Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:31, курсовая работа
Теневая экономика является важной и актуальной для современного общества, поскольку любая экономическая система в любой стране представляет собой синтез легальной и нелегальной, теневой экономической деятельности. Нелегальная, скрытая экономика, функционирует наряду с легальной экономикой и в некоторых странах по своему размаху практически не уступает легальной. Масштабы теневой экономики могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Даже в экономиках высокоразвитых странах присутствует это явление.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ ……………………………………………………………….
Причины возникновения теневой экономики……………………………
Методы измерения и масштаба теневой экономики………………..
1.3 Влияние теневой экономики на общество……………………………….
ГЛАВА 2 ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТИЯ ГОСУДАРСТВА НА ТЕНЕВУЮ ЭКОНОМИКУ………………………………………………………………………
2.1. Пути противодействия в развитых странах ………………………………….
2.2. Пути противодействия в республике Беларусь…...……………………..
ЗАКЛЮЧНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
Таблица 2.1 – Доля теневой экономики в 2011 г. в ряде стран ОЭСР (прогноз), % от ВВП [13]
Страна |
Доля теневой экономики, % от ВВП |
США |
7,0 |
Швейцария |
7,9 |
Австрия |
8,0 |
Япония |
9,0 |
Нидерланды |
9,8 |
Великобритания |
10,5 |
Франция |
11,0 |
Окончание таблицы 2.1. |
|
Канада |
11,9 |
Германия |
13,7 |
Финляндия |
13,7 |
Швеция |
14,7 |
Норвегия |
14,8 |
Испания |
19,2 |
Португалия |
19,4 |
Италия |
21,6 |
Греция |
25,8 |
Однако необходимо знать, что в данной таблице не учитываются доходы от незаконной деятельности (проституции, порнографии, торговли наркотиками и контрафактным товаром; «подработки» в нескольких местах без уплаты налогов; уход от налогов с помощью страховых компаний; взятки и последующая их легализации через инвестиции, депозиты, ценные бумаги; манипулирование котировками и офсайд на рынке ценных бумаг; массовая торговля краденым, в том числе сдача в пункты приема ворованного металла и т.д.). Кроме того, ее обоснованность ставят под сомнение эксперты.
Так как в состав теневой экономики включается законная деятельность, которая в целях уклонения от налогов скрывается или преуменьшается, то меры по преодолению подобного подпольного бизнеса в ходе производства товаров народного потребления и услуг, должны:
2.2. ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ТЕНЕВУЮ ЭКОНОМИКУ
Ключевые направления
дальнейшей либерализации
Предлагаемые мероприятия, направленные на стимулирование предпринимательской активности, создают институциональные условия и стимулы для легализации теневых экономических отношений. Реализация всех мер, запланированных в Мероприятиях по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», а также предлагаемых нами дополнительно, позволит создать условия для сокращения соотношения теневого и легального ВВП до уровня стран Центральной и Восточной Европы, где экономические реформы были проведены наиболее успешно и непротиворечиво, с 17,2 % до 10 %. [17, с. 53-58 ]
В настоящее время легализация «теневых» капиталов, направляемых в легальную экономику, – едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в тень» и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к «теневикам» – предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов. Заставить эти средства работать для общего дела – задача, достойная истинных реформаторов.
Примерно такое же положение
и с коррупцией: бороться с ней
можно единственным способом – уничтожая
условия её существования. Силовые
меры приводят только к тому, что
услуги коррупционеров дорожают и эти
расходы, в конечном счёте, ложатся
на плечи нижестоящих
После избрания в 1994 году А.Г.
Лукашенко Президентом
Законом от 17 мая 1997 г. в Уголовный кодекс Республики Беларусь были внесены дополнения, предусматривающие уголовную ответственность за создание, руководство и участие в преступной организации, совершение преступлений в составе организованной группы.
26 июня 1997 г. был принят Закон Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией». Во исполнение данного Закона в органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности были образованы специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. В республиканской прокуратуре таким подразделением является управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Соответствующие подразделения сформированы в прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах.
Новый Уголовный кодекс, вступивший в силу 1 января 2001 г., представляет собой большой шаг вперед по пути создания законодательства, позволяющего эффективно бороться с организованной преступностью.
В настоящее время разработан проект Закона Республики Беларусь «О борьбе с организованной преступностью», с принятием которого правовая основа борьбы с этим негативным социальным явлением будет усовершенствована.
Помимо этого, в целях активизации борьбы с организованной преступностью Республикой Беларусь в 2003 году ратифицирована и вступила в силу Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности.
В то же время на всех уровнях,
начиная с районного и
Заключение
Теневая экономика - проблема, с которой сталкиваются все страны мира на протяжении многих лет. В настоящий момент борьба с ней стала еще более актуальной, поскольку наблюдается рост теневой экономики даже в тех странах, в которых уже довольно долгий срок отмечалась стабильная тенденция к ее снижению. Причиной этому стал мировой финансово-экономический кризис последних лет.
Масштабы теневой экономики во всем мире отличаются, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Теневая экономика – это явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, давно являющееся предметом интереса исследователей.
На мой взгляд, предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей.
Доходы от таких видов деятельности как сокрытие доходов, неуплата налогов, отмывание денег, контрабанда, фиктивные финансовые операции, поистине огромны. Они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу. Вот почему данные процессы, происходящие в каждом государстве, необходимо тщательно изучать, и лишь затем принимать хорошо проработанные меры по их устранению.
К сожалению, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть открытая экономика, будет и скрытая. Другое дело, что снизить ее объемы можно. Но для этого нашей стране необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней бороться, а это функция налоговых и правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой – привести теневую деятельность к стандартным масштабам посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу белорусской экономике. Чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования малого бизнеса и всего предпринимательства в целом.
Рассчитывать на позитивные сдвиги можно лишь при условии устранения причин, порождающих теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом.
На мой взгляд, необходимо менять свое отношение к хозяйственной деятельности и рассматривать ее как честную «игру по правилам», воспитывать в себе культурные деловые традиции. Со стороны государства должны быть предприняты меры по либерализации хозяйственной деятельности (снижение налогов, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций). Необходимо пропагандировать честное предпринимательство, публично осуждать нарушающих закон бизнесменов, проявлять общую заботу о моральном климате общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ