Сущность живого и его основные признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 10:07, контрольная работа

Краткое описание

Современное естествознание представляет собой совокупность наук, которые тесно связаны между собой и отражают единый, гармоничный мир природы. А поскольку этот мир не только един, но и многообразен, каждая из естественных наук имеет свой объект, изучает то или иное его проявление. Одной из таких наук наряду с физикой и химией является биология, изучающая живую материю.

Оглавление

1.Определение биологии– как науки. 1

2.Структура биологии и этапы ее развития . 3

3.Сущность живого и его основные признаки .

3.1 Жизнь – специфическая материальная система и особая форма движения материи. 8

3.2 Сущность, основные показатели и структурные уровни живого. 10

Заключение . 15

Список литературы . 16

Файлы: 1 файл

контрол.раб . КСЕ- сдать !.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

ПЛАН .

 

1.Определение биологии– как науки. 1

2.Структура биологии  и этапы ее развития . 3

3.Сущность живого  и его основные признаки .

3.1 Жизнь – специфическая  материальная система и особая  форма движения материи. 8

3.2 Сущность, основные  показатели и структурные уровни живого. 10

Заключение . 15

Список литературы  . 16

ВВЕДЕНИЕ.    

 

Современное естествознание представляет собой совокупность наук, которые тесно связаны между  собой и отражают единый, гармоничный  мир природы. А поскольку этот мир не только един, но и многообразен, каждая из естественных наук имеет свой объект, изучает то или иное его проявление. Одной из таких наук наряду с физикой и химией является биология, изучающая живую материю. Именно через биологическую проблематику естествознание наиболее близко подходит к объектам социально-гуманитарных наук и в ряде случаев, как это имеет место при изучении проблем биоэтики, сливается с ними.Интерес к познанию живого у человека возник очень давно. Этот интерес был связан не только с любознательностью, сколько с необходимостью удовлетворения самых простых человеческих потребностей в пище, лекарствах, одежде, жилье и т.п.Уже в первых древних цивилизованных обществах появились люди, которые попытались исследовать живые организмы, стали составлять перечни растений и животных, классифицировать их. И хотя эти перечни нередко были наивными, именно они положили начало научным биологическим исследованиям. Одним из зачинателей биологии в древнем мире был выдающийся греческий философ и ученый Аристотель, впервые подробно описавший многие виды животных и высказавший мысль, что существующие растения и животный есть результат развития от простых форм к более сложным и совершенным.В настоящее время биология представляет собой целый комплекс наук о живой природе.

1.Определение биологии – как науки .

Биология (от био... и ...логия), совокупность наук о живой природе. Предмет изучения биологии – все  проявления жизни: строение и функции  живых существ и их природных  сообществ, их распространение, происхождение  и развитие, связи друг с другом и с неживой природой. Задачи Биологии состоят в изучении всех биологических закономерностей, раскрытии сущности жизни и её проявлений с целью познания и управления ими. Термин « Биология» предложен в 1802 независимо друг от друга двумя учёными - французом Ж. Б. Ламарком и немцем Г. Р. Тревиранусом. Иногда термин « Биология» употребляют в узком смысле, аналогичном понятиям экологияи биономия. Основные методы Биологии: наблюдение, позволяющее описать биологическое явление; сравнение, дающее возможность найти закономерности, общие для разных явлений (например, особей одного вида, разных видов или для всех живых существ); эксперимент, или опыт, в ходе которого исследователь искусственно создаёт ситуацию, помогающую выявить глубже лежащие свойства биологических объектов; наконец, исторический метод, позволяющий на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познавать процессы развития живой природы. В современной Биологии между этими основными методами исследования нельзя провести строгой границы; когда-то оправданное разделение Биологии на описательный и экспериментальный разделы теперь утратило своё значение. Биология тесно связана со многими науками и с практической деятельностью человека. Для описания и исследования биологических процессов Биология привлекает химию, физику, математику, многие технические науки и науки о Земле - геологию, географию, геохимию. Так возникают биологические дисциплины, смежные с другими науками, - биохимия, биофизика и пр., и науки, в которые Биология входит как составная часть, например почвоведение, включающее изучение процессов, протекающих в почве под влиянием почвенных организмов, океанология и лимнология, включающие изучение жизни в океанах, морях и пресных водах.

 Вскрываемые Биологией  закономерности - важная составная часть современного естествознания. Познание человеком природы и его оценивающее отношение к ней находит свое самое высокое и концентрированное выражение в естествознании. Современное естествознание – это система эмпирических и теоретических, репродуктивных и продуктивных знаний, взаимосвязанных между собой и отражающих единый материальный мир в форме научных понятий, законов, принципов, идей, теорий. Также как природа богата процессами и явлениями и является пёстрой, так и естествознание, сражающее её различные оттенки, состоит из наук, каждая из которых обладает свойственным ей предметом, конкретным объектом исследования. Одним из составляющих элементов современного естествознания является биология, изучающая живую материю, формы проявления органического мира, его особенности и закономерности развития, а также способы и пути их исследования.Также как у всех конкретных наук у биологии есть свойственный ей специфический предмет исследования. Биология с первого взгляда кажется очень простой и понятной, на самом же деле она сложна и очень разветвлена, содержащий различные стороны предмет можно изложить так: биология – наука о живом, о его строении, формах существования, распределении живых существ на Земле, их развитии, взаимосвязях друг с другом и с неживой природой.

2.Структура  биологии и этапы  ее развития .

Современная биология – продукт длительного развития научного познания, динамическая система  эмпирических и теоретических, чувственных  и рациональных знаний о живом, которая  принадлежит человечеству и которая накапливалась веками.С течением истории неустанно накапливались биологические знания, развивались и подвергались интеграции и дифференциации.В связи с этим можно сказать  что  современная биология – это комплекс целого ряда наук о живой природе. Подходя к её структуре с различных точек зрения, все содержащиеся в этой системе науки можно классифицировать на основе различных принципов.

По объекту исследования биологию можно разделить на вирусологию, бактериологию, микрологию, ботанику, зоологию, антропологию.

По свойствам изучаемых  организмов биологию можно разделить  на морфологию, физиологию, молекулярную биологию, экологию и генетику.

Морфология – наука  о строении живых организмов;

Физиология – наука  о жизнедеятельности организмов;

Молекулярная биология – наука о микроструктуре клетки и живой ткани;

Экология – наука  о жизненном образе растений и  животных и о их взаимосвязи с  окружающей средой;

Генетика – наука  о законах наследственности и  изменчивости живых организмов.

По уровню формирования исследуемых живых объектов в составе биологии различаются следующие разделы:

Анатомия – наука, изучающая макроскопическое строение живых организмов;

Гистология – наука, изучающая структуру живой ткани;

Ситология – наука, изучающая строение живой клетки.

Отметим, что многоплановость  комплекса биологических наук обусловлена  многообразием самого органического  мира. Сведения о составе современной  биосферы всё время уточняются и  поэтому их можно считать лишь ориентировочными. По мнению М.М. Камшилова, считающегося авторитетным исследователем в области биологии, биологи до настоящего времени обнаружили и изучили более миллиона видов животных, 265500 видов растений, несколько сотен тысяч видов грибов, около трёх тысяч видов бактерий. Согласно данным К.Вилли и В.Детьена на поверхности Земли в настоящее время существует чуть больше миллиона видов животных и около 400 тысяч видов растений. Таким образом, теоретическое освоение живого мира вовсе неисчерпаемо. В настоящее время предполагается, что на Земле ещё остаётся не менее миллиона неизученных доселе живых организмов.

Проведённые исследования показали, что 75% от общего числа видов  животных составляют членистоногие, в  том числе насекомые. Согласно численности  на втором месте находятся моллюски, на третьем месте – позвоночные. Последние, составляют приблизительно 4% всех живых видов. Млекопитающие животные составляют только, 10% всех позвоночных 50% всех позвоночных приходится, на долю рыб. 93% всех известных видов животных обитают на суше и только 7% в воде. 92% растений расположились на суше и 8% в воде.

Как видно из приведённых  цифр возможность зарождения вида на Земле во много превосходит возможность  зарождения его в воде. Выход жизни  из воды на сушу открыл широкую перспективу  для её эволюции.

Таким образом, на материках растения, а в океанах животные формируют превосходство. Несмотря на то, что мировой океан занимает 70,2% поверхности Земли, живущая в океане биомасса составляет только 0,13% всей биомассы планеты. Среди людей широко распространилась мнение о том, что по сравнению с жизнью на суше жизнь в океане более богатая. Однако это мнение ошибочно! С другой стороны живое вещество материи в основном скопилось в зеленых растениях суши. Все неспособные к фотосинтезу организмы составляют всего 1% всех живущих на Земле живых организмов. Несмотря на то, что растения составляют всего 21% от общего числа видов на Земле, они формируют 99% всей биомассы. Немного меньше 1% биомассы приходится на долю животных. Это говорит о том, что более высокий уровень дифференциации характеризует более меньшую часть жизни.  Количество    жизни    современной биосферы и неравномерное её количественное распределение дополняет неравномерность развития жизни на Земле в ходе истории.  Естественный отбор устранил только те организмы, которые не были способны к размножению. С увеличением притеснения жизни увеличивалось соперничество. Для создания нового было недостаточно обладать элементарной способностью к жизни, от новых организмов требовалось более сильная жизненная выносливость по сравнению с предыдущими видами.

В развитии биологии можно выделить 3 этапа: 1) систематический  этап, связанный с именем швейцарского естествознателя Карла Линейна; В пределах систематики, беря за основу отличительные стороны, была дана классификация растений и животных. В таких случаях вид воспринимается как основная структурная единица, более же высокие уровни живого были названы родом, отрядом, классом и более высокими единицами. Способ системно-структурного подхода показывает, что сформированный из различных видов живой мир также обладает сложной структурой. Беря за основу различные критерии или принципы, стало возможным выделить различные уровни живого мира и их подсистемы. В биологии особенно широко распространены следующие уровни формирования, оформленные на основе критерия масштабности живого:

1) Уровень биосферы. Этот уровень содержит все  живые организмы, живущие на  Земле (вирусы, бактерии, растения, животные, люди) и окружающую их естественную  среду. Биология изучает проблему  изменения концентрации газа углерода в атмосфере на уровне биосферы. Учёны, используя способ системного анализа, определили, что увеличение концентрации газа карбона в атмосфере Земли на 4% каждый год создает опасность глобального повышения температуры на планете.

2) Уровень биоценоза. Биоценоз является следующей ступенью биологического формирования живого, единым природным комплексом, формирует экосистему и расположен в одной конкретной части планеты, окружая все живые существа. Не зная направления структуры и деятельности биоценозов, невозможно рационально использовать природу.

3) Уровень живого: популяция – вид. Этот уровень  создается путем скрещивания  членов одного и того же  вида. Изучение популяций приобретает  важное значение для выяснения  факторов, оказывающих влияние на их численность.

4) Уровень органов  организма и семени. Этот уровень  отражает показатели различных  органов живых существ, их строение, физиологию, поведение а также  строение функции органов живых  существ и семян.

5) Субклеточный и  клеточный уровень. Этот уровень охватывает процессы специализации клетки и внутриклеточные процессы.

6) Молекулярный уровень.  Одна из важных проблем, выдвигаемых  этим уровнем, который формирует  предмет молекулярной биологии, связана с механизмом передачи  генной информации и изучением ленной инженерии.

2) эволюционный этап, связанный с именем английского  учёного Чарльза Дарвина; Учение о биологической эволюции – наука о причинах изменения и развития живых организмов, а также о движущих силах. Эволюционная теория, формирующая теоретические основы современной биологии, объясняет все разнообразие живой природы как результат взаимного влияния трёх взаимосвязанных факторов: наследственность, изменчивость и естественный отбор. Эти принципы эволюционной теории были выдвинуты на основе следующих наблюдений:

1) Полномочия животных  в популяции наблюдаются все  время меняющимися. Для того, чтобы  поверить в это, достаточно  просто сравнить какого-нибудь  человека с другим.

2) Часть этих изменений,  получаемых от родителей, носит  генетический характер, другая же часть является результатом соответствия организма среде, они приобретаются в течении всей жизни.

3) Как правило, численность  рождающихся организмов намного  превосходит численность организмов, достигших уровня размножения.  Большинство этих организмов ещё до достижения периода зрелости погибают на этапе семени, зародыша, птенца, личинки. Выживают только те организмы, которые обладают генами, повышающими вероятность выживания и размножения, а также те которые порождают могучие показатели выживания в течении всей жизни.

Главный вывод, сделанный  из этих наблюдений, состоит в том, что ход эволюции приводит к тому, что обеспечивающие жизнь генетические и другие показатели, определяя основное направление её развития, передаются непрерывно от одного поколения к другому

3) биология микромира,  связанная с именем чешского  учёного Г. Менделя. Генетика – биологическая наука о наследственности и изменчивости организмов, о способах управления ими. Генетика научная основа селекции, то есть разработки практических методов выведения необходимых человеку новых видов животных, растений и микроорганизмов. Основу генетики формирует закон наследственности, Центральное понятие генетики – понятие «ген». Ген – элементарная единица, характеризующая наследственностью и целым рядом других характерных показателей. Ген по своему уровню внутриклеточная молекулярная структура, по составу дезоксирибонуклеиновые кислоты, играющие основную роль в азоте и в фосфоре. Гены, как правило расположены в ядре клетки и число их в больших организмах исчисляется миллиардами. Согласно выполняемой функции гены являются «центром мозга» клетки и поэтому всего организма.

В ХХ веке основными  направлениями исследований факторов, действующих в области генетики, были следующие:

1) Изучение хранителей  генетической информации в каждом виде живых существ, материальных структур, считающихся единицей наследственности – молекул нуклеиновых кислот.

2) Исследование механизма  и закономерностей передачи из  поколения в поколение генетической  информации.

3) Изучение реализации генетической информации в конкретных показателях организма (например, реализацией животных и других продуктов сильного хозяйства).

Информация о работе Сущность живого и его основные признаки