Теневая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Теневая экономика имеется во всех странах мира. Особо она выступает в созданных для нее привилегированных оффшорах и других “гаванях”. Основные различия теневой экономики разных стран заключается в ее объеме, формах реализации и уровне социально-правового контроля над ней. Объём велик. Её удельный вес в структуре реальной экономики достигает от 30 до 50%, а в некоторых отраслях хозяйства и больше.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические аспекты теневой экономики……………............................ 5
1.1 Сущность теневой экономики..………………………...……............... 5
1.2 Структура теневой экономики……………………………………..........7
2 Причины и последствия существования теневой экономики……………. 11
2.1 Причины возникновения теневой экономики…………………………. 11
2.2 Методы измерения и масштабы……………………………………….. 18
2.3 Анализ теневого сектора в РФ…………………………………………... 21
3 Способы борьбы с теневой экономикой……………………………………. 25
3.1 Пути воздействия государства на теневую экономику………………….25
3.2 Предложения по созданию условий для борьбы с теневой экономи-кой……………………………………………………………………...………….29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы ……………………………………………..34
Приложения……………………….……………………………………………...36

Файлы: 1 файл

kursovaya_gotovya_Zarinydoc.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

Для дальнейшего  развития экономики России Правительству  необходимо разработать детальную программу легализации теневого капитала, которая должна базироваться на следующих принципах:

  1. благоприятные для бизнеса изменения право- хозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;
  2. четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.
  3. формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к "новым русским", проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;
  4. укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;
  5. Установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.

Сегодняшняя экономическая политика по отношению к предпринимателю выражена очень просто: "Мы тебя будем давить, а ты выживай, как хочешь". Поэтому предприниматель оказывается перед дилеммой: либо нарушить закон, либо разориться. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.

Ситуация с  материальным положением основной массы  населения в России складывается совершенно по-иному, чем диктуется правилами рыночного хозяйствования. Налицо резкое снижение даже прежнего невысокого уровня жизни: по достоверным оценкам, это падение составляет не менее 40% по отношению к 1991 году. Либерализация цен свела к нулю сбережения основной массы населения, и тем самым был осуществлен крупномасштабный акт по перераспределению доходов.

Вопрос о  бедности - это и вопрос о минимальной  заработной плате, соотношении последней с прожиточным минимумом. Если в 1990 году она составляла 80 руб., в полтора раза превышая его, то с 1992 года она в четыре-пять раз меньше прожиточного минимума. Это означает, что минимальная заработная плата утратила роль важнейшей социальной гарантии.

Бедность усугубляется задержками с выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Неплатежи как массовое явление - нонсенс для рыночной экономики, и для решения этой проблемы нужны, конечно, экстренные меры правового и административного характера (о чем в последнее время настойчиво говорят высшие должностные лица). Но дело не только в этом. Нельзя всю вину за неплатежи валить на умышленных и неумышленных неплательщиков, хотя таковых и немало. Корни проблемы гораздо глубже: само государство - неплательщик, прибегающий к неплатежам как к средству подавления инфляции. К тому же большинство предприятий "лежит" (в том числе из-за неоплаты государством своих заказов), и у них просто нет средств для выплаты заработной платы и осуществления других платежей. И если их заставить погасить задолженность, они просто лишатся остатков оборотных средств и... остановятся окончательно.

 Борьба с  теневым сектором экономики представляет  собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов.  Одной из главных причин сложности  этой задачи является положительная  обратная связь, упомянутая выше. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты.

В настоящее  время применяются такие меры как:

  -реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;

-ужесточение борьбы с коррупцией;

-меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;

-выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;

-усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Приведенная информация представляет собой средний обзор  масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, на сколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.

Подводя итоги  вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.

В отношении  теневой экономики нужны два  вида действий. С одной стороны, предстоит с ней “бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой - вводить “тень” в стандартные размеры посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.

Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности – неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Примерная программа действий следующая:

  • Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного  ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут “отсасывать” деньги из теневого оборота;
  • Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;
  • Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов;
  • Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.

Реализация  предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов – это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платеже-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.

Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах  обеспечить внедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

Программа интеграции теневого капитала с легальным —  лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической  политике, суть которого — во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя.

В настоящее  время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику — едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к теневикам - предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела — задача, достойная истинных реформаторов.

Выработка эффективной  политики относительно теневой экономической  деятельности требует комплексного социально экономического и экономико-правового подхода. Прежде всего, здесь нужны два типа действий. С одной стороны, предстоит с ней бороться, и это — функция правоохранительных органов. С другой стороны, придется вводить теневую деятельность и стандартные размеры (согласно мировой практика ее стандарты — 5%) посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1.  Аблаев, И.М.  Тень и краски российской экономики /И.М. Аблаев // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2004. - N 8. -  С. 21-37.
  2. Агеев, С. В. “Теневой” дозор: межгосударственное регулирование и государственное управление экономической стабильностью в Российской Федерации / С.В. Агеев // Российское предпринимательство. - 2007. - N 4, вып. 2. - С. 3-7.
  3. Алегин, А. П. Современный потребительский рынок: криминологический аспект / А. П. Алегин // Российский следователь. - 2006. - N 8. - С. 20-22.
  4.   Альпидовская, М. Л. Экономические основы теневой экономики и коррупции бюрократического аппарата / М. Л. Альпидовская // Менеджмент в России и за рубежом. -  2008. - N 1. - С. 136-140.
  5. Барсукова, С.Ю.,  Звягинцев, В. И. Механизм "политического инвестирования или  как и зачем российский бизнес участвует в выборах и оплачивает партийную жизнь” / С. Ю. Барсукова, В. И. Звягинцев // Полис: Политические исследования. -  2006. - N 2. - С. 110-121.
  6. Бокун, Н. Ч. Исследование взаимосвязи теневой экономики и инфляционных процессов / Н. Ч. Бокун // Вопросы статистики. -  2006. - N 11. - С. 13-18.
  7. Буров, В.Ю.  “Теневая” деятельность малых и средних предприятий / Буров В.Ю. //  ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2008. - N 4. - С. 67-74.
  8. Василенко, А. И.  Вопросы экономической безопасности Российской Федерации: [интервью] / А. И. Василенко // В мире науки, 2009. - N 3. - С. 21-23.
  9. Веревкин, Л. П. Малый бизнес и теневая экономика [Текст]  / Л. П. Веревкин, К. А. Мокрецов // Энергия: экономика, техника, экология. - 2005. - N 5. - С. 58-64.
  10. Воробьев, Ю. Н. Результаты реорганизации налоговой полиции: Курская область / Ю. Н. Воробьев, Н. В. Жахов // Налоговая политика и практика.
  11.   Гамза, В.А. “Теневая” экономика и коррупция: происхождение и противодействие / В. А. Гамза // Финансы и кредит. - 2007. - N 35. - С. 2-7.
  12. Гребенчук, А. О.  Уходим от налогов - куда?: уклонение от уплаты налогов как девиантная форма налогового поведения предпринимателей / Гребенчук А. О. // Российское предпринимательство, 2008. - N 10, вып. 2. - С. 50-53.
  13. Дадалко, В.В.  “Теневая” экономическая деятельность отдельных общественных организаций /В.В.  Дадалко  // Экономические науки, 2009. - N 1. - С. 71-77.
  14. Димитрова, Т.Ю. “Теневая” (внелегальная  экономика) / Т.Ю. Димитрова // Институциональная экономика.- 2004.
  15. Ечмаков, С. М.  Теневая экономика: анализ и моделирование [Текст]  / С. М. Ечмаков. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 408 с.
  16. Илющенко, К. Кривое зеркало страха / Константин Илющенко // Эксперт, 2009. - N 9. - С. 60-61.
  17.   Исправников, В.О. “Теневая” экономика в России: иной путь и третья сила / В.О. Исправников, В.В. Куликов - М.: РЭЖ, Фонд "За экономическую грамотность", 1997. - 192
  18. Кобозева,  А.  “Теневая" экономика  / Кобозева А. // ГЕО / GEO, 2009. - N 4. - С. 168-173.
  19. Лунеев, В. “Теневая” экономика: криминологический аспект /В. Лунеев // Общество и экономика. -2004. - N 2. -  С. 100-106.
  20. Нестерова, Н.В. Экономическая безопасность: “Теневая” экономика и уклонение от уплаты налогов/ Н.В. Нестерова // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. / Кисловодский институт экономики и права, МЦНИП - [Электронный ресурс]. – Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов.-2008. - № 1.
  21. Неустроева, Н. Н.  “Теневая” деятельность - особый экономический институт общества / Н.Н. Неустроева // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2008. - N 9. - С. 150-157
  22. Никитин, С. ” Теневая экономика и налогообложение” /, С. Никитин, М. Степанова, Е. Глазова // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - N 2. - С. 24-30.
  23. Перов, Е. В.  Методы оценки теневой экономики на предприятиях продовольственного сектора экономики [Текст]  : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Е. В. Перов. - Вологда : ИЦ ВГМХА, 2003. - 24 с.
  24.   Подольный, Н. “Теневая” экономика и организованная преступность: проблемы определения размеров и динамики развития / Подольный Н., Подольная Н. // Уголовное право. -  2006. - N 1. - С. 102-106.
  25. Рябушкин, Б.Т. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики / Б.Т. Рябушкин. - М.: Финансы и статистика, 2003.
  26.   http://dist-economics.eu.spb.ru/HTML/predmet/discussion/black_economic.

 

 

 

Приложение А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Б

Наименование  показателя

Значение показателя в экономически развитых странах,

Величина показателя в РФ,

Удельный вес неформальной экономики  в ВВП, %

США ≈ 9

≈ 25-30

Объем ВВП на душу населения, долл США

США – 39650

Великобритания – 35715

Германия – 33160

11861

Удельный вес занятых  в государственном секторе и системе государственного управления, %

США ≈ 15, ЕС ≈ 20

Япония ≈8, Швеция ≈ 31

34,6

Уровень безработицы (2009 г.), %

США – 7,5

Великобритания – 6,1

Германия – 8,1

7,8

(с учетом скрытой безработицы 13-15)

Уровень налоговой нагрузки,

в %  к ВВП

США – 29

ЕС – 39,6

34,7

Уровень инфляции, %

Великобритания – 3,8

Германия – 2,6

12,9




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

Причина

Ранг

НАСЕЛЕНИЕ

РУК. ПРЕДПРИЯТИЙ

Отсутствие  средств

1

1

Дефицит квалифицированных  кадров

5

2

Правовая экономическая  нормативная база

2

3

Большие налоги

3

4

Недостаточная поддержка со стороны государства

4

5

Вымогательство  чиновников

7

7

Рэкет

6

10

Трудности оформления предприятий

8

6

Трудности, связанные с бух. и другой отчетностью перед разными органами

9

8

Личная некомпетентность

10-11

9

Недостаток  опыта

10-11

11

Информация о работе Теневая экономика