Обеспечение занятости и трудоустройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА трудовое право.docx

— 34.40 Кб (Скачать)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1.

ВОПРОС № 13.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ И  ТРУДОУСТРОЙСТВА. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ  ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗРАБОТНЫМ.

ОТВЕТ:

 

В настоящее время основополагающим актом, регламентирующим права и  обязанности безработных граждан, а также порядок признания  граждан безработными является Закон  от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения  в Российской Федерации». Действующий  Трудовой кодекс РФ не включает в себя ни такую главу, ни подобный раздел. Видится полезным в дальнейшем все  же включить соответствующие положения  о занятости и трудоустройстве  в Трудовой кодекс РФ, поскольку  расширение оснований для увольнения, по нашему мнению, не ведет к уменьшению числа безработных граждан. С  другой стороны, единый кодифицированный акт позволяет более полно  представлять всю совокупность правоотношений, возникающих в сфере трудового  права.

 

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с  удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Незанятость граждан не может  служить основанием для привлечения  их к административной и иной ответственности (ст. 1 Закона «О занятости»). Исходя из этого, занятыми считаются граждане:

 

· работающие по трудовому  договору, в том числе выполняющие  работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая  сезонные, временные работы, за исключением  общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах  и указанных в п. 3 ст. 4 Закона «О занятости»);

 

· зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

 

· занятые в подсобных  промыслах и реализующие продукцию  по договорам;

 

· выполняющие работы по договорам гражданско-правового  характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным  с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также  являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

 

· избранные, назначенные  или утвержденные на оплачиваемую должность;

 

· проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной  службе, учреждениях и органах  уголовно-исполнительной системы;

 

· проходящие очный курс обучения в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования и других образовательных  учреждениях, включая обучение по направлению  государственной службы занятости  населения (далее — органы службы занятости);

 

· временно отсутствующие  на рабочем месте в связи с  нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой  производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой  к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением  других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

 

· являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением  учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных  прав в отношении этих организаций.

 

Понятие безработных граждан  и порядок их регистрации

 

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в  целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы), независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее—организации), в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

 

Безработными признаются граждане, которые:

 

· трудоспособны;

 

· не имеют работы и заработка (дохода);

 

· зарегистрированы в целях  поиска подходящей работы;

 

· ищут работу и готовы приступить к ней;

 

· не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в  целях поиска подходящей работы.

 

Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия учреждениями службы занятости  решения о признании его безработным.

 

Безработными не могут  быть признаны:

 

· лица, не достигшие 16-летнего  возраста;

 

· граждане, которым в  соответствии с законодательством  Российской Федерации назначена  трудовая пенсия по старости (часть  трудовой пенсии по старости), в том  числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная  п. 2 ст. 32 Закона «О занятости», либо пенсия по старости или за выслугу лет  по государственному пенсионному обеспечению;

 

· лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в  органах службы занятости в целях  поиска подходящей работы от двух вариантов  подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые  ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение  квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

 

· осужденные по решению  суда к исправительным работам без  лишения свободы, а также к  наказанию в виде лишения свободы;

 

· лица, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а  также представившие другие недостоверные  данные для признания их безработными.

 

Граждане, которым в установленном  порядке отказано в признании  их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц  со дня отказа для решения вопроса  о признании их безработными.

 

Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию  в сроки, установленные учреждениями службы занятости, но не реже двух раз  в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной  ситуацией на рынке труда, — не реже одного раза в месяц.

 

Безработные граждане обязаны  активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия  регистрации и перерегистрации, информировать учреждения службы занятости  о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера.

 

В случае явки безработного гражданина на перерегистрацию в  состоянии опьянения, вызванном  употреблением алкоголя, наркотических  средств или других одурманивающих веществ, факт опьянения устанавливается  работниками учреждения службы занятости  и подтверждается составленным ими  актом (с указанием даты, места  и времени его составления). При  необходимости факт состояния опьянения  может быть установлен путем проведения медицинского освидетельствования и подтвержден соответствующим заключением.

 

Порядок регистрации безработных  граждан определяется Правительством Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. № 458 «Об утверждении порядка  регистрации безработных граждан» в ред. от 14 декабря 2006 г. № 768СЗ РФ. 1997. № 17. Ст. 2009; СЗ РФ. 2006. № 51. Ст. 5468..

 

 

Правовой статус безработного России — это его правовое положение  по Закону РФ «О занятости населения  в Российской Федерации». В содержание правового статуса безработного входят:

1.   Официальная регистрация  органом службы занятости данного  лица в качестве безработного, т. е. его правосубъектность.

2.   Основные (статутные)  его права и обязанности как  безработного.   Это  право   на подыскание  органом  службы  занятости подходящей работы, право  направления на общественные  оплачиваемые работы, право на  пособие по безработице, право  на направление его в необходимых  случаях на повышение квалификации,  переквалификацию  с  выплатой   стипендии  и  др.   Обязанность    безработного — систематически    в    установленные    сроки  проходить перерегистрацию.

Закон РФ «О занятости в  Российской Федерации» предусмотрел следующие  права и гарантии, определяющие правовой статус безработного:

1) гарантии и компенсации работникам, высвобождаемым из организации, предоставляемые согласно ст. 180, 181 ТК;

2) выплату пособий зарегистрированным безработным в установленном порядке;

3) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

4) возможность участия в оплачиваемых общественных работах, организуемых местными органами самоуправления;

5) компенсацию затрат по переезду в другую местность на новую работу по предложению органа службы занятости;

 

( Выплата пособия по безработице закреплена в Конвенции № 44 МОТ и Рекомендации № 44 МОТ 1934 года «О безработице».)

6) выплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности в размере причитающегося пособия по безработице;

7) оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты.

 

Дополнительные социальные права и гарантии и помощь при  потере работы могут быть предусмотрены  коллективными договорами и социально-партнерскими соглашениями.

Пособие по безработице имеют  право получать граждане, зарегистрированные органом службы занятости как  безработные, уволенные по любым  основаниям, и впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия  принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании  гражданина безработным, т. е. на третьем  этапе регистрации.

Размер пособия по безработице  и порядок его выплаты установлены  ст. 30—35 Закона о занятости.

 

Порядок регистрации безработных  граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. в  редакции от 5 ноября 1999 г.1, предусматривает  последовательную регистрацию органом  службы занятости безработных граждан, обратившихся в этот орган по месту  жительства.

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые приступить к ней, т. е. безработные, регистрируются в органе службы занятости в четыре этапа:

1) первый этап — первичная  регистрация в целях учета  общей численности безработных  без предъявления ими каких-либо  документов. При этом в регистрационном  документе указываются: фамилия,  имя и отчество обратившегося,  его адрес места жительства, возраст,  пол, образование, специальность  (профессия), причина обращения и  краткое содержание оказанной  ему услуги (информации).

Ему представляется информация о состоянии рынка труда в  данной местности, о наличии вакантных  мест, оплате и других условиях труда  с целью выбора работы, о порядке  регистрации в качестве безработного.

На территориях с напряженной  ситуацией на рынке труда регистрация  осуществляется упрощенно без прохождения  пер­вичной регистрации, а перерегистрацию  на этих территориях. (СЗ РФ. 1997. №17. С. 2009; 1999. №29. Ст. 3748.) Безработные проходят не реже одного раза в месяц, а не двух раз, как обычно;

2)   второй   этап  — регистрация   с   целью   поиска   подходящей работы. При  этом безработные предъявляют  в орган службы занятости по  месту жительства справку о  среднем заработке (доходе, денежном  довольствии) за последние три  месяца по последнему месту  работы и предъявляют:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку или иные документы, подтверждающие стаж, документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию. Впервые ищущие работу, не имеющие специальности, предъявляют паспорт и документ об образовании, а инвалиды — еще и трудовую рекомендацию или программу их реабилитации. Эта регистрация осуществляется со дня обращения при наличии всех необходимых документов. В течение 10 дней орган службы занятости должен по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая временную, а впервые ищущему, не имеющему специальности,— два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая временную. При отсутствии работы зарегистрированным безработным может быть предложено при их согласии участие в оплачиваемых общественных работах;

3)   третий  этап —  регистрация  граждан  в   качестве  безработных,   которая   осуществляется   на   основании   решения   органа службы   занятости,   принимаемого   не   позднее   11   календарных  дней со дня их регистрации  в целях поиска подходящей  работы, т.  е.  безработным признается  нетрудоустроенный в  течение   10 дней со дня его регистрации  для поиска подходящей работы.

Датой регистрации в качестве безработного является день принятия органом службы занятости решения  о признании его безработным;

4) четвертый  этап — перерегистрация  безработных,   зарегистрированных в качестве безработных, в сроки, установленные органом службы занятости, но не более двух раз в месяц. В случае явки   безработного   в   состоянии   опьянения   факт   опьянения (одурманивания)  подтверждается  актом,  составленным работником органа службы занятости.

Отказ в регистрации не лишает права гражданина повторно обратиться в орган занятости через один месяц для решения вопроса  о регистрации его в качестве безработного.

Информация о работе Обеспечение занятости и трудоустройства