Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:32, курсовая работа
Теневая экономика имеется во всех странах мира. Особо она выступает в созданных для нее привилегированных оффшорах и других “гаванях”. Основные различия теневой экономики разных стран заключается в ее объеме, формах реализации и уровне социально-правового контроля над ней. Объём велик. Её удельный вес в структуре реальной экономики достигает от 30 до 50%, а в некоторых отраслях хозяйства и больше.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические аспекты теневой экономики……………............................ 5
1.1 Сущность теневой экономики..………………………...……............... 5
1.2 Структура теневой экономики……………………………………..........7
2 Причины и последствия существования теневой экономики……………. 11
2.1 Причины возникновения теневой экономики…………………………. 11
2.2 Методы измерения и масштабы……………………………………….. 18
2.3 Анализ теневого сектора в РФ…………………………………………... 21
3 Способы борьбы с теневой экономикой……………………………………. 25
3.1 Пути воздействия государства на теневую экономику………………….25
3.2 Предложения по созданию условий для борьбы с теневой экономи-кой……………………………………………………………………...………….29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы ……………………………………………..34
Приложения……………………….……………………………………………...36
3. экономика
взяток, т.е. злоупотребления
Хотя “беловоротничковая” теневая экономика наиболее буйно разрастается в условиях разлагающейся командной экономики, государственный сектор рыночного хозяйства тоже не свободен от нее. Например, коррупция является бичом практически всех стран мира. Кроме того, в коммерческом секторе хозяйства также существует теневая экономическая деятельность – в нем наиболее распространены уклонение от налогов, нечестная конкуренция, коммерческие взятки, нарушение прав потребителей.
Если вторая теневая экономика неразрывно связана с “белой” экономикой, паразитирует на ней, то серая теневая экономика функционирует более автономно.
Серая теневая экономика (неформальный сектор экономики) - это разрешенная законом (легальная или полулегальная) экономическая деятельность (преимущественно, малый бизнес) которая не учитывается официальной статистикой. В этом секторе теневой экономики производятся в основном обычные товары и услуги (как и в “белой” экономике), но производители уклоняются от официального учета, не желая нести расходов, связанных с получением лицензии, уплатой налогов и т.д. Это явление в наибольшей степени изучено на материалах развивающихся стран, где развитие неформального сектора является главной стратегией выживания беднейших слоев населения.
Если серая экономическая деятельность в основном одобряется гражданами, то черная всегда служит мишенью для всеобщего осуждения. Черной теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, которые полностью исключены из нормальной экономической жизни, поскольку считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее.
Чёрный рынок – (криминальная зона) включает сделки и операции в сфере неучтенного денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных органах, или производство “левых” неучтенных товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес и сокрытие от налогообложения виды деятельности (“левые”, репетиторство, услуги врачей, спортивных тренеров; теневые банки, черная касса). На этом рынке, как на “зоне” (каламбур), авторитеты преступного мира определяет правила (понятия) экономического поведения.
Черный рынок – это своего рода оффшор внутри страны. Посредством нелегальных видов деятельности создаётся добавленная стоимость, свободная от налогообложения. Однако существуют своеобразные трансакционные издержки: дань криминалу (цена безопасности) и милиции (право на неприкасаемость), а также “арбитражные” издержки на “разборки”.
Гигантские масштабы “черного рынка” и его четкая структурированность позволяют сделать выводы о наличии внутри страны параллельного государства с аналогичной официальной системой управления.
Хозяйствующий
субъект черного рынка –
Черный рынок организован по принципу пирамиды. На её вершине стоят криминальные авторитеты, а в основании – “рабочая сила”: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наемные убийцы, сутенеры и т.п.
Часть основания пирамиды занята коррумпированными представителями органов власти и управления. Через них черный рынок смыкается с розовым, например, когда возникает потребность перевода учтенных безналичных денег в неучтенные наличные. По разным оценкам эта группа коррупционеров составляет от 5 до 25 % от численности всей пирамиды.
Вторая группа
формирует среднюю часть
Третья группа представлена наемными работниками физического и умственного труда, для которых нерегистрируемая деятельность – вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе, как правило, не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия уводятся в тень. К ним примыкают мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых до 60 % составляют взятки.
Деление субъектов “теневой экономики” на три группы довольно условно хотя бы потому, что у их представителей наряду с общими коррупционными интересами есть и другие: значительна часть “теневиков - хозяйственников” второй группы вкупе с представителями третьей группы стремятся перейти в легальный средний класс. (см. приложение А).
После общего обзора мы можем теперь уточнить критерии типологизации теневой экономики: это не только различное отношение к официальной, легальной экономике (разная степень взаимосвязи с нею), но также специфика субъектов и объектов теневых экономических отношений.
Предложенную типологию не следует абсолютизировать. Между разными формами теневой экономической деятельности нет непроходимой грани. Например, организованные преступные группы могут “собирать дань” с предприятий неформального сектора и использовать контакты с легальными предпринимателями для “отмывания” своих доходов. “Теневики” охотно сотрудничают друг с другом, что в известной степени объединяет их в противостоянии официальному миру.
Следует подчеркнуть, что основной объем теневой экономической деятельности обычно дают “вторая” и, самое главное, “серая” теневая экономика. Понятие “теневая экономика” обычно ассоциируется со словом “мафия”, но на самом деле доходы организованных преступных группировок составляют в общей массе теневых доходов лишь малую часть. Например, в США 1980-х годов ежегодные потери общества от преступности корпораций (прежде всего, от утаивания ими доходов) примерно в 18 раз превышали доходы всего уголовного мира.
Корни теневой экономики в России тянутся еще из плановой экономики. Без нее советское хозяйство не могло существовать, поскольку надо было затыкать постоянно образующиеся дыры. Потом накопленные навыки получили распространение с началом реформ, когда появилась экономическая свобода. И теневая экономика существенно распухла, особенно в период ослабления государства. Сейчас ситуация шаг за шагом меняется. Но очень медленно, чему тоже есть свои причины.
2.1 Причины возникновения теневой экономики
Значительная часть предприятий находится в плохом экономическом, финансовом положении. И вина здесь не государства, не милиции или еще кого-то. Просто многие собственники оказались плохими хозяйственниками и могут выжить только в том случае, если не платят налоги и скрывают деньги. Что касается других проблем, то это, безусловно, коррупция. Для широкого круга руководителей предприятий существует необходимость "проплачивать" те или иные операции, если они имеют дело с государственными органами, например, получение земли для застройки и т. д. Это очень высокий барьер для нашего бизнеса, и он с каждым годом становится все выше. Есть и другие причины, которые питают теневую экономику. И должна сказать, что все они устранимы. Надо иметь терпение и понимать природу бизнеса. Он не приемлет слишком резких действий, особенно когда речь идет о защите прав собственности. Значительная часть теневой экономики - это способы защиты собственности. Можно сколько угодно спорить о том, насколько легально приобретена сама собственность, но если вы хотите, чтобы у вас была нормально, эффективно работающая рыночная экономика, то вы обязаны обеспечить очень хорошую защиту прав собственности и выполнение контрактов. Иначе в рыночной экономике всегда будут возникать нарывы, злокачественные образования, которые могут препятствовать ее развитию. А теневая экономика - это, может быть, одна из самых больших таких опухолей.
Причины и факторы, влияющие на развитие теневой экономики, ясно видны на примере такой её органической части, как рынок труда. Дело в том, что из всех видов и форм теневой экономики именно этот рынок больше всего переплетается с официальным рынком. В теневом рынке труда можно выделить три основные части: 1) занятые одновременно и в открытой, и в теневой экономике (вторая работа после или параллельно с основной); 2) занятые только в теневой экономике, то есть не регистрируемые работники; 3) нелегальные иммигранты, которые не имеют право работать официально и у которых нет выбора. Частичная теневая занятость (наряду с основной официальной) очень велика в Германии, Австрии, Италии.
Теневой рынок всегда существовал в странах с малоразвитой рыночной экономикой. Но его рост в развитых и благополучных европейских странах ставит вопрос о причинах этого явления. Путём опросов предпринимателей и служащих были выделены основные причины, которые толкают людей в теневой сектор. Одна их них – усложняющиеся отношения между государственными административными органами и предпринимателями, которые недовольны неоправданными затратами времени на оформление этих отношений, регулируемых и контролируемых законодательством, громоздкость которого ещё больше увеличивается подзаконными актами. В результате издержки официального, юридически оформленного найма существенно выросли. Главное место среди этих издержек, которые приходится нести и предприятиям, и отдельным лицам, занимают налоги и официальные взносы. В ряде стран ОЭСР, особенно европейских, эти издержки могут превысить реально получаемое вознаграждение за труд (после вычета всех налогов).
Это подтверждается данными о резко выросшей доле всех собираемых налогов в ВВП, превышающей в некоторых странах 45% (Швеция, Дания, Финляндия, Бельгия, Франция, Люксембург). Рост происходит в основном за счет налога на добавленную стоимость (НДС) и взносов в фонд социального страхования. В Италии и Бельгии общая сумма всех налогов, уплачиваемая средним получателем дохода, включая налоги на продажу, подоходный налог и социальные взносы, доходит до 70% всего заработка (в США налоговое бремя среднего американца всего 41%).
За последнюю четверть XX в. Теневой рынок труда в большинстве развитых стран значительно вырос (в целом ЕС и ОЭСР более чем удвоился). Его доля по отношению ко всей рабочей силе за этот период повысилась с 8-12% до 22% в Германии, с 8 до 15% в Дании, с 6 до 12% во Франции. К концу XX в. В теневой экономике было занято не меньше 20 млн. в ЕС и около 35 млн. во всех странах ОЭСР.
Западная экономическая теория, исходя из общего постулата о стремлении экономического субъекта к максимизации дохода и минимизации издержек, чаще всего объясняет рост теневой экономики стремлением избежать уплаты налогов, поскольку они одновременно увеличивают издержки и уменьшают доход. Некоторые налоги в последнее время постоянно росли, особенно НДС и социальный, стимулируя уход в тень.
Увеличение масштабов теневой экономики в целом и по линии труда связано также с действием ряда факторов, ограничивающих возможность максимизации доходов в рамках открытой экономики. Здесь прежде всего назовем тенденцию к сокращению рабочего дня и рост безработицы (включая скрытую в виде работы в течении части рабочего дня). В странах с рыночной экономикой выявляется четкая корреляция между высокими социальными налогами, высоким уровнем безработицы и значительными размерами теневого рынка труда.
Другими ограничителями на пути максимизации доход могут стать официальные и неофициальные запреты на работу для отдельных категорий рабочей силы (например, отсутствие гражданства, нежелание нанимать инвалидов, запрет на детский труд и т.п.).
Общие выводы исследования о связи между налоговой системой и теневым сектором довольно противоречивы. Следует конкретизировать, какие именно стороны стимулируют теневую деятельность. В этом отношении практический опыт налоговых реформ в отдельных странах и новые исследования, выявившие роль отдельных элементов налогообложения, опровергли общепринятые взгляды.
Было также выявлено, что высокий уровень налоговых ставок сам по себе не является решающим фактором в росте теневой экономике. Гораздо большее значение имеют жесткость государственного контроля и сложность налоговой системы. Для ограничения теневого сектора государственная политика должна ориентироваться скорее на твердое и последовательное проведение в жизнь принятых законов, а не на детализацию и усложнение налоговых законов и инструкций. В странах с жесткой налогово-полицейской службой (например, в США) ужесточение наказаний и аудит могут способствовать некоторому уменьшению теневой экономики.
Очевидно, что отрицать важность налогов и взносов в фонд социального страхования как стимулов роста теневой экономики не приходится. Согласно некоторым подсчетам, например по США, увеличение федерального предельного подоходного налога на 1% при прочих равных условиях вызовет рост теневой экономики на 1.4%. С другой стороны, даже серьёзные реформы со значительным снижением налогов, которые проводились рядом стран ради уменьшения теневого сектора, не давали ожидаемых результатов. В лучшем случае удавалось стабилизировать размер теневого сектора или сдержать его рост.
Проводились также исследования с целью ранжирования основных налоговых факторов, влияющих на размер теневого рынка труда и теневой экономики. Исследования по Австрии, Дании, Норвегии и Швеции показали, что в стимулировании их роста первое место занимает налоговое бремя, затем следуют интенсивность государственного контроля и сложность налоговой системы.
Сейчас делают попытки выявить, есть ли другие мотивы для теневой деятельности, помимо заработка и уклонения от налогов. Наиболее трудны для изучения сами причины налогового уклонения и налогового послушания.
В целом высокая доля теневого сектора и теневого рынка труда в развивающихся странах проистекает от слабости государственной системы и государственного аппарата. Она сочетается, а возможно, и вызывается “набором всех минусов”: завышенным прямым налоговым бременем, высокой степенью налогового произвола и государственного давления, слабым проведением в жизнь налоговых законов, а также широко распространенной коррупцией.