Теневая Экономика: причины возникновения, масштабы и опыт государственного противодействия в развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Теневая экономика является важной и актуальной для современного общества, поскольку любая экономическая система в любой стране представляет собой синтез легальной и нелегальной, теневой экономической деятельности. Нелегальная, скрытая экономика, функционирует наряду с легальной экономикой и в некоторых странах по своему размаху практически не уступает легальной. Масштабы теневой экономики могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Даже в экономиках высокоразвитых странах присутствует это явление.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ ……………………………………………………………….
Причины возникновения теневой экономики……………………………
Методы измерения и масштаба теневой экономики………………..
1.3 Влияние теневой экономики на общество……………………………….
ГЛАВА 2 ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТИЯ ГОСУДАРСТВА НА ТЕНЕВУЮ ЭКОНОМИКУ………………………………………………………………………
2.1. Пути противодействия в развитых странах ………………………………….
2.2. Пути противодействия в республике Беларусь…...……………………..
ЗАКЛЮЧНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 90.94 Кб (Скачать)

 

Таблица 2.1 – Доля теневой  экономики в 2011 г.  в ряде стран ОЭСР (прогноз), % от ВВП [13]

 

Страна

Доля теневой экономики, % от ВВП

США

7,0

Швейцария

7,9

Австрия

8,0

Япония

9,0

Нидерланды

9,8

Великобритания

10,5

Франция

11,0

Окончание таблицы 2.1.

 

Канада

11,9

Германия

13,7

Финляндия

13,7

Швеция

14,7

Норвегия

14,8

Испания

19,2

Португалия

19,4

Италия

21,6

Греция

25,8


 

Однако необходимо знать, что в данной таблице не учитываются  доходы от незаконной деятельности (проституции, порнографии, торговли наркотиками и контрафактным товаром; «подработки» в нескольких местах без уплаты налогов; уход от налогов с помощью страховых компаний; взятки и последующая их легализации через инвестиции, депозиты, ценные бумаги; манипулирование котировками и офсайд на рынке ценных бумаг; массовая торговля краденым, в том числе сдача в пункты приема ворованного металла и т.д.). Кроме того, ее обоснованность ставят под сомнение эксперты.

Так как в состав теневой  экономики включается законная деятельность, которая в целях уклонения  от налогов скрывается или преуменьшается, то меры по преодолению подобного подпольного бизнеса в ходе производства товаров народного потребления и услуг, должны:

  • обеспечить равноправие всех субъектов хозяйствования не только в законодательстве, но и в реальной экономической жизни общества;
  • упростить процесс оформления создаваемого предприятия, перекрыв этим каналы взяточничества чиновников;
  • пресекать любые формы подпольного предпринимательства, для чего нужно усилить меры административного и уголовного воздействия на подпольных производителей;
  • создать единые, на уровне мировых стандартов, правовые, финансовые и бухгалтерские нормативные акты.[14, с. 132]

 

 

2.2. ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ТЕНЕВУЮ ЭКОНОМИКУ

 

 Ключевые направления  дальнейшей либерализации экономики  очерчены в Директиве Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» и Мероприятиях по реализации положений Директивы. Основной задачей разработки данных направлений является активизация предпринимательской инициативы как основы динамического механизма экономики рыночного типа, вместе с тем реализация данных мероприятий позволит качественно изменить и условия, обусловливающие теневизацию экономической деятельности. В диссертационной работе А.Н. Башлаковой [15] были проанализированы меры по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года № 4 [16], позволяющие получить эффект в виде легализации теневой экономической деятельности. Кроме того, в работе предложены дополнительные меры, направленные на минимизацию теневой деятельности, к основным из которых относятся:

    1. минимизация таможенных тарифов по товарным группам, по кото–рым отечественные производители не нуждаются в конкурентных преимуществах или внутреннее производство таких товаров несущественно;
    2. упрощение процедуры сокращения персонала на предприятиях всех форм собственности (отмена заблаговременного уведомления службы занятости, сокращение размера выходных пособий при отрицательных финансовых результатах и неудовлетворительном финансовом состоянии предприятия), изменение целевых установок руководству государственных (с долей государственной собственности) и приватизируемых предприятий с безусловного сохранения численности занятых на их оптимизацию;
    3. сокращение отчислений на социальные нужды от фонда заработной платы с заменой их косвенным налогом или прямым налогом на доходы работников с соответствующим увеличением начислений самим работникам;
    4. изменение процедуры обязательного подтверждения соответствия продукции и производственных процессов техническим нормам и требованиям (сертификация, гигиеническая регистрация) с разрешительного на регистрационный, с последующим информированием субъектов хозяйствования, осуществляющих соответствующую деятельность, о существующих регламентах и выборочной проверкой соблюдения этих регламентов;
    5. организационные мероприятия по повышению прозрачности государственных доходов и расходов (публикация подробной информации: о распределении доходов бюджета, а также государственных предприятий, их источниках и направлениях расхода, включая закупаемые товары, услуги и закупочные цены; об участниках и результатах проводимых тендеров; о получателях бюджетной помощи).

Предлагаемые мероприятия, направленные на стимулирование предпринимательской активности, создают институциональные условия и стимулы для легализации теневых экономических отношений. Реализация всех мер, запланированных в Мероприятиях по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», а также предлагаемых нами дополнительно, позволит создать условия для сокращения соотношения теневого и легального ВВП до уровня стран Центральной и Восточной Европы, где экономические реформы были проведены наиболее успешно и непротиворечиво, с 17,2 % до 10 %. [17, с. 53-58 ]

В настоящее время легализация  «теневых» капиталов, направляемых в легальную экономику, – едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в тень» и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к «теневикам» – предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов. Заставить эти средства работать для общего дела – задача, достойная истинных реформаторов.

Примерно такое же положение  и с коррупцией: бороться с ней  можно единственным способом – уничтожая  условия её существования. Силовые  меры приводят только к тому, что  услуги коррупционеров дорожают и эти  расходы, в конечном счёте, ложатся  на плечи нижестоящих экономических  субъектов.

После избрания в 1994 году А.Г. Лукашенко Президентом Республики Беларусь борьба с преступностью, в  том числе с ее организованными  формами, стала одним из важнейших направлений деятельности правоохранительных и других государственных органов.

Законом от 17 мая 1997 г. в Уголовный  кодекс Республики Беларусь были внесены  дополнения, предусматривающие уголовную  ответственность за создание, руководство и участие в преступной организации, совершение преступлений в составе организованной группы.

26 июня 1997 г. был принят  Закон Республики Беларусь «О  мерах борьбы с организованной  преступностью и коррупцией».  Во исполнение данного Закона в органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности были образованы специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. В республиканской прокуратуре таким подразделением является управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Соответствующие подразделения сформированы в прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах.

Новый Уголовный кодекс, вступивший в силу 1 января 2001 г., представляет собой большой шаг вперед по пути создания законодательства, позволяющего эффективно бороться с организованной преступностью.

В настоящее время разработан проект Закона Республики Беларусь «О борьбе с организованной преступностью», с принятием которого правовая основа борьбы с этим негативным социальным явлением будет усовершенствована.

Помимо этого, в целях  активизации борьбы с организованной преступностью Республикой Беларусь в 2003 году ратифицирована и вступила в силу Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности.

В то же время на всех уровнях, начиная с районного и заканчивая республиканским, вопросы исполнения законодательства о борьбе с теневой экономикой находятся в центре внимания координационных советов руководителей правоохранительных органов. [18, с. 86-95]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Теневая экономика - проблема, с которой сталкиваются все страны мира на протяжении многих лет. В настоящий  момент борьба с ней стала еще  более актуальной, поскольку наблюдается  рост теневой экономики даже в  тех странах, в которых уже довольно долгий срок отмечалась стабильная тенденция к ее снижению. Причиной этому стал мировой финансово-экономический кризис последних лет.

Масштабы теневой экономики во всем мире отличаются, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Теневая экономика – это явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, давно являющееся предметом интереса исследователей.

На мой взгляд, предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей.

Доходы от таких видов  деятельности как сокрытие доходов, неуплата налогов, отмывание денег, контрабанда, фиктивные финансовые операции, поистине огромны. Они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу. Вот почему данные процессы, происходящие в каждом государстве, необходимо тщательно изучать, и лишь затем принимать хорошо проработанные меры по их устранению.

К сожалению, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть открытая экономика, будет и скрытая. Другое дело, что снизить ее объемы можно. Но для этого нашей стране необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней бороться, а это функция налоговых и правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой – привести теневую деятельность к стандартным масштабам посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу белорусской экономике. Чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования малого бизнеса и всего предпринимательства в целом.

Рассчитывать на позитивные сдвиги можно лишь при условии  устранения причин, порождающих теневую  активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом.

На мой взгляд, необходимо менять свое отношение к хозяйственной  деятельности и рассматривать ее как честную «игру по правилам», воспитывать в себе культурные деловые традиции. Со стороны государства должны быть предприняты меры по либерализации хозяйственной деятельности (снижение налогов, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций). Необходимо пропагандировать честное предпринимательство, публично осуждать нарушающих закон бизнесменов, проявлять общую заботу о моральном климате общества.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Головин С.Д. О классификации явлений теневой экономики // Вестник МГУ. - Сер.6. - Экономика.- 1992.-№1. - С.37.
  2. Бекряшев А.К., Белозеров И.П., Бекряшева Н.С.. Теневая экономика и экономическая преступность. Омский государственный университет.- 2000 - 459 стр.
  3. .Бобырев В.В. Теневая экономика: деятельность международных и правоохранительных организаций. М.: Высшее Образование и Наука, 2002. 122 с. 
  4. Национальная безопасность Республики Беларусь. Современное состояние и перспективы / под ред. М.В. Мясниковича и П.Г. Никитенко. – Минск, 2003. – 562 с.
  5. Бокун Н., Кулибаба И. Проблемы статистической оценки теневой экономики // Вопросы статистики. 1997. № 7. С.11-19.
  6. Пономаренко А. Подходы к определению параметров "теневой экономики" // Вопросы статистики. 1997. № 1. С. 24
  7. Масакова И.Д. Определение параметров теневой экономики // Вопросы статистики. 1999. № 12. С. 24.
  8. В.В. Попов, журнал Экономическая теория преступлений и наказаний "Теневая экономика в советском и постсоветском обществах"/В.В. Попов//Центр по изучению нелегальной экономической деятельности [Электронный ресурс]. - 2012 - №4.- Режим доступа: http://corruption.rsuh.ru/magazine/4-2/n4-08.html - Дата доступа: 16.12.2012.
  9. Есипов В.М. Теневая экономика. Учебное пособие. М.: ОНиРИО Московского института МВД России, 1997. 94 с.
  10. Ю.С. Гудий, Понятие, виды и влияние теневой экономики/Ю.С.Гудий//Экономический интернет-журнал [электронный ресурс]. - 2012 - Режим доступа: http://www.nbene.narod.ru/econom/feconom15.htm - Дата доступа: 16.12.2012
  11. Сайт экономической и личной безопастности [Электронный ресурс] - 2012 - Режим доступа: http://ubep44.ru/index.php?page=zavisimost-ot-ekonomicheskoj-situatsii - Дата доступа: 16.12.2012
  12. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: Учебное пособие для вузов. М.: Инфра–М, 2006. 335 с.
  13. Доля теневой экономики Германии упала до рекордного минимума [Электронный ресурс] - 2012 - Режим досутпа: http://www.rbcdaily.ru/2011/01/25/world/562949979597597 - Дата доступа: 16.12.2012
  14. Улыбин К. Теневая экономика. М.: Экономика, 2011. 132 с.
  15. Диссертационная работа А.Н. Башлаковой/Теневой сектор экономики и его минимизация мерами государсвтенного регулирования в современных условиях.
  16. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс] - 2012 - Режим доступа: http://www.president.gov.by/press107179.html - Дата доступа: 16.12.2012
  17. Возникновение и особенности развития теневой экономики в Республике Беларусь / В.П. Кунцевич// Веснік Беларускага Дзяржаўнага Эканамічнага Універсітэта. – 2005. – № 3. – С. 53-58.
  18. Механизмы легализации преступных доходов и особенности их проявления в Беларуси / А.И. Громович, В.В. Пузиков // Белорусский экономический журнал. – 1999. – № 3. – С. 86-95.

Информация о работе Теневая Экономика: причины возникновения, масштабы и опыт государственного противодействия в развитых странах