Теневая экономика: причины возникновения, формы, влияние на макроэкономическое равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:10, реферат

Краткое описание

Масштабы теневой экономики могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Ее размеры можно лишь уменьшить, но полностью ликвидировать практически невозможно. Теневая экономика имеет много названий – незаконная, нелегальная, скрытая, ненаблюдаемая – но суть этого явления не меняется. К теневой экономике относят сокрытие доходов, неуплату налогов, контрабанду, наркобизнес, фиктивные финансовые операции и др. Теневая экономика, проникшая во все сферы экономического организма, усиленно разлагает и подрывает его. От этого экономика становится небезопасной, а при слабой экономической безопасности ослабевает и национальная безопасность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1. ПОНЯТИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

1.2. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

1.2.1. УЧЕТНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

1.2.2. ФОРМАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД

1.2.3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

1.2.4. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕНЕВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЯВЛЕНИЙ

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1. СТРУКТУРА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

2.2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

2.2.1. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

2.2.2. ЗАВЫШЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

2.2.3. ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ МАСШТАБЫ ГОССЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ

2.2.4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ. КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ

2.2.5. НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ

2.2.6. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОН

2.2.7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

2.3. ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

2.3.1. ДЕФОРМАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СФЕРЫ

2.3.2. ДЕФОРМАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ

2.3.3. ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

2.3.4. ВЛИЯНИЕ НА КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНУЮ СФЕРУ

2.3.5. ДЕФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ

2.3.6. ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ

2.3.7. ВЛИЯНИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

2.3.8. ДЕФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

2.3.9. ВЛИЯНИЕ НА РЕЖИМ КОНКУРЕНЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

2.3.10. ВЛИЯНИЕ НА УСЛОВИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ

2.3.11. ВЛИЯНИЕ НА СИСТЕМУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

2.3.12. ПОЗИТИВНЫЕ СТОРОНЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

ГЛАВА 3. МАСШТАБЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

3.1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.2.ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.2.1. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

3.2.2. МАСШТАБЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕРЫ ПО ЕЕ СОКРАЩЕНИЮ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Теневая экономика.docx

— 72.45 Кб (Скачать)

 

 На уровне мировой экономики  рассматриваются международные  теневые отношения (например, наркобизнес,  отмывание денег зарубеж, полученных преступным путем).

 

 На макроуровне анализируются  теневая экономическая деятельность  с точки зрения ее влияние  на структуру экономики, производство, распределение, перераспределение  и потребление валового внутреннего  продукта, занятость, инфляцию, экономический  рост, и другие макроэкономические  процессы.

 

 На микроуровне внимание  концентрируется на изучении  экономического поведения и принятие  решений субъектами теневой экономики,  деловыми предприятиями, исследуются  отдельные нелегальные рынки.

 

 Институциональный уровень  анализа ставит в центр социально-экономические  институты теневой экономики,  то есть систему формальных  и неформальных правил поведения,  санкционный механизм, закономерности их развития.

 

 Социологические концепции  теневой экономики рассматривают  эту сферу с точки зрения  взаимодействия социальных групп,  различающихся положением в системе  теневых институтов, мотивами экономического  поведения субъектов в значимых  ситуациях.

 

 В рамках кибернетической  концепции теневая экономика  рассматривается как саморегулируемая  и управляемая система, разрабатываются  экономико-математические модели  прогнозирования и управления  теневой экономикой, закономерностей  ее развития и взаимодействия  с официальным сектором.

 

 В рамках правовых концепций  явления теневой экономики рассматриваются  как особая сфера отклоняющегося (в том числе преступного) поведения.  Основное внимание обращено на  исследование общественно опасных  форм экономической деятельности, предупреждению правонарушений  и борьбе с ними правовыми  средствами (криминологический и  уголовно-правовой контроль).

 

 Сложность и важность проблем  теневой экономики стимулируют  развитие междисциплинарного подхода  к ее исследованию [2].

 

 

 

1.2 ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕНЕВОЙ  ЭКОНОМИКИ

 

 

 Понимание теневой экономики  различными ее исследователями  во многом определяется выбором  основного критерия отнесения  экономических отношений к этой  сфере.

 

 В зависимости от этого  критерия различаются учетно-статистический, формально-правовой и комплексный  подходы.

 

 

 

1.2.1 УЧЕТНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

 

 При учетно-статистическом подходе  основным критерием выделения  теневых экономических отношений  выступает их неучитываемость, то есть отсутствие фиксации официальной статистикой. Наиболее последовательным и развитым является учетно-статистический подход на основе методологии системы национальных счетов ООН. Понятие теневой экономики определяется исходя из основной цели системы национальных счетов - максимально точного учета всех видов экономической деятельности, обеспечивающих реальный вклад в производство валового внутреннего продукта (ВВП).

 

 В соответствии с методологией  системы национальных счетов  все проявления теневой экономики  разделяются на две группы:

 

 продуктивные виды деятельности, результаты которых учитываются  в составе ВВП;

 

 преступления против личности  и имущества, не включаемые  в состав ВВП и фиксируемые  на специальном счете для уменьшения  статистических погрешностей.

 

 В состав производительной  части теневой экономики, включаемой  в ВВП, включаются следующие  элементы:

 

 Показатели законной деятельности, скрываемой или приуменьшаемой  производителями в целях уклонения  от уплаты налогов или выполнения  других обязательств;

 

 Показатели неформальной (неофициальной  легальной) деятельности, в том  числе:

 

 деятельность некорпорированных (то есть непосредственно принадлежащих одному владельцу, часто - семейных) предприятий, работающих для собственных нужд, то есть производство товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах и ими же потребленных;

 

 деятельность некорпорированных (то есть непосредственно принадлежащих одному владельцу, часто - семейных) предприятий, работающих для собственных нужд, то есть производство товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах и ими же потребленных;

 

 деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью (временные бригады строителей и т.п.).

 

 Показатели неофициальной нелегальной  деятельности, в том числе:

 

 легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально (например, без лицензий и специальных  разрешений);

 

 нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночных спрос (производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда).

 

 Преимуществом данного подхода  является возможность количественной  оценки скрытой части производительной  экономической деятельности на  основе общепринятой методологии  системы национальных счетов, использования  результатов расчетов при формировании экономической политики и международных сопоставлений. Результаты расчетов параметров теневой экономики по методологии системы национальных счетов являются исключительно ценными для формирования социально-экономической политики, особенно когда проблема контроля над теневой экономикой перешла из категории чисто полицейских в разряд экономико-политических.

 

 Вместе с тем, данный подход  не лишен недостатков. Отметим  наиболее важные. В рамках концепции  системы национальных счетов  не удается оценить масштабы, структуру и влияние криминальной  деятельности, не связанной с  производством реального ВВП.  В состав теневой экономики,  с одной стороны, включаются  все виды как общеуголовных,  так и экономических преступлений, что чрезмерно расширяет границы  теневой экономики, а с другой  стороны их учет ограничивается  тем влиянием, которое они оказывают  на производство и потребление  ВВП, и использование этой информации  ограничивается целями уменьшения  погрешностей статистических расчетов.

 

 Существует также категория  экономических правонарушений и  преступлений, которым в рамках  данной методологии количественная  оценка не может быть дана  в силу их специфического воздействия  на экономическую систему. Это  происходит в том случае, если  в результате их совершения  имеет место либо перераспределение,  не приводящее к изменению  общего объема ВВП, либо упущенная  выгода экономики в целом или  отдельных субъектов, например, в  результате недобросовествной конкуренции, монополизации рынка, возрастания инвестиционных рисков. Кроме того, неоцененным является ущерб, возникший в ситуациях информационной асимметрии, перенесения ущерба от преступлений на потребителя посредством увеличения цен, значительных отрицательных внешних эффектов (например, в связи с наркотизацией населения).

 

 Серьезной проблемой при  использовании этого подхода  может стать отсутствие или  несовершенство информационной  базы статистических расчетов.

 

 Например, масштабы теневой  экономики в Беларуси являются  заниженными, поскольку Национальный  статистический комитет Республики  Беларусь при расчетах объема  ВВП не учитывает последний  из перечисленных видов теневой  экономической деятельности в  связи с отсутствием информации [4].

 

 По мере совершенствования  информационной основы расчетов, статистический подход может  быть более эффективно использован  для оценки масштабов деструктивных  видов экономической деятельности, а также для оценки роли  теневой экономики не только  в производстве, но и в потреблении  ВВП. Таким образом, учетно-статистический  подход к определению теневой  экономики, основанный на методологии  системы национальных счетов, может  быть эффективно использован  для выявления производительных  секторов теневой экономики, оценки  их масштабов и формировании  экономической и правовой политики. Вместе с тем он нуждается  в дополнении иными подходами,  в большей степени способными  отразить перераспределительный характер противоправной и общественно вредной экономической деятельности.

 

 

 

1.2.2 ФОРМАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД

 

 В качестве ключевого критериям  выделения теневых экономических  явлений выступает отношение  к нормативной системе регулирования.  Конкретными критериями являются: уклонение от официальной или  государственной регистрации, от  государственного контроля; противоправный  характер.

 

 Одни исследователи главной  отличительной особенностью теневой  экономической деятельности считают  ее неконтролируемый характер. Последний заключается в недоступности экономической информации для ее получения открытыми контрольными методами [1,5].

 

 Другие для отнесения экономических  явлений к теневым использует критерий противоправности и уклонения от официальной регистрации [6].

 

 Третьи использует для отнесения  к теневой экономике более  жесткий критерий - отсутствие государственной  регистрации сделок.

 

 Четвертые для обозначения  теневых экономических процессов использует понятие иррегулируемая экономика, под которой понимается деятельность экономических агентов, которая не подчиняется регулярным правилам и законам или каким либо образом скрыта от государственных органов управления и контроля [7].

 

 

 

1.2.3 КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

 

 В рамках подходов, которые  могут быть обозначены как  криминологические, используется  критерий общественной вредности  (опасности) экономической деятельности.

 

 Некоторые исследователи для  выделения теневых экономических  отношений использует критерий  деструктивности, нанесения вреда обществу и его членам, присвоение нетрудовых доходов. Если критерий получения нетрудовых доходов можно не учитывать как явно не адекватный современному типу экономики и основанный на ортодоксальной политико-экономической теории, то второй критерий однозначно оценить вряд ли возможно. Идея общественной опасности обладает значительным конструктивным потенциалом, поскольку позволяет рассматривать объект относительно и независимо от действующей системы правового регулирования [8].

 

 Вместе с тем, этому подходу  присущ такой недостаток, как  чрезмерное расширение сферы  теневой экономики за счет  включения в ее остав легальных, однако экономически неэффективных, неоптимальных форм экономических отношений, к которым можно отнести различные несовершенства рынка и государства.

 

 В работе некоторых исследователей  воспринят предыдущий подход, однако  сфера теневой экономики ограничена  деформациями экономических отношений,  которые не нашли отражения  в законодательстве, не признаются  правонарушениями, а их совершение  не влечет наступления юридической  ответственности [9].

 

 

 

1.2.4 КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

 

 В рамках комплексного подхода  в качестве основы выделения  теневой экономики используются  различные сочетания рассмотренных  ранее критериев.

 

 Одни исследователи использует  для выделения явлений теневой  экономики такие критерии, как  отсутствие учета, нерегламентированность и противоправность [10].

 

 Другие же в состав теневой  экономики включает экономическую  деятельность не фиксируемую статистикой, запрещенную законом, а также приписки, спекулятивные сделки, мошенничество, связанное с получением и передачей денег (некоторые экономические преступления) [11].

 

 

 

1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕНЕВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЯВЛЕНИЙ

 

 

 Рассмотрим классификацию теневых  экономических явлений по различным  основаниям.

 

 В зависимости от характера  результата выделяют теневую  экономическую деятельность:

 

 производительную, вносящую реальный вклад в производство валового национального продукта;

 

 перераспределительную, не связанную с реальным созданием экономических благ, но перераспределяющую доходы и имущество.

 

 По отношению к официальной  экономике различают внутреннюю  и параллельную экономику.

 

 Под внутренней экономикой  понимаются встроенные в официальную  экономику теневые отношения,  связанные с официальным статусом  их участников. Другими словами,  теневая экономика трактуется  с этой точки зрения как  нерегистрируемая деятельность  тех же самых агентов, которые  действуют и в регистрируемой  части экономики [1].

 

 Параллельная (вторгающаяся) экономика  - теневые отношения, не связанные  с официальным экономическим  статусом их участников. Данный  вид экономики рассматривается  как особый сектор с особой  производственной функцией, где  занята без официальной регистрации  часть рабочей силы [12].

 

 В зависимости от стадий  воспроизводственного цикла выделяют:

 

 теневое производство;

 

 теневое распределение (скрытое  от учета распределение доходов,  экономические преступления);

 

 теневой обмен (реализация  нелегально произведенной продукции,  правонарушения в сфере потребительского  рынка, реализация незаконно полученных  ценностей);

 

 теневое потребление (потребление  продукции собственного производства, удовлетворение деструктивных, асоциальных  потребностей).

 

 Трактовка теневой экономики  у большинства авторов включает  в ее состав экономическую  деятельность на всех стадиях  воспроизводственного цикла. Исключение  составляет статистическая концепция,  рассматривающая теневую экономику  как производительный сектор, участвующий  в создании ВВП.

 

 Подходы к определению теневой  экономики различаются также  и в зависимости от принимаемых  во внимание механизмов координации  ее отдельных сфер и секторов. В связи с этим выделяют:

 

 теневой рынок;

 

 неформальную экономику;

 

 властно-насильственный механизм, связанный преимущественно с  применением или угрозой применения  насилия.

Информация о работе Теневая экономика: причины возникновения, формы, влияние на макроэкономическое равновесие