Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 23:51, реферат
Экономическая система и система здравоохранения являются двумя наиболее сложными системами во всех странах. Они тесно взаимосвязаны, как напрямую, так и косвенно. Здоровье населения страны очень зависит от уровня и типа экономической активности и экономической политики. На уровень здоровья также влияет доступность эффективных услуг в сфере здравоохранения, которые зависят от распределения, как частных, так и общественных ресурсов страны. Но здравоохранение – это только одна из важных детерминант здоровья, и расходы на здравоохранение – это только один вид инвестиций в здоровье. Общества, состоящие из людей с низким уровнем здоровья, не добиваются хороших результатов в экономике.
Введение 3
1. Современные проблемы экономики здоровья В России 5
2. Методы измерения здоровья в экономике 7
3. Проблемы финансирования экономики здоровья России 13
4.Потребность в дополнительных расходах федерального бюджета на здравоохранение 17
5. Расходы на здравоохранение по странам Организации экономического сотрудничества и развития 20
Заключение 48
Литература 49
В последнее время наметились новые тенденции в глобальной структуре смертности населения. Согласно докладу ВОЗ, хронические заболевания уносят 35 млн жизней из общего числа в 58 млн человек, умирающих во всем мире за год. Большинство смертей (80 %) в результате таких заболеваний, как болезни сердца, диабет и рак, произойдет в странах со слабым или средним уровнем развития экономики. Это противоречит широко распространенному мнению о том, что такие заболевания наблюдаются главным образом в высокоразвитых странах.
Необходимо отметить, что в аналитических обзорах, касающихся здоровья населения, отдельное внимание всегда уделяется здоровью новорожденных и детей – детской и младенческой смертности, причинам смерти детей различных возрастных групп, а также причинам смерти среди других возрастных групп населения (подростки, трудоспособное население, пожилые люди). Смертность новорожденных и детей является важным показателем уровня жизни, развития здравоохранения, она существенно зависит от социально-экономической ситуации в регионах, наличия военных конфликтов, распространенности насилия и агрессии.
В РФ по последним данным ВОЗ умирает 11 младенцев в возрасте до года на 1000 детей. В Германии -4; во Франции – 3, в США -6, в Швеции -5. Около 805 смертей – в перинатальный период. В РФ этот период считается от 28-й недели, когда масса плода достигает 900 г, и заканчивается через 168 часов после рождения. По классификации ВОЗ – период начинается с 22-й недели, когда масса плода достигает 500 г. [4]
Таким образом, демографический подход является одним из наиболее общих, глобальных способов оценки здоровья населения (популяции).
ООН провела статистику по выяснению продолжительности жизней в некоторых странах в 2012 году. Россия уступает статистике смертности таким странам, как Таджикистан, Мавритания, Йемен. Но если основными причинами большой смертности в данных государствах стала бедность большинства населения, отсутствие источников чистой воды, плохая медицина, то в России причина одна – алкоголь.
В Российской Федерации 23,4% всех смертей случается в результате злоупотребления спиртными напитками. Причем, из них 63,8% составили мужчины дееспособной и работоспособной категории. По статистике ученых, с такими темпами роста проблемы алкоголя количество людей страны к 2026 году станет меньше на 13-15 миллионов человек. То есть по пропорции население будет не увеличиваться, а уменьшится вследствие массовых болезней и смертей от злоупотребления спиртным! Статистика среднего здоровья России заметно ухудшилась. В школах это стало причиной снижения большинства нормативов по физической культуре. Большая часть теперешних школьников смогут только помечтать о выполнении школьных нормативов 25-летней давности. [4]
Огромное количество смертей от сердечно - сосудистых заболеваний, заболевание легких и печени связана также со злоупотреблением спиртных напитков. Массовый алкоголизм уже стал причиной учащенного заболевания туберкулезом. Поэтому, если в семье есть зависимый от спиртного человек, то нельзя медлить ни минуты. Лечение алкоголизма в Москве сегодня проводится анонимно. Поэтому зависимому человеку не стоит бояться, что об этом узнают друзья или знакомые. Но, к сожалению, большинство алкоголиков категорически отказываются от всяческих способов лечения алкоголизма, так как не считают это проблемой номер один. [4]
Министерство здравоохранения и большинство государственных служащих Российской Федерации показало статистику употребления алкогольных напитков в переводе на чистый этиловый спирт на одну душу населения, выпитого в 2012 году. Данная цифра полностью приблизилась к 14 литрам! Это на абсолютно каждого человека, живущего в России, даже на того, кто просто на просто не появился еще на свет, и на тех стариков, которые даже выпить самостоятельно воды не в состоянии.
Так же по статистике самое частое употребления алкоголя в мире происходит в Китае и Индии. Однако, если брать среднюю статистику по потребление алкогольных напитков на одну душу населения, то положение в данных государствах еще довольно вменяемое, в отличие от России. [4]
Согласно запланированным
Документ предусматривает
Таблица 1 - Расходы бюджетной системы на здравоохранение, % ВВП
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | |
Здравоохранение, всего |
3,5 |
3,6 |
3,7 |
3,6 |
3,6 |
в том числе: |
|||||
Федеральный бюджет |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
0,6 |
0,5 |
Расходы бюджета федерального ФОМСа без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
2,6 |
1,4 |
1,5 |
1,6 |
1,8 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и без платежей на ОМС неработающего населения |
1,3 |
1,4 |
1,3 |
1,4 |
Источники: Минфин России, расчеты НИУ ВШЭ
По данным Минздрава, расчеты расходов бюджетной системы на здравоохранение, представленные в рассматриваемом документе, содержат двойной счет затрат (в расходах бюджета ФОМС и в расходах консолидированных бюджетов субъектов РФ) на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения в 2012 г. и части затрат на содержание медицинских организаций в 2013-2015 гг., работающих в системе ОМС в 2012 г.. С учетом устранения двойного счета затрат, запланированные расходы на здравоохранение, по оценке Минздрава, увеличатся в номинальном выражении в 2015 г. по сравнению с 2012 г. всего лишь на 13% (с 2168,8 млрд. руб. до 2452,5 млрд. руб. Это будет означать сокращение расходов на здравоохранение в реальном выражении на 4,5%. [1]
Это ставит под сомнение реалистичность выполнения задач перехода к эффективному контракту в здравоохранении и модернизации системы здравоохранения.
В документе упоминается о
Не предусматривается никакой
корректировки направлений
В документе говорится о том, что переход на полный тариф оплаты медицинских услуг в системе ОМС позволит расширить участие частных медицинских организаций в ОМС и привлечь инвестиции в здравоохранение, в том числе в рамках частно-государственного партнерства. Но переход к полному тарифу оплаты медицинской помощи в системе ОМС – это лишь одно из условий решения этой задачи. Механизм привлечения частных медицинских организаций значительно сложней и пока он не создан. Для формирования заинтересованности в серьезных инвестиционных проектах требуется обеспечить устойчивость отношений в системе ОМС, в частности перейти на долговременные договоры участия частных организаций (как минимум, на три года). Но даже при соблюдении этого условия частный бизнес с высокой степенью вероятности будет вкладывать средства преимущественно в те инвестиционные проекты, которые дают возможность получить быстрый коммерческий результат. Поэтому нужно более реалистично оценивать возможности государственно-частного партнерства, делая акцент на решающую роль государства в финансировании закупки дорогостоящего медицинского оборудования и прочих инвестиционных объектов стоимостью свыше 100 тыс. руб (как это предусмотрено законодательством). Между тем источники государственного финансирования крупных инвестиций в документе не обозначены. [1]
В целом следует констатировать, что предложенные принципы бюджетной политики в сфере здравоохранения ориентированы на инерционный сценарий развития системы здравоохранения. Совместимость предлагаемой политики с задачами задачами развития здравоохранения и увеличения продолжительности жизни российских граждан до 74 лет в 2018 году, определенными в Указах Президента от 7 мая 2012 г. № 598 «О реализации государственной политики в сфере здравоохранения» и № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» не просматривается. А планируемое изменение структуры источников бюджетного финансирования здравоохранения в пользу региональных бюджетов предсказуемо повлечет сокращение государственного финансирования здравоохранения в реальном выражении и усиление соответствующей дифференциации между регионами. Все это будет способствовать дискредитации задач развития здравоохранения, поставленных Президентом РФ. [1]
Необходимость в дополнительных расходах федерального бюджета на здравоохранение диктуется двумя обстоятельствами. Во-первых, представленные в ОНБП оценки расходов по трем главным источникам нереалистичны. Региональные бюджеты, как отмечалось, после выполнения законодательно установленных обязательств по взносам на ОМС неработающего населения с высокой степенью вероятности не смогут быть источником сколько-нибудь заметного прироста финансовых ресурсов здравоохранения. В то же время прирост средств ОМС не сможет обеспечить финансирование необходимых мероприятий по модернизации здравоохранения.
Несомненно, ряд этих мероприятий способен обеспечить экономию в системе здравоохранения. Прежде всего это мероприятия по реструктуризации отрасли – расширение функционала участковой службы, перемещение части стационарной помощи на амбулаторный этап, сокращение избыточных коек по ряду профилей, дифференциация больниц по степени интенсивности лечения, перераспределение и концентрация специализированного коечного фонда. Например, за счет повышения эффективности амбулаторно-поликлинической помощи, прежде всего работы участкового звена, объем стационарной помощи может быть сокращен за 2012-2015 гг. на 10% - с 2,78 до 2,6 койко-дней в расчете на одного жителя (ряд регионов страны уже достиг этого уровня). Экономия на сокращении стационарной помощи может составить 64,2 млрд. руб. в 2015 году. [1]
Но это расчетная экономия, и для того, чтобы ее реально обеспечить, потребуются дополнительные вложения. Чрезмерные объемы стационарной помощи и длительные сроки госпитализации во многом определяются тем, что первичное звено здравоохранения пока не способно взять на себя основную нагрузку по лечению больных – в силу слабого технического оснащения, никого квалификационного уровня значительной части амбулаторных врачей, их слабой экономической мотивации. Это диктует необходимость затрат на реорганизацию амбулаторно-поликлинической помощи – расширение функций центров здоровья, реализацию программ управления хроническими заболеваниями, повышение потенциала узких специалистов поликлиник. Потребность в расходах на реорганизацию амбулаторно-поликлинической помощи оценивается в 9-10 млрд. руб. в год. [1]
Таблица 2 - Потребность в дополнительных расходах на здравоохранение, млрд. руб.
Направления расходов |
2013 |
2014 |
2015 | |
1,291 |
1,389 |
1,473 | ||
1. |
Реорганизация оказания амбулаторно-поликлинической помощи |
9,2 |
9,9 |
10,5 |
2. |
Создание системы льготного лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении |
- |
72,9 |
76,9 |
3. |
Реструктуризация стационарной помощи |
38,7 |
41,7 |
44,2 |
4. |
Информатизация здравоохранения |
32,3 |
34,7 |
36,8 |
5. |
Переход к эффективному контракту |
181,4 |
285,2 |
290,3 |
6. |
Формирование здорового образа жизни |
8,4 |
9,0 |
9,6 |
7. |
Всего по пп. 1-6 |
270,0 |
453,4 |
468,3 |
8. |
Экономия за счет реструктуризации медицинской помощи |
18,9 |
40,4 |
64,2 |
9. |
Потребность в дополнительном финансировании = (7 – 8) |
251,1 |
413,0 |
404,1 |