Свободные экономические зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 12:44, реферат

Краткое описание

Heудивительно, что общее число свободных экономических зон, появившихся в мире в конце 50-х — начале 60-х годов (впрочем, некоторые их виды возникли значительно раньше), затем стало быстро возрастать. Что же касается конкретных количественных оценок, приводимых в разных источниках, то они различаются довольно сильно.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 39.32 Кб (Скачать)

Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.

Комплексные свободные  экономические зоны появились сравнительно недавно, в начале 80-х годов. Некоторые  из них были созданы с нуля, а  большинство сформировались

на базе зон  с экспортно-ориентированной обрабатывающей! промышленностью и представляют собой новую, более высокую ступень  развития. Отличие комплексных свободных  экономических зон от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком  поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли экспортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.

К комплексным  СЭЗ можно отнести пять специальных  экономических зон Китая, "открытые районы" КНР, а также бразильскую  зону "Манаус", территорию "Огненная Земля" в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных  свободных экономических зон. Так, подготовлен проект создания специальной  экономической зоны Туманган (Туманцзян). Эта СЭЗ должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР (см. рис. 1). Проект рассчитан на 20 лет, его стоимость на первом этапе -- 90--- 110 млрд. долл. Создание этой зоны предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В свободной экономической зоне будет построен крупный порт, многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сырье и материалы для переработки. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться рядом льгот. Предусматривается, что зона будет иметь гибкие границы, к участию в совместном освоении смогут подключиться также и сопредельные районы.

1.2 Функции свободных  экономических зон

Функции СЭЗ, могут  быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного  экономического механизма, другие - с целью привлечь иностранную технологию, третьи - для уменьшения социальной напряженности. Однако, не смотря на все разнообразие целей и задач создания СЭЗ в общем их можно поделить на экономические, социальные и научно-технические.

Экономические функции:

- более глубокое  включение национального рынка  в мировую систему хозяйства;

- привлечение  иностранных и национальных инвестиций  для развития высокорентабельного  производства;

- использование  преимуществ международного разделения  труда для расширения выпуска  экспортной продукций;

- увеличение  валютных поступлений в бюджет  страны. [3, ст. 6]

Социальные функции:

- комплексное  развитие отсталых регионов;

- увеличение  количества рабочих мест и  обеспечение занятости населения;

- обучение и  подготовка квалифицированных национальных  рабочих, инженерных, хозяйственных  и управленческих кадров;

- насыщение национального  рынка высококачественными товарами.

Научно-технические  функции:

- использование  новейших зарубежных и отечественных  технологий;

- приобщение  к новым формам управленческого  труда;

- привлечение  опыта и научно-исследовательских  достижений инженерно-технических  центров;

- повышение эффективности  используемых производственных  мощностей, инфраструктуры и конверсионных  комплексов. [3, ст. 13]

1.3 Роль свободных  экономических зон  в мировой экономике

Свободные экономические  зоны успешно действуют во всех странах  мира . Они функционируют как в промышленно развитых странах (США, Япония , Германия , Англия , Канада и др.) так и в развивающихся . Многолетняя позитивная практика зарубежных стран по созданию и функционированию свободных экономических зон свидетельствует об эффективности такого метода оздоровления экономики .

Уже к середине 90-х годов двадцатого столетия в  мире существовало более 4 тыс. СЭЗ с  численностью работающих в них более 3 млн. человек .

В странах с  развитой рыночной экономикой СЭЗ создаются , как правило , в застойных районах , страдающих безработицей , имеющих недоразвитую инфраструктуру . Для их создания и развития используется преимущественно национальный частный капитал и работают они в большинстве своем на внутренний рынок. В промышленно развитых странах (США , Великобритания) СЭЗ создавались для реализации региональной политики , направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах . В развивающихся странах в основном ориентированы они на внешний рынок , поскольку , только наращивая экспорт , эти страны могут решать задачи оздоровления национальной экономики . Отсюда вытекает и особенность СЭЗ - более преференциальный инвестиционный климат государство устанавливает для иностранных инвесторов .

Вводя на части  своей территории особый режим внешнеэкономической деятельности, страны решают такие задачи, как повышение конкуренто-способности национального производства, увеличение притока валюты как от экспорта товаров и услуг, так и в виде иностранных инвестиций, ускоренное освоение производства новых товаров и услуг. В развитых странах с по-мощью таких зон упрощается выход национальных фирм на внешние рынки, увеличивается прибыльность внешнеторговых и связанных с ними операций. С помощью создания свободных экономических зон того или иного типа различные государства "третьего мира" пытаются решать разнообразные по своей природе задачи. В обобщенном виде они могут быть сведены к следующим целям:

· росту доходов  страны в свободно конвертируемой валюте, расширению экспорта готовой продукции, рационализации импорта;

· росту притока  иностранного производительного капитала;

· стимулированию технического развития, изменению структуры  производства, ускорению инновационных  и внедренческих процессов;

· сокращению безработицы;

· подготовке квалифицированных  специалистов.

Практика функционирования свободных экономических соперничества  между ними за привлечение иностранного капитала привели к унификации условий , на которых в зону приглашаются инвесторы . Каждому типу зон соответствует свой стандартный набор базовых льгот и стимулов , которые дополняются специальными формами поощрений . Последние направлены либо на решение конкретных задач (например , ускоренное создание транспортной инфраструктуры), либо на стимулирование отдельных видов деятельности (переработка местного сырья на экспорт, банковские услуги и т. п.) , либо на привлечение в зону инвесторов определенного типа (мелкий или крупный бизнес) .

Информация о работе Свободные экономические зоны