Сущность, необходимость и основные черты трансформационной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать особенности и специфику социально-экономического развития Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
- дать определение и проанализировать черты трансформационной (переходной) экономики;
- охарактеризовать и выделить основные направления рыночных преобразований;
-изучить белорусскую модель социально-экономического развития.

Файлы: 1 файл

курсовая работа тема 24.doc

— 345.50 Кб (Скачать)

Ведущая роль в осуществлении этих направлений принадлежит не денежно-кредитной, а инвестиционной составляющей и реализации комплексных мер по реформированию экономики, что обусловило необходимость проведения целенаправленной политики и разработки специальных программ.

Так, с целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике, Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния и др. С этого момента начинается второй этап реформирования экономики страны.

Этап формирования социально ориентированной рыночной экономики (с 1996 г.). На этом этапе усилия руководства страны направлены на противодействие негативным процессам в экономике, вызванным потерей внешних связей и традиционных рынков, дезорганизацией управления народным хозяйством, что усугубило неэффективность материала и энергоемкого производства. Выбор социально ориентированного типа рыночной экономики в качестве базовой модели развития был неслучайным. По замыслу руководителей государства, социальная ориентация рыночной экономики предполагает отсечение от модели чистого рыночного хозяйства ее наиболее негативных черт, позволяет смягчить такие явления, как эксплуатация наемного труда, низкая оплата труда многих категорий работников, безработица, социальная дифференциация и др.

Реализация принятых мер и государственных программ позволила уже в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства (Приложение В).

Таким образом, второй период трансформации экономики, за исключением сельского хозяйства, характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей, что свидетельствует о выходе из экономического кризиса, но еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту. Об этом свидетельствуют высокий уровень износа активной части основных производственных фондов (до 80 %), низкие коэффициенты их обновления, невысокий уровень использования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции.

Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

Положительно повлияли на ситуацию в белорусской экономике жесткая денежно-кредитная политика, унификация обменного курса, снижение инфляции, отказ от бартерных расчетов, ужесточение платежной дисциплины. Эксперты ВБ отмечают фактор экономического роста, наиболее часто упоминаемый и отечественными государственными экспертами - сохранение производственных мощностей. Это сделало позицию Беларуси более выгодной по сравнению с другими странами СНГ, в том числе и с Россией. Ценовая конкурентоспособность белорусской продукции в 1996-2000 гг. (которая была следствием невысоких доходов белорусов в то время и государственного субсидирования экспортеров) дала возможность удержаться на рынках нашим производителям и несколько окрепнуть. В последующие годы экономическому росту способствовала удачная для Беларуси конъюнктура - рост цен на нефть и, как следствие, увеличение объемов экспорта продукции нефтепереработки и платежеспособности российских потребителей [29. c. 8].

В качестве рекомендаций в сфере дальнейшего реформирования экономики Беларуси можно привести некоторые положения Странового экономического меморандума Всемирного Банка «Беларусь: окно возможностей для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов экономического роста», представленном правительству и общественности Беларуси в 2005 году.

Так, специалисты ВБ рекомендовали белорусскому правительству «решить проблему инвестиционного имиджа страны» и все-таки привлекать иностранные прямые инвестиции (их доля к настоящему времени менее 3%), поскольку внутренних сбережений для модернизации существующей промышленности недостаточно (эксперты отмечают чрезвычайно низкий уровень рентабельности белорусской экономики). Белорусской экономике нужны новые предприятия - современные, гибкие и мобильные, - полагали эксперты ВБ. Их появлению могло бы способствовать снижение расходов на их создание (особенно велики скрытые издержки, связанные с длительными административными процедурами) и разгосударствление госсобственности.

Структурные реформы (реформа госуправления, законодательная и судебная, реформирование системы социальной помощи и социального страхования, инфраструктуры) - важнейшая составляющая стратегии устойчивого роста, считают специалисты указанной международной организации. Несомненно, что на их начальном этапе страна понесет некоторые издержки, но в долгосрочной перспективе они дадут несомненный эффект [29 c. 10]. Но, к сожалению, в стане мало, что было сделано в этом направлении.

Этап реформ с 2001 -2005 гг.

 Начиная с 2000 г. по 2005 г. работа всех органов государственного управления, была направлена на осуществления первоочередных мер Комплексного плана действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка по выполнению параметров ежегодных прогнозов социально-экономического развития, бюджета. Основных направлений денежно-кредитной политики, Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Национальной программы привлечения инвестиций в экономику страны и ряда других программных документов. Принятые меры способствовали увеличению объемов производства и улучшению качественных параметров функционирования реального сектора экономики (Приложение А).

В данном периоде улучшились качественные параметры функционирования экономики – повысилась рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) с 7,8 процента в 2001 году до 13,5 процента в 2005 году, снизилась доля убыточных организаций соответственно с 33,4 до 3,5 процента. Снизилось соотношение запасов и среднемесячного объема производства промышленной продукции с 63,8 процента за 2001 год до 51,9 процента за 2005 год [16].

Увеличилась покупательная способность среднемесячной заработной платы. За 2001 – 2005 годы оплата труда в номинальном выражении увеличилась в 8 раз, среднемесячный размер пенсии по возрасту – в 8 раз при росте индекса потребительских цен в 3,8 раза. Ускорение экономического роста и повышение эффективности функционирования экономики обеспечили к концу 2005 года средний уровень заработной платы в эквиваленте 261 доллар США [16. c. 15].

Благодаря постепенному переходу к более жесткой денежно-кредитной политике в сочетании с мерами ценового регулирования произошли позитивные сдвиги по финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю, существенно снижены темпы инфляции и девальвации. Если в 2000 году снижение обменного курса белорусского рубля к доллару США составило 269 процентов, то за 2005 год произошло номинальное его укрепление. Кроме того, Национальному банку практически удалось обеспечить выполнение целевого значения обменного курса белорусского рубля к доллару США на уровне 2155 рублей в 2005 году. В базисном пятилетии обеспечена стабильность потребительского рынка. Прирост индекса потребительских цен в 2005 году составил 8 процентов по сравнению с 107,5 процента в 2000 году [19].

Но, необходимо отметить, что, несмотря на все положительные тенденции, в экономике оставался ряд нерешенных проблем:

- недостаточная эффективность  производства и сложное финансовое  положение значительного числа организаций реального сектора экономики;

- высокий уровень физического  и морального износа основных  средств, высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;

- ограниченность инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных фондов, преодоления технического и технологического отставания существующих производств;

- высокий уровень налоговой  нагрузки, сдерживающий деловую  активность и развитие частного сектора;

- недостаточное развитие малого  предпринимательства.

Для решения данных проблем недостаточно политики государства направленной на усиления его роли, контроль и активное административное вмешательства, требовались меры по постепенной либерализации экономики.

В стране была принята «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь 2006-2010 гг.». Главная идея реализации программы – повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, ее девиз – «человек – инновации – благосостояние» [19. c. 4].

В программе были определены приоритетные направления развития экономики Беларуси:

- всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;

- инновационный  путь развития экономики, энерго- и ресурсосбережение;

- наращивание  экспортного потенциала страны;

- развитие агропромышленного  комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;

- развитие малых и средних  городов;

- жилищное строительство.

И, совершенно не рассматривался как приоритет – развитие малого и среднего предпринимательства, создания условий конкуренции, улучшение бизнес-климата.

В период с 2005 по 2008 гг. экономическое развитие и финансовая стабильность в Республике Беларусь в значительной степени определялись внешнеэкономическими факторами. Благоприятная конъюнктура внешних рынков способствовала сохранению высоких темпов внутриэкономического развития и обеспечению условий для поддержания финансовой стабильности.

Основную роль в увеличении внешнего спроса сыграла Россия. Так, например, Россия повысила пошлины в отношении стран вне СНГ, на грузовые автомобили и некоторые продукты питания. Это привело к экспорту соответствующих товаров из Беларуси.

Таким образом, в основе роста экспорта лежал внешний спрос, который ключевые предприятия страны смогли удовлетворить благодаря своевременным инвестициям. Что стимулировало спрос в строительстве и отраслях производящих инвестиционные товары.

Стимулирование совокупного спроса проявилось и в желании правительства повышать среднюю заработную плату, что привело к росту доходов население и сказалось на увеличении потребления. Рост потребления стимулировал развитие сферы услуг, и отраслей производящих потребительские товары. Все это положительно сказывалось на ВВП, обеспечивая его рост ( Рис. 1).

Очевидно, что достигнутые успехи никак не связанны с шагами белорусского правительства в сторону либерализации экономики. Многие эксперты отмечали ухудшение инвестиционного климата в стране.

 

                                   Рисунок 1- Динамика ВВП

 

Неустойчивость белоруской экономики подтвердили события конца 2009– 2010 года, и современная действительность. Снижение потребления и падение цен на сырьевые товары в мировой экономике, замедление экономического развития в экономиках стран региона и, в первую очередь в России привели к сокращению спроса на белорусский экспорт на внешних рынках и интенсивному росту отрицательного сальдо платежного баланса на фоне ухудшения возможностей по его финансированию. Это, наряду с кредитной экспансией, создало условия для усиления дисбаланса на внутреннем валютном рынке, роста давления на обменный курс белорусского рубля и международные резервы Республики Беларусь.

В 2009 году, по статистическим данным, динамика основных показателей, характеризующих производственную, инвестиционную и финансовую деятельность относительно предыдущего периода, носила преимущественно негативный характер, что в значительной мере явилось следствием неготовности экономики страны к кризисным явлением. В стране наблюдается снижение темпов роста ВВП на 10 % и падение объемов промышленного производства на 14,3 % (Приложение Г).

Основной отраслью экономики, обусловившей отрицательную динамику ВВП, стала промышленность [16].

Итоги социально-экономического развития республики за 2011 г. характеризуются замедлением роста ВВП.

Основу замедления экономического роста сформировали факторы сужения внутреннего спроса – снижение темпов прироста инвестиций в основной капитал, объемов розничного товарооборота и доходов населения.

Тем не менее, в 2011 году в стране разразился финансовый кризис. За год курс доллара вырос с 3000 белорусских рублей до 8500, инфляция составила 108,7 % (в том числе цены на продукты питания выросли на 125 %), базовая инфляция (без учёта цен на товары и услуги, регулируемые государством и сезонно изменяющиеся) — 118,1 %, ставки по потребительским кредитам выросли до 120 % годовых, зарплата в долларовом эквиваленте упала с 500 до 250—450 долларов.

Главный итог 2012 года - достижение относительной стабильности. Ставка рефинансирования целенаправленно, но осторожно понижалась (до 30 % годовых). Инфляция была удержана в рамках заданных параметров (на 11 декабря она составила 21 % при прогнозируемых 19-22 %). Рост зарплаты был обеспечен практически до заданного уровня в 500 $. Средняя номинальная начисленная зарплата в ноябре составила 4,24 млн.руб, или 496 $.

Главным достижением 2013 года в Белоруссии является повышение благосостояния граждан, об этом корреспонденту ИА REGNUM 1 января 2014 г. сообщили в пресс-службе Совмина Белоруссии.

Реальные располагаемые денежные доходы населения Белоруссии за 2013 год выросли более чем на 17% - т.е. в три раза больше запланированного. По сравнению с 2010 годом доходы белорусов выросли в 4,1 раза до 446,6 трлн бел.руб., реальные доходы - на 40%. Продолжился рост заработной платы - её размер составил 5,174 млн бел.руб. или $583 - в 1,4 раза больше уровня 2010 года. В декабре средняя зарплата по республике составила 6,39 млн бел.руб. или $643. В бюджетной сфере размер средней зарплаты в 2013 году составил 3,7743 млн бел.руб. или $426 (рост к 2010 году - в 1,3 раза).

Как сообщало ИА REGNUM, 31 декабря Александр Лукашенко подписал указы, утвердив важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития и Основные направления денежно-кредитной политики Белоруссии на 2014 год. Согласно указам, в 2014 году ВВП вырастет на 3,3%, рост производительности труда (по ВВП) составит 6,9%, экспорта товаров и услуг - на 8,6%, сальдо внешней торговли товарами и услугами будет положительным на уровне 0,1% к ВВП, прямых иностранных инвестиций на чистой основе будет привлечено $4,5 млрд, энергоемкость ВВП будет снижена на 3%, ввод в эксплуатацию жилья с государственной поддержкой составит 2,5 млн кв. м. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2014 году должны прибавить 3% к уровню 2013 года, среднегодовая ставка рефинансирования составит 14-16% годовых, требования банков к экономике возрастут на 16-19%, международные резервные активы (в определении МВФ) увеличатся на $0,2-0,5 млрд.

Информация о работе Сущность, необходимость и основные черты трансформационной экономики