Теория экономики здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 23:51, реферат

Краткое описание

Экономическая система и система здравоохранения являются двумя наиболее сложными системами во всех странах. Они тесно взаимосвязаны, как напрямую, так и косвенно. Здоровье населения страны очень зависит от уровня и типа экономической активности и экономической политики. На уровень здоровья также влияет доступность эффективных услуг в сфере здравоохранения, которые зависят от распределения, как частных, так и общественных ресурсов страны. Но здравоохранение – это только одна из важных детерминант здоровья, и расходы на здравоохранение – это только один вид инвестиций в здоровье. Общества, состоящие из людей с низким уровнем здоровья, не добиваются хороших результатов в экономике.

Оглавление

Введение 3
1. Современные проблемы экономики здоровья В России 5
2. Методы измерения здоровья в экономике 7
3. Проблемы финансирования экономики здоровья России 13
4.Потребность в дополнительных расходах федерального бюджета на здравоохранение 17
5. Расходы на здравоохранение по странам Организации экономического сотрудничества и развития 20
Заключение 48
Литература 49

Файлы: 1 файл

реферат_эконом4.doc

— 1.20 Мб (Скачать)

В последнее время наметились новые  тенденции в глобальной структуре  смертности населения. Согласно докладу  ВОЗ, хронические заболевания уносят 35 млн жизней из общего числа в 58 млн человек, умирающих во всем мире за год. Большинство смертей (80 %) в результате таких заболеваний, как болезни сердца, диабет и рак, произойдет в странах со слабым или средним уровнем развития экономики. Это противоречит широко распространенному мнению о том, что такие заболевания наблюдаются главным образом в высокоразвитых странах.

Необходимо отметить, что в аналитических  обзорах, касающихся здоровья населения, отдельное внимание всегда уделяется  здоровью новорожденных и детей – детской и младенческой смертности, причинам смерти детей различных возрастных групп, а также причинам смерти среди других возрастных групп населения (подростки, трудоспособное население, пожилые люди). Смертность новорожденных и детей является важным показателем уровня жизни, развития здравоохранения, она существенно зависит от социально-экономической ситуации в регионах, наличия военных конфликтов, распространенности насилия и агрессии.

В РФ по последним данным ВОЗ умирает 11 младенцев в возрасте до года на 1000 детей. В Германии -4; во Франции – 3, в США -6, в Швеции -5. Около 805 смертей – в перинатальный период. В РФ этот период считается от 28-й недели, когда масса плода достигает 900 г, и заканчивается через 168 часов после рождения. По классификации ВОЗ – период начинается с 22-й недели, когда масса плода достигает 500 г. [4]

Таким образом, демографический подход является одним из наиболее общих, глобальных способов оценки здоровья населения (популяции).

ООН провела статистику по выяснению продолжительности жизней в некоторых странах в 2012 году. Россия уступает статистике смертности таким странам, как Таджикистан, Мавритания, Йемен. Но если основными причинами большой смертности в данных государствах стала бедность большинства населения, отсутствие источников чистой воды, плохая медицина, то в России причина одна – алкоголь.

В Российской Федерации 23,4% всех смертей  случается в результате злоупотребления  спиртными напитками. Причем, из них 63,8% составили мужчины дееспособной и работоспособной категории. По статистике ученых, с такими темпами роста проблемы алкоголя количество людей страны к 2026 году станет меньше на 13-15 миллионов человек. То есть по пропорции население будет не увеличиваться, а уменьшится вследствие массовых болезней и смертей от злоупотребления спиртным! Статистика среднего здоровья России заметно ухудшилась. В школах это стало причиной снижения большинства нормативов по физической культуре. Большая часть теперешних школьников смогут только помечтать о выполнении школьных нормативов 25-летней давности. [4]

Огромное количество смертей от сердечно - сосудистых заболеваний, заболевание  легких и печени связана также  со злоупотреблением спиртных напитков. Массовый алкоголизм уже стал причиной учащенного заболевания туберкулезом. Поэтому, если в семье есть зависимый от спиртного человек, то нельзя медлить ни минуты. Лечение алкоголизма в Москве сегодня проводится анонимно. Поэтому зависимому человеку не стоит бояться, что об этом узнают друзья или знакомые. Но, к сожалению, большинство алкоголиков категорически отказываются от всяческих способов лечения алкоголизма, так как не считают это проблемой номер один. [4]

Министерство здравоохранения  и большинство государственных служащих Российской Федерации показало статистику употребления алкогольных напитков в переводе на чистый этиловый спирт на одну душу населения, выпитого в 2012 году. Данная цифра полностью приблизилась к 14 литрам! Это на абсолютно каждого человека, живущего в России, даже на того, кто просто на просто не появился еще на свет, и на тех стариков, которые даже выпить самостоятельно воды не в состоянии.

Так же по статистике самое частое употребления алкоголя в мире происходит в Китае и Индии. Однако, если брать среднюю статистику по потребление алкогольных напитков на одну душу населения, то положение в данных государствах еще довольно вменяемое, в отличие от России. [4]

3. Проблемы финансирования  экономики здоровья России

Согласно запланированным Минфином расходам бюджетной системы на здравоохранение, они должны вырасти в реальном выражении в 2015 г. по сравнению с 2012 г. на 12,6% (если исходить из имеющегося в нашем распоряжении прогноза Минэкономразвития, что накопленный индекс - дефлятор ВВП за 2013-2015 г. составит 1,184). Относительно ВВП их доля к 2015 году составит 3,6% против 3,5% в 2011 г. [1]

Документ предусматривает значительное сокращение расходов федерального бюджета  на здравоохранение: на 171,4 млрд. руб. или  на 31 % в номинальном выражении в 2015 году по сравнению с 2012 г. и предполагает, что одновременно расходы на здравоохранение из бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и без платежей на ОМС неработающего населения) вырастут на 39%. Согласно расчетам Минфина, представлявшимся в начале 2012 г., (в данном документе эти цифры не выделены), платежи на ОМС неработающего населения должны, во исполнение законодательства об обязательном медицинском страховании,  вырасти в 2015 г. на 53% в номинальном выражении по сравнению с 2012 г. Всего расходы из бюджетов субъектов РФ  (с учетом взносов на ОМС неработающего населения) должны будут вырасти за указанный период на 49%. Нереалистичность такого роста совершенно очевидна, учитывая что запланированное увеличение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составит 24%.[1]

 

Таблица 1 - Расходы бюджетной системы  на здравоохранение, % ВВП

 

2011

2012

2013

2014

2015

Здравоохранение, всего 

3,5

3,6

3,7

3,6

3,6

в том числе:

         

Федеральный бюджет

0,9

0,9

0,8

0,6

0,5

Расходы бюджета федерального ФОМСа  без учета межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета

2,6

1,4

1,5

1,6

1,8

Консолидированные бюджеты субъектов  РФ  без учета межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета и без  платежей на ОМС неработающего населения

1,3

1,4

1,3

1,4


Источники: Минфин России, расчеты  НИУ ВШЭ

 

По данным Минздрава, расчеты расходов бюджетной системы на здравоохранение, представленные в рассматриваемом  документе, содержат двойной счет затрат (в расходах бюджета ФОМС и в расходах консолидированных бюджетов субъектов РФ) на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения в 2012 г. и части затрат на содержание медицинских организаций в 2013-2015 гг., работающих в системе ОМС в 2012 г.. С учетом устранения двойного счета затрат, запланированные расходы на здравоохранение, по оценке Минздрава, увеличатся в номинальном выражении в 2015 г. по сравнению с 2012 г. всего лишь на 13% (с 2168,8 млрд. руб. до 2452,5 млрд. руб. Это будет означать сокращение расходов на здравоохранение в реальном выражении на 4,5%. [1]

Это ставит под сомнение реалистичность выполнения задач перехода к эффективному контракту в здравоохранении  и модернизации системы здравоохранения.

В документе упоминается о финансировании из федерального бюджета Государственной программы «Развитие здравоохранения». Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О реализации государственной политики в сфере здравоохранения», эта программа должна стать основным инструментом модернизации системы здравоохранения. Однако предполагаемые размеры ее финансирования в данном документе не обозначены.

Не предусматривается никакой  корректировки направлений расходов в рамках Национального проекта  «Здоровье». В частности, сохраняются  стабильно низкими расходы на мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака – 0,8 млрд. руб. в 2102-2014 гг. Это, очевидно, идет вразрез с задачей активизировать работу по обеспечению условий для ведения здорового образа жизни, сформулированной в Указе Президента от 7 мая 2012 г.  «О реализации государственной политики в сфере здравоохранения». [1]

В  документе говорится о том, что переход на полный тариф оплаты медицинских услуг в системе  ОМС позволит расширить участие частных медицинских организаций в ОМС и привлечь инвестиции в  здравоохранение, в том числе в рамках частно-государственного партнерства. Но переход к полному тарифу оплаты медицинской помощи в системе ОМС – это лишь одно из условий решения этой задачи. Механизм привлечения частных медицинских организаций значительно сложней и пока он не создан. Для формирования заинтересованности в серьезных инвестиционных проектах требуется обеспечить устойчивость отношений в системе ОМС, в частности перейти на долговременные договоры участия частных организаций (как минимум, на три года). Но даже при соблюдении этого условия частный бизнес с высокой степенью вероятности  будет вкладывать средства преимущественно в те инвестиционные проекты, которые дают возможность получить быстрый коммерческий результат. Поэтому нужно более реалистично оценивать возможности государственно-частного партнерства, делая акцент на решающую роль государства в финансировании закупки дорогостоящего медицинского оборудования и прочих инвестиционных объектов стоимостью свыше 100 тыс. руб (как это предусмотрено законодательством). Между тем источники государственного финансирования крупных инвестиций в документе не обозначены. [1]   

В целом следует констатировать, что предложенные принципы бюджетной политики в сфере здравоохранения ориентированы на инерционный сценарий развития системы здравоохранения. Совместимость предлагаемой политики с задачами задачами развития здравоохранения и увеличения продолжительности жизни российских граждан до 74 лет в 2018 году, определенными в Указах Президента от 7 мая 2012 г.  № 598 «О реализации государственной политики в сфере здравоохранения» и № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» не просматривается. А планируемое изменение структуры источников бюджетного финансирования здравоохранения в пользу региональных бюджетов предсказуемо повлечет сокращение государственного финансирования здравоохранения в реальном выражении и усиление соответствующей дифференциации между регионами. Все это будет способствовать дискредитации задач развития здравоохранения, поставленных Президентом РФ. [1]

4.Потребность  в дополнительных расходах федерального  бюджета на здравоохранение

Необходимость в дополнительных расходах федерального бюджета на здравоохранение диктуется двумя обстоятельствами. Во-первых, представленные в ОНБП оценки расходов по трем главным источникам нереалистичны. Региональные бюджеты, как отмечалось, после выполнения законодательно установленных обязательств по взносам на ОМС неработающего населения с высокой степенью вероятности не смогут быть источником сколько-нибудь заметного прироста финансовых ресурсов здравоохранения. В то же время прирост средств ОМС не сможет обеспечить финансирование необходимых мероприятий по модернизации здравоохранения.

Несомненно, ряд этих мероприятий  способен обеспечить экономию в системе  здравоохранения. Прежде всего это  мероприятия по реструктуризации отрасли  – расширение функционала участковой службы, перемещение части стационарной помощи на амбулаторный этап, сокращение избыточных коек по ряду профилей,  дифференциация больниц по степени интенсивности лечения, перераспределение и концентрация специализированного коечного фонда. Например, за счет повышения эффективности амбулаторно-поликлинической помощи, прежде всего работы участкового звена, объем стационарной помощи может быть сокращен за 2012-2015 гг. на 10% -  с  2,78 до 2,6 койко-дней в расчете на одного жителя (ряд регионов страны уже достиг этого уровня). Экономия на сокращении стационарной помощи может составить 64,2 млрд. руб. в 2015 году. [1]

Но это расчетная экономия, и  для того, чтобы ее реально обеспечить, потребуются  дополнительные вложения. Чрезмерные объемы стационарной помощи и длительные сроки госпитализации во многом определяются тем, что первичное звено здравоохранения пока не способно взять на себя основную нагрузку по лечению больных – в силу слабого технического оснащения, никого квалификационного уровня значительной части амбулаторных врачей, их слабой экономической мотивации. Это диктует необходимость затрат на реорганизацию амбулаторно-поликлинической помощи – расширение функций центров здоровья, реализацию программ управления хроническими заболеваниями, повышение потенциала узких специалистов поликлиник. Потребность в расходах на реорганизацию амбулаторно-поликлинической помощи оценивается в 9-10 млрд. руб. в год. [1]

 

Таблица 2 -  Потребность в дополнительных расходах на здравоохранение, млрд. руб.

 

Направления расходов

2013

2014

2015

   

1,291

1,389

1,473

1.

Реорганизация оказания амбулаторно-поликлинической  помощи

9,2

9,9

10,5

2.

Создание системы льготного  лекарственного обеспечения при  амбулаторном лечении

-

72,9

76,9

3.

Реструктуризация стационарной помощи

38,7

41,7

44,2

4.

Информатизация здравоохранения

32,3

34,7

36,8

5.

Переход к эффективному контракту

181,4

285,2

290,3

6.

Формирование здорового образа жизни

8,4

9,0

9,6

7.

Всего по пп. 1-6

270,0

453,4

468,3

8.

Экономия за счет реструктуризации медицинской помощи

18,9

40,4

64,2

9.

Потребность в дополнительном финансировании = (7 – 8)

251,1

413,0

404,1

Информация о работе Теория экономики здоровья