Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:48, реферат
В настоящее время становится очевидным, что с возникновением рыночного механизма спроса и предложения рабочей силы необходим новый механизм взаимодействия института образования и формирующегося рынка труда.
Современный этап цивилизационного развития, переход к постиндустриальному, информационному обществу требует от системы высшего профессионального образования, как социокультурного института, обновления содержания его функций, приведения образовательных программ в соответствие с потребностями современного уровня производства и общества.
I. Методологическая часть. 3-5
1. Формулировка и обоснование проблемы. 6
2. Цель исследования. 7
3. Задачи исследования. 7
4. Объект и предмет исследования. 7
5. Основные понятия. 8-9
операционализация 10
6. Гипотезы исследования. 11
II. Методическая часть. 12
1. Определение обследуемой совокупности (выборка) 12
2. Характеристика методов сбора социологической информации 13
3. Логическая структура инструментария 14
III. РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 15-24
IV. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 25
V. ЛИТЕРАТУРА 26
VI. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………26-28
Смоленский государственный университет
Факультет управления
Кафедра
социологии
Социологический исследовательский проект:
«Трудоустройство
современной молодежи»
Выполнила: студентка 3курса
Специальности «социология»
Скворцова
Владлена Владиславовна.
Смоленск 2012год
Оглавление
I. Методологическая часть. 3-5
1. Формулировка и обоснование проблемы. 6
2. Цель исследования. 7
3. Задачи исследования. 7
4. Объект и предмет исследования. 7
5. Основные понятия. 8-9
операционализация
6. Гипотезы исследования. 11
II. Методическая часть. 12
1. Определение обследуемой совокупности (выборка) 12
2. Характеристика методов сбора социологической информации 13
3. Логическая структура инструментария 14
III. РЕЗУЛЬТАТЫ
И АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
IV.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
V.
ЛИТЕРАТУРА
VI.
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
I Методологическая часть
В настоящее
время становится очевидным, что
с возникновением рыночного механизма
спроса и предложения рабочей
силы необходим новый механизм взаимодействия
института образования и
Современный этап цивилизационного развития, переход к постиндустриальному, информационному обществу требует от системы высшего профессионального образования, как социокультурного института, обновления содержания его функций, приведения образовательных программ в соответствие с потребностями современного уровня производства и общества. Проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, возникающие после окончания вуза, с одной стороны объясняются дефицитом рабочих мест на рынке труда, а с другой стороны - несоответствием профессиональных качеств выпускников вузов требованиям, предъявляемым современным рынком труда.
В меняющихся экономических условиях возрастает роль профессионально-личностных качеств, обеспечивающих конкуренто-способность на рынке труда, построение успешной профессиональной карьеры. Такие задачи, как развитие личности специалиста, подготовка его к мобильному и адекватному поведению на рынке труда, не всегда решаются достаточно успешно, что усугубляет трудности трудоустройства после окончания вуза.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью теоретического и практического осмысления новых подходов к профессиональной подготовке специалистов, анализу их жизненных планов, организации процесса трудоустройства в условиях модернизационных преобразований в России, а также изменений, происходящих в мире, которые носят глобальный характер.
Взаимодействие системы образования и рынка труда связано не только с востребованностью специалистов определенной квалификации и профессии, но и с отношением молодого поколения к труду в целом. Падение социальной ценности труда приводит к снижению престижа ряда важных для общества профессий. В настоящее время ряд исследователей отмечает обострение диспропорции между профессиональными ориентациями молодежи и реальными потребностями рынка труда, а также изменение традиционной иерархии ценностей, приводящее к замене утративших актуальность экстравертивных мотивов, направленных на общество и других людей, на интровертивные.
В то же время именно поведение старшекурсников и выпускников является чрезвычайно важным: сейчас, на этапе формирования рынка, они определяют во многом его будущее. Анализ противоречий между ожиданиями и предложением сторон на рынке даст возможность вскрыть наметившиеся проблемы, а также помочь соискателям сформировать сценарии наиболее эффективного взаимодействия.
Социокультурные проблемы трудовой молодежи, в том числе студенчества, освещались в работах В.И. Герчикова, Я.В. Дидковской, Н.А. Лоншаковой, А.В. Меренковой, И.А. Пашинян, Р.Г. Гуровой, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского и др.
Необходимо
признать, что в стране практически
отсутствует единая система управления
трудовой социализацией студенческой
молодежи, а сам этот процесс протекает
стихийно, приводя в социальном смысле
к различным коллизиям и
Известно,
что современная система
Отдельную
большую и многоплановую
В
связи с тем, что в нашей
стране система высшего образования
переживает качественно новый этап
в своем развитии, обусловленный
в значительной степени его коммерциализацией
и переходом к мировым
Одновременно существенно изменилось значение таких способов трудовой социализации, как довузовский рабочий стаж и служба в вооруженных силах страны. Таким образом, из преобладающих способов трудовой социализации, доминировавших в прежние времена, остались такие, как: производственная и учебная практика в своем вузе, и производственная практика за его пределами
Вместе с тем, переход нашего общества на рыночную экономику и резкое уменьшение роли стипендии в материальном обеспечении студентов, а также - распространение платных форм образования (к 2005 году свыше 50% студентов Российской Федерации обучалось на коммерческой основе) создали систему принципиально новых факторов трудовой социализации. Современные студенты значительно в большем масштабе вынуждены «подрабатывать», чтобы как-то «свести концы с концами».
Анализ ведущих тенденций развития процесса трудовой социализации современной студенческой молодежи приводит к выводу о том, что, во-первых, в связи с резким возрастанием имущественной стратификации появляется небольшая, но довольно устойчивая группа студентов, решающих свои материальные проблемы посредством иждивенческой «подпитки» своих родителей.
Во-вторых, несмотря на то, что студенты, как и в прежние времена, «хватаются» за любую работу, возрастающую роль в их трудовой социализации и материальном обеспечении играют сферы деятельности, обслуживающие инфраструктуру современного рынка (сетевой маркетинг, розничная торговля, коммерческие сделки, участие в рекламных акциях).
В-третьих, анализ проблем трудовой деятельности современной студенческой молодежи по стране в целом, проведенный на материалах нескольких исследований показывает, что возрастает значение процесса непосредственно трудовой социализации, т.е. увеличение значения «подработок» по осваиваемой в вузе специальности.
Профильное
обучение позволяет за счет изменений
в структуре содержания и организации
образовательного процесса более полно
учитывать интересы, склонности и
способности учащихся школ, создавать
условия для обучения старшеклассников
в соответствии с их профессиональными
интересами и намерениями. Профильная
ориентация способствует принятию ими
решения о выборе направления
дальнейшего обучения и созданию
условий для повышения
Профориентационная работа в вузе является начальным этапом профессионального самоопределения учащихся. От ее содержания и организации зависит эффективность привлечения абитуриентов в вуз, обучение будущих студентов, трудоустройство и закрепление выпускников на рабочем месте.
В целом, ведущие направления трудовой социализации современных российских студентов, к сожалению, отличаются противоречивым характером, бессистемностью, и пока еще неэффективно регулируются современным обществом, при том, что значение этого процесса для будущего нашей страны трудно переоценить.
К сожалению, в регионах не всегда последовательно и научно обоснованно разрабатывают программы профессиональной адаптации населения к рынку труда, недостаточно активно привлекают к равноправному сотрудничеству социальных партнеров - объединения работодателей, профсоюзы, некоммерческие организации, учреждения профессионального образования, ассоциации выпускников. Учреждения профессионального образования медленно перестраиваются с учетом новых требований работодателей, негибко реагируют на изменения рынка труда в отношении соответствия структуры, объемов и профилей подготовки кадров, уровня их квалификации. Зачастую продолжается подготовка кадров для отраслей, переживающих спад, где происходит значительное высвобождение работников.
Система
профориентационной работы вуза дает
возможность каждому поступающему осознанно
и ответственно подойти к выбору будущей
специальности. Отечественный опыт свидетельствует,
что профильное обучение дает положительный
результат только в единстве с профориентацией
и возможно в сочетании с фундаментальным
образованием.
Целью данной работы является изучение основных аспектов и перспектив трудоустройства современного студенчества
3. Задачи исследования:
1. Дать характеристику рынка труда и трудовой социализации современной студенческой молодежи;
2.Рассмотреть перспективы трудоустройства молодых людей
3. Проанализировать желаемые результаты процесса обучения и последующего трудоустройства
4.
Проанализировать полученные