Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 12:56, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы – изучить теневую экономику в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) Рассмотреть экономическую сущность теневой экономики; 2) Изучить институционализацию теневой экономики; 3) Выявить методы измерения теневой экономической деятельности; 4) Проанализировать статистическую динамику теневой экономики в России;
Оглавление
Введение 3 1 Теоретические основы теневой экономики как института 5 1.1 Экономическая сущность теневой экономики 5 1.2 Институционализация теневого сектора российской экономики 13 2 Методы измерения и статистическая динамика теневой экономики в России 25 2.1 Классификация методов измерения теневой экономики 25 2.2 Статистическая динамика теневой экономики России 30 3 Проблемные аспекты института теневой экономики России и пути их решения 39 3.1 Проблемы институциональной трансформации теневой экономики 39 3.2 Совершенствование мер борьбы с теневой экономикой 46 Заключение 51 Список литературы 53
Частичной интеграции теневой
экономики в легальную могла способствовать
так называемая экономическая (налоговая)
амнистия, предпринятая в 2007 г. Однако
результат данного мероприятия оставляет
желать лучшего.
К сожалению, правительствам
всех уровней не удалось использовать
этот высокоэффективный инструмент по
легализации теневого сектора экономики.
В идеале налоговая амнистия могла бы
привести к тому, что значительные объемы
капитала, владельцев которых заинтересованы
в легализации, могли бы влиться в экономику.
По нашему мнению, это произошло из-за
того, что со стороны государства не последовало
твердой гарантии безопасности для тех,
кто намеревался легализировать финансовые
ресурсы и капитал.
Кроме провозглашения налоговой
амнистии и внесения изменений в налоговое
законодательство, необходимо было внести
поправки в Гражданский и, возможно, Уголовный
кодексы.
Необходимым условием институционального
механизма легализации теневой экономики
является либерализация статей затрат
и вычет инвестиционных затрат из налогооблагаемой
базы. Одновременно необходимо упростить
налоговую систему, снизить количество
и ставки налогов.
Важное место в плане институциональной
легитимизации теневой экономики имеет
вопрос легализации незаконной миграции
рабочей силы. Сегодня по ряду причин она
является базой для развития теневого
производства. В то же время в условиях
сложной демографической ситуации, сложившейся
в России, легализация иммиграционных
потоков трудовых ресурсов может стать
одним из факторов ускорения экономического
роста. В противовес незаконной миграции
необходимо противопоставить комплекс
административно-правовых и экономических
мероприятий, направленных на широкое
вовлечение иностранной рабочей силы
(человеческого капитала) в легальную
трудовую деятельность.
Большое значение для легализации
теневой экономики имеют институциональные
рычаги по репатриации вывезенного за
границу капитала.
Российский рынок для отечественного
предпринимателя, вывезшего капитал за
рубеж, имеет существенные преимущества:
более высокую норму прибыли, знание условий
конъюнктуры, наличие связей с представителями
органов власти и управления [6, c. 37].
Интеграция продуктово-производительной
части теневой экономики в легальную и
гарантия защиты свободного предпринимательства
от криминальных структур и налогового
произвола положительно отразится на
всем обществе. Инвестиции отечественных
предприятий, уплата налогов в бюджет,
рост производства и улучшение благосостояния
значительной части населения России
– вот лишь малая часть того, что последует
за грамотными экономико-правовыми действиями
государства. Своим трудом предприниматели
могут не только материально обеспечить
все общество, но также укрепить государственную
власть и способствовать дальнейшему
продвижению реформ.
Таким образом, Правительству
необходимо в кратчайшие сроки разработать
концепцию и программу легализации теневой
экономики с учетом национальных экономических
и социально-политических условий, а также
особенностей проявления теневой экономики
в России. Главная цель сегодня – создание
таких условий, при которых выгоднее будет
вести легальную экономическую деятельность,
а не теневую. Этому должно способствовать
научное обоснование причин существования,
особенностей проявления и путей ограничения
теневой экономики. Только комплексный
подход к институциональной трансформации
теневой экономики в России, решающую
роль в котором должно сыграть государственное
управление, может позволить ослабить
криминализацию Российской экономики.
Следовательно, российское государство
путем трансформирующего воздействия
и последовательной политики способно
существенно ослабить позиции теневого
бизнеса и тем самым способствовать ускорению
темпов роста российской экономики. Актуальность
решения этой проблемы особенно возрастает
на фоне разразившегося в мире экономического
кризиса, который не обошел стороной и
экономику России.
Совершенствование
мер борьбы с теневой экономикой
Особенность и уникальность
российской теневой экономики связана
с такими чертами, как уход от налогов,
бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия,
челночная и бартерная торговля, скрытая
безработица, коррупция [12, c. 139].
Теневая экономика порождает
ряд последствий, негативно сказывающихся
на экономике государства в целом. Вот
лишь некоторые из этих следствий:
Сокращается налоговая база.
Как следствие, растет налоговый пресс
на легальный сектор экономики.
Снижается конкурентоспособность
легальной экономики. Это в свою очередь
подталкивает и другие экономические
структуры к уходу в тень.
Усиливается ресурсное обеспечение
коррупции, что ведет к росту ее масштабов.
Неконтролируемые крупные финансовые
ресурсы позволяют влиять на государственную
политику, СМИ и избирательные компании
различного уровня. Это также способствует развитию коррупции.
Неконтролируемые крупные финансовые
ресурсы позволяют влиять на государственную
политику, СМИ и избирательные компании
различного уровня. Это также способствует развитию коррупции.
Происходит перераспределение
национального дохода в пользу элитной группы, обусловленное коррупцией
и контролем криминальных групп над теневой экономикой.
Это ведет к сильному имущественному расслоению
и росту конфронтации в обществе.
Происходит утечка капиталов
за границу.
Расширяется неконтролируемая
торговля низкокачественными товарами и товарами, опасными для
потребителя.
Трудность оценки масштабов
теневой экономики приводит к большим
ошибкам в определении важнейших
экономических и социальных показателей
развития общества. Это затрудняет
выработку верных управленческих решений
на различных уровнях [19, c. 207].
В сложившихся социально –
экономических условиях для противодействия
теневой экономике главными направлениями
экономической политики государства должны
стать [20, c. 20]:
повышение конкурентоспособности
государства на мировых рынках товаров,
услуг и информации;
совершенствование денежно
- кредитной политики государства путем укрепления национальной валюты;
создание механизма самонастройки
рыночной экономики;
реструктуризация и демонополизация
промышленного сектора экономики;
создание благоприятного предпринимательского
климата, особенно в сфере малого и среднего
бизнеса;
существенное улучшение ситуации
в сельском хозяйстве;
реформирование системы управления,
отказ от лишних управленческих звеньев;
реализация курса на большую
экономическую открытость;
последовательное проведение
рыночного экономического курса;
улучшение инвестиционного климата как для внутренних, так и для иностранных инвестиций.
Для борьбы с теневой экономикой
государство должно проводить целенаправленную
политику, основанную на применении мер
законодательного характера. Как мы уже
отмечали, различные субъекты теневой
экономики образуют своего рода пирамиду.
В основании пирамиды находятся наемные
работники умственного и физического
труда и примыкающие к ним мелкие и средние
чиновники, в доходах которых по имеющимся
оценкам около 60% составляют взятки. На
вершине пирамиды находятся криминальные
элементы и коррумпированные представители
высших органов власти и управления, которые
совокупно представляют собой (по различным
экспертным оценкам) до 25% всей пирамиды.
Собственно именно они и составляют ту
самую теневую экономику, поскольку в
полной мере обладают значительными ресурсами,
влиянием и силой.
На данный момент существуют
два подхода к методам борьбы с теневой
экономикой: радикально – либеральный,
основанный на принятии пакета законов,
существенно ограничивающих возможности
«теневиков» делать деньги тайком от государства,
и репрессивный, основанный на применении
жестких карательных мер. Какими бы заманчивыми
не выглядели репрессивные меры, включающие
в себя непременным атрибутом общее ужесточение
законодательства по отношению к деятелям
теневой экономики, они могут привести
только к безвозвратной потере колоссального
объема финансовых ресурсов для государства
и вместе с этим к негативным социально-экономическим
последствиям. Задача применения радикально-либеральных
методов иная – заставить финансы, находящиеся
в сфере деятельности теневой экономики,
работать на экономику страны.
В связи с вышеизложенным, меры
по борьбе с коррупцией – важнейшей и
опаснейшей составляющей теневой экономики
- приобретают особую важность в рамках
борьбы с ней.
Главной же задачей здесь является
снижение (а в перспективе – ликвидация)
уровня коррумпированности государственного
аппарата власти и управления. К числу
наиболее эффективных мер можно отнести,
в частности, наличие независимой судебной
системы, способной принимать решения
без давления со стороны административно-управленческого
аппарата, что существенно снижает привлекательность
коррупции. Большое значение в этой борьбе
принадлежит также средствам массовой
информации, осуществляющим свою деятельность
в рамках свободы слова. К мерам общего
характера можно отнести информационное
обеспечение граждан, которое позволит
им, опираясь на знание законов, противостоять
вымогательствам со стороны недобросовестных
чиновников, и открытость ведомственных
систем.
Система общих и частных мер,
направленная на противодействие легализации
доходов, полученных преступным путем,
должна включать в себя следующие меры:
укрепление надзора и подотчетности
всех ветвей власти;
построение четкой системы
взаимоотношений с соседними государствами, способствующей соблюдению
национальных интересов России в политической, культурной и экономической
сферах;
централизация государственных
финансовых ресурсов в Государственном казначействе, которое
является единственным распорядителем,
держателем и хранителем всех прав
на все виды активов государства, и усиление
контроля над расходами государственных
средств;
принятие пакета законодательных
актов, способствующих укреплению дисциплины в области финансово-хозяйственной
деятельности, в сфере взаиморасчетов
и платежей, изменения в налоговой системе
государства (замена налога на имущество и землю
единым налогом на недвижимость, введение
налога на роскошь и другие меры налогового
характера);
введение единой безналичной
единицы взаиморасчетов – золотого рубля
для казначейских операций и перерасчет
всех бюджетных операций через эту денежную единицу.
К сожалению, в России пока не
удается сформировать эффективную систему
экономической безопасности государства.
Деятельность нашего государствав сфере
экономической безопасности необходимо
направить на создание комфортной макроэкономической
среды для создания конкурентоспособной
на мировом рынке динамично развивающейся
национальной экономики. Первые шаги в
этом направлении уже делаются. Будем
ждать результатов.
Заключение
Теневая экономическая деятельность
уже давно вышла за рамки официальной
экономики и паразитировала во всех сферах
жизни общества: от экономики домашних
хозяйств до крупных предприятий, затрагивая
деятельность государства и изменяя уровень
и образ жизни населения страны.
Очевидно, что в связи с институционализацией
теневой экономики общество несет множество
социально-экономических издержек, главные
из которых, по нашему мнению, следующие.
1) Возникшие институты
теневой экономики привели к
форми-рованию особого стиля бизнеса -
бизнеса «для своих», тогда как «не свои»
не имеют реальной возможности выйти на
рынок. Это радикально ограничивает конкуренцию
со всеми хорошо известными негативными
последствиями.
2) Малы инвестиции и
крайне ограничены источники
их привлечения (так, наличие легальных
прав собственности прямо влияет
на привлечение инвестиций: «при
наличии законного права собственности
ценность строений была в 9 раз выше, чем
при его отсутствии»).
3) Велики трудности взаимодействия
страны с внешним миром, который
выстраивает различные барьеры на пути
экономических и других связей из-за несовместимости
экономических систем, вызванной большим
числом теневых правил ведения бизнеса,
в которых не могут разобраться иностранцы.
4) Двойная мораль и
неопределенность экономических, а
значит, во многом и социальных норм
поведения. Это самым отрицательным образом
влияет на мораль общества, которая в реальности
все дальше отходит от того, что принято
называть «цивилизованными правилами
поведения».
Теневая экономика стала привычным
для большинства населения явлением -
люди каждый день сталкиваются с теневой
деятельностью, и она не вызывает практически
никакого осуждения общества. Это породило
парадокс - теневая экономика в какой-то
мере перестала быть «теневой», т.е. скрытой
от общества и неизвестной ему.
Общество согласно мириться
с ней как с меньшим из двух зол, интуитивно
понимая, что борьба с теневой экономикой
со стороны государства приведет к еще
большему (в сравнении с перечисленными
выше) злу.
Нынешний этап жизни российского
общества - этап институционализации теневой
экономики - требует очень осторожной
социально-экономической политики. Это
- этап, который надо пережить, в течение
многих лет «цивилизуя» сложившуюся в
России теневую экономику. Требуется выработка
специальной стратегии длительного и
постепенного вытеснения теневых институтов
легальным путем, создания для этого политических,
экономических, правовых и культурных
условий.