы и падением
спроса на рабочую силу существует
определенный временной лаг. Прежде
чем начнется падение спроса
на рабочую силу, заработная плата
в своем повышательном движении
должна пройти определенную дистанцию.
Эта дистанция измеряется эффективностью
(прибыльностью) деятельности фирмы.
Падение спроса на рабочую
силу не произойдет, пока повышение
заработной платы не достигнет
(в рамках цены производимого
фирмой продукта) определенного
пункта, за которым начинается (если
рост заработной платы будет
остановлен) сокращение прибыли
фирмы. Речь идет о соотношении
параллельно происходящих движений
заработной платы наемных работников
и стоимости предельного продукта
их труда. Суть этого соотношения
такова: заработная плата может повышаться
(а в производство будут вовлекаться дополнительные
работники, т.е. будет происходить расширение
спроса на рабочую силу) до тех пор, пока
ее величина не окажется на одном уровне
с величиной стоимости предельного продукта
труда. Равенство между величиной заработной
платы и величиной предельного продукта
в денежном выражении и есть та критическая
точка, за которой начинается падение
спроса фирмы на рабочую силу, сокращение
занятости. Строго говоря, спрос на рабочую
силу (соответственно увеличение суммы
выплачиваемой заработной платы) может
быть продолжен и за этим пунктом, но тогда
начнется убывание предельного продукта;
производство станет невыгодным и в дальнейшем
будет прекращено.
В реальной действительности
постоянно существует (с учетом
всех факторов роста эффективности
производства, прежде всего производительности
труда) возможность увеличения
спроса фирм на рабочую силу
при повышающемся уровне заработной
платы. Это убедительно подтверждает
полувековой опыт послевоенного
экономического развития западных
стран, где заработная плата,
как номинальная, так и реальная,
растет, и одновременно повышается
уровень занятости трудоспособного
населения, а безработица, как
правило, удерживается в пределах
социально приемлемой нормы.
Ситуация вторая —
низкая заработная плата. Роль
низкой заработной платы в
формировании спроса на рабочую
силу сложна и противоречива.
Понижение уровня оплаты труда
не влечет за собой автоматически
расширения спроса на рабочую
силу. Это доказал Дж.М.Кейнс, сделавший
обоснованный вывод: сокращение
денежной заработной платы необязательно
приведет к увеличению занятости.
Возможности расширения
спроса на рабочую силу благодаря
понижению заработной платы существенно
ограничиваются факторами экономического,
социального и правового характера.
Во-первых, спрос на
рабочую силу величина производная,
зависимая от спроса на продукцию
фирмы, а объем последнего, в
свою очередь, зависит от покупательной
способности потребителей, основную
массу которых составляют наемные
работники. Поэтому снижение заработной
платы означает падение покупательной
способности указанной группы
потребителей и, следовательно,
уменьшение емкости внутреннего
рынка со всеми вытекающими
отсюда негативными для производителей
последствиями — затруднением
в сбыте продукции, сокращением
массы и падением нормы прибыли.
Во-вторых, понижение
заработной платы неизбежно наталкивается
на противодействие объективных
требований воспроизводства рабочей
силы. Заработная плата, как известно,
есть цена специфического товара
— рабочей силы. Величина этой
цены в каждый данный момент
должна быть достаточной для
удовлетворения материальных и
нематериальных потребностей наемного
работника и членов его семьи,
т.е. для осуществления процесса
воспроизводства рабочей силы. Сведение
заработной платы до минимального
уровня подорвет процесс воспроизводства
рабочей силы нормального качества
и в конечном счете приведет
к падению эффективности производства.