Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 06:26, курсовая работа
В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (прин¬цип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному та¬моженному контролю и налогообложению.
Аналогичная идея вполне может быть использована и при создании оффшорных зон в регионах России. Так, для оффшорных компаний льготы могут быть целенаправленно ориентированы на основных торговых партнеров того или иного региона (для Республики Татарстан это, например, Германия, США, Венгрия, Швейцария, Австрия, Китай, Турция, Великобритания, Нидерланды, Финляндия); данная рекомендация, разумеется, небесспорна и нуждается в дополнительной проработке.
По наблюдениям специалистов, многие СЭЗ прошли свой "путь", трансформируясь сначала из складских и транзитных зон в экспорто-производственные, а затем - и в комплексные. Мировой опыт свидетельствует, что при отсутствии экспортных зон рост вывоза из страны товаров и услуг увеличивается в среднем в год на 7%, при наличии же их - на 20%.
Как мы видим, СЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определенными целями, которые направлены на повышение благосостояния как в самих зонах, так и на территории целой страны. К таким целям, как правило, относятся: активизация внешнеторговой деятельности, увеличение объемов экспорта, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование промышленного производства, привлечение в страну иностранных инвестиций, подъем депрессивных территорий, выравнивание межрегиональных различий. Способы достижения этих целей чаще всего одинаковы - это налоговые и таможенные льготы, различные преференции.
Россия, в общем, переняла этот опыт у других стран, но, к сожалению, вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций зональные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и способом первоначального накопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж. Важно сейчас создать такие условия, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с целью стимулирования новых форм хозяйствования, промышленного производства развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологический прорыв России в XXI век. Другое стратегически оправданное направление - реализация преимуществ транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание в некоторых районах широкой сети свободных таможенных зон ускорило бы интеграцию России в мирохозяйственные связи, а также притянуло бы к ней огромные потоки товаров и капиталов, пока что направляющихся в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и АТР [36].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рассмотрение мирового и отечественного опыта создания свободных экономических зон позволяет заключить следующее:
1. Проанализировав данные мировой практики можно сделать вывод, что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.
2. Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают развитой транспортной, производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не обладающих указанными преимуществами, но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи.
3. Вопрос о свободных экономических зонах в России до сих пор решался недостаточно последовательно, при отсутствии конструктивной концептуальной основы и достаточной правовой базы. Основной чертой этого процесса была его жесткая политизированность в ущерб экономической сути. Но в последние годы намечается стабилизация и установление последовательности в становлении и развитии свободных экономических зон в РФ, расширение законодательной базы, которая позволит чётко функционировать и свободно осуществлять свою деятельность на территории России. В целом же, необходимо продолжать намеченные реформы в такой перспективной области, как свободные экономические зоны.
Список использованной литературы
1. Постановление ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 "О создании зон свободного предпринимательства" .
2. Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1 "О создании зон свободного предпринимательства" .
3. Постановление ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г. "О создании в Приморском крае в районе г. Находка свободной экономической зоны".
4. Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N 540.
5. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь"). Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. N 497.
6. Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР".
7. Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г. N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР".
8. Указ Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации".
9. Указ Президента РФ от 10.12.92 г. N 1572 "О создании зоны свободной торговли "Шереметьево".
10. Указ Президента РФ от 3.06.93 г. N 847 "О свободных таможенных зонах "Московский Франко-Порт" и "Франко-Порт Терминал".
11. Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от 25.06.93 N 04-06-01 "О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах".
12. Постановление ВС РФ от 7 июля 1993 г. N 5343-1 "О внесении дополнений в постановление ВС РФ "О введении в действие закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
13. Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г. N 1033 "О некоторых мерах по развитию СЭЗ "Находка".
14. Указ Президента РФ от 27.09.93 г. N 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями".
15. УказПрезидентаРФот07.12.93 г. N2117 "О Калининградской области".
16. Конституция Российской Федерации, 1993г.
17. Постановление Правительства РФ от 29.12.94 г. N 1430 "Об особой экономической зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного региона - Кавказских Минеральных Вод".
18. Указ Президента РФ от 6.03.95 г. N 244 "О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот"
19. Федеральный закон от 13.03.95 г. N 31-ФЗ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности".
20. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12, с.126-140.
21. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1994, N 3, с.44-46.
22. Вардомский Л., Самбурова Е. Гора родила мышь. - Деловые люди, 1994, N 3, с.48-50.
23. Глуховский М. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность. - Деловые люди, 1994, N 3, с.53-54.
24. Стулов А. Балтийский "Янтарь". - Деловые люди, 1994, N 3, с.57-58.
25. Галиев А., Привалов А. Что ж там встает на Востоке? - Коммерсант 1994, N 28, с.40-45.
26. Региональная экономика, ред. Морозова Т., М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
27. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 1995, Ш. с.34-44.
28. Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. - Биржевые ведомости, 1995, N 1-2, с.8.
29. Рекомендации по созданию СЭЗ в России. - БИКИ, 1996, N 39 (7465), с.2.
30. Савин В. О законодательной базе свободных экономических зон в России. - Бизнес, 1996, N 7,с.38-39.
31. Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. - Международный бизнес России, 1996, N 5, с.14-17.
32. Вардуль Н. Приморская находка. - Коммерсанта, 1996, N 10, с.46-47.
33. Федоров В. "Находка" может оказаться для кого-то настоящей находкой. - Рынок ЦБ, 1996, N 4,с.20-25.
34. Смородинская Н. Организация СЭЗ в Российской Федерации. Анализ политико-правовой базы и возможных перспектив. - Информационно-аналитические материалы ЦБ РФ, М., 1996, вып. 3.
35. Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. - Экономика и жизнь, 1997, N 12, с.1.
Приложение 2. Основные модели свободных зон: типовые размеры и состав льгот
Виды свободных зон | Размеры (кв. км) | Наличие таможенной границы | Базовые льготы
| Основные регионы /страны распространения |
Зоны свободной торговли | до 3-5
| обязательно | таможенные | Крупные транспортные узлы в развивающихся и развитых странах |
Промышленно- производствен- ные: |
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| ||
а) точечные | до 1-2 | отсутствует | таможенные | Бразилия, Мексика, Пуэрто-Рико, Филиппины, Карибский бассейн |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
б) промпарки | 0,1-0,5 | не обязательно | таможенные | ЮВА, Мексика |
| 1-20 |
|
|
|
Торгово- производствен- ные | 1-4 | обязательно | таможенные | США |
Зоны малого бизнеса | 0,01-3 | отсутствует | финансовые, налоговые | Индия, Ближний Восток, Аргентина, Франция |
Технико- внедренческие (научно- производствен ные) | 2-20
| не обязательно
| налоговые
| НИС Юго-Восточной Азии
|
Оффшорные финансовые центры | 0,05-0,1
| отсутствует
| налоговые
| Карибский бассейн, Гонконг, Сингапур |
Комплексные: |
|
|
|
|
а) специальные | 16-330 | обязательно | таможенные, | КНР |
экономические |
|
| налоговые, |
|
|
|
| финансовые |
|
б)территории | 2 200 000 (льготируется до 10000) | обязательно для части зоны | таможенные, налоговые, финансовые | Бразилия ("Манаус"), |
особого режима типа зоны "Ма- наус" | Аргентина ("Огненная земля") | |||
|
|
|
| |
в) особые экономические зоны
| в пределах адм.-территориальных образований (город,район) | Обязательно для отдельных локальных зон, Находящихся на территории особой зоны | налоговые, таможенные, финансовые
| Россия (Калининградская обл., проекты для других территорий)
|
|
|
[1] Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1994, N 3, с.126
[2] Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. - Биржевые ведомости, 1995, N 1-2
[3] Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12, с.126-140.
[4] Указ Президента РФ от 10.12.92 г. N 1572 "О создании зоны свободной торговли "Шереметьево".
[5] Указ Президента РФ от 3.06.93 г. N 847 "О свободных таможенных зонах "Московский Франко-Порт" и "Франко-Порт Терминал".
[6] Постановление Правительства РФ от 29.12.94 г. N 1430 "Об особой экономической зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного региона - Кавказских Минеральных Вод".
[7] Савин В. О законодательной базе свободных экономических зон в России. - Бизнес, 1996, N 7, с.38-39.
Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. - Международный бизнес России, 1996, N 5, с.14-17
[8] Конституция Российской Федерации, 1993 г, статья 74, часть 1
[9] Конституция Российской Федерации, 1993 г, статья 74, часть 2
[10] Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1994, N 3, c.44-46.
[11] Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1994, N 3, c.137.
[12] Рекомендации по созданию СЭЗ в России. - БИКИ, 1996, N 39 (7465), с.2.
[13] Рекомендации по созданию СЭЗ в России. - БИКИ, 1996, N 39 (7465).
Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. - Биржевые ведомости, 1995, N 1-2