Проблемы трудоустройства молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 20:40, реферат

Краткое описание

Проблема занятости населения, его участия в общественном производстве всегда была и остается одной из главных экономических проблем. С одной стороны, человек выступает в качестве личного (в отличие от материального, вещественного) фактора производства. При этом в условиях современного общества, по существу, начавшего переход в постиндустриальную эру, растут требования к качеству человеческого труда, к сумме знаний и навыков отдельного работника.

Файлы: 1 файл

кон ГРЭ.docx

— 35.60 Кб (Скачать)

     Проблема  занятости населения, его участия  в общественном производстве всегда была и остается одной из главных  экономических проблем. С одной  стороны, человек выступает в  качестве личного (в отличие от материального, вещественного) фактора производства. При этом в условиях современного общества, по существу, начавшего переход  в постиндустриальную эру, растут требования к качеству человеческого труда, к сумме знаний и навыков отдельного работника. С другой стороны, занятость  населения оказывает самое непосредственное влияние на все экономические процессы, на общественное производство, и в современной экономической науке играет роль важнейшего макроэкономического показателя. Нужно всегда помнить, что главная экономическая "цена" безработицы - непроизведенная продукция. Если экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Безработица приводит не только к потерям ВВП, но и к значительным негативным социальным последствиям. В социальном плане безработица отчуждает человека от общества, лишая его надежной и устойчивой возможности зарабатывать на жизнь.

     Будущее любой страны находится в руках  современных юношей и девушек. Поэтому  руководитель, которого заботит развитие своего государства и общества, считает  молодежь объектом национально-государственных  интересов. Как правило, в зоне молодежной политики находятся граждане в возрасте 14 – 29 лет.

     Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается  двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 27% 1трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она является одной из особо уязвимых групп на рынке труда. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.   

     Необходимо  учесть, что молодежь являет собой  основное и многочисленное пополнение трудовых ресурсов. Фактически, это  будущее рынка рабочей силы, поэтому  решение сегодняшних проблем, связанных  с образованием, профессиональной подготовкой, трудоустройством молодежи окажет сильное  влияние на будущее социально-экономическое  развитие России.

     Молодежь  в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или  завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального  опыта, и в силу этого менее  конкурентоспособны. Несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда создает предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное заведения, вынуждена получать статус безработного. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий – с высшим и средним профессиональным образованием.     

       

     В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в  январе 2011г. составил 16,3%, в том числе  среди городского населения - 14,9%, среди  сельского населения - 19,8%.

     По  сравнению с декабрем 2010г. численность  безработных в возрасте 15-24 лет  выросла на 12 тыс.человек (или на 0,8%)

     Коэффициент превышения уровня безработицы среди  молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с  уровнем безработицы взрослого  населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,7 раза, в том числе среди городского населения - 2,8 раза, сельского населения - 2,1 раза.2

     В численности безработных 24,7% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В январе 2011г. их численность  составила 1,4 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (13% - за счет молодежи до 20 лет, 45% - от 20 до 24 лет, 21,5% - 25-29 лет). По сравнению с январем 2010г., доля безработных, не имеющих опыта работы, снизилась на 1,7 процентных пункта.

     Из  этого ясно видно, что молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан. Для поддержки молодежи в жестких условиях рынка труда разрабатываются различные программы социальной адаптации. Такие программы составляют и утверждают структуры, осуществляющие государственную политику в сфере содействия занятости молодежи (службы занятости, комитеты по делам молодежи, биржи труда, фонды занятости молодежи и прочие структурные организации).

     Распоряжением Правительства РФ была утверждена Стратегия  государственной молодежной политики в Российской Федерации  от 18 декабря 2006 г. № 1760-р

     Одним из приоритетных направлений стратегии является проект «Карьера», направленный на решение проблем занятости молодежи.

     Основными целями проекта "Карьера" являются:

    • самоопределение молодежи на рынке труда;
    • развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.

     Для достижения этих целей предполагается реализовать разработанные мероприятия, направленные:

    • на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;
    • на внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда;
    • на внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;
    • на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей;
    • на создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и на обеспечение его законных прав и интересов;
    • на поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок.

     Также были разработаны МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МИНСПОРТТУРИЗМА РФ от 20.04.2009 г. № 332/05 об обеспечении занятости молодежи в рамках реализации антикризисных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Адресован данный документ руководителям органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации.

     В отношениях, связанных с трудом и занятостью, молодежь обладает своей спецификой. Эмпирические данные показывают, что молодым гражданам сложнее психологически, чем людям среднего возраста, обращаться в обычные государственные учреждения службы занятости населения. Также сложнее вовлекать молодежь во временную занятость и общественные работы в силу очевидной непрестижности тех видов деятельности, которые входят в состав общественных работ и мероприятий временной занятости. Поэтому в данных рекомендациях были использованы следующие подходы:

     1. Осуществлять предоставление услуг  по трудоустройству в такой  форме, чтобы молодые граждане  не отказывались от их получения  по соображениям непрестижности  в молодежной среде. 

     2. Обеспечить наличие гражданско-патриотической  составляющей общественных работ  и временной занятости молодежи  в целях восприятия их как  участия в решении государственной  задачи, удачный старт карьеры,  а не проявления безысходности. 

     3. Задействовать собственный потенциал  молодежных объединений и общественных  организаций, действующих в сфере  молодежной политики, для решения  задач по обеспечению занятости  молодежи, при этом данные организации,  по причинам, указанным в подпунктах 1 и 2, должны быть своеобразными  посредниками между молодым гражданином  и работодателем, а также, при  необходимости молодым гражданином  и службой занятости. 

     Предложенные  в настоящих Рекомендациях меры, носят краткосрочный и среднесрочный  характер.

     В долгосрочной перспективе для решения  задач снижения напряженности на рынке труда для молодежи, в  рамках компетенции органа по работе с молодежью субъекта Российской Федерации могут быть задействованы:

  • пропаганда и содействие органам образования в более широком внедрении профессиональной ориентации в молодежной среде;
  • пропаганда среднего профессионального образования как формы реализации права на образование, в целях равномерного распределения обучающегося контингента по видам образования и предложениям по занятости;
  • поддержка программ обучения профессиональному предпринимательству с целью формирования предпринимательских компетенций;
  • создание условий для самореализации талантливой молодежи;
  • организация обмена информацией с учреждениями профессионального образования о состоянии и перспективах развития рынка труда, требованиях к подготовке специалистов и их качествам.

     Как показывает практика, даже достаточная  профессиональная подготовка не решает проблем занятости молодежи. Как  известно, выпускники профессиональных учебных заведений не всегда трудоустраиваются, особенно по специальности.

     С одной стороны, это - следствие ликвидации ранее действовавшей жесткой  системы распределения специалистов и нынешнего свободного их выхода на рынок труда. А с другой стороны, сегодня сами многие высшие учебные заведения не готовы учитывать реальные перспективы трудоустройства своих выпускников. Для этого необходимо заранее готовить студентов к возможным проблемам, с которыми они могут столкнуться на рынке труда (информировать их о реальном положении на территориальном рынке труда, спросе на рабочую силу по конкретным профессиям, об основных гарантиях, которые государство может предоставить им в области трудоустройства).

     На  последних курсах учебных заведений  силами своих структур содействия трудоустройству (в тесном контакте с территориальными органами службы занятости) должны определяться направления трудоустройства студентов. 

     Весьма  полезен в этом отношении опыт многих регионов, где действуют системы  профессионального информирования, консультирования и психологической  поддержки. Их назначение – повысить конкурентоспособность и содействовать  переориентации граждан на профессии, востребованные на рынке. В рамках такой  системы могут быть реализованы  как индивидуальные, так и групповые  формы работы (информационно –  обучающие курсы, групповые занятия  в бизнес-клубах с ориентацией  на предпринимательскую деятельность и самозанятость, социально-психологические программы, развитие навыков коммуникативной культуры, обучение технологии поиска работы). Могут использоваться хорошо зарекомендовавшие себя социально-психологические адаптационные программы, предназначенные для различных категорий граждан и учитывающие их особенности.

     На  мой взгляд, важным направлением сегодня является развитие форм самозанятости молодых граждан, прежде всего молодежного предпринимательства.

     Орган по делам молодежи при содействии предпринимательству должен взаимодействовать  с органом по поддержке малого и среднего предпринимательства. Такой  орган реализует формы поддержки  малого и среднего предпринимательства  в соответствии с Федеральным  законом        от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

     Развитие  именно этого направления наиболее актуально, и наиболее проблематично сегодня.3.

Информация о работе Проблемы трудоустройства молодежи