Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:48, реферат
В настоящее время становится очевидным, что с возникновением рыночного механизма спроса и предложения рабочей силы необходим новый механизм взаимодействия института образования и формирующегося рынка труда.
Современный этап цивилизационного развития, переход к постиндустриальному, информационному обществу требует от системы высшего профессионального образования, как социокультурного института, обновления содержания его функций, приведения образовательных программ в соответствие с потребностями современного уровня производства и общества.
I. Методологическая часть. 3-5
1. Формулировка и обоснование проблемы. 6
2. Цель исследования. 7
3. Задачи исследования. 7
4. Объект и предмет исследования. 7
5. Основные понятия. 8-9
операционализация 10
6. Гипотезы исследования. 11
II. Методическая часть. 12
1. Определение обследуемой совокупности (выборка) 12
2. Характеристика методов сбора социологической информации 13
3. Логическая структура инструментария 14
III. РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 15-24
IV. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 25
V. ЛИТЕРАТУРА 26
VI. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………26-28
Молодежь (на примере студентов 1 и 2 курсов специальности «социология» и 4 курса специальности «социальная работа»)
Предмет исследования:
Условия и перспективы
трудоустройства студентов СмолГУ
Молодежь1– социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.
Трудоустройство2— система мероприятий, проводимая государственными органами и общественными организациями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. В соответствии с законодательством обязанность обеспечивать трудоустройство граждан возложена на территориальные органы Государственной службы занятости.
Рынок труда3 - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.
Ситуация на рынке труда4 – соотношение между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.
Молодой специалист5 – человек, который в недавнем прошлом окончил учреждение образования и имеет мало практического опыта для выполнения порученной ему работы.
Студенчество6 - учащиеся высших учебных заведений. Термин обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определённой численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т. д.; определённое общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодёжи и которая характеризуется определёнными социально-психологическими особенностями.
Социализация7- усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости).
Профессия8 -(лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы
Труд9 — целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый — физический труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый — умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Престиж10- социальный (франц.
prestige, первонач.— обаяние, очарование,
от лат. praestigium — иллюзия, обман чувств),
соотносительная оценка социальной роли
или действия, социальной или проф. группы,
социального института, физич. достоинства,
психологич. качества и т. п., разделяемая
членами данного общества или группы на
основании определ. системы ценностей.
Носителем П. с. в конечном счёте выступает
личность. Объективной основой признания
привлекательности или значимости социального
качества является реальный вклад в удовлетворение
той или иной обществ. потребности, но
в обществ. мнении оценка этого вклада
опосредствуется социально-психологическими
факторами и может подвергаться искажениям.
Генеральной совокупностью данного исследования являются студенты Смоленского государственного университета, Социального факультета очного отделения, специальности «социология» и «социальная работа» Объём генеральной совокупности –50человек: Из них 43- составляют девушки,7 -парни
Для
получения социологической
К
основным преимуществам анкетирования
относят оперативность и
В процессе обработки полученной информации рассчитываются простые распределения. Полученные результаты оформляются в виде таблиц. Таблицы могут быть двух видов:
Расщипываются
процентные веса, которые используются
для сравнения ответов
Обработанная информация оформляется в виде диаграмм, схем, графиков.
Инструментарий:
анкета.
Социологический опрос в форме анкетирования проводится среди студентов Смоленского Государственного Университета.
Анкета имеет строгую структуру и включает несколько элементов: вводную, основную, заключительную части.
Первая часть – вводная – представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нём кратко говорится о целях и задачах исследования подчёркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и гарантируется анонимность ответов. В конце вводной части выражается признательность за участие в опросе. Задача вводной части – создать определённый настрой респондента, от которого во многом зависит качество заполнения и степень возвращаемости анкеты.
Вторая
часть анкеты – основная. Она
содержит вопросы (их блоки), направленные
на получение необходимой
В третьей части анкеты – так называемой «паспортичке» - выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых( в данном случае,) пол и возраст, Паспортичка состоит из двух вопросов: 1). Пол; 2). Возраст;
В
заключении выражается благодарность
респонденту за заполнение анкеты.
Обработка социологической информации осуществляется вручную и с помощью ПК, а именно программы Excel. После того, как ответы респондентов внесены в Excel, по каждому вопросу анкеты нужно подсчитать следующие показатели (сначала в абсолютных цифрах, затем в процентах к общему числу опрошенных): сколько человек выбрало тот или иной вариант ответа, сколько человек затруднилось с ответом. Построить необходимые диаграммы, графики, схемы.
Полученные
результаты необходимо прокомментировать,
указать ведущие тенденции. При
этом нужно сопоставить полученные
данные с гипотезами и установить,
какие гипотезы подтвердились, а
какие оказались опровергнуты исследованием,
какие выводы можно сделать в
итоге.
III. Результаты и анализ социологического исследования
Вопрос №1
1. Имеете ли Вы постоянное место работы в настоящее время?
Варианты ответов | Количество данных ответов | Процентное
соотношение
(%) |
Да | 4 | 8 |
Нет | 46 | 92 |
Только 8% студентов трудоустроены в
настоящее время. В свою очередь, 92% молодых
людей не трудоустроены в настоящее время.
Вопрос №2
2. Нравится ли вам трудовая деятельность, которой Вы занимаетесь?
Варианты ответов | Количество данных ответов | Процентное
соотношение
(%) |
Да | 12 | 24 |
Нет | 21 | 42 |
|
||
Затрудняюсь ответить | 17 | 34 |
Большинству студентов не нравится деятельность, которой они занимаются-42%.Порядка 34% затруднились дать ответ на поставленный вопрос и всего лишь 24% устраивает их трудовая деятельность.
Вопрос №3
3. Планируете ли Вы работать по специальности после окончания университета?
Варианты ответов | Количество данных ответов | Процентное
соотношение
(%) |
Да | 22 | 44 |
Нет | 7 | 14 |
Затрудняюсь ответить | 21 | 42 |
Выяснилось, что большая часть респондентов 44% планирует работать по специальности. Всего лишь 14% опрошенных не собираются связывать свое будущее с получаемой профессией.
Вопрос №4
4. Считаете ли Вы, что ваша будущая профессия востребована на рынке труда, есть ли у нее перспективы?
Варианты ответов | Количество данных ответов | Процентное
соотношение
(%) |
Да | 31 | 62 |
Нет | 9 | 18 |
Затрудняюсь ответить | 10 | 20 |