Теневая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Теневая экономика имеется во всех странах мира. Особо она выступает в созданных для нее привилегированных оффшорах и других “гаванях”. Основные различия теневой экономики разных стран заключается в ее объеме, формах реализации и уровне социально-правового контроля над ней. Объём велик. Её удельный вес в структуре реальной экономики достигает от 30 до 50%, а в некоторых отраслях хозяйства и больше.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические аспекты теневой экономики……………............................ 5
1.1 Сущность теневой экономики..………………………...……............... 5
1.2 Структура теневой экономики……………………………………..........7
2 Причины и последствия существования теневой экономики……………. 11
2.1 Причины возникновения теневой экономики…………………………. 11
2.2 Методы измерения и масштабы……………………………………….. 18
2.3 Анализ теневого сектора в РФ…………………………………………... 21
3 Способы борьбы с теневой экономикой……………………………………. 25
3.1 Пути воздействия государства на теневую экономику………………….25
3.2 Предложения по созданию условий для борьбы с теневой экономи-кой……………………………………………………………………...………….29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы ……………………………………………..34
Приложения……………………….……………………………………………...36

Файлы: 1 файл

kursovaya_gotovya_Zarinydoc.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

В отдельную  категорию выделены экономические  преступления, классифицированные как налоговое мошенничество.

Когда начались кризисные явления и ухудшилась ситуация на рынке труда, начался рост теневой экономики. По оценкам главы Росстата Александра Суринова, сейчас этот сектор равен пятой части экономики в целом. Такие данные он привел в интервью "Российской газете". Специалисты называют этот сектор "ненаблюдаемой экономикой". Практически не поддаются подсчетам товары и услуги, которые запрещены к производству и реализации на территории страны (например, проституция).

 

 

 

 

 

 

3 Способы борьбы с теневой экономикой

                 3.1 Пути воздействия государства на теневую экономику

 

На законодательном  уровне понятие экономической безопасности в России было сформулировано в 1995 г. в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности». В нем данный вид безопасности определялся как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Становление и  развитие рыночных отношений в России, либерализация внешнеэкономической деятельности, открытость ее экономики, а также меры, предпринятые по интеграции в мировую экономическую и финансово-кредитную системы, существенно обострили проблему экономической безопасности Российской Федерации.

Экономическая безопасность — это способность  государства поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами и необходимыми средствами народное хозяйство, силовые структуры и спецслужбы, защиту национальных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз.

К потенциальным  угрозам экономической безопасности в указе были отнесены экономическое расслоение населения страны, проблема растущих сепаратистских настроений в регионах, проблемы негативного характера, связанные со структурной перестройкой промышленности, захват иностранными компаниями российских рынков и скупка российских предприятий, криминализация общества и государства. Впоследствии руководство страны причислило к угрозам экономической безопасности отсутствие правового поля, адекватного новым социально-экономическим условиям, а также контроля в сфере экономики.

К потенциальным  угрозам экономической безопасности в указе были отнесены экономическое  расслоение населения страны, проблема растущих сепаратистских настроений в регионах, проблемы негативного характера, связанные со структурной перестройкой промышленности, захват иностранными компаниями российских рынков и скупка российских предприятий, криминализация общества и государства. Впоследствии руководство страны причислило к угрозам экономической безопасности отсутствие правового поля, адекватного новым социально-экономическим условиям, а также контроля в сфере экономики.

В структуре  экономической безопасности российские ученые и специалисты, как правило, выделяют три важнейших элемента: хозяйственную независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к саморазвитию и прогрессу.

Экономическая безопасность тесно связана с  важнейшими характеристиками экономической системы, поэтому государства с той или иной степенью развития рыночной экономики сталкиваются с проблемой обеспечения своей экономической безопасности ввиду угроз внутреннего и внешнего порядка.

Практика государственного строительства показала, что создание в государстве единого органа, обеспечивающего государственную, в том числе и экономическую, безопасность, таких служб, как Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации РФ и др., не привело к ожидаемым результатам в деле борьбы с преступностью. Отсутствие надлежащей координации деятельности правоохранительных органов, единой информационной системы, явно недостаточное финансирование и, как следствие, отток подготовленных кадров из правоохранительной системы привели к усилению организованных преступных формирований.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 с 1 июня 2003 г. была упразднена Федеральная служба налоговой полиции РФ, и в структуре центрального аппарата МВД РФ создана Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. Основными ее задачами стали выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономики и налоговых преступлений, осуществление комплексного анализа информации о состоянии преступности в сфере экономики и налогообложения, подготовка предложений по основным направлениям государственной политики в борьбе с преступлениями в этих сферах, организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий. Согласно исследованиям, проведенным за последние пять лет, наиболее значимое место в структуре выявленных компетентными государственными правоохранительными органами экономических преступлений занимают следующие виды преступлений:

преступления  против собственности — около 10%;

преступления  в сфере экономической деятельности — около 25%;

преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях — около 15%;

преступления  против государственной власти, интересов  государственной службы и службы в органах местного самоуправления — около 25%.

Треть (35,6%) от общего числа выявленных преступлений экономической направленности составили тяжкие и особо тяжкие преступления.

Анализ показывает, что предотвращение или смягчение  последствий действия угроз экономической  безопасности Российской Федерации  требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства. Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

Количественные  параметры должны быть разработаны  не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При  этом состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом.

На прошедшем  в 2004 г. Всероссийском форуме «Стратегия обеспечения национальной безопасности РФ в современном мире», было отмечено, что экономическая безопасность нашей страны выходит на первый план. Глобальные процессы, связанные с переделом мира, тесно связаны с экономикой и финансами. Россия, обладающая значительным ресурсным потенциалом, становится все более привлекательной для экономической экспансии на фоне стремительного развития международной преступности и терроризма, наркотизации многих регионов земного шара. Энергичные меры, предпринятые президентом и его администрацией, а также Правительством РФ, позволили значительно укрепить экономическое положение России, уменьшить остроту угроз ее экономической безопасности. Выступая на расширенном заседании Госсовета с программной речью «О стратегии развития России до 2020 года», В.В. Путин отметил, что за последние восемь лет объем иностранных инвестиций вырос в семь раз, а капитализация фондового рынка по отношению к 1999 г. — в 22 раза. Товарооборот России с зарубежными странами увеличился более чем в пять раз. Реальные доходы людей выросли в 2,5 раза. Пенсии — также почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в два раза.

Несмотря на то, что в целом наметилась положительная динамика снижения инфляции, она значительно превысила прогнозные показатели. Так, инфляция в России по данным Росстата в процентах по годам выглядит следующим образом: 2003 г. — 18,6%;. 2004 г. — 15,1%; 2005 г. — 12%; 2006 г. — 11,7%; 2007 г. — 10,9%: 2008 г. — 9%; 2009 г. — 11,9%; 2010 г. — 15%.

В стране остается недопустимо высокий уровень  теневой экономики. Ее масштабы по разным методикам подсчета составляют от 30–40% до 80% от всей экономики (использование двойной бухгалтерии, «черный нал», откаты чиновникам, другой нелегальный инструментарий). Теневая экономика представляет собой реальную угрозу экономической безопасности Российской Федерации, поскольку выводит значительную часть экономики страны из-под контроля государства, способствует криминализации отечественной экономики и выступает как один из основных источников финансовой подпитки организованных преступных групп и сообществ, террористических и экстремистских формирований и организаций.

Серьезная проблема, подрывающая экономическую безопасность страны, — коррупция. Выступая на пресс-конференции в Кремле, В.В. Путин подчеркнул, что коррупция всегда сопровождает развивающиеся рынки и развивающиеся страны. Нужно повышать денежное содержание чиновников, развивать институты гражданского общества и свободу средств массовой информации, совершенствовать законодательство.

В связи с  проведением административной реформы  и развитием новейших технологий исключительное значение в обеспечении экономической безопасности государства приобретает реформа банковской системы. Сегодня по статистике до 90% всех преступлений в банковской сфере совершаются при непосредственном участии собственных сотрудников. Усиливается процесс страхования банков от криминальных рисков. Из всех участков банковской деятельности криминальным воздействиям наиболее подвержены расчетно-платежные операции. Как заявил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам А.Г. Аксаков, чиновники, торгующие служебной информацией, будут поставлены вне закона.

В ближайшей  перспективе обеспечение экономической  безопасности — приоритетное направление  политики государства. Сегодня государственная политика Российской Федерации в указанной сфере включает расширение рынков сбыта российской продукции, формирование единого экономического пространства с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, создание благоприятных условий для участия России в международном разделении труда, усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей, повышение эффективности борьбы с теневой экономикой.

Чрезвычайно важно  проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных, особенно долларовых, заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. Многополярный мир должен иметь многополярную валютную систему, в которой Россия займет достойное место. 

Все эти меры, безусловно, должны способствовать укреплению экономической безопасности России.

В настоящее  время в Росси сложились два  основных подхода к решению проблемы теневой экономики. Первый – либерально-попустительский – обозначился в начале 90-х годов прошлого века. Он был вызван, по мнению И. М. Аблаева, установкой тогдашнего правительства молодых реформаторов на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Результаты налицо: образование мощных финансов  - промышленных групп-кланов, тесно связанных с высшим эшелонами власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего, малого бизнеса -  с другой.  Параллельно наращивалась теневая составляющая экономики.

Другой подход – репрессивный – возник как реакция на вопиющие негативные явления, связанные с реализацией радикально-либеральных идей.  Он предполагает общее ужесточение законодательства, а также расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговых служб в Министерства финансов РФ;  улучшение их взаимодействия, формирование системы тотального контроля.

В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного  подхода можно рассматривать  принятия Государственной думой  в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта “О государственном контроле за соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам ”. Государство,  будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показывать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги.  При это не принимаются  во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы.

Негативны и  социальные последствия применения преимущественно репрессивных  методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только “теневиков-хозяйственников”, но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.

Очевидна необходимость  разработки Федеральной программы  государственного регулирования теневой экономики. Думается, что деятельность “теневиков - хозяйственников” возможно, направить на укрепление отечественного производства, в том  числе путем активизации инвестиционной деятельности.

Для реализации такой политики, необходимы следующие  меры.

Постоянная  корректировка правово - хозяйственных условий деятельности предпринимателей. Прежде всего, это относится к налоговому режиму.

Введение в  практику так называемых “доходных  индульгенций” – юридических документов, подтверждающих легализацию денежных средств.

Создание на территории России специальной  инвестиционной зоны с наличием депозитариев, реестров ценных бумаг и дополнительными гарантиями сохранности и конфиденциальности операций.

Не обойтись и без налаживания общественного  контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля.

 

 

3.2 Предложения по созданию условий для борьбы с теневой экономикой

 

Сегодня существуют реальные причины, заставляющие участников теневого сегмента российской экономики выйти “на свет”: постоянная угроза наказания со стороны государства, давление представителей криминального мира, эквивалентность взяток и поборов суммам неуплаченных налогов, ограниченность средств, которые можно использовать, снижение уровня социальной защищенности предпринимателей, высокий риск потери приобретенных активов, невозможность дальнейшего развития в нелегальном секторе.

Информация о работе Теневая экономика