Трудоустройство современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:48, реферат

Краткое описание

В настоящее время становится очевидным, что с возникновением рыночного механизма спроса и предложения рабочей силы необходим новый механизм взаимодействия института образования и формирующегося рынка труда.

Современный этап цивилизационного развития, переход к постиндустриальному, информационному обществу требует от системы высшего профессионального образования, как социокультурного института, обновления содержания его функций, приведения образовательных программ в соответствие с потребностями современного уровня производства и общества.

Оглавление

I. Методологическая часть. 3-5

1. Формулировка и обоснование проблемы. 6

2. Цель исследования. 7

3. Задачи исследования. 7

4. Объект и предмет исследования. 7

5. Основные понятия. 8-9

операционализация 10

6. Гипотезы исследования. 11

II. Методическая часть. 12

1. Определение обследуемой совокупности (выборка) 12

2. Характеристика методов сбора социологической информации 13

3. Логическая структура инструментария 14

III. РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 15-24

IV. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 25

V. ЛИТЕРАТУРА 26

VI. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………26-28

Файлы: 1 файл

исследование по трудоустройству - копия.docx

— 229.46 Кб (Скачать)

Смоленский  государственный университет

Факультет управления

Кафедра социологии 
 

Социологический исследовательский  проект:

«Трудоустройство  современной молодежи» 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 3курса

Специальности «социология»

Скворцова Владлена Владиславовна. 
 
 
 
 
 
 
 

Смоленск  2012год

      Оглавление 

I. Методологическая часть.   3-5

1. Формулировка и обоснование проблемы. 6

2. Цель исследования. 7

3. Задачи исследования. 7

4. Объект и предмет исследования. 7

5. Основные понятия. 8-9

                  операционализация                                                                                                                                10

6. Гипотезы исследования. 11

II. Методическая часть. 12

1. Определение обследуемой совокупности (выборка) 12

2. Характеристика методов сбора социологической информации 13

3. Логическая структура инструментария 14

III. РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ                             15-24

IV. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ                                                                                                                    25

V. ЛИТЕРАТУРА                                                                                                                                                      26

VI. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………26-28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I Методологическая  часть

  1. Формулировка и обоснование проблемы социологического исследования
 

В настоящее  время становится очевидным, что  с возникновением рыночного механизма  спроса и предложения рабочей  силы необходим новый механизм взаимодействия института образования и формирующегося рынка труда.

Современный этап цивилизационного развития, переход к постиндустриальному, информационному обществу требует от системы высшего профессионального образования, как социокультурного института, обновления содержания его функций, приведения образовательных программ в соответствие с потребностями современного уровня производства и общества. Проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, возникающие после окончания вуза, с одной стороны объясняются дефицитом рабочих мест на рынке труда, а с другой стороны - несоответствием профессиональных качеств выпускников вузов требованиям, предъявляемым современным рынком труда.

В меняющихся экономических  условиях возрастает роль профессионально-личностных качеств, обеспечивающих конкуренто-способность на рынке труда, построение успешной профессиональной карьеры. Такие задачи, как развитие личности специалиста, подготовка его к мобильному и адекватному поведению на рынке труда, не всегда решаются достаточно успешно, что усугубляет трудности трудоустройства после окончания вуза.

     Актуальность  темы исследования определяется необходимостью теоретического и практического  осмысления новых подходов к профессиональной подготовке специалистов, анализу их жизненных планов, организации процесса трудоустройства в условиях модернизационных преобразований в России, а также изменений, происходящих в мире, которые носят глобальный характер.

     Взаимодействие  системы образования и рынка  труда связано не только с востребованностью специалистов определенной квалификации и профессии, но и с отношением молодого поколения к труду в целом. Падение социальной ценности труда приводит к снижению престижа ряда важных для общества профессий. В настоящее время ряд исследователей отмечает обострение диспропорции между профессиональными ориентациями молодежи и реальными потребностями рынка труда, а также изменение традиционной иерархии ценностей, приводящее к замене утративших актуальность экстравертивных мотивов, направленных на общество и других людей, на интровертивные.

В то же время  именно поведение старшекурсников  и выпускников является чрезвычайно  важным: сейчас, на этапе формирования рынка, они определяют во многом его  будущее. Анализ противоречий между ожиданиями и предложением сторон на рынке даст возможность вскрыть наметившиеся проблемы, а также помочь соискателям сформировать сценарии наиболее эффективного взаимодействия.

     Социокультурные проблемы трудовой молодежи, в том числе студенчества, освещались в работах В.И. Герчикова, Я.В. Дидковской, Н.А. Лоншаковой, А.В. Меренковой, И.А. Пашинян, Р.Г. Гуровой, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского и др.

     Необходимо  признать, что в стране практически  отсутствует единая система управления трудовой социализацией студенческой молодежи, а сам этот процесс протекает  стихийно, приводя в социальном смысле к различным коллизиям и издержкам, наносящим огромный вред и отдельной  личности, и обществу в целом.

     Известно, что современная система управления, структура, финансово-экономические механизмы системы образования не в полной мере соответствуют новым экономическим условиям и требованиям со стороны потребителей образовательных услуг и рынка труда. В связи с этим российскому государству необходима разработка новых программ и технологий, способствующих оптимизации трудовой социализации студенческой молодежи в современных условиях, так как смена менталитета и системы ценностных ориентаций привела в обществе к снижению значимости труда как одной из главных ценностей.

     Отдельную большую и многоплановую проблему составляют особенности развития и  управления процессом трудовой социализации в условиях конкретного российского  региона. Специфический набор производственно-экономических, демографических, этноконфессиональных и других социально-значимых факторов, задающих в совокупности эксклюзивный характер развития молодого поколения, в том числе и ее трудовой социализации, требует научной разработки механизмов, форм и способов оптимизации такого сложного и противоречивого процесса, как трудовая социализация молодежи в каждом российском регионе.

     В связи с тем, что в нашей  стране система высшего образования  переживает качественно новый этап в своем развитии, обусловленный  в значительной степени его коммерциализацией  и переходом к мировым стандартам, радикально изменяются основные тенденции  и противоречия в развитии процесса трудовой социализации студентов. В  свою очередь, подобное изменение феномена трудовой социализации требует радикального совершенствования и системы  управления этим процессом, и разработки дополнительных факторов его оптимизации.

     Одновременно  существенно изменилось значение таких  способов трудовой социализации, как  довузовский рабочий стаж и служба в вооруженных силах страны. Таким образом, из преобладающих способов трудовой социализации, доминировавших в прежние времена, остались такие, как: производственная и учебная практика в своем вузе, и производственная практика за его пределами

     Вместе  с тем, переход нашего общества на рыночную экономику и резкое уменьшение роли стипендии в материальном обеспечении  студентов, а также - распространение  платных форм образования (к 2005 году свыше 50% студентов Российской Федерации  обучалось на коммерческой основе) создали систему принципиально  новых факторов трудовой социализации. Современные студенты значительно  в большем масштабе вынуждены  «подрабатывать», чтобы как-то «свести  концы с концами».

     Анализ  ведущих тенденций развития процесса трудовой социализации современной студенческой молодежи приводит к выводу о том, что, во-первых, в связи с резким возрастанием имущественной стратификации появляется небольшая, но довольно устойчивая группа студентов, решающих свои материальные проблемы посредством иждивенческой «подпитки» своих родителей.

     Во-вторых, несмотря на то, что студенты, как  и в прежние времена, «хватаются»  за любую работу, возрастающую роль в их трудовой социализации и материальном обеспечении играют сферы деятельности, обслуживающие инфраструктуру современного рынка (сетевой маркетинг, розничная  торговля, коммерческие сделки, участие  в рекламных акциях).

     В-третьих, анализ проблем трудовой деятельности современной студенческой молодежи по стране в целом, проведенный на материалах нескольких исследований показывает, что возрастает значение процесса непосредственно  трудовой социализации, т.е. увеличение значения «подработок» по осваиваемой  в вузе специальности.

     Профильное  обучение позволяет за счет изменений  в структуре содержания и организации  образовательного процесса более полно  учитывать интересы, склонности и  способности учащихся школ, создавать  условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными  интересами и намерениями. Профильная ориентация способствует принятию ими  решения о выборе направления  дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности молодежи к профессиональному самоопределению.

     Профориентационная работа в вузе является начальным этапом профессионального самоопределения учащихся. От ее содержания и организации зависит эффективность привлечения абитуриентов в вуз, обучение будущих студентов, трудоустройство и закрепление выпускников на рабочем месте.

     В целом, ведущие направления трудовой социализации современных российских студентов, к сожалению, отличаются противоречивым характером, бессистемностью, и пока еще неэффективно регулируются современным обществом, при том, что значение этого процесса для будущего нашей страны трудно переоценить.

     К сожалению, в регионах не всегда последовательно  и научно обоснованно разрабатывают  программы профессиональной адаптации  населения к рынку труда, недостаточно активно привлекают к равноправному сотрудничеству социальных партнеров - объединения работодателей, профсоюзы, некоммерческие организации, учреждения профессионального образования, ассоциации выпускников. Учреждения профессионального образования медленно перестраиваются с учетом новых требований работодателей, негибко реагируют на изменения рынка труда в отношении соответствия структуры, объемов и профилей подготовки кадров, уровня их квалификации. Зачастую продолжается подготовка кадров для отраслей, переживающих спад, где происходит значительное высвобождение работников.

     Система профориентационной работы вуза дает возможность каждому поступающему осознанно и ответственно подойти к выбору будущей специальности. Отечественный опыт свидетельствует, что профильное обучение дает положительный результат только в единстве с профориентацией и возможно в сочетании с фундаментальным образованием.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Цель  исследования:

     Целью данной работы является изучение основных аспектов и перспектив трудоустройства современного студенчества

3.  Задачи исследования:

     1. Дать характеристику рынка труда и трудовой социализации современной студенческой молодежи;

     2.Рассмотреть перспективы трудоустройства молодых людей

     3. Проанализировать желаемые результаты процесса обучения и последующего     трудоустройства

     4. Проанализировать полученные результаты. 

Информация о работе Трудоустройство современной молодежи