Теневая экономика: причины возникновения, формы, влияние на макроэкономическое равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:10, реферат

Краткое описание

Масштабы теневой экономики могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Ее размеры можно лишь уменьшить, но полностью ликвидировать практически невозможно. Теневая экономика имеет много названий – незаконная, нелегальная, скрытая, ненаблюдаемая – но суть этого явления не меняется. К теневой экономике относят сокрытие доходов, неуплату налогов, контрабанду, наркобизнес, фиктивные финансовые операции и др. Теневая экономика, проникшая во все сферы экономического организма, усиленно разлагает и подрывает его. От этого экономика становится небезопасной, а при слабой экономической безопасности ослабевает и национальная безопасность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1. ПОНЯТИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

1.2. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

1.2.1. УЧЕТНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

1.2.2. ФОРМАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД

1.2.3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

1.2.4. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕНЕВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЯВЛЕНИЙ

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1. СТРУКТУРА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

2.2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

2.2.1. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

2.2.2. ЗАВЫШЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

2.2.3. ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ МАСШТАБЫ ГОССЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ

2.2.4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ. КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ

2.2.5. НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ

2.2.6. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОН

2.2.7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

2.3. ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

2.3.1. ДЕФОРМАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СФЕРЫ

2.3.2. ДЕФОРМАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ

2.3.3. ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

2.3.4. ВЛИЯНИЕ НА КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНУЮ СФЕРУ

2.3.5. ДЕФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ

2.3.6. ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ

2.3.7. ВЛИЯНИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

2.3.8. ДЕФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

2.3.9. ВЛИЯНИЕ НА РЕЖИМ КОНКУРЕНЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

2.3.10. ВЛИЯНИЕ НА УСЛОВИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

2.3.11. ВЛИЯНИЕ НА СИСТЕМУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

2.3.12. ПОЗИТИВНЫЕ СТОРОНЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

ГЛАВА 3. МАСШТАБЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

3.1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.2.ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.2.1. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

3.2.2. МАСШТАБЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕРЫ ПО ЕЕ СОКРАЩЕНИЮ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Теневая экономика.docx

— 72.45 Кб (Скачать)

 

 По сравнению с Россией  и другими странами СНГ, где  объем теневой экономики составляет  в среднем 40% от ВВП, размеры  ненаблюдаемой экономики в Республике  Беларусь на порядок ниже и  составляют 15-17% от ВВП. Это объясняется  тем, что в нашей республике, по-прежнему, сохранилось сплошное  статистическое обследование предприятий.  Уровень отчетности по крупным  предприятиям составляет почти  100%, а по малым предприятиям  эта цифра находится на уровне 90%. Кроме того, согласно ”Закону  о государственной статистике”  органы государственной статистики  имеют право осуществлять контроль за состоянием первичного учета и привлекать к ответственности должностных лиц в случае искажения ими статистических данных. С 2008 года индивидуальные предприниматели обязаны перерегистрироваться в частные унитарные предприятия – а это, уже, юридические лица, которые обязаны представлять статистическую отчетность (согласно Закону).

 

 Тем не менее ненаблюдаемая экономика в Республике Беларусь учитывается при расчетах на макроэкономическом уровне. Методология Системы национальных счетов предусматривает отражение в составе показателя валовой внутренний продукт (ВВП) любой деятельности, подпадающей под определение «экономической».

 

 Большая часть производства, включаемого согласно данному  определению в состав ненаблюдаемой  экономики, является вполне законной, но его размер либо сознательно  преуменьшается производителями,  либо информацию о нем невозможно  получить обычным путем, поскольку  производственные единицы не  регистрируются в силу своей  неформальной организации.

 

 Целью расчета недостающих  параметров скрытой и неформальной  экономической деятельности является  сведение к минимуму возможной  ошибки при построении экономического  показателя. Это означает, что в  случае отсутствия необходимой  статистической информации принимаются  в расчет любые соображения  и делается поправка с определенной  степенью возможной ошибки. Поэтому  во многих случаях поправки  на скрытую и неформальную  экономическую деятельность носят  вероятностный характер.

 

 Лучшим для определения неизвестных  параметров экономической деятельности  является балансовый метод. Балансовый  метод успешно реализуется при  макроэкономических расчетах, при  построении национальных счетов, таблиц «затраты-выпуск», баланса денежных доходов и расходов населения и т.п. Хорошие результаты для оценки необходимых параметров дает использование известных косвенных индикаторов, например: данные о площади приусадебных и дачных участков, о средней урожайности сельскохозяйственных культур. Дополнительные выборочные обследования могут быть использованы для получения необходимой информации о параметрах неформальной экономической деятельности.

 

 Экспертные оценки в ряде  случаев достаточно эффективны. Например, данные таможенной службы  используются при составлении  платежного баланса для проведения  досчетов количества некоторых видов продуктов, контрабандно ввозимых в Республику Беларусь в виде сырья.

 

 В 1995-2000 г.г., Научно-исследовательский институт статистики статистики при Минстате Республики Беларусь занимался разработкой методологии оценки и вопросами мониторинга ненаблюдаемой экономики, проводило экспериментальные расчеты. В соответствии с рекомендациями Системы национальных счетов ООН и Евростата был разработан понятийный аппарат и классификации явлений ненаблюдаемой экономики, выделены ее границы, определены и апробированы основные методы оценки ненаблюдаемой экономической деятельности на макроуровне (метод расхождений, методы «чувствительного» анализа, монетарные методы, методы по показателю занятости, экспертные оценки доходов индивидуальных рыночных производителей) и на уровне отдельных отраслей: промышленности, торговли, строительства, сельского хозяйства, науки, здравоохранения, транспорта.

 

 В настоящее время на практике  Национальным статистическим комитетом  Республики Беларусь ведется  учет ненаблюдаемой экономики  на трех стадиях:

 

 При расчете ВВП методом  производства по отраслям экономики;

 

 На стадии увязки (балансирования) основных показателей национальных  счетов;

 

 При построении таблиц затраты-выпуск.

 

 При определении выпуска  товаров и услуг по отраслям  экономики в Республике Беларусь  для оценки ненаблюдаемой экономической  деятельности используются следующие  методы:

 

 Метод товарных потоков (на  основе таблиц "затраты-выпуск", балансов отдельных продуктов);

 

 Косвенные методы - на основе  сопоставления данных из различных  источников (данных сплошных наблюдений, выборочных обследований домашних  хозяйств, данных из административных  источников);

 

 Методы сравнительного анализа,  базирующиеся на оценке соотношения  уровня затрат и размера выпуска  в разных группах предприятий.

 

 При определении скрытого  выпуска товаров и услуг по  отраслям экономики осуществляется  досчет на объемы производства по неотчитавшимся малым предприятиям. Этот досчет осуществляется на основе данных о количестве малых предприятий, учтенных в статистическом регистре, фактическом количестве отчитавшихся малых предприятий и производительности труда на одного работника на отчитавшихся предприятиях.

 

 Для определения объемов  неформального сектора экономики  используются данные о численности  физических лиц, осуществляющих  деятельность без официальной  регистрации в данной отрасли  (по данным выборочных обследований  домашних хозяйств) и производительности  труда (сложившейся на малых  предприятиях) данной отрасли.

 

 Основным источником информации  для оценки объемов неформального  сектора экономики являются выборочные  обследования домашних хозяйств.

 

 Структура обследования представляет  собой последовательность четырех  квартальных опросов (интервью), охватывающих весь календарный  год по отобранной выборке  домашних хозяйств, которое подвергается затем полной ротации и заменяется новой выборкой для следующего календарного года.

 

 Проводимые в республике  выборочные обследования домашних  хозяйств обеспечивают получение  данных о доходах и расходах  домашних хозяйств по представительной  на республиканском уровне выборке  и охватывают широкую классификацию  товаров и услуг.

 

 Досчеты по неформальному сектору экономики по услугам промышленного характера, таким как ремонт и индивидуальный пошив одежды, обуви, ремонт бытовой, радиоэлектронной аппаратуры, ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств; ремонт и изготовление мебели, осуществляется на основании данных о численности физических лиц занятых в этой отрасли без официальной регистрации своей деятельности (по данным выборочных обследований домашних хозяйств) и производительности труда, исчисленной на малых предприятиях, аналогичной отрасли.

 

 В соответствии с требованиями  Системы национальных счетов  осуществляются досчеты объемов сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах населения, значительная часть которой используется для собственного потребления. Выпуск продукции растениеводства определяется на основании данных обследования личных подсобных хозяйств о посевных площадях под различные культуры, с использованием средней урожайности этих культур с одного гектара и цен реализации сельскохозяйственной продукции, сложившихся на данной территории. Выпуск продукции животноводства определяется на основании данных обследований домашних хозяйств о поголовье скота по видам, средней их продуктивности и ценах реализации продукции.

 

 В последние годы в Республике  Беларусь доля строительных услуг,  выполняемых неформальными строительными  бригадами и непосредственно  самим населением, составляет 0,3-0,4% ВВП. Объемы по этому виду  услуг рассчитываются на основе  данных выборочных обследований  домашних хозяйств о численности  физических лиц, осуществляющих  строительные работы и производительности  труда, исчисленной на малых  предприятиях строительной отрасли.

 

 Незаконная предпринимательская  деятельность по перевозке грузов  и пассажиров автомобильным транспортом  в Республике Беларусь составляет 2,9-4% ВВП. Объем оказанных услуг  физическими лицами, занимающимися  перевозкой пассажиров и грузов  автомобильным транспортом, определяется  на основе данных выборочного  обследования домашних хозяйств, производительности труда, исчисленной  на малых предприятиях транспорта, а также количества лицензий, выданных Министерством транспорта, физическим лицам на право  перевозок грузов и пассажиров. Кроме того Национальный статистический  комитет осуществляет специальное  регулярное статистическое наблюдение  за деятельностью индивидуальных предпринимателей, осуществляющих автомобильные перевозки пассажиров экспресс-такси.

 

 В неформальном секторе экономики  значительную долю (3,1-4,2% ВВП) занимают  объемы продаж товаров индивидуальными  предпринимателями, имеющими лицензии  на данный вид деятельности, а  также объемы продаж физическими  лицами, осуществляющими свою деятельность  без лицензий, т.е. торгующих на  рынках и не сдающих торговую  выручку в банки. Этот досчет осуществляется по данным выборочного обследования домашних хозяйств, исходя из процентного соотношения расходов на покупку товаров на рынках и у частных лиц в общем объеме расходов на приобретение товаров. В течение 2006 – 2008 годов управлением статистики оптовой и розничной торговли проводилось специальное обследование рынков (торговых мест), а с 2009 года осуществляются досчеты на их основании.

 

 Объемы платных медицинских  услуг, оказанных населению, услуг  по репетиторству, услуг правового  характера, услуг в области  культуры и искусства определяются  на основе данных выборочного  обследования домашних хозяйств, данных о количестве лицензий, выданных физическим лицам на  соответствующий вид деятельности  и экспертных оценок на основании  анализа рекламных объявлений.

 

 Проявления ненаблюдаемой экономики  не ограничиваются только производством.  Экономические единицы не декларируют  и стремятся вывести из-под  налогообложения доходы, полученные  в результате неформального и  скрытого производства. Участие  в сделках по купле-продаже  запрещенных товаров и услуг  является незаконным для обеих  сторон. Поэтому проводятся корректировки,  связанные с определением скрытых  доходов, а также скрытых или  связанных со скрытой экономикой  элементов использования ВВП  на потребление и накопление [16].

 

 Доходы, полученные от деятельности  в ненаблюдаемом секторе экономики,  выступают в виде скрытой прибыли  предприятий или неучтенной заработной  платы, но – в основном –  в виде смешанного дохода. Смешанный  доход – это доход некорпорированных предприятий, то есть, по определению, доход от неформальной производственной деятельности.

 

 Что касается расходов на  конечное потребление, то они  сознательно занижаются, только  когда производящие их домашние  хозяйства стремятся скрыть доходы. Если же данные о расходах  собираются анонимно, то, как правило,  они не занижаются. Поэтому данные, полученные в ходе обследований  домашних хозяйств, весьма корректны.  Проблема, однако, заключается в  том, что домашние хозяйства,  имеющие высокие доходы и осуществляющие  значительные расходы на конечное  потребление, как правило, не  участвуют в опросах. Выборка,  таким образом, является не  случайной, а сдвинутой, что  не позволяет использовать полученные  данные для распространения их  на генеральную совокупность  домашних хозяйств.

 

 Как уже отмечалось, скрытые  или незаконные доходы могут  быть истрачены вполне законно,  особенно если данные о расходах  собираются анонимно. С другой  стороны, законные доходы могут  быть истрачены в незаконных  сделках. Можно рассмотреть некоторые  ситуации, когда законное производство  служит источником скрытых доходов  и т.д. Все это ведет к  тому, что величины поправок в  секторе ненаблюдаемой экономики  на

 

 производство, доходы и использование  доходов, как правило, не совпадают  между собой. Однако осуществление  поправок приводит к большей  согласованности между собой  оценок ВВП, полученных каждым  из известных способов.

 

 Наилучшие результаты для  определения параметров ненаблюдаемой  экономики, как уже говорилось  выше, дает балансовый метод. Этот  метод успешно используется в  республике при корректировке  расходов на конечное потребление  домашних хозяйств путем сопоставления  данных о расходах домашних  хозяйств, полученных по результатам  обследований, и данных о розничном  товарообороте по отдельным группам  товаров

 

 Кроме того, Национальным статистическим  комитетом ежегодно составляются  таблицы «Затраты-выпуск». Эти таблицы обеспечивают основу проверки согласованности полученных из разных источников статистических данных о потоках товаров и услуг. В результате построения таблиц выявляются слабые места учета производства и использования товаров и услуг, проводятся корректировки показателей. Корректировка проводится чаще всего за счет данных ненаблюдаемого сектора [16].

Информация о работе Теневая экономика: причины возникновения, формы, влияние на макроэкономическое равновесие