Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 21:00, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать особенности и специфику социально-экономического развития Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
- дать определение и проанализировать черты трансформационной (переходной) экономики;
- охарактеризовать и выделить основные направления рыночных преобразований;
-изучить белорусскую модель социально-экономического развития.
- усиление взаимосвязи
- рациональное
- развитие международного
- экологизация мировоззрения
- ведущая роль государства в
осуществлении целей и задач
устойчивого развития, совершенствование
систем управления, политических
механизмов принятия и реализац
- повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.
Указанные принципы служат идейными ориентирами, методологическим каркасом построения НСУР-2020 и ее разделов.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020), разработанная Министерством экономики с участием других министерств и ведомств, Национальной академии наук Беларуси, НИЭИ и других научно-исследовательских институтов, неправительственных организаций в 2003—2004 гг., базируется на основных принципах и методологических подходах Повестки дня на XXI век, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Декларации тысячелетия (Генеральная Ассамблея ООН, 2000 г.), материалах Всемирного саммита в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.), международных соглашениях, а также принятых в Республике Беларусь программных документах по проблемам социально-экономического и экологического развития.
В НСУР-2020 главное внимание уделяется особенностям прогнозного периода, дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век, гармонизации социального, экономического и экологического развития в едином сбалансированном комплексе «человек — окружающая среда — экономика».
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Содержанием переходной
Как показала практика, все страны с переходной экономикой в той или иной степени проводили и проводят системные реформы, сферы данных реформ: либерализация экономики; создание конкурентной среды; институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности; структурные преобразования; макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая); формирование системы социальной защиты населения. Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода в постсоциалистических странах.
2. Страны с переходной экономикой демонстрирует два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику: градуализм - эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай); «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России, и большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме — в Польше).
Градуализм предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка.
«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета.
Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.
Таким образом, из опыта всех стран с переходной экономикой можно сделать, по крайней мере, один общий вывод в отношении процесса реформ во всех странах: если реформы вызывают необходимость структурной перестройки (перераспределения ресурсов), то их темп должен быть таким, чтобы масштаб реструктурирования не превышал инвестиционный потенциал экономики. Это главное обоснование необходимости постепенной, а не одномоментной ликвидации тарифных и нетарифных барьеров, субсидий и иных форм государственной поддержки определенных секторов. Иначе говоря, большее падение производства в странах бывшего СССР объясняется большими диспропорциями в структуре экономики и во внешней торговле, оставшимися в наследие от плановой системы.
3. В отличие от большинства республик СССР, выбравших «шоковый» вариант реформы, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля.
Необходимо определить следующие особенности экономических реформ в Беларуси: ориентация на создание социально-ориентированной рыночной экономики на основе постепенной трансформации плановой экономики в рыночную; основная роль в продвижении перехода к рыночной экономике отводится правительству страны; приоритетом является городская экономика; приватизация, развитие малого и среднего предпринимательства и привлечение иностранных инвестиций не стали элементами стратегического развития экономики страны.
Анализ показал, что Беларуси удалось смягчить негативные последствия системного кризиса для экономического развития государства, избежать существенного расслоения общества по уровню доходов. Но, наблюдающийся до настоящего времени экономический рост в Беларуси во многом определялся, не удачно проведенными реформами, а благоприятной внешней конъюнктурой и унаследованной от советских времен структурой промышленности, т.е. экзогенными факторами, не зависящими от внутренней политики. Одним из немногих достижений политики государства последних лет, оказавших позитивное влияние на развитие экономики, стало значительное снижение инфляции и достижение относительной стабильности национальной валюты.
В Беларуси сохраняется ряд существенных проблем, которые не удалось решить за годы реформ, но без решения этих проблем дальнейший экономический рост невозможен: кризис технологий; углубление структурных диспропорций в экономике; деградация экономического потенциала страны; переходный характер отношений собственности; падение жизненного уровня населения при декларировании социальной ориентированности реформ; наличие противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью; значительные масштабы государственного регулирования переходного процесса.
И современная непростая экономическая ситуация в стране, в условиях мирового кризиса, доказывает уязвимость экономической модели в Республике Беларусь.
Таким образом, современное состояние экономики Республики Беларусь свидетельствует о незавершенности трансформационных процессов. Сегодняшнюю экономику страны еще пока нельзя назвать «рыночной». Для решения проблем переходной экономики необходимо в первую очередь точно определить состав и очередность действий. Их последовательное выполнение позволит продвигаться по пути реформ более уверенно. Ряд экспертов считает, что Беларусь обладает определенным экономическим потенциалом и неплохими стартовыми условиями для более динамичного реформирования экономики и проведения структурной перестройки на основе ускорения либерализации экономики.
Обеспечение устойчивого развития Беларуси основывается на реализации общесистемных преобразований экономики и общества, одобренных I и II Всебелорусским народным собранием: формирование сильного эффективного правового государства, обеспечивающего создание необходимых условий и активную государственную поддержку крупномасштабных мер для достижения долгосрочных ориентиров социально-экономического развития; постепенный переход к новому постиндустриальному обществу с преимущественно V и VI технологическими укладами, экологически чистыми производствами, развитыми отношениями демократии и гражданского общества; построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования.
Основные макроэкономические показатели*
показатели |
2005 год | ||
к уровню 1990 г |
к уровню 1995 г | ||
Валовой внутренний продукт |
143,1 |
127 |
1,9 раза |
Продукция промышленности |
151,8 |
153 |
2,5 раза |
Продукция сельского хозяйства |
125,7 |
90 |
1,2 раза |
Инвестиции в основной капитал |
184 |
96,2 |
2,5 раза |
Производство потребительских товаров |
150,4 |
166 |
2,8 раза |
в том числе: |
|||
продовольственные товары |
151,1 |
117 |
2,3 раза |
непродовольственные товары |
150,4 |
198 |
3,4 раза |
Объем внешней торговли |
229 |
- |
3,3 раза |
в том числе: |
|||
экспорт |
237,6 |
- |
3,4 раза |
импорт |
220,8 |
- |
3,1 раза |
Реальные денежные доходы населения |
176,7 |
174,7 |
3,4 раза |
Реальная заработная плата |
205,5 |
195,3 |
3,5 раза |
Розничный товарооборот |
209,9 |
217 |
5 раз |
Платные услуги населению |
171,6 |
93 |
2,6 раза |
Снижение энергоемкости ВВП |
25,5 |
- |
- |
Ввод в эксплуатацию жилых домов, млн. м2 за период |
16,12 |
72 |
1,9 раза |
Информация о работе Сущность, необходимость и основные черты трансформационной экономики