Сущность, необходимость и основные черты трансформационной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать особенности и специфику социально-экономического развития Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
- дать определение и проанализировать черты трансформационной (переходной) экономики;
- охарактеризовать и выделить основные направления рыночных преобразований;
-изучить белорусскую модель социально-экономического развития.

Файлы: 1 файл

курсовая работа тема 24.doc

— 345.50 Кб (Скачать)

Этап макроэкономической стабилизации включает:

  1. финансовую стабилизацию, которая выражается в виде сокращения инфляции;
  2. производственную стабилизацию (прекращение спада производства);
  3. социальную стабилизацию (преодоление безработицы и обнищания).

Существует три модели макроэкономической стабилизации, которые различаются сроками проведения системных преобразований и стабилизационных мер и объемом регулирующих функций государства:

1 - ортодоксальная («шоковая терапия»);

«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета.

Модель предполагает жесткую фиксацию отдельных параметров: номинальной денежной массы, обменного курса валюты, номинальной заработной платы и основана на идеях монетаризма. На этот вариант ориентировались при проведении экономических реформ в России.

2 - гетеродоксная (разнородная);

Модель предполагает проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с некоторым регулированием цен и доходов, т.е. осуществляется контроль над ценами и заработной платой, индексация доходов. Эта модель использовалась в большинстве стран Центральной и Восточной Европы.

3 - градуалистская модель, которая  предполагает постепенные меры  перехода к рынку, структурно-экономическую стабилизацию. Модель используется в Республике Беларусь.

Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка.

Основные черты градуализма:

1)  активная роль государства  через регулирование финансовой  сферы;

2)  активная структурная и  инвестиционная политика;

3)  определение приоритетов в  производственной сфере с поддержкой  отечественных производителей;

4)  поддержка научно-инновационного роста;

5) активизация инвестиционной деятельности через финансовое, налоговое стимулирование и участие государства в инвестиционных проектах;

6)  расширение производства на  основе мер, стимулирующих совокупный спрос [18, с.7].

Результат проведения градуалистской политики: рост конкурентоспособности продукции, антиинфляционный эффект, снижение безработицы. Финансовая стабилизация в данной модели не является основной, как при «шоковой терапии», а выступает как результат экономического роста и инновационного пути развития.

В трансформационный период происходит либерализация экономики, которая выступает одной из простых форм преобразования старой административно-командной системы и включает в себя:

  • либерализацию цен, означающую право предприятий самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию;
  • либерализацию внешней торговли, т.е. отмену государственной монополии внешней торговли;
  • перестройку производства на удовлетворение спроса.

Либерализация экономики приводит к обострению противоречий в производственной сфере, которые обусловлены перераспределением рынков сбыта, низкой конкурентоспособностью товаров на внешнем рынке, сложностями финансового характера, сокращением платежеспособного спроса населения, инерционностью мышления управленческого аппарата и др.

Внешнеэкономическая либерализация связана с изменением инвестиционной политики, либерализацией экспорта, снятием протекционистских ограничений на импорт, обеспечением конвертируемости национальной валюты. Упор делается на приток иностранных инвестиций и на обеспечение положительного сальдо торгового баланса. Чересчур быстрая внешнеэкономическая либерализация приводит к экономическим проблемам в виде финансового кризиса в России 1998 г.

Одной из важнейших задач трансформационного периода является создание институтов рыночной инфраструктуры.

Рыночная инфраструктура - это система экономических и правовых учреждений, обслуживающих движение товарных и денежных потоков, их распределение во временном и пространственном аспектах.

При переходе к рыночной системе наряду с образованием рынка капитала, рынка ценных бумаг, рынка труда, рынка земли возникают товарные биржи и биржи труда, фондовые и валютные биржи, инвестиционные и пенсионные фонды, коммерческие банки.

Формируется качественно новая двухуровневая банковская система.

Изменение отношений собственности связано с процессом разгосударствления, который может осуществляться в различных формах.

Это и устранение монополизма государственных предприятий, допущение частной и коллективной форм собственности и преобразование общественной формы собственности в частную, т.е. приватизация.

Приватизация связана с образованием коллективно-частной формы собственности в виде акционерных обществ. Приватизация может осуществляться на возмездной и безвозмездной основе. В Республике Беларусь применяются следующие способы приватизации: выкуп арендованного имущества; продажа имущества, принадлежащего государству; продажа имущества государственных предприятий по конкурсу и на аукционе; безвозмездная передача части государственной собственности гражданам.

Наиболее эффективным направлением считается не приватизация, а создание частных предприятий.

Важным для развития отношений конкуренции является демонополизация экономики. Она достигается различными способами: принятием антимонопольных законов, разукрупнением существующих монополий, поощрением создания конкурирующих предприятий и т.п. Структурными элементами конкурентнообразующей среды должны стать различные собственники.

Для рыночной экономики индустриально развитых стран характерна следующая структура отношений собственности:

1)  ведущая роль принадлежит  крупным акционерным компаниям  с высокой концентрацией капитала;

2)  большое количество средних  и мелких хозяйств с акционерной  или частной собственностью;

3) государственная и муниципальная собственность в тех секторах экономики, которые не могут руководствоваться только коммерческими интересами.

Обязательным условием постсоциалистической трансформации является интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Значение интеграции усиливается в связи с процессом глобализации хозяйственной жизни, повышением роли информации, интернационализацией науки.

Переходный период сопровождается и негативными тенденциями. Исходное состояние переходного периода характеризуется как макронеравновесное. Причем макроэкономическое неравновесное состояние является не временным, а постоянным явлением. Оно выражается в инфляции, безработице, спаде производства, снижении уровня жизни.

Особенность трансформационного периода по сравнению с переходным периодом другого типа - необходимость создания основ социальной рыночной экономики одновременно с задачей стабилизации экономики. В Республике Беларусь эта идея оформилась к 1995 г. с принятием документа «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг.». Построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики заложено в виде целевой установки и в «Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г.».

Социальная переориентация экономики обеспечивается на основе активной структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развития производства потребительских товаров и услуг. Целью экономики становится достижение определенного уровня потребления населения [18, с.9].

Таким образом, существует четыре основных этапа переходного периода: скрытый (латентный); системный кризис, который выражается в снижении эффективности производства, сокращении объема производства, нарастании массовых неплатежей, усилении инфляции, увеличении безработицы, росте бедности населения; стабилизация, когда складываются новые элементы системы; создание основ новой (рыночной) системы. Особенность трансформационного периода по сравнению с переходным периодом другого типа - необходимость создания основ социальной рыночной экономики одновременно с задачей стабилизации экономики.

Современная рыночная экономическая система не имеет механизма саморегуляции в чистом виде. В ряде областей рыночная экономическая модель является несостоятельной.

Особенностью переходной экономики является то, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не является доминирующим: централизованное планирование потеряло свой всеобъемлющий характер, а механизм рыночной саморегуляции еще не заработал в полной мере.

Причины государственного регулирования в условиях рынка:

  1. удовлетворение общественных потребностей не входит в сферу экономических интересов предпринимателей (охрана окружающей среды, национальная оборона, охрана правопорядка и т.п.);
  2. существование отрицательных внешних эффектов предпринимательской деятельности;
  3. деятельность монополий нарушает пропорции общественного производства;
  4. затраты на фундаментальные научные исследования являются рискованными сферами вложения капитала;
  5. кризисы перепроизводства, связанные с циклическим характером развития экономики, не преодолеваются автоматически;
  6. отрицательное влияние инфляции;
  7. колебания занятости.

Роль государства в трансформационной экономике возрастает, она более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Усиление регулирующей роли государства предполагает, что сам рынок выступает объектом регулирования.

Изменяются функции государства. Можно выделить две группы регулирующих функций государства:

1)  функции по созданию условий  эффективной работы рынка;

2)  функции по дополнению и  корректировке действия рыночных  регуляторов.       

К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы, стимулирования и защиты конкуренции, создания и развития рыночной инфраструктуры.

Ко второй группе функций относятся функции регулирования распределительных процессов и распределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Решение этих задач требует грамотного и активного использования инструментов фискальной и кредитно-денежной политики.

Регулирующие функции государство выполняет посредством административных или экономических методов. Административные, или прямые, методы преобладают в плановой экономике. Экономические ближе к природе рынка, оказывают косвенное воздействие на производителей и потребителей услуг.

Основной функцией становится создание условий по формированию новой экономической системы. Новые функции включают руководство процессами либерализации цен, формирование института рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики, руководство процессом приватизации, обеспечение правовой основы преобразований, проведение макроэкономической политики, расстановка приоритетов и т.д.

Причины усиления государственного регулирования в трансформационный период в Республике Беларусь:

  1. разрушение централизованного механизма государственного регулирования;
  2. традиции сильной государственной власти в Республике Беларусь;
  3. высокий удельный вес государственного сектора в экономике;
  4. рынок требует времени для становления;
  5. государство выступает инициатором реформ;
  6. государство обеспечивает привлечение иностранных инвестиций, социальную защиту населения и т.д.

Главное - определение границ государственного вмешательства. Границы государственного регулирования определяет степень огосударствления экономики, т.е. удельный вес государственной собственности.

Задачи государства, которые необходимо решать в переходный период, можно свести к трем группам:

  • преодоление кризисного состояния экономики;
  • переход от плановой экономики к рыночной;
  • развитие в направлении создания социально-ориентированной экономики.

Первоочередное значение для решения второй группы задач имеет деятельность государства по разгосударствлению, развитию конкуренции, регулированию экономического цикла, борьба с монополизмом.

Принципы государственного регулирования:

  1. финансирование только социально значимых сфер и отраслей, в которых не заинтересован частный бизнес;
  2. государственные предприятия должны находиться в равных конкурентных условиях с частными предприятиями;
  3. экономическая политика государства (бюджетно-налоговая, кредитно-денежная) должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
  4. в государственном регулировании должны использоваться преимущественно рыночные, а не административные методы;
  5. внешнеэкономическая политика должна быть направлена на стабилизацию национальной экономики.

Инструменты государственного регулирования:

    • субсидии, дотации;
    • льготы в налогообложении;
    • трансферты;
    • инвестиции;
    • воздействие на денежную базу (резервная норма, учетная ставка, операции с ценными бумагами на открытом рынке);
    • создание приоритетов;
    • управление социальными фондами и др.

Информация о работе Сущность, необходимость и основные черты трансформационной экономики