Сущность, ключевые принципы и основные черты социально-ориентированной рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 05:11, курсовая работа

Краткое описание

Целями работы являются:
1. описать существующие на сегодняшний день модели рыночной экономики;
2. выяснить какие существуют направления формирования социально-ориентированной экономики;
3. определить основные особенности формирования белорусской экономической модели, показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления.

Файлы: 1 файл

макроэ.docx

— 68.87 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 32 страниц, 13 источников, 2 приложения

СОЦИfЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ, ВВП, РОЛЬ ГОСУДАРСТВА, МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

Объект исследования – социально-ориентированная рыночная экономика.

Предмет исследования – особенности социально-ориентированной рыночной экономики  Республики Беларусь.

Цель работы: выявление сущности социально-ориентированной рыночной экономики, рассмотрение и изучение характерных для нее особенностей; характеристика белорусской модели экономического развития; анализ динамик основных экономических показателей и  возможность управления ими.

Методы исследования: анализ и синтез, сравнительный анализ, обобщение, исторический, системный, статистический, аналитический методы.

Исследования и разработки: установлено понятие социально-ориентированная рыночная экономика и определены основные его показатели; изучены условия формирования социально-ориентированной рыночной экономики в нашей стране; выявлены проблемы ее развития и соответствующие перспективы.

Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».

 

 

                                                                                           ________________

(подпись студента)

 

 

 

ABSTRACT

 

Coursework: 32 pages, 13 sources, 2 applications

SOCIAL-ORIENTED MARKET ECONOMY, NATURE AND PRINCIPLES OF SOCIAL-ORIENTED MARKET ECONOMY, TRANSITION ECONOMIES, GDP, THE ROLE OF GOVERNMENT, MACROECONOMIC INDICATORS.

The object of study - a socially-oriented market economy.

The subject of research - particularly socially oriented market economy of the Republic of Belarus.

The objective: To identify the essence of the social market economy , consideration and study for her characteristic features; characteristic Belarusian model of economic development, analysis of the dynamics of major economic indicators and the ability to manage them.

The methods of the research: analysis and synthesis , comparative analysis, synthesis , historical, systematic, statistical, and analytical methods.

The research and development: concept established a socially-oriented market economy and defined its main indicators ; studied the conditions of formation of a socially oriented market economy in our country , reveals the problems of its development and relevant perspective.

The realm of the possible practical applications : the results obtained in the course work can be used to study the course " Macroeconomics ". 
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Любая экономика, по определению, является социальной. Но при этом под социально рыночной экономикой понимается вполне конкретный тип хозяйственной системы, возникший и укрепившийся в послевоенные десятилетия в индустриальных странах, главным образом в Западной Европе, и отличающийся исключительно высоким уровнем социального и экономического благосостояния граждан [2,с.384].

Переход к рыночной экономике является периодом не только собственно перехода к рынку, но и формирования и становления социально ориентированной рыночной экономики. Социальная рыночная экономика как особый тип хозяйственной системы отличает система социально-экономических институтов, которые направляют функционирование всех элементов этой системы на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни[5,с.10]. Социальную политику государства нельзя сводить лишь к социальному обеспечению и социальной защите малоимущих групп населения. Более важным элементом этой политики является социальный аспект приватизационной, финансовой, налоговой, инвестиционной, ценовой и иной собственно экономической политики. Только в этом случае можно говорить о социально ориентированной экономике, в которой производственные отношения и механизм хозяйствования обеспечивают подчинение воспроизводственных процессов задачам развития личности, преодолевая отчуждение человека от труда и его продуктов, средств производства, общества и культуры[2,с.385].

 В Республике Беларусь в качестве перспективы принята модель социально ориентированной рыночной экономики, которая строится на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, социальной защиты нетрудоспособных.

Целями работы являются:

1. описать существующие  на сегодняшний день модели  рыночной экономики;

2. выяснить какие существуют направления формирования социально-ориентированной экономики;

3. определить основные  особенности формирования белорусской  экономической модели, показать  состояние нашей экономики на  сегодняшний день и изложить  некоторые пути ее становления.

Задачи курсовой работы:

1. выявить понятие, сущность, черты социально-ориентированной экономики;

2. рассмотреть основные черты и модели социально-ориентированной экономики;

3. проанализировать модель экономического развития Республики Беларусь и ее дальнейшие перспективы;

4. выявить проблемы , характерные экономике Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность, ключевые принципы и основные черты социально-ориентированной рыночной экономики

Социально ориентированная рыночная экономика - это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение – нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми; эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод – всем гражданам[1,с.237].

Высшей ценностью и целью развития общества и государства является человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Для их обеспечения государство создает условия для устойчивого и динамичного развития производства, повышения уровня и качества жизни населения на основе развития многоукладной экономики и нового технологического способа производства, формирование общества постиндустриального типа с учетом национальных особенностей страны[2,с.385].

Главными составляющими социальной рыночной экономики являются рынок и государство. При этом соотношение между социальным благосостоянием и экономическим ростом не может обозначаться строго, поскольку оно будет, несомненно, зависеть от конкретных условий реализации модели экономической системы (от страны, ее развитости, потенциала, менталитета граждан) [5,с.11]. Такая вариативность структуры социальной рыночной экономики как бы заложена самой этой формулой, в которой «социальная» и «рыночная» сосуществуют на равных. В этой двойственности есть и плюсы и минусы. Минус состоит в недостаточной определенности и четкости, а плюс в том, что на базе этой формулы возможны варианты сочетаний составляющих компонент. Главное, чтобы они были в рамках основополагающих принципов данной системы, не выходили из ее координат. Вместе с тем на современном этапе развития экономика обладает преимуществами по сравнению с другими экономическими системами, поскольку она позволяет создавать модели, которые в разных условиях приводят к более (или менее) позитивным экономическим и социальным результатам[2,с.387].

Суть социально ориентированной  рыночной экономики заключается в том, что государство является гарантом достойной и  безопасной жизни граждан; государство “берет свои в руки” управление рыночной экономикой, дабы обеспечить стабильность и правомерность всех процессов, которые в свою очередь затрагивают социальные институты[5,с.11].

Задачами социально ориентированной рыночной экономики определяются следующим образом:

  1. достижение полной занятости;
  2. увеличение доли предоставления социальных услуг через государственные, частные учреждения и организации;
  3. увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели;
  4. адресность социальной политики[1,с.238].

Основные функции социально-рыночной экономики можно представить следующим образом. Если учесть, что общей функцией любой экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества, то она, естественно, остается главной функцией и для социально-рыночной экономики[5,с.12].

Тогда другими, специфическими ее функциями будут: 
1. функция социальной стабилизации и социального мира; 
2. функция создания условий для более широкого удовлетворения тех потребностей, на которые не откликается по известным причинам рынок, но удовлетворение которых важно в социальном отношении; 
3. функция социальной защиты тех, кто оказался в силу ряда объективных причин вне рыночной «игры» (дети, безработные и т.п.); 
4. функция повышения благосостояния всех слоев общества на основе экономического развития страны[2,с.389].

Опыт многих государств, вставших на путь преобразования своей экономики, показал, что для эффективности развития недостаточно создать  необходимые экономические и технико-технологические условия. Требуется активное участие государства в качестве партнера в реализации субъектами хозяйствования этих условий[6,с.415]. При этом сделаны важные выводы о неприемлемости как модели развития страны с доминирующей ролью государства, а также вывод о том, что общественное благосостояние не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы с ее множеством изъянов по отношению к эффективному распределению ресурсов, решению социальных и экологических проблем, безопасному развитию[2,с.387].

Основными принципами социальной рыночной экономики являются:

  • Социальная рыночная экономика может быть только в правовом государстве, где утверждается принцип всеобщего уважения общепринятых законов, в том числе в сфере экономики. В рамках этого принципа устанавливается взаимодействие государства и рыночных структур.
  • Принцип свободы экономической деятельности в пределах существующих законов. Каждый способен выбирать свое дело, взяв на себя экономическую ответственность за его результаты.
  • Принцип трудоспособного населения, который разными методами должно обеспечивать государство.
  • Принцип установления социальной гарантии как гарантии равных для всех социальных слоев возможностей.
  • Принцип социальной справедливости для всех слоев населения.
  • Принцип социальной защиты оказавшихся незащищенными.
  • Принцип устойчивости экономического роста как материальной базы всеобщего и справедливого благосостояния.
  • Принцип социального партнерства, означающий равноправные и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государства.
  • Принцип социальной ответственности за эффективность не только своей, но и общей экономической деятельности, за общий уровень и образ жизни.
  • Принцип сохранения социального мира в стране на основе своевременного переговорного разрешения противоречий между социальными группами[4].

Модель социальной рыночной экономики означает экономическую систему, функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Типовая модель социально-ориентированной экономики отличается следующими особенностями:

1. «Смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности (при развитом институте частной собственности).

2. Осуществления макроэкономического регулирования на уровне не только денежно-кредитной и налогово-бюджетной системы, но и других сфер экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости).

3. Поддержание конкурентных отношений в экономике (имеет особое значение для государственных органов), которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса.

4. Высокая доля государственного бюджета в ВВП («государство благосостояния»).

5. Развитая система социальной поддержки населения: государство создает условия для достаточного удовлетворения комплекса наиболее значимых потребностей всего населения[6,с.415]. Для этого оно берет на себя содержание широко развитой социальной инфраструктуры, которая включает среднее и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального производства и услуг. К этому добавляются большие расходы на социальные программы[5,с.12].

6. Высокий уровень социальной защиты (налоговая система обеспечивает выравнивание доходов, приоритет отдается коллективистскому началу, признается обязанность общества о бедных слоях населения). Кроме того, в социально ориентированной экономике все граждане наделены по закону основными социальными правами и свободами и они могут отстаивать по суду эти права[1,с.246].

В заключении можно отметить, что социальная рыночная экономика остается убедительной и неопровержимой, несмотря на глобализацию экономики и усиление конкуренции в мире, другое дело, что возникает необходимость отказа в некоторых, изживших себя или сильно дорогостоящих проектах социальной безопасности, но она продолжает уравновешивать работу рынка с потребностями социальной безопасности.

Социальная рыночная экономика не является неизменной доктриной, которая раз и навсегда была принята, это открытая система, в которой можно менять ряд принципов и механизмов, но она гарантирует эффективность и хорошую жизнь. Это как бы теоретический инструмент для решения практических задач хозяйственной и социальной политики государств, инструмент для решения одной из важнейших задач современности- возможности проявления личной инициативы и реализация способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные направления формирования социально-ориентированной экономики

В основу количественных критериев социально - ориентированной экономики могут быть положены следующие: место социальной политики среди приоритетов развития, распределение социальных функций между государством и иными субъектами хозяйствования, доля государственной собственности в экономической системе, объем перераспределяемого ВВП и т.д. Использование подобного рода параметров позволяет выделить четыре модели: либеральную, консервативную, социал-демократическую и рудиментарную.

1. Либеральный режим (Великобритания) основывается на приоритете рыночного механизма, относительно низком объеме ВВП, перераспределяемом через налоговую и бюджетную систему (не более 40%), осуществлении преимущественно пассивной политики на рынке труда, ориентированной на выплаты пособий по безработице, высоком удельном весе частных и общественных компаний в сфере производства частных услуг. Определенное государственное вмешательство в функционирование экономики несущественно изменяет условия жизни населения, которые обеспечивает рынок.

2. Консервативный режим основан на рыночной логике распределения, относительно большой доле перераспределяемого ВВП (около 50%), ориентации на поддержание полной занятости, развитой системе социального диалога и партнерства. Существенное внимание уделяется проблемам оказания социальной помощи и социального обеспечения. Страховые фонды формируются в основном за счет работодателей. Подобный режим развивается в Германии, Франции, Италии, Австрии и Бельгии.

3.Социал-демократический  режим реализуется посредством перераспределения 50–60% производимого ВВП, активной политики на рынке труда, ориентации социальной политики на конкретного человека. Для экономики характерны высокий уровень дотаций и субсидий. Чрезмерные трансферты обеспечиваются высокими ставками налогообложения, что существенно снижает стимулы для предпринимательства и трудовой деятельности. В последнее время этот режим подвергается существенным модификациям. В качестве примеров можно определить Швецию, Данию, Норвегию и Финляндию.

4. Рудиментарный режим характерен для наименее развитых стран региона, в которых высок уровень безработицы, объемы перераспределяемого ВВП могут существенно колебаться от 40% (в Испании) до 60% (в Греции). Социальная политика рассчитана на наиболее бедные категории граждан[8,с. 290-293].

 

Наибольший интерес для рассмотрения заслуживают шведская модель и современные попытки ее реформирования. Это обусловлено следующими моментами. Во-первых, здесь традиционно в качестве приоритетов социально-экономического развития рассматривают полную занятость и выравнивание доходов. Во-вторых, в данном государстве с 1932 г. (за исключением периода 1976–1982 гг.) у власти находятся социал-демократы. В-третьих, здесь очень сильную позицию имеют профсоюзы, которые оказывают существенное влияние на уровень и динамику заработной платы. В-четвертых, представители данной нации очень близко воспринимают идею равенства.

Информация о работе Сущность, ключевые принципы и основные черты социально-ориентированной рыночной экономики