Свободные экономические зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 12:44, реферат

Краткое описание

Heудивительно, что общее число свободных экономических зон, появившихся в мире в конце 50-х — начале 60-х годов (впрочем, некоторые их виды возникли значительно раньше), затем стало быстро возрастать. Что же касается конкретных количественных оценок, приводимых в разных источниках, то они различаются довольно сильно.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 39.32 Кб (Скачать)

Но наибольшие масштабы создание специальных экономических  зон приняло в Китае. В стране, где сохраняется плановое хозяйство, они выполняют роль своего рода экспериментальных рыночных полигонов. Формирование СЭЗ в Китае началось в конце 70-х годов и затем прошло в своем развитии несколько этапов. Ныне на пять специальных экономических зон (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь и о. Хайнань) приходится значительная часть всех иностранных инвестиций в экономику страны. Кроме того, еще в 80-х годах 14 приморских городов Китая получили статус открытых. А в 90-х был создан свободный экономический район Пудун (в Шанхае), которому китайское правительство отводит ключевую роль в увеличении открытости экономики.

Латинская Америка  по числу свободных экономических  зон лишь немногим уступает зарубежной Азии. Первоначально в этом регионе  создавали преимущественно зоны свободной торговли (в портах и  пограничных транспортных узлах), но затем стали преобладать экспортно-производственные зоны. Большое развитие получили также  разного рода офшорные центры. Обычно отдельные страны Латинской Америки имеют сравнительно небольшое число СЭЗ, которые целенаправленно создаются правительствами этих стран и имеют четкую специализацию. Примером очень крупной и комплексной зоны может служить СЭЗ «Манаус» в бразильской части Амазонии, занимающая площадь в 3,6 млн км2! А в Мексике, напротив, создавали небольшие СЭЗ фактически на базе отдельных предприятий, поэтому число их очень велико. Разного вида СЭЗ функционируют также в Чили, Колумбии, Уругвае, в небольших странах Центральной Америки и на островах Карибского моря.

В Африке свободные  экономические зоны пока получили меньшее  распространение — в значительной мере из-за недостатка средств и  неразвитости инфраструктуры. Здесь  также преобладают экспортно-производственные зоны, среди которых наибольшее значение имеют зоны на о. Маврикий, в Тунисе и Египте.

Далеко не все  попытки создания свободных экономических  зон в развивающихся странах  оказались успешными. Под влиянием прежде всего политической нестабильности (доходившей до вооруженных конфликтов), а также ряда экономических и административных факторов некоторые СЭЗ, созданные в свое время в Либерии, Сенегале, Шри-Ланке, Гватемале, фактически перестали функционировать.

В странах с переходной экономикой свободные экономические зоны также получили некоторое развитие. Из стран Центральной и Восточной Европы первыми еще в 60-х годах их стали создавать Югославия и Венгрия. Затем они появились и в других странах. В условиях планово-централизованной экономики эти СЭЗ рассматривались как элементы рыночной экономики, способные привлечь иностранные инвестиции. После того как страны Центральной и Восточной Европы в 90-х годах перешли k рыночной экономике, значение СЭЗ еще более возросло. Среди них здесь преобладают экспортно-производственные зоны, но встречаются и СЭЗ других типов, например, имеющие главной целью увеличение занятости в агропромышленных депрессивных районах. В Румынии, Венгрии, Болгарии СЭЗ создаются на государственной основе, в Польше — на акционерной, а в Венгрии также и на смешанной.В России свободные экономические зоны стали создавать в конце 80-х годов, и к середине 90-х официально утвержденных СЭЗ было уже полтора десятка. Среди них есть и более узко специализированные зоны разных типов (с преобладанием зон свободной торговли), и комплексные, более крупные по территории. Однако далеко не все СЭЗ России выдержали испытание временем, да и государственная политика по отношению к ним отличалась непоследовательностью. Примерами наиболее успешно действующих крупных комплексных зон могут служить СЭЗ «Находка» в Приморском крае и СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области.

Таблица1.1:Разновидности СЭЗ в соответствии с хозяйственной специализацией

 
Торговые Промышленно-производственные Технико-внедренческие Сервисные  
1.Свободные  таможенные

2.Бондовые склады

3.Свободные порты

4.Торгово-производственные

1.Импортозамещающие

2.Экспорто-ориентированные  (ЭПЗ)

3.Промышленные  парки

4.Научно-промышленные  парки

5.Экспорто-импортозамещающие

1.Технополисы

2. Технопарки

3.Инновационные  центры

1.Оффшорные

2.Банковских  услуг и страховых услуг

3.Туристических  услуг

 
Комплексные СЭЗ Международные СЭЗ      
1.Зоны  свободного предпринимательства  (Зап. Европа, Канада)

2. Специальные  экономические зоны КНР

3. Территории  особого режима (Бразилия, Аргентина)

4. Особые экономические  зоны (Россия)

1.СЭЗ Туманган

2. Приграничные  СЭЗ

3. Еврорегионы

     
Разновидности СЭЗ к соответствии с размером и способом организации        
Территориальные Функциональные (режимные)      
Административно-территориальные  образования Промышленные  и научные парки Торгово-складские  комплексы Оффшорные финансовые центры «Точки» (предприятия)  
           

Одной из простейших форм свободных экономических зон  являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны, как и свободные  торговые зоны, относятся к зонам  первого поколения. Они существуют с XVII-- XVIII; вв. Свободные таможенные зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для  хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных  для экспорта. Такие зоны часто  называют бондовыми складами или  свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы  нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. Свободные таможенные зоны освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются  во многих странах, но наиболее распространены в индустриально развитых странах.

Зоны свободной  торговли (ЗСТ) также широко распространены в мире. Наибольшее развитие они  получили в США. Их создание предусмотрено  специальным законом США от 1934 г., целью которого было поощрение  торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Такие  зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный, по сравнению  с общим, режим хозяйственной, в  том числе внешнеэкономической, деятельности. Законом было установлено, что при каждом официальном порте  прибытия могут быть созданы одна или несколько внешнеторговых свободных  зон.

В соответствии с существующим законодательством  США свободные таможенные зоны, действующие  на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшое пространство (несколько кв. км) и находятся за пределами национальной таможенной территории. В них осуществляются операции по складированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка, маркировка, доработка и т. п.).

Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная; или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использования комбинации режимов, зон свободной торговли и импортозамещающих производственных зон. К середине 90-х годов в США насчитывалось около 500 зон свободной торговли. К числу простейших зон свободной торговли можно отнести специальные магазины "дьюти фри" в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) с льготным торговым режимом.

Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго  поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них  стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным  таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая  продукция. Эти зоны пользуются существенными  налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон  берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту  Шеннон. Наибольший эффект от таких  зон был получен в "новых  индустриальных странах".

Логика образования  экспортно-производственных зон была предопределена экономической стратегией развивающихся стран, когда с  середины 60-х годов возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов.

Технико-внедренческие  зоны относят к зонам третьего поколения (70--80-е годы). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются  национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых  и финансовых льгот.

Наибольшее число  технико-внедренческих зон функционирует  в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии -- технополисами, в Китае -- зонами развития новой и высокой технологий.

Самый известный  в мире и крупнейший в США технопарк "Силикон Валли" (Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средств вычислительной техники компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. В начале 90-х годов в США функционировало около 150 технопарков. Родственных им образований, именуемых "инкубаторами бизнеса", в начале 90-х годов насчитывалось более одной тысячи. В Европе к концу 80-х годов было уже более 200 научных парков, причем они имелись практически в всех регионах.

В Японии в рамках специальных правительственны программ создано два десятка технополисов на базе ведущих научных организаций. В КНР подобные зоны создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. В середине 90-х годов Китае функционировало более 50 зон развития новой высокой технологий. Характерно, что в азиатских "новы индустриальных странах" технико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции.

С 80-х годов  к созданию научных парков подключились Индия, Малайзия, Таиланд и др. В  результате в 90~х годах в мире функционировало более 7 тыс. научных  парков включающих собственно научные  парки, регионы науки, технополисы и "инкубаторы бизнеса".

Сервисные зоны представляют собой территории льготным режимом предпринимательской деятельности, для фирм и организаций, оказывающих  различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных  зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.

Главное требование от компании, зарегистрированной оффшорной  зоне и претендующей на получение  налоговых и иных льгот, -- не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (в НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности. В настоящее время г. мире насчитывается более 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней -- около 70.

К числу стран, где уже давно функционируют  оффшорные компании, относятся: Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Британия), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие оффшорные зоны появились на Мальте, Маврикии, Западном Самоа, в Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах.

Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в 03 либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим  паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более  низкий размер налога, который может  и не взиматься при определенных условиях. Льготный режим в оффшорных  зонах определяется также отсутствием  валютных ограничений, свободным вывозом  прибылей, низким уровнем уставного  капитала; отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для  стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении  дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.

Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в  банковском, страховом, деле, морском  судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных  операций, в консалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн. вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых, компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности.

Деятельность  оффшорных зон оценивается специалистами  весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что  оффшорные центры зачастую являются местом отмыва "грязных денег" и разного рода банковских афер

Информация о работе Свободные экономические зоны