Трансакционный сектор экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:47, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы – изучить трансакционный сектор экономики России.
Основные задачи:
• рассмотреть трансакционный сектор;
• изучить понятия и виды трансакций;
• рассмотреть трансакционные издержки;
• рассмотреть особенности трансакционного сектора и трансакционных издержек в российской экономике.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................3
1. Трансакционный сектор в экономике России и других стран ……………….5
2. Трансакционные издержки……………………………………………………...7
3. Трансакционные сектор и образование трансакционных издержек в России……………………………………………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………….16
Библиографический список………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

КР(1вопрос).doc

— 95.00 Кб (Скачать)

4. Издержки спецификации  и защиты прав собственности.  В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов6 необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Некоторые авторы (Д. Норт) добавляют сюда же затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль [5].

5. Издержки оппортунистического  поведения. Это самый скрытый  и, с точки зрения экономической теории, самый интересный элемент трансакционных издержек.

Различают две основных формы оппортунистического поведения. Первая носит название морального риска. Моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона  полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода - отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору [5].

Вторая форма оппортунистического  поведения¬ - вымогательство.  Возможности  для него появляются тогда, когда  несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются  друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы.

Приведенная классификация  является не единственной, например существует еще классификация К. Менара [4]:

1. Издержки вычленения (аналогичны 5 (отлынивание).

2. Информационные издержки.

3. Издержки масштаба

4. Издержки поведения. 

С введением в анализ трансакционных издержек необходимо уточнить структуру издержек фирмы.

В рыночной экономике  издержки фирмы можно разделить  на три группы: 1) трансформационные,

2) организационные, 

3) трансакционные [7].

Трансформационные издержки - издержки по трансформации физических свойств продукции в процессе использования факторов производства.

Организационные издержки - издержки по обеспечению контроля и распределению ресурсов внутри организации, а также издержки по минимизации оппортунистического поведения внутри организации [10].

Трансакционные и организационные  издержки являются взаимосвязанными понятиями, увеличение одних ведет к уменьшению других и наоборот.

3 Трансакционные сектор и образование трансакционных издержек в России.

Современная экономика  России развивается в русле общемировых  тенденций, что характерно и для  развития трансакционного сектора  — происходит увеличение его доли из года в год, как в абсолютных, так и в относительных показателях. В то же время трансакционный сектор в российской экономике имеет свои специфические черты — более низкая его доля в экономике и пропорционально иное соотношение видов деятельности, входящих в этот сектор.

Неравномерность развития трансакционного сектора в регионах Российской Федерации и отсутствие необходимых институтов для его полноценного функционирования обусловливают не только растущий интерес исследователей к теоретическим изысканиям в русле теории трансакционных издержек, но и делают актуальной прикладную задачу по измерению объемов, выявлению динамики и факторов роста трансакционного сектора, а также выработке целевых программ по оптимизации его структуры в российских регионах.

Трансакционные издержки могут иметь место только при  определенных условиях. Речь идет об отношениях контрагентов по поводу специфических активов, ограниченной рациональности и оппортунизме.

Следует заметить, что  в современной российской экономике  условия существования трансакционных издержек имеют особенно яркое выражение  по сравнению с развитыми странами. Специфичность активов в России проявляется в тесной зависимости поставщиков и потребителей, а также в узкой предметной специализации предприятий, что было унаследовано от плановой системы[11]. Ограниченная рациональность имеет особенно яркое выражение благодаря характерной для российской переходной экономики нестабильности.

Очевидно, что в таких  условиях трансакционные издержки должны быть очень высоки. В развитых рыночных экономиках «минимизация трансакционных издержек достигается путем дифференцированного закрепления трансакций . . . за структурами управления ими»[12]. К подобным структурам управления относятся вертикальная интеграция и достоверные обязательства. Однако в современной России, где отсутствует разработанная правовая база, институты, описываемые западными экономистами, не могли бы эффективно функционировать. Поэтому в российской переходной экономике в качестве своеобразного института, направленного на минимизацию трансакционных издержек, выступили денежные суррогаты, а именно бартер и неплатежи [3].

Экономия трансакционных издержек в развитых странах осуществляется в рамках институтов, требующих разработанного законодательства, регулирующего экономическую  деятельность. Поскольку в России нет условий для возникновения цивилизованных институтов, способствующих минимизации трансакционных издержек, в ней стихийно возникают специфические для переходного периода институты. К ним  можно отнести денежные суррогаты [6].

Снижение трансакционных издержек, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов, осуществляется развитием информационной инфраструктуры инвестиционного рынка, регулированием тарифов на услуги монополий, обеспечением защиты собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений [1].

В отношении защиты собственности  инвесторов необходимо разработать  единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого растратами и  хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.

Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов необходимо разработать специальные  государственные программы предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений.

Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое, информационное укрепление соответствующих  оперативных служб, следственных органов и судов[10].

В части информационного  обеспечения инвестиционной деятельности необходимо содействие государства  действующим и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес- планов, проектным  институтам. Конкретными задачами информационного обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, заинтересованных в привлечении инвестиций, о ходе приватизации, продаже акций, конверсии производства [6].

По инициативе Правительства  России создана качественно новая  структура – Консультативный  совет по иностранным инвестициям  в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача – обеспечение постоянного диалога между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательности образа России как страны, принимающей инвестиции.

Для развития экономики  России и продвижения частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и др.

Комплекс мер, обеспечивающих государственное регулирование  сектора вследствие планируемого и  направленного воздействия на следующие  объекты: финансовые институты, права  собственности, бюрократию и судебную систему, гражданскую культуру, менталитет и уровень развития человеческого капитала, а так же последующую оценку результативности реализованных мер были объединены под общим названием «трансакционной политики» [11].

Весь комплекс мер, осуществляемых государством в рамках трансакционной политики, в зависимости от широты круга объектов, на которые направлено воздействие, был разделен на два типа:

- общесистемные, которые  включает создание и поддержание  таких общих институциональных,  правовых и экономических условий,  которые позволяли бы максимально развивать активность, проявляемую со стороны субъектов;

- селективные, посредством  которых осуществляется направленное  воздействие на развитие отдельных  элементов трансанционного сектора,  а также оказывает косвенное  воздействие на сопряженные с ними институты. Такое выборочное воздействие способствует более качественному, глубокому развитию не всего сектора, а его отдельных структурных составляющих.

Таким образом, под трансакционной политикой понимается совокупность мер государства, направленных на регулирование определенной сферы экономических взаимоотношений, которые призваны обеспечивать интенсификацию процессов обмена, оптимизацию взаимодействия экономических субъектов.

 

 

Заключение.

Трансакционный сектор российской экономики, в структуре  которого выделяются наиболее существенные виды трансакций, превалирующие в его составе, а именно торговые, информационные и финансовые, призван обеспечить интенсивное взаимодействие хозяйствующих субъектов, как агентов рынка, и реализацию ими рыночных прав и свобод в условиях недостатка или искажения поступающей информации.

Главной задачей переходного  периода для России является интенсивный  экономический рост, при котором  снижение издержек играет немаловажную роль. Одним из основных показателей  эффективности предприятия является прибыль. Основными путями роста прибыли является увеличение объема производства, цены реализации, снижение издержек производства. Но и первый, и второй пути сдерживаются рынком. Поэтому наиболее реальным должен стать фактор, предусматривающий минимизацию издержек. Для приведения в действие всех факторов снижения издержек производства необходимо исследовать природу издержек, специфику данного производства, особенности формирования затрат на производство продукции, проанализировать структуру издержек, выявить имеющиеся резервы снижения затрат. Введение в экономический анализ понятия трансакционных издержек явилось крупным теоретическим достижением.

В странах с развитой экономикой трансакционный сектор имеет  тенденцию к росту и составляет более 50% от ВВП, что способствует появлению большего числа рынков и росту национального богатства. В России трансакционный сектор еще не развит, поэтому трансакционные издержки высокие и переложены в основном на частных экономических агентов.

Таким образом, трансакционные издержки допускают значительную экономию на масштабах деятельности.

 

 

 

 

Библиографический список.

1. Бессонова О.Э. Институциональная модель российской экономики: ретроспектива и современные векторы развития / Бессонова О. Э. // Экономическая наука современной России. – 2008. – № 4. – С. 9 – 13.

2. Грошев В.А. Институциональная экономика :учебн. пособие /В. А. Грошев. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. – 193 с.

3. Курс институциональной экономики: задачник: в 4 ч./ под ред.  Е.А. Подколозиной, М. М. Юдкевич.– М.: ГУ ВШЭ, 2009.

4.  Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория /Под общ.ред. А.А.Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 372 с.

5.  Кузьминов Я. И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты : учебник для студентов вузов / Я. И. Кузьминов, К. А. Бендукидзе, М. М. Юдкевич. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. – 216 с.

6. Нуреев Р.М. Россия: особенности институционального развития / Р. М. Нуреев. – М.: Норма, 2009. – 172 с.

7. Олейник А.Н. Институциональная экономика :учебн. пособие / А. Н. Олейник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 248 с.

8. Попов Е.В. Модель эволюции институтов / Е. В. Попов // ЭКО. – 2008. – № 9. – С. 12 – 16.

9. Сухарев О.С. Институциональная экономика: Теория и политика / О. С. Сухарев. – М.: Наука, 2008. – 291 с.

10. Фуруботн Э. Институты и экономическая теория / Э. Фуруботн, Р. Рихтер. – СПб.: Издат. дом Санкт-Петерб. гос. ун-та, 2005. – 197 с.

11. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория / А. Е. Шаститко. – М.:ТЕИС, 2002. – 345 с.

12. Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики / М. М. Юдкевич, Е. Л. Подколозина. – М.:ГУ ВШЭ,2009. – 231 с.

 


Информация о работе Трансакционный сектор экономики