Теневая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить теневую экономику в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть экономическую сущность теневой экономики;
2) Изучить институционализацию теневой экономики;
3) Выявить методы измерения теневой экономической деятельности;
4) Проанализировать статистическую динамику теневой экономики в России;

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы теневой экономики как института 5
1.1 Экономическая сущность теневой экономики 5
1.2 Институционализация теневого сектора российской экономики 13
2 Методы измерения и статистическая динамика теневой экономики в
России 25
2.1 Классификация методов измерения теневой экономики 25
2.2 Статистическая динамика теневой экономики России 30
3 Проблемные аспекты института теневой экономики России и пути их
решения 39
3.1 Проблемы институциональной трансформации теневой экономики 39
3.2 Совершенствование мер борьбы с теневой экономикой 46
Заключение 51
Список литературы 53

Файлы: 1 файл

Kursovaya_3.docx

— 450.65 Кб (Скачать)

Потенциальными союзниками теневиков среднего сегмента пирамиды, по нашему мнению, выступает подавляющая часть третьего сегмента – подножия пирамиды, которое представлено наемными работниками, рядовыми государственными служащими, рядовыми криминальными элементами.

Условное обозначение теневых уровней и форм деятельности может быть следующим: чиновник, олигарх, криминальный элемент, предприниматель, наемный рабочий. Подобные выделения совпадают и с обозначением  нетеневых уровней и форм экономической деятельности (за исключением криминальных элементов). Это объясняется тем, что существенная часть населения страны вовлечена в теневую деятельность.

Ущерб, наносимый государству и обществу двумя верхними «слоями» пирамиды субъектов теневой экономики, несравним с потерями экономики, создаваемыми подножием пирамиды. Дело не только в объемах материального ущерба. Коррупция, например, разрушает основы государственности.

Исходя  из  имеющихся исследований, представляется целесообразным выделить несколько критериев, позволяющих классифицировать теневую экономику: по субъектам; по основным целям и мотивам теневой деятельности; по масштабам нанесенного обществу ущерба; по степени ответственности государства за существование теневой экономики; по характеру отношения общества к теневой экономики. На основе перечисленных критериев можно выделить криминальную и вынужденную внелегальную экономику (таблица 1.1). Цель  субъекта в обеих экономиках одна – получение экономической  выгоды; отличие состоит в достижении этой  цели  и в степени личной мотивации: в криминальной экономике субъектами  движет жажда к беспредельному личному обогащению, в вынужденной  внелегальной  экономике – выживание  в  условиях жесткого налогового пресса, административного и криминального беспредела и т. д.

Теневая экономика выступает как самоорганизующаяся, адаптивная  система.  Она в  кратчайшие  сроки  приспосабливается к внешнему воздействию (государства и его правоохранительных, контрольных, фискальных, надзорных и иных органов), непрерывно развивается в соответствии с общими экономическими принципами и находится в гармоничном равновесии со своей средой.

Таблица 1.1

Характеристика типов теневой экономики [18, c. 34]

 

Криминальная экономика

Вынужденная внелегальная экономика

Субъекты

Традиционный криминал, мафия, олигархи, коррумпированное чиновничество, крупный и средний бизнес

Мелкие и средние предприниматели, самозанятые, домашнее хозяйство

Характер деятельности по целям и мотивам

Преднамеренная, направленная на личное обогащение

Вынужденная, связанная с выживанием

Методы недобросовестной конкуренции

Неуплата налогов, сговоры на рынке, подкуп государственных чиновников, физическое воздействие на конкурентов

Неуплата налогов

Характер деятельности по последствиям и масштабам ущерба

Ярко выраженная антисоциальная, преступная

Внелегальная, не несущая обществу серьезной угрозы

Отношение населения

Негативное

Сочувственное, терпимое


 

 

Как и у любого сегмента (системы), у теневой экономики можно выделить пять основных стадий эволюции: зарождение, развитие, зрелость, упадок и гибель, которые отражают особенности как самой теневой экономики, так и экономической системы, в рамках которой она функционирует.

В тех или иных формах теневая экономика присуща любой экономической системе и погибает только вместе с ней и государством, которое регулирует экономические отношения правовыми нормами. Полностью уничтожить теневую экономику никогда не удастся. Речь можно вести только об уменьшении ее масштаба и уничтожении наиболее опасных для общества форм [8, c. 9].

Теневая экономическая деятельность может изучаться либо на стадии производства (границы производства товаров и услуг), либо на стадии образования и распределения доходов (общие границы производства). На каждой стадии воспроизводства формируются свои теневые доходы, причем их объем возрастает по мере перехода от одной стадии к другой. Так, если на стадии производства создается только теневой продукт, то на стадии образования доходов создаются теневая прибыль, скрытая оплата труда, а также недополученные налоги по неденежным формам расчетов. На стадии распределения доходов добавляются теневые финансовые потоки, образующиеся в результате перераспределительных процессов [1, c. 11].

Теневая деятельность осуществляется практически в любой сфере общественной жизни. В сфере производства присутствуют: фальсификация продукции, перевод прибыли за рубеж, подкуп чиновничества с целью получения госзаказов, бартерные сделки, искусственное банкротство, использование труда нелегальных мигрантов, задержки заработной платы. В сфере торговли: продажа фальсифицированных продуктов, контрабанда, челночная торговля. оВ финансово-кредитной сфере: отмывание «грязных» денег, финансовые операции под видом различных некоммерческих фондов. В сфере услуг: фирмы-однодневки, искусственные консалтинговые услуги, связь охранных фирм с криминальными структурами. В сфере образования: платное написание курсовых работ, дипломов, диссертаций; незаконное репетиторство, взятки за поступление в вуз, прохождение учебы, получение диплома. И это лишь малая доля всех  примеров теневой деятельности.

Анализируя вышесказанное, можно заключить, что теневая экономика может быть определена как система особых экономических отношений, которые складываются между отдельными индивидами, группами индивидов, институциональными единицами по производству, распределению, перераспределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг и определяются общим состоянием экономики, уровнем жизни населения и исходящими от государства ограничениями.

 

    1. Институционализация теневого сектора российской экономики

 

Один из важнейших факторов нестабильности российской экономической системы на рубеже веков – масштабное проявление теневой экономики. как свидетельствует практика, в странах со стабильной экономической ситуацией масштаб теневой экономики не превышает 10 % ВВП, в то время как в странах с формирующейся рыночной экономикой, четко выраженными кризисными явлениями, с замедленным процессом институциональных преобразований он превышает 50 % [24, c. 81].

Исследование показывает, что теневая экономика является результатом коэволюции системы экономических интересов хозяйствующих субъектов и условий их реализации. Она возникла с появлением государства, которое наряду с правами граждан ввело для них определенные ограничения. Стремление к максимизации выгоды при минимальных затратах, составляющее основу формирования и реализации экономических интересов и проявляющееся в принципе рациональности поведения хозяйствующего субъекта, делают сферу теневой экономики привлекательной для хозяйствующих субъектов.

Практика показывает, что теневая экономика существует в любых экономических системах – рыночной, командно-административной, смешанной, выступая фактором экономической нестабильности.

Дестабилизирующее начало теневой экономики проявляется через:

  • дезорганизующее влияние на производственный процесс, снижение его эффективности, она препятствует нормальному функционированию экономических организаций: хищения ресурсов и готовой продукции на рабочих местах или по мере их продвижения приводят к увеличению издержек производства, росту цен, сокращению объема продаж, объема прибыли и падению нормы прибыли, т.е. к снижению эффективности;
  • рост дифференциации населения по имуществу и доходу; расширяющейся неравномерности социально-экономического развития регионов и показателей уровня жизни местного населения, к ухудшению психологического климата в обществе.
  • рост общественных издержек. Обмен на основе теневого механизма связан с дополнительными издержками. Осуществляя экономию на одном типе издержек, хозяйствующие субъекты, действующие в теневой экономике, вынуждены нести другие издержки, которые являются «ценой теневой деятельности».

Цена теневой деятельности складывается из нескольких элементов, основными среди которых являются:

  • издержки, вызванные уклонением от правовых санкций: оплата услуг налоговых и иных финансовых консультантов, потерянная выгода в результате ограничения рекламы в целях сокрытия размеров производства, издержки на ведение «двойной» бухгалтерии и потери, возникающие в связи с трудностями такого учета и контроля на предприятии;
  • издержки, порожденные «развращением» предприятия дешевым трудом, уклонение от выплаты налога на доходы физических лиц, обязателных платежей в фонд социального страхования и пенсионный фонд позволяет предприятию экономить на оплате труда, но при этом снижаются стимулы к замещению труда капиталом, техническому перевооружению, росту производительности труда работников;
  • издержки, связанные с отсутствием законодательно зафиксированных прав собственности и возникновением «омертвленного капитала», который нельзя использовать в качестве залога, инвестировать в него, свободно продать, а иногда и просто передать по наследству. Например, нельзя продать самовольно захваченный участок земли. Установленное подобным образом право собственности защищается социальными санкциями, а не официально зафиксированным титулом права собственности;
  • издержки теневых процедур разрешения конфликтов (семейно-родственные и мафиозные механизмы разрешения конфликтов экономических интересов). В отличие от субъектов, действующих в рамках институциональной экономики, субъекты теневой экономики не могут обратиться к государству за защитой нарушенных прав собственности. Во многих странах существует особый порядок защиты в рамках теневой экономики. Например, в России этот процесс получил название «крышевание». Обращение за услугами к выполняющей функции судебных и силовых структур мафии обусловлено необходимостью выплаты своего рода налога. Величина этого налога рассчитывается либо в процентах к обороту предприятия, либо как эквивалент оказанных мафией услуг по защите бизнеса и разрешению конфликтов. Причем в отличие от государства мафия становится способной проводить политику дискриминирующего монополиста, устанавливая для каждого пользователя своих услуг особую величину «налога» [24, c. 82].
  • ухудшение состояния госбюджета из-за выплаты «черных» зарплат, уклонение от уплаты налогов и др. Неисполнение бюджета приводит к недофинансированию важнейших статей государственного бюджета; к приостановке реализации социальных программ, задержке выплаты заработной платы, пенсий, пособий.

В результате уклонения от налогообложения государство недополучает огромные денежные средства, образуется сверхнормативный дефицит госбюджета, который оказывает негативное влияние на экономическую ситуацию. Стремление к его ликвидации приводит к усилению налогового бремени для законопослушных предприятий. В результате этого процесса новые предприятия также начинают уходить в «тень».

  • негативное воздействие на денежно-кредитную сферу, на инвестиционный процесс. Это проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом. Отсутствие достоверной экономической информации сдерживает активность инвесторов, готовых вложить средства в строительство новых и развитие действующих предприятий. Дестабилизирующее влияние оказывается такое оттоком капитала;
  • формирование искаженной деловой этики и квазисоциальных норм. Хозяйствующие субъекты перестают различать границы законности, у них начинает отсутствовать даже «внутренний барьер по отношению к теневой деятельности», а теневая деятельность становится «неотъемлемой частью жизни, общепризнанной нормой».

Реализация потребности в преодолении негативных последствий теневой экономики и сокращении ее масштабов возможна благодаря активизации как теоретических разработок проблем формирования и функционирования теневой экономики, так и практических действий, направленных на сокращение ее масштабов.

В отечественной экономической литературе подходы к анализу сущности теневой экономики различаются, в первую очередь, по основному критерию отнесения к ней различных видов экономической деятельности. Ряд авторов использует учетно-статистический подход, характеризующий отсутствие фиксации результатов деятельности хозяйствующих субъектов официальными статистическими органами. В этом случае теневая экономика представляется как совокупность отношений между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения, перераспределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, результаты которых по тем или иным причинам не учитываются официальной статистикой и не включаются в валовой внутренний продукт.

Используя методологию системы национальных счетов ООН, указанный подход определяет понятие теневой экономики, исходя из основной цели национального счетоводства – максимально точного учета всех видов экономической деятельности, обеспечивающих реальный вклад в производство ВВП.

Содержание теневой экономики, по мнению исследователей, использующих данный подход, составляет не запрещенная законом, легальная хозяйственная деятельность, которая осуществляется частично или полностью неофициально с целью уклонения от налогов и без использования формальных правил хозяйственной жизни, например трудового законодательства [24, c. 82].

Безусловно, учетно-статистический подход, основанный на методологии системы национальных счетов, может дать положительный результат при выявлении производительных сегментов теневой экономики, оценки их масштабов, формировании направлений экономической и правовой политики. Вместе с тем при данном подходе сужается сфера теневой экономики, в нее не включается незарегистрированная и нелегальная деятельность.

Криминальная экономика (производство и распространение наркотиков, оружия и др.) полностью исключена не только из официальной экономической жизни, считается несовместимой с ней, разрушающей ее, что вполне обосновано, поскольку она связана с прямым нарушением законов и посягательством на легальные права собственности, но и из теневой экономики. Представляется, что данный подход нуждается в корректировке, дополнении иными подходами, в большей степени способными отразить экономическую сущность и перераспределительный характер теневой экономики.

Иное мнение выражают исследователи, использующие при анализе сущности теневой экономики критерий соблюдения правовых норм. На основе данного критерия выделяют формально-правовой и криминологический подходы.

В рамках формально-правового подхода в качестве вспомогательных используются критерии уклонения от официальной регистрации, государственного контроля. Данный подход используют Д. Макаров, С.Д. Головнин, определяющие теневую экономику как «фактически не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно–материальных ценностей и услуг». Разновидностью данного подхода является трансакционная концепция – концепция незарегистрированных государством сделок, согласно которой «теневая экономика представляет собой определенную аномалию, ее конституционный признак – отсутствие регистрации сделок – однозначно выражает выпадение из принятых рамок правового и административного регулирования». По нашему мнению, данный подход необоснованно ограничивает сферу теневой экономики лишь сделками, которые не зарегистрированы государством [24, c.  82].

Основными признаками теневой экономики при данном подходе являются уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или сознательное искажение их содержания при регистрации. Подобная формулировка является недостаточно корректной. Во-первых, непонятно, относятся ли домашние хозяйства, которые не регистрируются официальными органами, к теневой экономике. В-вторых, в данном определении юридический аспект выходит на передний план, сужая сферу теневой экономики, скрывая ее экономическую сущность.

Информация о работе Теневая экономика