Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 12:56, курсовая работа
Цель работы – изучить теневую экономику в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть экономическую сущность теневой экономики;
2) Изучить институционализацию теневой экономики;
3) Выявить методы измерения теневой экономической деятельности;
4) Проанализировать статистическую динамику теневой экономики в России;
Введение 3
1 Теоретические основы теневой экономики как института 5
1.1 Экономическая сущность теневой экономики 5
1.2 Институционализация теневого сектора российской экономики 13
2 Методы измерения и статистическая динамика теневой экономики в
России 25
2.1 Классификация методов измерения теневой экономики 25
2.2 Статистическая динамика теневой экономики России 30
3 Проблемные аспекты института теневой экономики России и пути их
решения 39
3.1 Проблемы институциональной трансформации теневой экономики 39
3.2 Совершенствование мер борьбы с теневой экономикой 46
Заключение 51
Список литературы 53
Метод мягкого моделирования (оценки детерминантов). Связан с выделением совокупности факторов, определяющих теневую экономику, и направлен на расчет ее относительных объемов. Этот подход основан на выделении ряда вероятных причин теневой деятельности и придании каждой из них определенных весов в общей формуле [11, c. 130].
Структурный метод. Основан на использовании информации о размерах теневой экономики в различных отраслях производства.
Экспертный метод. Использование экспертных оценок является необходимым условием исследования такого сложно, малоизученного явления как теневая экономика.
Смешанные методы. Предполагают использование метода скрытых переменных и комплекса различных методов при оценке различных сфер теневой экономической деятельности.
Рассмотрим подробнее микрометоды.
Методы открытой проверки. Данный метод обеспечивает выявление теневой экономической деятельности лишь в той мере, в какой это позволяет делать открытость проверяемых субъектов. Применение методов открытой проверки находится в компетенции специально созданных контролирующих органов. Результаты, полученные при использовании методов открытой проверки, могут впоследствии использоваться в учетно-статистических целях.
Метод опросов, выборочных обследований. При использовании этого метода проводятся опросы при помощи социологических исследований, как например метод анонимного углубленного интервью.
Специальные методы экономико-правового анализа. Особенностью современной теневой экономической деятельности является ее скрытый характер, неочевидность самого события. В зависимости от цели выделяются три направления экономико-правового анализа, каждый из которых опирается на систему методов:
Классификация методик анализа теневой деятельности субъектов предпринимательства представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Классификация методик анализа теневой деятельности субъектов предпринимательства [11, c. 131]
Таким образом, выделяют макрометоды и микрометоды измерения теневой экономики. Российской статистикой из всех зарубежных методов был прежде всего апробирован итальянский метод.
2.2 Статистическая динамика теневой экономики России
Система национальных счетов показывает свершение экономических сделок, отраженных в отчетной документации, но наряду с этим существует теневая деятельность − различные виды экономических потоков, не отраженных официальной статистикой.
Если говорить об истории происхождения теневизации национального хозяйства как экономического явления, то можно отметить, что она существовала еще и в командной системе. Однако за последнее десятилетие можно увидеть, что ее масштабы резко возросли, а функции теневого сектора кардинально изменились. В 2012 году теневизация национального хозяйства, по оценкам Росстата, составляет около 16 % ВВП, что соответствует 7 трлн. руб. в год. Занято в теневом бизнесе примерно 13 млн. человек или 17–18 % экономически активного населения [8, c. 67].
Теневой сектор российской экономики в 2013 году составляет примерно 15-20% от ВВП РФ. Такую оценку привел министр финансов Антон Силуанов.
«Если теневой сектор у нас где-то 15-20% от экономики, а ВВП у нас где-то 60 трлн. руб., то 15% - это 9 трлн.», - сказал он, отвечая на вопрос о размере недополученных налогов в бюджет. Совокупная налоговая нагрузка на экономику России, по словам министра, составляет 35%. Таким образом, бюджет РФ недобирает около 3 трлн. руб. налогов из-за ухода бизнеса в тень. При этом по НДФЛ, который поступает не в федеральный, а в региональные бюджеты, недобор оценивается министром примерно в 2 трлн. руб. [3]
Тем временем аналитики американского исследовательского института Global Financial Integrity (GFI) считают, что теневая экономика РФ оценивается в 46% от ВВП ежегодно. В течение 1994-2011 гг. из России незаконно утекло 211,5 млрд. долл. в виде взяток, скрытых от налогов доходов и средств, заработанных на торговле наркотиками, оружием и людьми.
По данным Всемирного банка, российская теневая экономика в 3,5 раза больше, чем у других стран «Большой семерки». Кроме того, объемы теневой экономики и незаконные денежные потоки динамично растут на протяжении 18 лет, чему способствуют низкая эффективность политического управления и широко распространенное уклонение от уплаты налогов. Все это подрывает экономическую и политическую стабильность в стране, резюмируют эксперты GFI.
Для оценки потенциального объема теневых налогов в РФ необходимо определиться с объектов рассмотрения.
В частности на сегодня в РФ теневой сектор определяется с трех позиций, а именно: скрытая, неформальная, нелегальная.
В рамках анализа потенциального налогообложения теневого сектора в Российской Федерации отметим, что это спорный вопрос, так как Государственная Служба Статистики РФ, Федеральная налоговая служба РФ и международные организации, в частности Всемирный Банк, констатируют факт наличия данного сектора в экономическом хозяйстве России, но в части нелегальной сферы данной категории не могут компетентно подсчитать данные показатели.
А в силу особенностей данных показателей и отсутствия законодательной базы для государственного вмешательства, судить о величине нелегальной теневой экономики мы не можем, в силу криминальных особенностей деятельности.
Останавливаясь на первых
двух типах, отметим, что данным
статистики на сегодня
Данные Всемирного Банка отличаются и варьируются в пределах 48–49 % ВВП РФ. В денежном выражении размер теневых доходов можно выразить в следующих цифрах, представленных в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Потенциальный объем теневого сектора в экономике РФ на 2011-2012 гг. [15, c. 21]
Таким образом, опираясь на статистические данные Госкомстата и Всемирного Банка можно оценить потенциальную долю доходов от налогообложения сектора теневой экономики, которая выражается в величине, варьирующейся от 2 трлн. руб. до 7.
Для того чтобы представить реальное соотношение между текущими показателями доходов от налога на прибыль организаций в РФ в части легальной деятельности и нелегальной в 2012 году необходимо рассчитать долю «теневых» налоговых доходов в легальных в таблице 2.3.
Таким образом, на основе вышеуказанных расчетов, можно сделать вывод о том, что при налогообложении теневого сектора экономики, доля налоговых доходов в части налогообложения прибыли организации потенциально увеличивается до 296,7 %, а именно на 4628,28 млрд. руб.
При этом, конкретизируя отрасли нелегальной деятельности в скрытом секторе, который носит легальный характер деятельности, задействовано 34,3 % всей торговли, 10,1 % — строительства, 9,2 % — транспорта и связи, 8,9 % — обрабатывающего производства, 4,6 % — коммунальных, социальных и персональных услуг, 3,2 — рынка недвижимости и 2,3 % — гостиниц и ресторанов. Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то она практически вся работает в тени и размер нелегальной деятельности в данной отрасли составляет около 90 %.
Таблица 2.3
Соотношение легальных и теневых доходов по налогу на прибыль организации в федеральном бюджете РФ [15, c. 22]
На основании приведенных выше данных можно сделать предположение о том, что значительная часть экономических операций на территории РФ подвержена негативному влиянию теневого сектора. Однако, вне зависимости от специфики экономической деятельности важно определить адекватную величину данного сектора, а при возможности рассчитать потенциальную долю налоговых доходов в части обложения этого сектора.
Данная мера позволит отражать достоверную информацию о хозяйственных операциях в РФ, а также зафиксировав данные операции, увеличить основные показатели экономической деятельности РФ.
В частности речь идет о доходной части бюджета РФ и субъектов, поскольку, в рамках выше проведенных расчетов, экономика РФ сможет увеличить свои налоговые доходы по налогу на прибыль организации от 1,5 до 3 раз 15, c. 22].
Некоторые авторы, к примеру, такие, как В.В. Радаев, в своих работах выделяют следующие «классические» причины роста теневой экономики [13, c. 116]:
1) осложнение ситуации на рынке труда в условиях структурного и экономического кризиса, что порождает всплеск малого предпринимательства и самостоятельной занятости, становящихся питательной средой для теневых отношений;
2) массовая иммиграция из стран третьего мира, дополняемая вынужденной внутренней миграцией из депрессивных регионов и «горячих точек»;
3) характер государственного
4) открытие внешних рынков с
последующим обострением
5) сдвиг в сфере трудовых
Для того чтобы понять степень влияния теневого сектора на экономическое положение страны, назовем некоторые отрицательные и положительные ее стороны. Во-первых, из-за сокрытия от официальной статистики величины своих доходов нелегальными предприятиями возрастает уровень уплачиваемых законопослушными налогоплательщиками налогов, а во-вторых, теневая экономика не позволяет достаточно эффективно осуществлять макроэкономическую политику. Это объясняется тем, что такая экономическая деятельность сокрыта от официальной статистики, данные которой являются основой для принятия экономических решений на макроуровне.
Следующий минус состоит в том, что последствия функционирования теневых предприятий также негде не отражаются. Поэтому не учитываются и вредные последствия для окружающей среды, и, тем более, нетрудно догадаться, что никаких мер по защите экологии, включая платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды, предприятия, работающие в теневом секторе не предпринимают.
Таким образом, теневая деятельность представляет серьезную угрозу для экологии. Кроме того, теневая экономика действует в сферах, официально запрещенных законодательством. Например, таких, как наркобизнес, незаконный оборот оружия, продажа краденого имущества и других. Такая деятельность причиняет не только экономический ущерб, но и существенный нравственный вред обществу.
При этом теневизация национального хозяйства не оценивается однозначно негативно, она имеет и плюсы: например, ее положительная роль в решении проблем занятости и доходов населения. Предприятия, занятые в теневом бизнесе, обеспечивают безработных рабочими местами с неплохим, а порой, и высоким заработком. Некоторые нелегальные предприятия выпускают продукцию высокого качества, но по низкой цене, так как они не облагаются соответствующими налогами и сборами. Эти товары пользуются большим спросом среди населения с невысоким доходом.
Если говорить об основных сферах, в которых распространена теневая экономика, то можно их классифицировать следующим образом:
- чисто криминальная (нарко-, порнобизнес, торговля оружием, фальшивомонетничество, контрабанда, проституция, выбивание долгов, заказные
убийства, рэкет, похищение людей с целью выкупа и др.);
- финансово-кредитная;
- внешнеэкономическая;
- фондовый рынок;
- естественные монополии;
- автомобилестроение;
- потребительский рынок, в частности, незаконное производство и продажа алкогольной продукции, незаконное производство интеллектуальной продукции.
Как мы уже говорили, теневизация национального хозяйства способствует росту преступности и коррупции. Меры борьбы разработаны и осуществляются государством.
В 2011 году зафиксировано снижение уровня теневизации. Способов анализировать и оценивать теневой сектор у статистиков много, один из них − простое сравнение произведенных ресурсов с их потреблением.
В первой половине 2009 года МВД раскрыло почти 150 тыс. экономических преступлений, ущерб от которых составил свыше 24,5 млрд. руб. В первой половине 2010 года количество преступлений выросло незначительно – до 155 тыс., однако объем ущерба увеличился почти вдвое – до 44,5 млрд. рублей.