Сущность, ключевые принципы и основные черты социально-ориентированной рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 05:11, курсовая работа

Краткое описание

Целями работы являются:
1. описать существующие на сегодняшний день модели рыночной экономики;
2. выяснить какие существуют направления формирования социально-ориентированной экономики;
3. определить основные особенности формирования белорусской экономической модели, показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления.

Файлы: 1 файл

макроэ.docx

— 68.87 Кб (Скачать)

Основным элементом шведской социальной политики выступает социальное страхование. Его основная цель заключается в обеспечении граждан средствами в случае безработицы, болезни, необходимости получения медицинской помощи, рождения ребенка, по старости, в связи с несчастными случаями и травмами на производстве. Система страхования здоровья является средством создания условий для социально-экономического равенства. Она делает возможным получение медицинских услуг в случае необходимой неотложной медицинской помощи наравне с другими. Система социального страхования финансируется за счет налогов, взносов предпринимателей, трудящихся и неработающих по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала различных фондов.

Швеция явилась пионером во многих социальных начинаниях. Это касается прежде всего института  социального партнерства, начало которому было положено в 1938 г., когда Шведская федерация профсоюзов и Шведская федерация работодателей подписали соглашение о мирном урегулировании трудовых конфликтов и необходимости заключения трудовых соглашений. Помимо этого, Швеция раньше всех пришла к необходимости и начала осуществлять активную политику на рынке труда; ввела запрет на строительство АЭС; стала перераспределять огромные средства через бюджет; выработала курс на построение общества всеобщего благоденствия.

Несомненными достижениями шведского общества являются следующие:

– обеспечение высокого уровня жизни и социальных гарантий большей части населения общества без социальных потрясений и политических конфликтов;

– высокий уровень политической культуры, который позволил сформировать общественную систему диалога и кооперационный характер отношений между различными слоями населения;

– достижение высокого уровня социально-экономического развития и реализация таких важных экономических целей, как полная занятость, стабильный уровень цен, долговременный динамичный экономический рост;

– приоритет развития человеческого фактора, творческого начала в стимулировании трудовой деятельности, что нашло свое отражение в концепции «человеческого капитала».

Анализ развития шведской экономики позволяет сделать вывод о том, что она построена в первую очередь на идеях кейнсианства относительно места и роли государства в экономической системе. Стабильность в обществе была достигнута за счет компромисса между государством, предпринимателями и трудящимися, которые признали взаимные уступки друг другу.

Рабочие отказались от проведения широкомасштабных политических акций, общенациональных забастовок и призывов к национализации собственности. Наниматели признали за государством право на осуществление социальных реформ. В результате сформировалась особая культура, в рамках которой все проблемы общества решались только мирным путем. Была достигнута, по сути, максимальная степень государственного вмешательства в рыночную систему.

В период расцвета шведская модель характеризовалась разветвленной и комплексной системой социальной защиты населения. Более 50% ВВП проходило через перераспределительные каналы, гарантировалось бесплатное образование, возможности получения бесплатных медицинских услуг, пособия по болезни или уходу за ребенком составляли 90% заработка. Чрезмерные социальные выплаты тяжелым бременем легли на плечи предпринимателей и частного сектора экономики. Высокие ставки налогов перестали стимулировать инвестиционную активность, экономическая модель стала давать сбои.

Кризис политической, экономической и социальной действительности стал проявляться в снижении или даже отсутствии темпов экономического роста, развертывании инфляционных процессов, росте безработицы. Шведская экономика, функционировавшая в условиях полной занятости, столкнулась с невиданным ранее уровнем безработицы. Выход был найден за счет сокращения государственного сектора в экономике, проведения консервативных преобразований. Это происходило накануне присоединения к ЕС. Шведское законодательство было приведено в соответствие с принципами Евросоюза. Реально это выразилось в существенном снижении ставок налогообложения, что незамедлило позитивно сказаться на экономике; сокращении масштабов и размеров социальных выплат, результатом чего стало углубление дифференциации в обществе. Дерегулирование экономики позволило повысить конкурентоспособность шведских товаров на мировом рынке, уменьшить долю традиционных и повысить долю наукоемких производств; возросла степень концентрации капитала.

Экономическая система стала постепенно переходить к фазе оживления деловой активности, вследствие чего стала снижаться безработица. На современном этапе уровень последней стабилизировался в пределах полной занятости. [13,с.386]

 

     3 Особенности белорусской модели экономического развития. Основные экономические показатели в период 2000-2013 гг. и их анализ

3.1 Особенности развития модели социально  ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь

 

Экономика является основой развития государства, условием стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Она определяет уровень и качество жизни народа, протекание политических и социальных процессов. В качестве системного единства отношений производства, обмена, распределения и потребления воздействует на политику как прямо, так и косвенно, обусловливая общую направленность идеологии и социальный характер действующих политических институтов, политических отношений и идеологических учреждений. Экономика выступает базой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства[12,с.112].

При всей самодостаточности экономика, тем не менее, эффективно функционирует лишь в рамках определенного социального порядка и при условии стабильности всех сфер общественной жизни. Иными словами, экономика не существует вне общества и вне государства[2,с.385].

Сущность государства проявляется в его функциях, которые отражают главные направления его деятельности. Одна из центральных функций современного государства – функция управления. Государственное управление – это управление делами всего общества, а именно: политическими, экономическими, социальными и иными процессами, протекающими в обществе. При этом сфера влияния государства на экономику широка. Государство формирует правовую базу и благоприятные условия для эффективного функционирования экономики, стимулирует экономический рост, защищает конкуренцию, регулирует уровень занятости и инфляции и т.д. Иными словами, государство обеспечивает жизнедеятельность и эффективность экономической системы[11,с.336].

Также нужно отметить, что главной причиной и движущей силой развития экономики являются потребности как отдельных индивидов, так и общества в целом. При этом основополагающие подходы к развитию экономики базируются на концепциях государства, отношениях между государством, рынком и понятием гражданства. Идеология экономического развития прямо связана с той ролью, которую государство должно выполнять в жизнедеятельности общества[6,с.415].

Государство играет центральную роль в экономической жизни общества. Цели, задачи и меры государственного воздействия на экономические процессы отражаются в экономической политике страны, цели которой формируются, исходя из потребностей всего общества на определенных этапах его развития. Это сложный процесс, связанный с определением стратегических направлений социально-экономического развития, принятием соответствующих решений и разработкой механизма их реализации[2,с.385].

История различных государств демонстрирует, что диапазон экономической политики широк – от абсолютного невмешательства государства в экономику до жесткого управления ею, как это имеет место в рамках командно-административной системы. В начале 90-х гг. XX в. Беларусь претерпела серьезные потрясения, вызванные распадом Советского Союза. Будучи одной из самых развитых республик СССР, она развивалась как составная часть его народнохозяйственного комплекса, завися от него как по источникам питания, так и по рынкам сбыта готовой продукции. Структура белорусского хозяйства ориентировалась в первую очередь на вывоз готовой продукции и была неприспособленна к удовлетворению собственных потребностей. Республика исполняла роль своеобразного "сборочного цеха" страны, где свыше 80% объема промышленной продукции давали предприятия союзного подчинения. К тому же экономику Беларуси советского периода характеризовал экстенсивный путь развития, при котором достаточно высокие темпы роста производства опережались еще более высокими темпами ресурсо-потребления. Страну отличала неразвитая социальная сфера и сфера услуг, на долю которых приходилось 16% национального дохода[5,с.35].

Превышающая все допустимые пределы инфляция, падение производства ВВП, снижение выпуска и реализации продукции как промышленности, так и сельского хозяйства, ухудшение продовольственного и социального обеспечения населения – стали реальностью для Беларуси в первые годы ее независимости. Республика потеряла почти треть своего ВВП. Сложилась трудная ситуация с инвестициями. Нарушились пропорции между промышленностью и сельским хозяйством. Возросли цены на энергоресурсы, сырье, комплектующие, транспортные услуги, а также расходы на минимизацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Страна в одночасье потеряла основные финансовые, сырьевые, энергетические источники, были нарушены хозяйственные связи. И это при том условии, что для нормального функционирования экономики в страну необходимо было ежегодно ввозить не менее 10 млн. т. нефти, 14 млрд. м3 газа, не менее 1 млн. тонн продовольственного и фуражного зерна, 200 тыс. тонн сахара, 60 тыс. тонн растительного масла и 50 тыс. тонн рыбной продукции. В 1994 г. объем промышленного производства Беларуси составил 67% к уровню 1990 г., ВВП снизился на 28%, а капитальные вложения – на 43%.Либерализация цен обесценила сбережения государства, предприятий и населения, вызвала острый финансовый дефицит, последствиями которого явились галопирующая инфляция (до 40%) в месяц, падение качества и уровня жизни населения, а также резкая дифференциация его доходов[6,с.415]. Для преодоления острого экономического кризиса руководство Республики Беларусь разработало и приняло Программу неотложных мер, направленную на создание предпосылок перехода от спада к стабилизации и росту производства. Период 1992 – 1994 гг. характеризовался жёсткой политической борьбой в Верховном Совете республики по вопросам экономической жизни и государственного строительства. Виделось два основных варианта проведения реформ и продвижения Беларуси к рынку.

Первый путь заключался в форсированном переходе к рынку, полномасштабном осуществлении рыночных преобразований. Второй – предусматривал постепенное движение к рыночным отношениям при активном вмешательстве государства в экономические процессы, что в частности предполагало установление госконтроля над ценами, смягчение социальных издержек, пополнение бюджетной составляющей. Большая часть белорусских граждан поддержала второй вариант продвижения к рынку, на базе которого была разработана теоретическая модель социально-экономического развития Республики Беларусь[5,с.37].

Теоретическая модель социально-экономического развития – это совокупность принципов, целей, элементов и требований, предъявляемых к системе народного хозяйства и к социальной сфере общества, к его социальной и институциональной структуре, к эффективности функционирования властно-управленческой организации, к качеству населения[11,с.336].

Впервые четкую формулировку основных особенностей белорусской модели дал в марте 2002 г. Президент РБ А.Г. Лукашенко в выступлении на заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Ее особенности заключаются в следующем:

1. построение сильного и эффективного государства. Сильная и авторитетная государственная власть рассматривается как гарант недопущения олигархического беспредела, разграбления народных богатств, разрушения национальной экономики и прорыва криминала к рычагам системы управления. Сильная государственная власть понимается как обязательное условие для обеспечения политической стабильности, социальной справедливости и экономической эффективности, а также как залог национальной безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны;

2. обеспечение равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования. Это означает создание одинаково благоприятных социально-экономических и правовых условий для развития государственного и частного секторов. При этом главным приоритетом для предприятий всех форм собственности должны быть национальные интересы;

3. осуществление индивидуальной, продуманной приватизации, которая должна быть нацелена на повышение эффективности производства. Приватизация рассматривается, прежде всего, как средство формирования эффективно действующего собственника. При этом руководство Беларуси считает необходимым сохранять государственную собственность на стратегически важные предприятия, осуществлять государственную поддержку приоритетных, с точки зрения усиления их позиций на мировом рынке, производств;

4. развертывание широких интеграционных процессов со странами СНГ, прежде всего с Россией, в сфере экономики, здравоохранения, образования, науки, обороны, культуры. Однако Беларусь готова поддерживать интеграцию только в рамках Союза равноправных государств и не согласна поступаться чем-либо в области своего суверенитета и независимости;

5. многовекторность внешнеэкономических связей. Беларусь должна присутствовать в тех регионах мира, где это экономически выгодно и отвечает ее национальным интересам;

6. проведение сильной социальной политики государства. Сегодня только социально ориентированная экономика может пониматься как эффективная[5,с.15].

 

При этом социальная ориентация экономики подразумевает приоритетное инвестирование в сферу образования, здравоохранения, культуры, а также оказание адресной социальной помощи экономически уязвимым слоям населения. Основная задача белорусской экономической модели – на основе высокой эффективности производства обеспечить достойный материальный уровень жизни, как для всего общества, так и для отдельных его групп[12,с.112].

Информация о работе Сущность, ключевые принципы и основные черты социально-ориентированной рыночной экономики