Сущность, ключевые принципы и основные черты социально-ориентированной рыночной экономики
Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 05:11, курсовая работа
Краткое описание
Целями работы являются: 1. описать существующие на сегодняшний день модели рыночной экономики; 2. выяснить какие существуют направления формирования социально-ориентированной экономики; 3. определить основные особенности формирования белорусской экономической модели, показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления.
На мой взгляд, проводимая в
нашей стране социальная политика, имеет
как свои плюсы, так и свои недостатки,
такие как определенная непоследовательность
социальной политики, участие государства
в ней слишком велико.
К плюсам я бы отнесла то, что
социальная политика в нашей стране
способствует поддержанию стабильности
в стране, На заре становления республики
была разработана система минимальных
социальных стандартов, представляющая
собой перечень специальных общедоступных
услуг, предоставление которых гарантируется
государством, также в 2007 году была
проведена реформа социальных льгот, связанная
в первую очередь с принятием Закона "О
государственных социальных льготах,
правах и гарантиях для отдельных категорий
граждан".
Также, несомненно важным и
полезным я считаю развитие адресной социальной
помощи, которая после реформы получила
большой импульс. Переход к адресной помощи
является очень значимым шагом для формирования
более эффективной социальной политики
по сравнению с тем случаем, когда социальная
поддержка осуществляется категориально,
то есть направлена на отдельные категории
населения (пенсионеров, студентов и т.
д.).
Также можно сказать, что проводимая
в государстве социальная политика во
многом поспособствовала сокращению уровня
бедности в стране.Однако, несмотря на
имеющиеся достижения, белорусская социальная
политика имеет достаточно минусов. Одной
из проблем, которые нужно решать, является
огромное количество нормативных актов,
в которых прописаны меры, направленные
на отдельные категории граждан. Такая
множественность приводит к тому, что
все эти мероприятия между собой достаточно
слабо скоординированы, и это отнюдь не
способствует эффективному распределению
ресурсов. Еще один важный момент - несмотря
на заявленную социальную ориентированность,
в Беларуси не прослеживается четко выработанной
модели социальной политики. Отсутствует
и система нормативных актов, касающихся
регулирования ее проведения.
К тому же, в нашей республике
крайне слабо развита система мониторинга
и анализа социальной политики на всех
уровнях. Из-за чего экономистам даже сложно
оценить, какой объем ресурсов расходуется
на социальную политику. Можно, конечно,
посмотреть на расходы консолидированного
бюджета и оценить, что на их долю приходится
около 3% от ВВП страны. Но при этом не учитываются
ресурсы предприятий. Кроме того, в Беларуси
не проводится оценка эффективности социальной
политики. Отсутствие этой оценки приводит
к тому, что выделяемые средства достаются
порой далеко не самым бедным, как бы парадоксально
это не звучало.
Но основной проблемой является
то, что главным субъектом проведения
социальной политики в Беларуси является
государство. Для нашей республики характерна
патерналистская модель социальной политики,
в которой большая часть ресурсов сконцентрирована
в государственных фондах, и их распределение
проводится при участии органов власти
различного уровня. При этом, активность
других субъектов, таких как местные сообщества
и отдельные граждане, крайне незначительна.
Данными субъектами могут быть некоммерческие
организации, в том числе благотворительные
и международные, сами работники и работодатели.
Подводя итог, можно сказать,
что в Беларуси необходимо формировать
более цельную социальную политику. Основная
ее стратегия может быть закреплена в
специальном Кодексе, на основании которого
проводились бы мероприятия в этой сфере.
Также существует необходимость усиления
различных субъектов социальной политики.
При этом должна повышаться
роль местных сообществ при решении социальных
проблем, поскольку многие из них являются
локальными. Конкретные шаги, которые
могут поспособствовать им на этом пути:
для начала местные сообщества могут формировать
повестку наиболее важных вопросов, требующих
немедленного решения. Также они могут
начать оказывать населению различные
социальные услуги с позиции волонтерства.
И, конечно же, их роль очень велика для
контроля качества публичных услуг, оказываемых
как со стороны органов власти, так и частных
структур.
В системе институциональных
рыночных преобразований определяющая
роль принадлежит отношениям собственности.
Ее трансформация направлена на создание
многоукладной социально ориентированной
рыночной экономики, развитие частной
инициативы и предпринимательства, стимулирование
инвестиционных процессов и, в конечном
счете, на создание устойчивых предпосылок
для динамичного роста и повышения эффективности
экономики.
Ориентировочное соотношение
частного и государственного секторов
должно составить 70:30, что соответствует
эволюционно достигнутому уровню в экономически
развитых странах мира.
Ключевыми принципами в сфере
реформирования отношений собственности
должны стать: расширение инструментария
приватизации; дифференцированный подход
к приватизации предприятий в зависимости
от их ликвидности; принятие приватизационных
решений на основе тщательного анализа
представленных потенциальными инвесторами
долгосрочных бизнес-проектов; обязательный
учет мирового опыта приватизации; сочетание
долгосрочных и краткосрочных интересов
государства и коллективов предприятий;
организация системы государственного
контроля на всех этапах подготовки и
проведения разгосударствления и приватизации,
выполнения новыми собственниками взятых
на себя обязательств.
К основным направлениям осуществления
государственной политики в сфере малого
и среднего предпринимательства следует
отнести:
1) совершенствование нормативно-правовых
условий развития малого и среднего предпринимательства
(упрощение регистрации субъектов хозяйствования,
сокращение лицензируемых видов деятельности,
минимизация административных ограничений
и др.);
2) развитие кредитно-финансовых
механизмов, имущественной поддержки
и других мер стимулирования развития
малого и среднего предпринимательства,
прежде всего в производственной, инновационной
деятельности и сфере оказания услуг населению;
3) повышение эффективности функционирования
и дальнейшее развитие инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства
(центры поддержки, инкубаторы малого
предпринимательства, технопарки и др.);
4) развитие международного сотрудничества
в сфере малого и среднего предпринимательства;
5) взаимодействие органов государственного
управления с общественными организациями
(объединениями) предпринимателей.
В качестве основных направлений
структурных преобразований можно выделить:
1. создание необходимых нормативных
и правовых, финансовых и других макроэкономических
условий для структурных преобразований,
привлечения прямых иностранных инвестиций
и кредитов;
2. опережающее развитие наукоемких
высокотехнологичных экспортоориентированных
и импортозамещающих отраслей и производств,
а также сферы услуг;
3. стимулирование процесса реформирования
реального сектора экономики, повышения
его эффективности на основе совершенствования
бюджетно-налоговой, денежно-кредитной
и ценовой политики, образования межгосударственных,
межотраслевых, отраслевых и региональных
корпоративных структур в форме финансово-промышленных
и иных хозяйственных групп;
4. развитие и государственная
поддержка малого предпринимательства;
5. повышение эффективности деятельности
естественных монополий, формирование
конкурентной среды в немонопольных сегментах
экономики;
6. разработка и реализация социальных
программ и программ совершенствования
производственной инфраструктуры, обеспечивающих
развитие человеческого потенциала и
приоритетных отраслей и производств.
Ядром новой парадигмы социально-экономического
развития Беларуси (таблица 2) выступает
человек, который рассматривается не как
средство или фактор экономического развития,
а как его цель. Экономическая политика
Беларуси создает условия и предпосылки
для вывода республики на новый интеллектуально-инновационный
путь развития, напрямую связанный с социализацией
экономики, с выходом ее на социальную
ориентацию. [4]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная рыночная экономика
представляет собой сложнейший организм,
состоящий из огромного количества разнообразных
производственных, коммерческих, финансовых
и информационных структур, взаимодействующих
на фоне разветвленной системы правовых
норм бизнеса, и объединяемых единым понятием
- рынок.
Можно сделать следующие выводы:
для социально ориентированной экономики
характерны сильные позиции государства
воспроизводственных процессов и решении
социальных проблем. Социальная политика
государства направлена по отношению
ко всем членам общества. Регулируется
занятость населения, уровень доходов,
в отдельных случаях и цены. Сторонники
данной модели утверждают, что абсолютно
«свободный рынок», рынок без государственного
регулирования способен привести к тем
же последствиям, к каким приводит действие
централизованно управляемой системы[1,с.265].
Конструктивная экономическая
политика для современной Беларуси невозможна
в отрыве от общеэкономической политики,
направленной на обеспечение независимости
и безопасности страны. Это политика должна
способствовать не уничтожению главных
систем жизнеобеспечения государства
путем их адаптации к условиям, в которых
они заведомо не могут существовать, а
их модернизации и развитию. Необходимо
дозированное открытие национальной экономики
и целенаправленная – в духе модернизации
и развития – защита основных промышленно-экономических
систем государства. Отсюда необходимость
модификации политики приватизации и
политики цен, подчинения их целям сохранения
целостности национальной экономики[5,с.47].
Следует выделить следующие
главные направления в развитии социально
ориентированной рыночной экономике:
Преодоление кризисных явлений,
углубившихся после вступления общества
в переходную экономику.
Формирование рыночных отношений
и рыночной инфраструктуры.
Реформирование отношений собственности
как основы экономической системы.
Создание условий экономической
свободы для всех субъектов хозяйствования.
Создание развитой системы
социальной защиты и социальных гарантий,
ограждающих население от тяжелых последствий
реформирования экономики[7].
В последние годы многое сделано
на пути формирования рыночной системы
хозяйствования. Однако следует отметить,
что некоторые преобразования замедлились
в связи с недостаточно благоприятной
правовой и экономической средой для развития
бизнеса; недостаточным уровнем инвестиционной
привлекательности для зарубежных инвестиций;
отсутствием широкого слоя эффективных
собственников, ориентированных на долгосрочное
развитие предприятий, неполным насыщением
отечественной продукцией белорусского
рынка и ее продвижением на мировой рынок,
не совсем активным расширением производства
и созданием новых рабочих мест и др[5,с.48].
Для улучшения социально экономической
ситуации в Республики Беларусь необходимо
обеспечить:
- рост реальных денежных
доходов населения, в том числе
заработной платы, пенсий, стипендий,
пособий и других социальных
выплат;
- работу органов государственного
управления в интересах человека
с целью удовлетворения его
потребностей;
- благоприятные условия
для интеллектуального, творческого,
трудового, профессионального и
физического совершенствования
человека;
- опережающее развитие
сферы услуг, и прежде всего
образования, здравоохранения, культуры
– основы совершенствования человеческого
капитала;
- внедрение повышенной
системы социальных стандартов
во всех сферах жизни общества;
- осуществление мер по
улучшению демографической ситуации
в стране и др[10].
Козловский, В.В. Мировая экономика: социально ориентированный подход
/ В.В. Козловский. – Минск 2005. – с.384-391
Национальный статистический
комитет Республики Беларусь//[Электронный ресурс]. Официальный сайт: www.belstat.gov.by. Дата доступа: 13.10.2014.
Корж Г. Г., Попова И. Г. Денежные доходы, оплата труда и социальная защита населения// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. – 2012. - №8.- с.71
Лутохина, Э.А. Социально-ориентированная
экономика и социальное партнерство. Учебное
пособие./Э.А.Лутохина - Минск: Академия
управления при Президенте РБ. – 2002. –
с.10-48
Бондарь, А.В. Макроэкономика:учебное пособие/А.В.Бондарь и др. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с
Программа социально-экономического развития РБ на 2011-2015 гг. //[Электронный ресурс]. Официальный сайт: www.pravo.by . Дата доступа: 16.11.2014.
Базылев Н., Базылева М. Социально-ориентированная
рыночная экономика и ее эволюция / Базылев
Н., Базылева М.// Экономический вестник,
выпуск 3 №2 /[Электронный ресурс] Институт
приватизации и менеджмента – 2003. –
Режим доступа: www.ipm.by. – Дата доступа: 16.11.2014.
Официальный интернет – портал
Президента Республики Беларусь// //[Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.president.gov.by. Дата доступа: 16.11.2014.
Основные направления социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011-2015 г. – Режим доступа www.economy.gov.by/ntiles/001146 90629 Program.doc/
Попов, В.В. Стратегия экономического
развития/В.В.Попов. – М.Изд.дом.Высшей
школы экономики. 2011. – 336 с.
Национальная экономика Беларуси:
учебное пособие/под общей ред.В.Н.Шимова. – Минск: БГЭУ, 2010. – 112 с.
Олехнович,Г.И.Экономиказарубежныхстран:учебное
пособие/Г.И.Олехнович. – Минск: БГЭУ,2012.
– 286 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.1 – Динамика основных
экономических показателей Республики
Беларусь ( в процентах к предыдущему году)