РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 32 страниц,
13 источников, 2 приложения
СОЦИfЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ,
ВВП, РОЛЬ ГОСУДАРСТВА, МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ.
Объект исследования – социально-ориентированная
рыночная экономика.
Предмет исследования – особенности социально-ориентированной
рыночной экономики Республики Беларусь.
Цель работы: выявление сущности социально-ориентированной
рыночной экономики, рассмотрение и изучение
характерных для нее особенностей; характеристика
белорусской модели экономического развития;
анализ динамик основных экономических
показателей и возможность управления
ими.
Методы исследования: анализ и синтез, сравнительный
анализ, обобщение, исторический, системный,
статистический, аналитический методы.
Исследования и разработки: установлено понятие социально-ориентированная
рыночная экономика и определены основные
его показатели; изучены условия формирования
социально-ориентированной рыночной экономики
в нашей стране; выявлены проблемы ее развития
и соответствующие перспективы.
Область возможного
практического применения: результаты, полученные в курсовой
работе, могут быть использованы при изучении
курса «макроэкономика».
________________
(подпись студента)
ABSTRACT
Coursework: 32 pages, 13 sources, 2 applications
SOCIAL-ORIENTED MARKET ECONOMY, NATURE AND PRINCIPLES
OF SOCIAL-ORIENTED MARKET ECONOMY, TRANSITION ECONOMIES, GDP, THE ROLE
OF GOVERNMENT, MACROECONOMIC INDICATORS.
The object of study - a socially-oriented market economy.
The subject of research - particularly socially oriented market economy of
the Republic of Belarus.
The objective: To identify the essence of the social market economy
, consideration and study for her characteristic features; characteristic
Belarusian model of economic development, analysis of the dynamics of
major economic indicators and the ability to manage them.
The methods of the research: analysis and synthesis , comparative analysis,
synthesis , historical, systematic, statistical, and analytical methods.
The research and development: concept established a socially-oriented market economy
and defined its main indicators ; studied the conditions of formation
of a socially oriented market economy in our country , reveals the problems
of its development and relevant perspective.
The realm of the possible practical
applications : the results obtained in the course work can be
used to study the course " Macroeconomics ".
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Любая экономика, по определению,
является социальной. Но при этом под социально
рыночной экономикой понимается вполне
конкретный тип хозяйственной системы,
возникший и укрепившийся в послевоенные
десятилетия в индустриальных странах,
главным образом в Западной Европе, и отличающийся
исключительно высоким уровнем социального
и экономического благосостояния граждан
[2,с.384].
Переход к рыночной экономике
является периодом не только собственно
перехода к рынку, но и формирования и
становления социально ориентированной
рыночной экономики. Социальная рыночная
экономика как особый тип хозяйственной
системы отличает система социально-экономических
институтов, которые направляют функционирование
всех элементов этой системы на реализацию
целей социальной справедливости, защищенности,
высокого уровня и качества жизни[5,с.10].
Социальную политику государства нельзя
сводить лишь к социальному обеспечению
и социальной защите малоимущих групп
населения. Более важным элементом этой
политики является социальный аспект
приватизационной, финансовой, налоговой,
инвестиционной, ценовой и иной собственно
экономической политики. Только в этом
случае можно говорить о социально ориентированной
экономике, в которой производственные
отношения и механизм хозяйствования
обеспечивают подчинение воспроизводственных
процессов задачам развития личности,
преодолевая отчуждение человека от труда
и его продуктов, средств производства,
общества и культуры[2,с.385].
В Республике Беларусь в
качестве перспективы принята модель
социально ориентированной рыночной экономики,
которая строится на принципах конституционных
гарантий личных прав и свобод граждан,
свободы предпринимательства, выбора
профессии и места работы, равенства всех
форм собственности, гарантии ее неприкосновенности
и использования в интересах личности
и общества, социальной защиты нетрудоспособных.
Целями работы являются:
1. описать существующие
на сегодняшний день модели
рыночной экономики;
2. выяснить какие существуют направления формирования социально-ориентированной
экономики;
3. определить основные
особенности формирования белорусской
экономической модели, показать
состояние нашей экономики на
сегодняшний день и изложить
некоторые пути ее становления.
Задачи курсовой работы:
1. выявить понятие, сущность,
черты социально-ориентированной экономики;
2. рассмотреть основные черты
и модели социально-ориентированной экономики;
3. проанализировать модель
экономического развития Республики Беларусь
и ее дальнейшие перспективы;
4. выявить проблемы , характерные
экономике Республики Беларусь.
1 Сущность, ключевые принципы
и основные черты социально-ориентированной
рыночной экономики
Социально ориентированная
рыночная экономика - это высокоэффективная
экономика с развитым предпринимательством
и рыночной инфраструктурой, действенным
государственным регулированием распределения
доходов, заинтересовывающим предпринимателей
в расширении и совершенствовании производства,
а наемных работников – в высокопроизводительном
труде. Она гарантирует высокий уровень
благосостояния добросовестно работающим
членам общества; достойное социальное
обеспечение – нетрудоспособным, престарелым,
инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках
по уходу за детьми; эффективную охрану
жизни, здоровья, прав и свобод – всем
гражданам[1,с.237].
Высшей ценностью и целью развития
общества и государства является человек,
его права, свободы и гарантии их реализации.
Для их обеспечения государство создает
условия для устойчивого и динамичного
развития производства, повышения уровня
и качества жизни населения на основе
развития многоукладной экономики и нового
технологического способа производства,
формирование общества постиндустриального
типа с учетом национальных особенностей
страны[2,с.385].
Главными составляющими социальной
рыночной экономики являются рынок и государство.
При этом соотношение между социальным
благосостоянием и экономическим ростом
не может обозначаться строго, поскольку
оно будет, несомненно, зависеть от конкретных
условий реализации модели экономической
системы (от страны, ее развитости, потенциала,
менталитета граждан) [5,с.11]. Такая вариативность
структуры социальной рыночной экономики
как бы заложена самой этой формулой, в
которой «социальная» и «рыночная» сосуществуют
на равных. В этой двойственности есть
и плюсы и минусы. Минус состоит в недостаточной
определенности и четкости, а плюс в том,
что на базе этой формулы возможны варианты
сочетаний составляющих компонент. Главное,
чтобы они были в рамках основополагающих
принципов данной системы, не выходили
из ее координат. Вместе с тем на современном
этапе развития экономика обладает преимуществами
по сравнению с другими экономическими
системами, поскольку она позволяет создавать
модели, которые в разных условиях приводят
к более (или менее) позитивным экономическим
и социальным результатам[2,с.387].
Суть социально ориентированной
рыночной экономики заключается в том,
что государство является гарантом достойной
и безопасной жизни граждан; государство
“берет свои в руки” управление рыночной
экономикой, дабы обеспечить стабильность
и правомерность всех процессов, которые
в свою очередь затрагивают социальные
институты[5,с.11].
Задачами социально ориентированной
рыночной экономики определяются следующим
образом:
- достижение полной занятости;
- увеличение доли предоставления социальных услуг через государственные, частные учреждения и организации;
- увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели;
- адресность социальной политики[1,с.238].
Основные функции социально-рыночной
экономики можно представить следующим
образом. Если учесть, что общей функцией
любой экономической системы является
обеспечение материальных условий жизнеспособности
общества, то она, естественно, остается
главной функцией и для социально-рыночной
экономики[5,с.12].
Тогда другими, специфическими
ее функциями будут:
1. функция социальной стабилизации и социального
мира;
2. функция создания условий для более широкого
удовлетворения тех потребностей, на которые
не откликается по известным причинам
рынок, но удовлетворение которых важно
в социальном отношении;
3. функция социальной защиты тех, кто оказался
в силу ряда объективных причин вне рыночной
«игры» (дети, безработные и т.п.);
4. функция повышения благосостояния всех
слоев общества на основе экономического
развития страны[2,с.389].
Опыт многих государств, вставших
на путь преобразования своей экономики,
показал, что для эффективности развития
недостаточно создать необходимые
экономические и технико-технологические
условия. Требуется активное участие государства
в качестве партнера в реализации субъектами
хозяйствования этих условий[6,с.415]. При
этом сделаны важные выводы о неприемлемости
как модели развития страны с доминирующей
ролью государства, а также вывод о том,
что общественное благосостояние не может
быть достигнуто лишь с помощью механизмов
рыночной системы с ее множеством изъянов
по отношению к эффективному распределению
ресурсов, решению социальных и экологических
проблем, безопасному развитию[2,с.387].
Основными принципами социальной
рыночной экономики являются:
- Социальная рыночная экономика
может быть только в правовом государстве,
где утверждается принцип всеобщего уважения
общепринятых законов, в том числе в сфере
экономики. В рамках этого принципа устанавливается
взаимодействие государства и рыночных
структур.
- Принцип свободы экономической
деятельности в пределах существующих
законов. Каждый способен выбирать свое
дело, взяв на себя экономическую ответственность
за его результаты.
- Принцип трудоспособного населения,
который разными методами должно обеспечивать
государство.
- Принцип установления социальной
гарантии как гарантии равных для всех
социальных слоев возможностей.
- Принцип социальной справедливости
для всех слоев населения.
- Принцип социальной защиты
оказавшихся незащищенными.
- Принцип устойчивости экономического
роста как материальной базы всеобщего
и справедливого благосостояния.
- Принцип социального партнерства,
означающий равноправные и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государства.
- Принцип социальной ответственности
за эффективность не только своей, но и
общей экономической деятельности, за
общий уровень и образ жизни.
- Принцип сохранения социального
мира в стране на основе своевременного
переговорного разрешения противоречий
между социальными группами[4].
Модель социальной рыночной
экономики означает экономическую систему,
функционирующую по рыночным законам
при активном участии государства в поддержании
баланса между рыночной эффективностью
и социальной справедливостью. Типовая
модель социально-ориентированной экономики
отличается следующими особенностями:
1. «Смешанная экономика», в которой
достаточно весома доля государственной
собственности (при развитом институте
частной собственности).
2. Осуществления макроэкономического
регулирования на уровне не только денежно-кредитной
и налогово-бюджетной системы, но и других
сфер экономики (структурная, инвестиционная
политика) и трудовых отношений (регулирование
занятости).
3. Поддержание конкурентных
отношений в экономике (имеет особое значение
для государственных органов), которое
обеспечивается средствами структурной
политики и содействием развитию малого
и среднего бизнеса.
4. Высокая доля государственного
бюджета в ВВП («государство благосостояния»).
5. Развитая система социальной
поддержки населения: государство создает
условия для достаточного удовлетворения
комплекса наиболее значимых потребностей
всего населения[6,с.415]. Для этого оно берет
на себя содержание широко развитой социальной
инфраструктуры, которая включает среднее
и высшее образование, здравоохранение,
культуру и иные отрасли нематериального
производства и услуг. К этому добавляются
большие расходы на социальные программы[5,с.12].
6. Высокий уровень социальной
защиты (налоговая система обеспечивает
выравнивание доходов, приоритет отдается
коллективистскому началу, признается
обязанность общества о бедных слоях населения).
Кроме того, в социально ориентированной
экономике все граждане наделены по закону
основными социальными правами и свободами
и они могут отстаивать по суду эти права[1,с.246].
В заключении можно отметить,
что социальная рыночная экономика остается
убедительной и неопровержимой, несмотря
на глобализацию экономики и усиление
конкуренции в мире, другое дело, что возникает
необходимость отказа в некоторых, изживших
себя или сильно дорогостоящих проектах
социальной безопасности, но она продолжает
уравновешивать работу рынка с потребностями
социальной безопасности.
Социальная рыночная экономика
не является неизменной доктриной, которая
раз и навсегда была принята, это открытая
система, в которой можно менять ряд принципов
и механизмов, но она гарантирует эффективность
и хорошую жизнь. Это как бы теоретический
инструмент для решения практических
задач хозяйственной и социальной политики
государств, инструмент для решения одной
из важнейших задач современности- возможности
проявления личной инициативы и реализация
способностей.
2 Основные направления
формирования социально-ориентированной
экономики
В основу количественных критериев
социально - ориентированной экономики
могут быть положены следующие: место
социальной политики среди приоритетов
развития, распределение социальных функций
между государством и иными субъектами
хозяйствования, доля государственной
собственности в экономической системе,
объем перераспределяемого ВВП и т.д. Использование
подобного рода параметров позволяет
выделить четыре модели: либеральную,
консервативную, социал-демократическую
и рудиментарную.
1. Либеральный режим (Великобритания)
основывается на приоритете рыночного
механизма, относительно низком объеме
ВВП, перераспределяемом через налоговую
и бюджетную систему (не более 40%), осуществлении
преимущественно пассивной политики на
рынке труда, ориентированной на выплаты
пособий по безработице, высоком удельном
весе частных и общественных компаний
в сфере производства частных услуг. Определенное
государственное вмешательство в функционирование
экономики несущественно изменяет условия
жизни населения, которые обеспечивает
рынок.
2. Консервативный режим основан
на рыночной логике распределения, относительно
большой доле перераспределяемого ВВП
(около 50%), ориентации на поддержание полной
занятости, развитой системе социального
диалога и партнерства. Существенное внимание
уделяется проблемам оказания социальной
помощи и социального обеспечения. Страховые
фонды формируются в основном за счет
работодателей. Подобный режим развивается
в Германии, Франции, Италии, Австрии и
Бельгии.
3.Социал-демократический
режим реализуется посредством перераспределения
50–60% производимого ВВП, активной политики
на рынке труда, ориентации социальной
политики на конкретного человека. Для
экономики характерны высокий уровень
дотаций и субсидий. Чрезмерные трансферты
обеспечиваются высокими ставками налогообложения,
что существенно снижает стимулы для предпринимательства
и трудовой деятельности. В последнее
время этот режим подвергается существенным
модификациям. В качестве примеров можно
определить Швецию, Данию, Норвегию и Финляндию.
4. Рудиментарный режим характерен
для наименее развитых стран региона,
в которых высок уровень безработицы,
объемы перераспределяемого ВВП могут
существенно колебаться от 40% (в Испании)
до 60% (в Греции). Социальная политика рассчитана
на наиболее бедные категории граждан[8,с.
290-293].
Наибольший интерес для рассмотрения
заслуживают шведская модель и современные
попытки ее реформирования. Это обусловлено
следующими моментами. Во-первых, здесь
традиционно в качестве приоритетов социально-экономического
развития рассматривают полную занятость
и выравнивание доходов. Во-вторых, в данном
государстве с 1932 г. (за исключением периода
1976–1982 гг.) у власти находятся социал-демократы.
В-третьих, здесь очень сильную позицию
имеют профсоюзы, которые оказывают существенное
влияние на уровень и динамику заработной
платы. В-четвертых, представители данной
нации очень близко воспринимают идею
равенства.