Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:47, курсовая работа
Конечная цель курсовой работы - формирование твердых теоретических знаний практических навыков, позволяющих конкретизировать социальноэкономические процессы .
Введение
Глава I Истоки формирования отраслей
1.1 Разделение труда, специализация, кооперирование и концентрация производства — основы отраслевого хозяйствования
Глава II. Понятие и сущность отрасли
2.1Отрасль и отраслевая структура
2.2 Виды отраслей
Глава III. Характеристика основных отраслей
Заключение
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Список литературы
Легкая промышленность
Рост производства в легкой промышленности за январь-июль 2006 г. составил (по видам экономической деятельности): текстильное и швейное производство - 109,1%, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви - 112,4 процента.
Вместе с тем снижение производства изделий из кожи в январе-июле 2006 г. составило 14%, что во многом обусловлено конкуренцией импортных товаров на внутреннем рынке. В июле 2006 г. (по отношению к июню 2006 г.) выпуск многих видов продукции легкой промышленности снизился. Снижение обусловлено в основном сезонными факторами - единовременной остановкой ряда предприятий для проведения регламентных и ремонтных работ, а также коллективными отпусками работников.
Оборонно-промышленный комплекс
С марта 2007 года промышленное производство ОПК возрастает (в июле рост составил 107,8% к июлю 2006г.). По данным оперативной отчетности, рост промышленного производства ОПК за 7 месяцев 2007 г. составил 102,6% к соответствующему периоду 2006 года. При этом производство военной продукции увеличилось на 6,9%, гражданской - сократилось на 1,6 процента.
Объем промышленного производства возрос во всех отраслях, за исключением промышленности обычных вооружений и судостроительной промышленности (снижение производства составило 4,5% и 6,2% соответственно).
предприятия которых производят около 40% всей гражданской продукции ОПК.
В январе-июле в промышленности обычных вооружений сократилось производство железнодорожной техники и оборудования (в том числе вагонов грузовых магистральных), металлургической продукции, оборудования технологического для легкой промышленности, практически прекращено производство автомобильной техники и оборудования.
Сокращение производства других видов гражданской продукции во многом обусловлено снижением спроса вследствие жесткой конкуренции импортных аналогов.
В судостроительной промышленности сокращение производства гражданской продукции обусловлено, главным образом, сокращением
объемов производства гражданского судостроения.
В авиационной промышленности прирост производства гражданской продукции обеспечен в основном ростом производства гражданской авиационной техники, в том числе вертолетов, авиационных двигателей, агрегатов для гражданских самолетов
Вместе с тем увеличилось производство и другой важнейшей гражданской продукции, в том числе, медицинской техники, оборудования технологического для перерабатывающих отраслей АПК, комплектующих для автомобильной промышленности.
В радиоэлектронном комплексе рост производства гражданской продукции обеспечен в результате увеличения выпуска изделий микроэлектроники, резисторов, приборов полупроводниковых, электровакуумных, изделий коммутационных и установочных, микросхем интегральных, радиокомпонентов, приборов СВЧ, медицинской техники.
Строительный комплекс
Интеграция различных производств способствовала формированию межотраслевого строительного комплекса (МСК), обеспечивающего основные потребности строительной отрасли - от проектов до законченных зданий и сооружений. МСК занимает особое место в экономике страны, являясь одним из ведущих звеньев и важной составной частью строительства. Он играет существенную роль в укреплении материально-технической базы страны, в ускорении ее социально-экономического развития.
География строительства на территории каждого экономического района России определяется уровнем его освоенности и отраслевой структурой капитальных вложений, сложившейся системой населенных пунктов и особенностями осваиваемых природных ресурсов.
Строительная индустрия в основном удовлетворяет внутренние потребности региона. Она развивается на богатой и разнообразной собственной сырьевой базе. В размещении отрасли большое значение имеет потребительский фактор, поэтому предприятия сосредоточены в основном вокруг областных центров. Строительство крупнейших электростанций, промышленных объектов привело к значительному развитию в Восточной Сибири промышленности строительных материалов. Мощные цементные заводы действуют в Красноярске, Ангарске, Ачинске (работает на отходах крупнейшего в России Ачинского глиноземного завода). Производство стеновых материалов, панелей и блоков ведется на предприятиях Братска, Иркутска, Красноярска, Читы, оконного стекла - в Улан-Удэ, Тулуне. Много кирпичных заводов. На Урале создана мощная строительная индустрия, опирающаяся па собственную сырьевую базу. Это один из ведущих районов по производству цемента, который вырабатывается как на основе природного сырья, так и на основе отходов черной металлургии. Крупнейшие центры цементной промышленности - Магнитогорск, Еманжелинск (Челябинская обл.). Значительная роль принадлежит Уралу и в производстве сборного железобетона, домов в панельном исполнении, кирпича, гипса, щебня и другой продукции, которая поступает во многие регионы страны
Транспортный комплекс
Транспорт - важная составная часть экономики России, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.
Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России
Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую - Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге.
Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:
1.Широтное магистральное сибирское направление "восток-запад" и обратно; оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги;
2.Меридиональное магистральное центрально-европейское направление "север-юг" с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;
3.Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление "север-юг" по р. Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом. По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, и тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.
Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная система нуждается в постоянном совершенствовании как в области рационализации размещения, так и ее качественного уровня: обновления материально-технической базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации нацелено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.
Транспорт является важным связующим звеном в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса.
Агропромышленный комплекс
Агропромышленный комплекс Российской Федерации (АПК) включает отрасли, имеющие тесные экономические и производственные |взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.
В структуре АПК выделяют три сферы: первая - отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства, - тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и др.; вторая - сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство; третья - отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, - пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти и др., а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса.
Структура АПК России далека от совершенства. Сельское хозяйство является в нем главным звеном: оно производит свыше 48% объема продукции АПК, располагает 68% производственных основных фондов комплекса, в нем занято почти 67% работающих в производственных отраслях АПК. В развитых же странах в создании конечного продукта основная роль принадлежит третьей сфере АПК (например, в США на долю перерабатывающих и сбытовых отраслей приходится 73% производимой продукции АПК, сельское хозяйство дает лишь 13%).
Сбалансированное развитие всех сфер АПК - необходимое условие решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. В настоящее время слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК и производственной инфраструктуры комплекса приводят к огромным потерям продукции сельского хозяйства. Например, потери составляют 30% собранного зерна, 40-45% картофеля и овощей. Потребность в оборудовании для отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, удовлетворяется лишь на 55-60%, степень износа оборудования составляет 76%.
Становление рынка средств производства, повышение качества продукции отраслей первой сферы АПК необходимо для создания высокоэффективного сельскохозяйственного производства в России.
Сельское хозяйство - это совершенно особая сфера производства, главная особенность которого - наличие земли в качестве основного средства производства. Земля в отличие от других средств производства - не продукт труда человека, ее размеры не могут быть увеличены; при правильном ее использовании в сельском хозяйстве земля не только не теряет своих качеств, но даже улучшает их, в то время как все другие средства производства постепенно устаревают морально и физически, заменяются другими. Земля, являясь средством производства, выступает и как средство труда, и как предмет труда.
Важной особенностью сельскохозяйственного производства является сезонность, что приводит к неравномерному использованию рабочей силы в течение года, ставит сельское хозяйство в зависимость от природных условий производства, вызывает неравномерное поступление продукции и денежных доходов на протяжении года. Особенность сельского хозяйства состоит и в том, что оно носит биологический характер, т.е. в качестве средств производства здесь выступают растения и животные.
Важнейшими природными факторами размещения и специализации сельского хозяйства являются следующие: качество почв; продолжительность безморозного периода, сумма активных температур (обеспеченность теплом); суммарная солнечная радиация (обеспеченность светом); условия увлажнения, количество осадков; вероятность повторяемости неблагоприятных метеорологических условий (засуха, заморозки, ветровая и водная эрозия); обеспеченность водными ресурсами; топографические условия местности и др.
Для размещения сельского хозяйства также чрезвычайно важны социально-демографические факторы. Население является основным потребителем сельскохозяйственной продукции, поэтому существуют региональные особенности структуры потребления данной продукции. На специализацию сельского хозяйства влияет соотношение между городским и сельским населением. Кроме того, население обеспечивает воспроизводство трудовых ресурсов для отрасли. В зависимости от обеспеченности трудовыми ресурсами (с учетом трудовых навыков населения) развивается то или иное производство сельскохозяйственной продукции, характеризующееся неодинаковой трудоемкостью Повышенная миграция населения в ряде регионов в настоящее время ограничивает производство трудоемких видов продукции. Важным фактором размещения и специализации являются также интересы местного населения, которые в прошлом недостаточно учитывались и которые в ряде случаев существенно ограничивают возможность производства на вывоз многих видов продукции, ранее определявшиеся плановыми объемами поставок в общесоюзный фонд.
Информация о работе Сущность отрасли и характеристика основных отраслей