Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 10:59, курсовая работа
Актуальность вопросов, связанных с организацией учета материалов на предприятии и эффективным управлением ими, обусловлена тем, что состояние материалов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты. Обеспечить высокий уровень качества продукции и надежность ее поставок потребителям невозможно без создания оптимальной величины запаса готовой продукции, запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, продукции незавершенного производства и других ресурсов, необходимых для непрерывного и ритмичного функционирования производственного процесса.
Кредит сч.91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».
В бухгалтерском балансе счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» отдельно не отражается. При составлении баланса остаток счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» вычитают из остатка счета 10 «Материалы».
Рассмотрим недостатки учёта материалов в ООО «Алмак».
1. Согласно учётной политики ООО «Алмак» приобретенные материалы принимаются по фактической себестоимости, что является традиционным и наиболее распространенным на отечественных предприятиях методом.
Применение этого метода позволяет в конечном счете определить фактическую (или «историческую») себестоимость.
Основной недостаток учета фактической себестоимости состоит в том, что этот учет почти не имеет никакой ценности в качестве орудия для устранения потерь. Другими недостатками учета фактической себестоимости являются:
Однако основной недостаток этого метода в том, что, применяя его, невозможно оперативно сигнализировать администрации о непроизводительных расходах труда и материалов, которые можно было бы устранить путем принятия экстренных мер.
Таким образом, все это предопределяет ограниченность использования данного варианта учета для принятия управленческих решений, осуществления оперативного внутрихозяйственного бухгалтерского контроля. Поэтому наиболее прогрессивными кажется вариант учета нормативных затрат, особенно в условиях рыночных отношений и конкуренции.
2. Согласно учётной политики ООО «Алмак» установлен способ списания материалов по средней себестоимости. Организация ставит своей целью получение максимальной прибыли и, следовательно, увеличение сумм выплачиваемых дивидендов, поэтому кажется удобнее применять метод ФИФО. Данный метод позволяет получить более достоверные данные о стоимости списываемых материалов и себестоимости продукции, так как на практике материалы списываются в порядке поступления.
Рассмотрим в сравнении все методы списания материалов. При использовании методов списания МПЗ - по средней себестоимости или ФИФО - рассчитанные значения стоимости списанных материалов и остатков на конец периода отличаются друг от друга. Это влияет на себестоимость продукции, и соответственно, на величину прибыли.
Пример. На начало месяца остаток стали №-435-OH в ООО «Алмак» составлял 300 единиц по цене 110 рублей за единицу на общую сумму: 300 х 110 = 33 000 рублей. В течение месяца поступило:
1 партия: 500 единиц по цене 130 рублей за единицу на общую сумму 65 000 рублей;
2 партия: 600 единиц по цене 170 рублей за единицу на общую сумму 102 000 рублей;
3 партия: 200 единиц по цене 180 рублей за единицу на общую сумму 36 000 рублей.
Общее количество материалов: 300 + 500 + 600 + 200 = 1 600 единиц.
Общая стоимость материалов: 33 000 + 65 000 + 102 000 + 36 000 = 236 000 рублей.
В течение месяца израсходовано: 1 200 единиц.
Остаток на конец месяца: 1 600 - 1 200 = 400 единиц.
1. Рассмотрим метод средней себестоимости.
Средняя себестоимость единицы составляет: 236 000 / 1 600 = 147,50 рубля.
Стоимость списанных материалов составляет: 1 200 х 147,50 = 177 000 рублей.
Остаток на конец месяца составляет: 400 х 147-50 = 59 000 рублей.
2. Рассмотрим метод ФИФО.
Остаток на конец месяца: 200 х 180 + 200 х 170 = 70 000 рублей.
Стоимость списанных материалов: 236 000 - 70 000 = 166 000 рублей.
Средняя себестоимость единицы списанных материалов: 166 000 / 1 200 = 138,33 рубля.
Данные сравнения представим в таблице 18.
Таблица 18
Сравнение методов списания материалов
Показатель |
Метод средней себестоимости |
Метод ФИФО |
Стоимость списанных материалов |
177 000 |
166 000 |
Средняя себестоимость единицы списанных материалов |
147,50 |
138,33 |
Остаток на конец месяца |
59 000 |
70 000 |
Средняя себестоимость единицы материалов на остатке |
147,50 |
Таким образом, видно, что при условии постоянного повышения цен на материалы при использовании метода ФИФО стоимость списанных материалов наименьшая, а стоимость материалов на остатке максимальная. В этом случае себестоимость продукции ниже и, соответственно, прибыль от реализации продукции выше.
При использовании метода списания по средней себестоимости стоимость списанных материалов и, следовательно, себестоимость продукции в меньшей степени определяются колебаниями цен и могут сохраняться на довольно стабильном уровне.
Отсюда можно сделать следующий вывод: метод ФИФО для целей налогообложения менее выгоден, так как в этом случае налоги возрастают. Однако если организация ставит своей целью получение максимальной прибыли и, следовательно, увеличение сумм выплачиваемых дивидендов, удобнее применять метод ФИФО. Кроме того, этот метод позволяет получить более достоверные данные о стоимости списываемых материалов и себестоимости продукции, так как на практике материалы, как правило, списываются в порядке поступления.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Материалы являются частью оборотных активов предприятия. Их аналитический и синтетический учет организуется в соответствии с правилами, установленными ПБУ 5/01.
Учет материалов ведут в натуральных измерителях на складах и в стоимостном измерении в бухгалтерии организации. В бухгалтерии материалы принимаются на учет в оценке по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материалов определяется по-разному, в зависимости от источника их поступления. Фактическая себестоимость материалов определяется в момент их поступления. Стоимость отпущенных со склада и израсходованных материалов определяется одним из установленных ПБУ 5/01 методов, выбранным организацией и отраженным в ее учетной политике. Способ текущего учета материалов организации определяют самостоятельно.
При снижении рыночной стоимости материалов относительно их фактической себестоимости создается резерв под снижение стоимости материалов. При продаже и прочем выбытии материалов в учете отражают связанные с этим расходы и доходы и определяют финансовый результат. В установленные организацией сроки проводится инвентаризация материалов, результаты которой отражаются документально и отражаются в учете.
В ходе исследования был проведён анализ учёта материалов на на примере ООО «Алмак» - предприятия, основным видом деятельности которого является проектирование и изготовление строительных и бытовых металлических конструкций, а также их монтаж и обслуживание.
Анализ показателей финансового положения и результатов деятельности предприятия позволили выявить положительные моменты: чистые активы превышают уставный капитал, при этом в 2013 г. наблюдалось увеличение чистых активов (на 38368 тыс. руб.); прибыль от финансово-хозяйственной деятельности составила 1571 тыс. руб. (+1201 тыс. руб. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.). Кроме того, положительно характеризующими результаты деятельности предприятия показателями являются следующие: итоговая прибыль составляет существенный процент от совокупной стоимости активов организации увеличилась на 6396 тыс. руб.; значительная положительная динамика прибыльности продаж; значительная положительная динамика прибыли до налогообложения на рубль всех расходов организации.
Показатели финансового положения и результатов деятельности организации, имеющие нормальные или близкие к нормальным значения: не в полной мере соблюдается нормальное соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения; за отчетный период получена прибыль от продаж (9778 тыс. руб.), однако наблюдалась ее положительная динамика по сравнению с прошлым периодом (6396 тыс. руб.); рентабельность основной деятельности составила 0,006, что на 0,002 превышает показания 2012 года; экономическая рентабельность совокупного капитала - 0,008, что на 0,006 превышает показания 2012 года.
Неудовлетворительные значения имеют следующие показатели ООО «Алмак»: неустойчивое финансовое положение по величине собственных оборотных средств; материально-производственные запасы недостаточно покрыты собственными оборотными средствами; среди критических показателей финансового положения организации можно выделить следующие: высокая зависимость организации от заемного капитала.
Анализ учёта материалов на предприятии позволил сделать следующие выводы. При организации учета МПЗ ООО «Алмак» руководствуется ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г № 44н (ред. от 25.10.2010 г), и «Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г № 119н (ред. от 24.12.2010 г).
Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих организации МПЗ использовать сч. 10 «Материалы».
Приобретенные материалы принимаются по фактической себестоимости на основании п. 80 «Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденных приказом МФ РФ от 28.12.2001 №119н.
Установлен способ списания материалов по средней себестоимости на основании п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» утвержденное приказом МФ РФ от 09.06.2001г. №44н.
Используются дополнительные сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» для учета материалов.
Задачами бухгалтерского учёта материалов в ООО «Алмак» являются:
Первичные учетные документы в ООО «Алмак» составляется на бумажном носителе и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (п. 5 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (п. 7 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Сроки хранения документов бухгалтерского учета регламентируются ст. 29 Закона № 402-ФЗ, организация обязана хранить первичные учетные документы в течение сроков, установленных правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Среди первичных учётных документов следует выделить: доверенности (ф. М-2; ф. М-2а); приходный ордер (ф. М-4); акт о приемке материалов (ф. М-7); лимитно-заборную карту (ф. М-8); требование-накладную (ф. М-11); накладную на отпуск материалов на сторону (ф. М-15); карточку учета материалов (ф. М-17).
Синтетический учет материалов на счете 10 «Материалы» ведётся по фактической себестоимости. На счете отражаются все расходы по их приобретению и заготовке. Если при приеме материалов обнаруживается их недостача или порча, то эти операции на материальных счетах не отражаются.
Отпуск материалов из центральных складов в кладовые производственных цехов рассматривается как внутреннее перемещение и в бухгалтерском учете отражается записью: дебет счета 10 «Материалы», аналитический счет «Центральный склад»; кредит счета 10 «Материалы», аналитический счет «Производственный цех».
Производственный расход сырья и материалов в бухгалтерском учете отражается путем списания с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счетов:
20 «Основное производство» - на стоимость сырья и материалов, израсходованных в основном производстве;
Информация о работе Теоретическое обоснование учёта материалов