Свободная экономическая зона

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 06:26, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (прин¬цип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному та¬моженному контролю и налогообложению.

Файлы: 1 файл

Курсовая экономика-черн..doc

— 212.50 Кб (Скачать)

Аналогичная идея вполне может быть использована и при создании оффшорных зон в регионах России. Так, для оффшорных компаний льготы могут быть целенаправленно ориентированы на основных торговых партнеров того или иного региона (для Республи­ки Татарстан это, например, Германия, США, Венгрия, Швейцария, Австрия, Китай, Турция, Великобритания, Нидерланды, Финляндия); данная рекомендация, разумеется, небесспорна и нуждается в дополнительной проработке.

По наблюдениям специалистов, многие СЭЗ прошли свой "путь", трансформируясь снача­ла из складских и транзитных зон в экспорто-производственные, а затем - и в комплекс­ные. Мировой опыт свидетельствует, что при отсутствии экспортных зон рост вывоза из страны товаров и услуг увеличивается в среднем в год на 7%, при наличии же их - на 20%.

Как мы видим, СЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определенными целями, которые направлены на повышение благосостояния как в самих зонах, так и на террито­рии целой страны. К таким целям, как правило, относятся: активизация внешнеторговой деятельности, увеличение объемов экспорта, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование промышленного производства, привлечение в страну иностранных ин­вестиций, подъем депрессивных территорий, выравнивание межрегиональных различий. Способы достижения этих целей чаще всего одинаковы - это налоговые и таможенные льготы, различные преференции.

Россия, в общем, переняла этот опыт у других стран, но, к сожалению, вместо инстру­мента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций зо­нальные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских груп­пировок и способом первоначального накопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж. Важно сейчас создать такие условия, чтобы преференциальные режимы приме­нялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с целью стимулирования новых форм хозяйствования, промышленного производства развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологический прорыв России в XXI век. Другое стратегически оправданное направление - реализация преиму­ществ транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание в некоторых районах широкой сети свободных таможенных зон ус­корило бы интеграцию России в мирохозяйственные связи, а также притянуло бы к ней огромные потоки товаров и капиталов, пока что направляющихся в аналогичные зоны за­рубежных стран Черноморья и АТР [36].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рассмотрение мирового и отечественного опыта создания свободных эко­номических зон позволяет заключить следующее:

1. Проанализировав данные мировой практики можно сделать вывод, что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и разви­тие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

2. Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, при­граничное положение, а также располагают развитой транспортной, производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесо­образным и в районах нового хозяйственного освоения, не обладающих указанными преимуществами, но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресур­сов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи.

3. Вопрос о свободных экономических зонах в России до сих пор решался недостаточно последовательно, при отсутствии конструктивной концептуальной основы и достаточной правовой базы. Основной чертой этого процесса была его жесткая политизированность в ущерб экономической сути. Но в последние годы намечается стабилизация и установление последовательности в становлении и развитии свободных экономических зон в РФ, расширение законодательной базы, которая позволит чётко функционировать и свободно осуществлять свою деятельность на территории России. В целом же, необходимо продолжать намеченные реформы в такой перспективной области, как свободные экономические зоны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Постановление ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 "О создании зон свободного пред­принимательства" .

2. Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1 "О создании зон свободного пред­принимательства" .

3. Постановление ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г. "О создании в Приморском крае в районе г. Находка свободной экономической зоны".

4. Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N 540.

5. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Ян­тарь"). Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. N 497.

6. Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР".

7. Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г. N 213 "О либерализации внешнеэкономиче­ской деятельности на территории РСФСР".

8. Указ Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации".

9. Указ Президента РФ от 10.12.92 г. N 1572 "О создании зоны свободной торговли "Ше­реметьево".

10. Указ Президента РФ от 3.06.93 г. N 847 "О свободных таможенных зонах "Московский Франко-Порт" и "Франко-Порт Терминал".

11. Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от 25.06.93 N 04-06-01 "О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах".

12. Постановление ВС РФ от 7 июля 1993 г. N 5343-1 "О внесении дополнений в поста­новление ВС РФ "О введении в действие закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".

13. Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г. N 1033 "О некоторых мерах по разви­тию СЭЗ "Находка".

14. Указ Президента РФ от 27.09.93 г. N 1466 "О совершенствовании работы с иностран­ными инвестициями".

15. УказПрезидентаРФот07.12.93 г. N2117 "О Калининградской области".

16. Конституция Российской Федерации, 1993г.

17. Постановление Правительства РФ от 29.12.94 г. N 1430 "Об особой экономической зо­не в границах особо охраняемого эколого-курортного региона - Кавказских Мине­ральных Вод".

18. Указ Президента РФ от 6.03.95 г. N 244 "О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот"

19. Федеральный закон от 13.03.95 г. N 31-ФЗ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности".

20. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и рос­сийские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12, с.126-140.

21. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1994, N 3, с.44-46.

22. Вардомский Л., Самбурова Е. Гора родила мышь. - Деловые люди, 1994, N 3, с.48-50.

23. Глуховский М. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность. - Деловые люди, 1994, N 3, с.53-54.

24. Стулов А. Балтийский "Янтарь". - Деловые люди, 1994, N 3, с.57-58.

25. Галиев А., Привалов А. Что ж там встает на Востоке? - Коммерсант 1994, N 28, с.40-45.

26. Региональная экономика, ред. Морозова Т., М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

27. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 1995, Ш. с.34-44.

28. Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. - Биржевые ведомости, 1995, N 1-2, с.8.

29. Рекомендации по созданию СЭЗ в России. - БИКИ, 1996, N 39 (7465), с.2.

30. Савин В. О законодательной базе свободных экономических зон в России. - Бизнес, 1996, N 7,с.38-39.

31. Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. - Международный бизнес России, 1996, N 5, с.14-17.

32. Вардуль Н. Приморская находка. - Коммерсанта, 1996, N 10, с.46-47.

33. Федоров В. "Находка" может оказаться для кого-то настоящей находкой. - Рынок ЦБ, 1996, N 4,с.20-25.

34. Смородинская Н. Организация СЭЗ в Российской Федерации. Анализ политико-правовой базы и возможных перспектив. - Информационно-аналитические материа­лы ЦБ РФ, М., 1996, вып. 3.

35. Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. - Экономика и жизнь, 1997, N 12, с.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Основные модели свободных зон: типовые размеры и состав льгот

Виды свободных

зон

Размеры

(кв. км)

Наличие таможенной границы

Базовые

льготы

 

Основные регио­ны /страны распростра­нения

Зоны свободной

торговли

до 3-5

 

обязательно

таможенные

Крупные транспортные

узлы в развивающихся

и развитых странах

Промышленно-

производствен-

ные:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) точечные

до 1-2

отсутствует

таможенные

Бразилия, Мексика, Пу­эрто-Рико, Филиппины,

Карибский бассейн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) промпарки

0,1-0,5

не обязательно

таможенные

ЮВА, Мексика

 

 

1-20

 

 

 

 

 

 

Торгово-

производствен-

ные

1-4

обязательно

таможенные

США

Зоны малого

бизнеса

0,01-3

отсутствует

финансовые,

налоговые

Индия, Ближний Вос­ток, Аргентина, Фран­ция

Технико-

внедренческие

(научно-

производствен­

ные)

2-20

 

 

не обязательно

 

налоговые

 

НИС Юго-Восточной

Азии

 

Оффшорные фи­нансовые центры

0,05-0,1

 

отсутствует

 

налоговые

 

Карибский бассейн,

Гонконг, Сингапур

Комплексные:

 

 

 

 

 

 

 

 

а) специальные

16-330

обязательно

таможенные,

КНР

экономические

 

 

 

 

налоговые,

 

 

 

 

 

 

 

 

финансовые

 

 

б)территории

2 200 000

(льготируется

до 10000)

обязательно

для части зоны

таможенные,

налоговые,

финансовые

Бразилия ("Манаус"),

особого режима

типа зоны "Ма-

наус"

Аргентина ("Огненная

земля")

 

 

 

 

 

 

 

 

в) особые эконо­мические зоны

 

 

 

в пределах

адм.-терри­ториальных

образований

(город,район)

Обязательно для отдельных локальных зон,

Находящихся на территории особой зоны

налоговые,

таможенные,

финансовые

 

 

Россия (Калининградская обл., проекты для

других территорий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1994, N 3, с.126

[2] Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. - Биржевые ведомости, 1995, N 1-2

[3] Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и рос­сийские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12, с.126-140.

 

[4] Указ Президента РФ от 10.12.92 г. N 1572 "О создании зоны свободной торговли "Ше­реметьево".

[5] Указ Президента РФ от 3.06.93 г. N 847 "О свободных таможенных зонах "Московский Франко-Порт" и "Франко-Порт Терминал".

[6] Постановление Правительства РФ от 29.12.94 г. N 1430 "Об особой экономической зо­не в границах особо охраняемого эколого-курортного региона - Кавказских Мине­ральных Вод".

[7] Савин В.  О законодательной базе свободных экономических зон в России.  - Бизнес, 1996, N 7, с.38-39.

Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. - Международный бизнес России, 1996, N 5, с.14-17

 

[8] Конституция Российской Федерации,  1993 г, статья 74, часть 1

[9] Конституция Российской Федерации,  1993 г, статья 74, часть 2

[10] Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1994, N 3, c.44-46.

 

[11] Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1994, N 3, c.137.

[12] Рекомендации по созданию СЭЗ в России. - БИКИ, 1996, N 39 (7465), с.2.

 

[13] Рекомендации по созданию СЭЗ в России. - БИКИ, 1996, N 39 (7465).

   Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. - Биржевые ведомости, 1995, N 1-2


Информация о работе Свободная экономическая зона