Кроме того, если работник
занимается деятельностью, которая
без него не нашла бы исполнителя,
то общество не несет потерь.
В остальных случаях, сокрытие
экономической деятельности негативно
отражается на экономическом
развитии, снижая налоговые поступления
и вызывая цепь описанных выше
последствий.
2.3.7 ВЛИЯНИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ
ПРОЦЕСС
Это один из наиболее значимых
результатов влияния криминальной
экономической деятельности на
экономическое развитие и может
быть весьма различным в зависимости
от вида, формы криминальной активности,
а также социально-экономических
условий.
Сокрытие нормальной экономической
деятельности от контроля, как
правило, ограничивает возможности
привлечения инвестиционных ресурсов
со стороны, особенно иностранных.
Теневая деятельность редко
влечет появление новых производств.
Она стремится к получению
прибыли в максимально короткие
сроки, а не к ее стабильному
росту. Большая часть прибыли
вывозится, лишая страну инвестиционных
ресурсов.
2.3.8 ДЕФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Деформация структуры потребления
является закономерным следствием
криминальных форм перераспределения
доходов и собственности и
расширения рынков нелегальных
товаров и услуг. Имеет место
перераспределение ВВП в пользу
паразитического потребления. Деформация
структуры потребления порождает
деформацию отраслевой структуры
экономики, стимулируя развитие
секторов, обслуживающих обладателей
криминальных сверхдоходов. Результатом
криминальной экономической деятельности
является увеличение расходов
узкого круга лиц на предметы
роскоши в условиях, когда существует
острая необходимость в более
широком распределении ресурсов
в рамках общества. Отрасли, обеспечивающие
удовлетворение потребностей большинства
населения не развиваются и
приходят в упадок.
Важной тенденцией в изменении
структуры потребления является
увеличение объема товаров и
услуг, направленных на удовлетворение
и эксплуатацию деструктивных
потребностей и влечений. К таковым
можно отнести наркорынок, эксплуатацию
проституции, нелегальный игорный бизнес
и другие.
2.3.9 ВЛИЯНИЕ НА РЕЖИМ КОНКУРЕНЦИИ
И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
Результаты влияния на режим
конкуренции нелегальной экономики
зависит от взаимоотношений нелегальных
и легальных предприятий, от
того, являются ли они конкурирующими.
Предприятия конкурирующей части
нелегального сектора экономики наносят
ущерб сравнительно более эффективным
предприятиям легального сектора и снижают
из за своей относительной неэффективности
общее производство и потребление в стране.
По этим же причинам деятельность нелегального
сектора ведет к повышению потребительских
цен и снижению качества потребления.
2.3.10 ВЛИЯНИЕ НА УСЛОВИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА
РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Последствия нелегальной работы
негативны для работников. Это
связано с отсутствием гарантий,
касающихся занятости, оплаты
труда и социального страхования.
Система нелегальной работы позволяет
бесконтрольно эксплуатировать
рабочую силу.
В случае распространения
подобных методов организации
труда и производства можно
ожидать наступления на социальные
свободы граждан, широкого использования
в промышленно развитых странах
условий использования рабочей
силы, характерных для развивающихся
стран.
Посредством использования
нелегальной рабочей силы работодатели
рассматривают теневую экономику
как особый метод получения
сверхприбылей в условиях кризиса.
2.3.11 ВЛИЯНИЕ НА СИСТЕМУ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Крупные незаконные суммы,
проникая в мировую экономику,
дестабилизируют финансово-кредитную
систему, деформируют структуру
платежного баланса государств,
деформируют цены и негативно
влияют на доходы частных фирм
[2].
Эксперты ООН полагают, что
нельзя недооценивать воздействие
"отмытого" капитала на международную
экономику. По оценкам, средства,
которые в 80-х годах были
вовлечены только в незаконный
оборот наркотиков, составляли порядка
3-5 триллионов долларов. По оценкам
некоторых специалистов, эти суммы
несколько выше [2].
Незаконная экономическая деятельность
выходит за рамки национальных
границ и оказывает мощное
влияние на экономику отдельных
стран в системе мирового хозяйства.
2.3.12 ПОЗИТИВНЫЕ СТОРОНЫ ТЕНЕВОЙ
ЭКОНОМИКИ
Большая часть исследователей
считают теневую экономику в
основном негативным феноменом.
Развитие нелегального сектора
наносит ущерб государственному
бюджету и косвенно другим
экономическим субъектам, действующим
в рамках закона.
Теневая экономика оказывает
в ряде случаев и позитивное
воздействие на экономические
процессы. Нелегальная деятельность
может дать практикующим ее
предприятиям увеличение прибыли,
работникам – возможность трудиться,
а потребителям – получение
товаров и услуг по более
низким ценам [2].
ГЛАВА 3. МАСШТАБЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
3.1 ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В ЕВРОПЕЙСКОМ
СОЮЗЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В условиях мирового финансово-экономического
кризиса во всем мире расширяется
сектор теневой экономики. Впервые
за 15 лет теневой сектор экономики
Европейского союза начал расти.
Европейцы соглашаются получать
зарплату «мимо кассы», лишь бы
пережить кризис. В России все
не так однозначно. Одни эксперты
говорят, что компании слишком
долго шли к белой экономике
и поэтому резко в тень уйти
не могут. Другие же заверяют,
что всерую и так работали почти все
[15].
По мнению экономического эксперта
Организации экономического сотрудничества
и развития Фридриха Шнейдера, прирост
теневого сектора экономики 14 крупнейших
стран Европейского союза в 2009 году составил
около 0,9%. Сравнительно немного, однако
«серость» в Европе вырасла впервые за
последние 15 лет. Виноват в этом, конечно,
экономический кризис. Растущая безработица
на фоне высоких налогов вызвала рост
числа нелегально занятых. Экономисты
также отмечают рост коррупции [15].
Сейчас объем теневой экономики
в целом по Европе оценивается
на уровне 20% ВВП. Объем теневой
экономики Великобритании эксперты
оценивают в 10% от ВВП, Германии
– 14%, Франции – 16%. В скандинавских
странах серый сектор составляет
9–15% ВВП. В Италии и Испании «серый»
сектор оценивается в 25% ВВП, а в Греции
– 30–35%. Самая сложная ситуация в бывших
соцстранах: в целом по Восточной Европе
– до 40% ВВП, а на Украине – 57%. Россия не
входит в Организацию экономического
сотрудничества и развития, поэтому в
свое исследование данная организация
ее не включает, но, мнению Фридриха Шнейдера,
объем теневой экономики Российской Федерации
в 2008 году составлял 49% от ВВП. Кстати, точно
такие же цифры в позапрошлом году давал
и Всемирный банк – ровно 49%. Впрочем, некоторые
российские экономисты с такими выводами
не согласны [15]. По данных Ростата объем
"серого" сектора Российской Федерации
достигает 25% ВВП [21].
Однако, по словам других
экономистов, «серость» расползлась
повсюду. Ею в российской экономике
в той или иной степени охвачены
77% экономических агентов. Это
и не вполне «белые» зарплаты,
и не всегда прозрачные схемы
приобретения материалов и оборудования,
и перевод средств в офшоры.
«Социальные внебюджетные фонды
Российской Федерации недополучили
45% налогов, а бюджет недополучил
примерно половину налогов», –
отметил научный руководитель
Института национальной стратегии
Никита Кричевский [15].
В оценках последствий кризиса
для непрозрачного сектора мнения
экспертов также расходятся. По
словам руководителя группы анализа
стран СНГ Института «Центр
развития» Оксаны Осиповой, обратное
движение к «серым» зарплатам,
если и будет, то незначительным
и не резким. Предпосылок для
роста их объемов нет, поскольку
налоги пока не повышаются. Возможен
лишь перевод на частичный
наем небольшого числа сотрудников,
в пределах 5–6% от фонда оплаты
труда предприятия. «Массово компании
не будут этим заниматься. Они
долго добивались нормальных отношений
с властями и будут дорожить этим. Плюс
не все люди согласятся получать деньги
в конверте. Роста «серого» импорта я тоже
не ожидаю. Сейчас трудно получить доход
от него, потому что рынок насыщен, товар
трудно сбыть. Для «теневой экономики»
остается ниша в строительстве. Рост «серых»
схем в этом секторе возможен за счет мигрантов
в первую очередь. Но все будет зависеть
от объемов строительства, которые сейчас
не растут. Еще остается «бытовой серый
сектор» – наем рабочих для подсобных
работ, педагогов, репетиторов – но это
было всегда», – сказала Оксана Осипова
[15].
Никита Кричевский, в свою
очередь, уверен, что «серость»
в этом году разыграется всеми
своими оттенками. «Удельный вес
«серых» зарплат вырастет с
45 до 60%. Бюджет недополучит до 60%
налогов. Часть компаний просто
прекратят работать, поскольку усиливается
административный гнет. Налоговики
не берут взятки, но заставляют
платить, выполняя свой план
по сборам. Другая часть компаний
перейдет на «серые» схемы:
каждый месяц платишь куда
нужно, и работаешь спокойно. С другой
стороны, «серая» экономика дает неформальные
рабочие места многим людям. Борьба с «теневым
сектором» грозит тяжелыми социальными
последствиями, поэтому власти капитулировали
перед ним», – сказал экономист [15].
3.2 ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
3.2.1 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТЕНЕВОЙ
ЭКОНОМИКИ
В нашей республике проблемами
оценки размеров теневой экономики
занимается Национальный статистический
комитет Республики Беларусь
в рамках разработки системы
национальных счетов. На основе
рекомендаций Статкомитета СНГ и Госкомстата
России, а также международных организаций
утверждена Методология оценки объемов
ненаблюдаемой экономики в национальных
счетах Республики Беларусь.
Главной целью экономической
статистики является не борьба
с незаконной деятельностью, а
адекватные расчеты ВВП и других
макроэкономических показателей.
Поэтому область исследований
статистических органов не включает,
например, те виды производства
товаров, работ и оказания услуг,
которые прямо запрещены законодательством.
Аргументы основаны, как правило,
на доводах этического плана:
включение незаконной деятельности
приведет к увеличению ВВП
и может быть ошибочно истолковано
как рост благосостояния страны.
В этой связи в большинстве
стран учет и анализ процессов
теневой экономики проводится
совместными усилиями как статистических,
так и контролирующих органов.
Методы расчета объемов ненаблюдаемой
экономике в системе национальных
счетов Беларуси объединяются
в следующие группы:
интегральные оценки макроэкономических
показателей, включающие оценку
неформальной экономической деятельности,
например, оценки производства продукции
растениеводства в личных подсобных
хозяйствах граждан, исходя из
данных о площади посевов в
этих хозяйствах и средней
урожайности;
прямые оценки неформальной
экономической деятельности и
ее отдельных элементов, основанные
на регулярно собираемых статистических
данных об этой неформальной
экономической деятельности;
косвенные методы оценки
неформальной экономической деятельности
и ее отдельных элементов, основанные
на информации об отдельных
фактах, явлениях или на сравнительном
анализе данных, полученных из
разных источников. Эта информация
позволяет получить представление
об относительных масштабах и
тенденциях распространения неформальной
экономической деятельности в
пределах ограниченной группы
единиц или по отдельному явлению,
которое затем распространяется
на всю соответствующую совокупность
единиц или явлений;
балансовый метод, который
предполагает составление балансов
ресурсов и использования по
отдельным товарам и услугам.
Этот метод применяется в расчетах
производства и использования
сельскохозяйственной продукции
в домашних хозяйствах.
Выбор методов определяется
практическими возможностями получения
наиболее достоверной информации
для оценки отдельных видов
неформальной экономической деятельности.
В целях повышения достоверности
оценок используются различные
источники информации и производятся
расчеты разными методами, сопоставляя
их результаты.
Как показывает практика, неформальная
экономическая деятельность играет наиболее
значительную роль в следующих отраслях:
промышленность, сельское хозяйство, строительство,
транспорт, торговля и общественное питание,
жилищное хозяйство, здравоохранение,
образование, управление (юридические
услуги) [4].