Сущность, ключевые принципы и основные черты социально-ориентированной рыночной экономики
Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 05:11, курсовая работа
Краткое описание
Целями работы являются: 1. описать существующие на сегодняшний день модели рыночной экономики; 2. выяснить какие существуют направления формирования социально-ориентированной экономики; 3. определить основные особенности формирования белорусской экономической модели, показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления.
Белорусская модель получила
название социально ориентированной многоукладной
рыночной экономики. Приоритетное значение
в ее рамках придается развитию наукоемких,
интеллектуально насыщенных производств
с одновременным обеспечением принципов
социальной справедливости и честного
выполнения работниками своего служебного
долга. Переход к данной модели напрямую
зависит от экономической политики, проводимой
государством, а также от механизма ее
реализации. Роль государственного регулирования
и управления экономикой при переходе
Беларуси к рынку отнюдь не снижается,
а во многих отношениях, даже возрастает.
Именно государство должно взять на себя
принятие решений необходимых для общества.
Государственное регулирование включает
в себя следующие специфические функции:
• поддержка науки, образования
научно-технического прогресса как главного
фактора повышения эффективности производства;
• проведение гибкой внешнеэкономической
политики, направленной на развитие конкурентных
преимуществ национальной экономики в
масштабах мирового рынка;
• обеспечение социальной ориентации
экономики, создание системы социальных
гарантий и социальной защиты;
• создание системы гражданского
законодательного регулирования функций
государства, адекватной требованиям
рыночной экономики;
• обеспечение условий для
развития конкуренции, нейтрализации
ее недобросовестных форм;
• формирование высокоэффективных
частного и государственного секторов
экономики;
•создание среды для малого
и среднего бизнеса;
• стимулирование роста конкурентоспособных
производств и финансово-промышленных
организаций, а также создание законодательной
базы для стимулирования инвестиционной
деятельности[5,с.20].
3.2 Реализация
программы социально экономического развития
за 2006-2010г. Анализ наиболее важных показателей
Модель социально ориентированной
рыночной экономики Республики Беларусь
доказала свою действенность и способность
обеспечивать устойчивую макроэкономическую
динамику даже в условиях мирового финансово-экономического
кризиса[6,с.411].
Достигнуты высокие темпы ее
развития. ВВП в расчете на душу населения
по паритету покупательной способности
увеличился за пятилетие почти на 70 процентов,
а производительность труда на одного
занятого в экономике – с 19,2 тыс. долларов
США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в
2010 году[5,с. 23].
На результаты выполнения Программы
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2006–2010 годы существенное
влияние оказали изменения условий импорта
энергоресурсов и повышение цен на них,
ухудшение других внешних факторов, обусловленных
влиянием мирового финансово-экономического
кризиса.
В первые три года пятилетки
наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые
темпы прироста ВВП составили 9,6 процента,
продукции промышленности – 10,5, инвестиций
в основной капитал – 23,8, реальной заработной
платы – 12,1 процента.
Его негативные последствия
сказались на внешнеэкономической деятельности
республики в 2009 и 2010 годах. Дефицит внешней
торговли товарами и услугами достиг 11,2
и 13,6 процента от ВВП соответственно[10].
Совокупность результатов и
рост белорусской экономики позволили
выполнить большинство из основных показателей
Программы социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2006–2010 годы (таблица
1).
Беларусь существенно продвинулась
по пути создания инновационной экономики.
На 1 января 2011 г. было создано 185 новых
производств, модернизировано и реконструировано
320 действующих предприятий, внедрено
359 новых технологий. Освоен выпуск многих
видов импортозамещающей продукции. Республика
экспортирует бесшовные горячекатаные
трубы, железнодорожные вагоны, автобусы,
зерноуборочные комбайны, полированное
стекло, микроволновые печи, автоматические
стиральные машины. Ускоренными темпами
осваивается выпуск новой высококачественной
продукции, что сказалось на увеличении
экспорта промышленных товаров, которые
поставляются более чем в 150 стран мира.
Активно проводится модернизация электроэнергетики
республики. В 2006–2010 годах реализован
21 проект, в том числе проведена модернизация
энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской
ТЭЦ-3, Гродненской ТЭЦ-2, Лидской ТЭЦ. Построено
6 мини-ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива,
введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов
на местных видах топлива. Все это позволило
увеличить долю местных возобновляемых
энергоресурсов в балансе котельно-печного
топлива с 17 процентов в 2005 году до 20,5 процента
в 2010 году, сэкономить за счет энергосберегающих
мероприятий более 8,5 млн. тонн условного
топлива, что составляет около 4 процентов
от валового потребления топливно-энергетических
ресурсов за пятилетие.
Построено, реконструировано
и оснащено современным технологическим
оборудованием 1448 молочно-товарных ферм,
107 комплексов по откорму свиней и 51 птицефабрика.
Валовой объем производства зерна в 2006–2010
годах по сравнению с предыдущим пятилетием
вырос в 1,25 раза, мяса – в 1,35, молока –
в 1,24 раза. Укрепляется национальная продовольственная
безопасность. Достигнута полная самообеспеченность
по стратегическим видам продуктов питания,
а в общем объеме потребления продовольствия
импорт составляет 17 процентов. Сельское
хозяйство стало существенным источником
пополнения валютных резервов страны.
Объем экспорта продовольствия за пять
лет увеличился в 2,5 раза и составил в 2010
году более 3 млрд. долларов США.
В целях повышения привлекательности
работы на селе в республике активно развивались
сельские населенные пункты нового типа
– агрогородки, условия жизни в которых
максимально приближены к городским. За
пять лет создано 1481 такое поселение. Номинальная
начисленная заработная плата в сельском
хозяйстве увеличилась с 286,3 тыс. рублей
в 2005 году до 823,9 тыс. рублей в 2010 году[3].
На основе расширения деятельности
предприятий, использующих местное сырье
и ресурсы, и развития сферы услуг решены
вопросы занятости населения и улучшения
его жизни в малых и средних городских
поселениях, где за последние 4 года создано
более 127 тыс. новых рабочих мест.
Стабильно высокие темпы развития
в 2006–2010 годах демонстрировал строительный
комплекс. Объем подрядных работ увеличился
за пятилетие почти в 2 раза, ввод жилья
в 2010 году составил рекордные 6,7 млн. кв.
метров. По строительству жилья на одного
человека республика продолжает занимать
первое место на постсоветском пространстве[8].
Целенаправленная государственная
политика по повышению уровня жизни населения
обеспечила поступательный рост реальных
денежных доходов населения. За пять лет
они выросли в 1,76 раза. Наблюдался устойчивый
рост пенсий. Реальный размер пенсий по
возрасту увеличился более чем на 61 процент
по сравнению с размером пенсий, которые
выплачивались 2006г. Соотношение минимального
размера пенсии по возрасту и бюджета
прожиточного минимума пенсионера в 2010
году составило 119,2 процента[3].
Численность малообеспеченного
населения за пятилетие сократилась в
2 раза. В Беларуси отмечен один из наименьших
в СНГ разрыв в доходах между наиболее
и наименее обеспеченными группами населения,
что отражает справедливое распределение
доходов среди социальных групп населения.
Регистрируемая безработица
удерживается в социально допустимых
пределах – 0,7–0,9 процента к экономически
активному населению.
Существенно улучшились демографические
показатели страны. Темпы сокращения численности
населения замедлились, ожидаемая продолжительность
жизни увеличилась с 68,8 года в 2005 году
до 70,5 года в 2010 году, уровень младенческой
смертности сократился в 1,8 раза и является
самым низким среди стран СНГ.
Республика Беларусь является
одним из мировых лидеров по уровню финансирования
сферы образования – около 6 процентов
ВВП ежегодно. По количеству студентов
в расчете на 10 тыс. человек Беларусь вышла
на среднеевропейский уровень – 467 человек,
что является самым высоким показателем
в истории страны[11,с.336].
Одним из приоритетов социально-экономической
политики является здравоохранение. В
этой области Беларусь превосходит не
только страны СНГ, но и многие другие
государства мира. В частности, на каждые
10 тыс. населения в нашей стране приходится
свыше 50 врачей и 120 специалистов среднего
медицинского звена, что соответствует
высоким международным стандартам. В республике
созданы самые благоприятные условия
для занятия спортом. В настоящее время
в стране функционируют более 26 тыс. физкультурно-спортивных
сооружений[5,с.24].
В результате согласно последним
данным Программы развития ООН по обобщающему
показателю уровня социально-экономического
развития стран – индексу развития человеческого
потенциала – Беларусь заняла 61 место
из 169 государств, опередив все страны
СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном
в группу стран с высоким уровнем развития
человеческого потенциала. Таким образом,
в стране создана надежная база для ускоренного
социально-экономического развития страны
в очередном пятилетии[2,с.389].
Вместе с тем в ходе реализации
Программы социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2006–2010 годы не
удалось в полной мере решить ряд проблем,
которые сдерживают развитие страны. Сохранилась
недостаточно эффективная структура экономики.
Для нее все еще характерны высокая импортоемкость,
материалоемкость и энергоемкость выпускаемой
продукции, относительно низкая производительность
труда. Следствием этого становится недостаточная
конкурентоспособность продукции отечественного
производства. Снижается эффективность
инвестиций и медленными темпами увеличивается
объем привлечения в экономику прямых
иностранных инвестиций. Слабой остается
восприимчивость предприятий и организаций
к инновациям. По-прежнему наблюдается
несбалансированность во внешней торговле[4].
Данные об основных экономических
показателях Республики Беларусь представлены
в Таблице 1. Исходя из этих данных,
мы и проанализируем нужные показатели.
Как видно из приведенных данных все показатели,
характеризующие экономическое развитие
государства в 2009 году показывают довольно
резкое падение. В первую очередь, это
связано разразившимся мировых экономическим
кризисом. Несмотря на то, что финансовая
система Республики Беларусь не имеет
устойчивых и прочных связей с внешним
миром, к тому внутренний финансовый рынок
республики развит очень слабо, наша страна
имеет торговые связи практически со всеми
странами мирового сообщества. Это в свою
очередь и повлияло главным образом на
изменение темпов роста основных экономических
показателей в сторону снижения.
3.3 Исследование
направлений оптимизации социально –
экономической модели развития экономики
Республики Беларуси в период 2011-2015 гг.
Главная цель социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011–2015
годы – рост благосостояния и улучшение
условий жизни населения на основе совершенствования
социально-экономических отношений, инновационного
развития и повышения конкурентоспособности
национальной экономики.[7]
По моему мнению, главной целью
социальной политики государства в условиях
рыночной экономики является создание
для каждого трудоспособного гражданина
условий, позволяющих ему своим трудом
и пред¬приимчивостью обеспечить собственное
благосостояние и бла-госостояние семьи
при усилении адресности социальной под¬держки
со стороны государства слабо защищенных
групп на¬селения.
Для достижения данных целей
необходимо:
1. обеспечить рост доходов населения
в соответствии с его трудовым вкладом
и располагаемым им капиталом;
2. предотвратить социальное
иждивенчество;
3. создать эффективный механизм
социальной защиты населения;
4. обеспечить социальную стабильность,
дальнейшую кон-солидацию всех слоев общества,
сохранить в обществе мир и согласие;
5. формировать стимулы к высокопроизводительному
тру¬ду, повышать производственную и деловую
активность насе¬ления;
6. создавать социальные предпосылки
для восстановления в среднесрочной перспективе
устойчивого экономического ро¬ста за
счет развития системы образования, повышения
квали¬фикации кадров;
7. формировать здоровый образ
жизни, сохранять и развивать высокие
нравственные ценности, а также нормы
социаль¬ной справедливости, несовместимые
с любыми формами кор¬рупции и обогащения
за счет криминальных действий.
Основополагающую роль в социальной
политике играет закон Республики Беларусь
«Об основах государственного социального
страхования» (1995 г.), в котором закреплена
система государственного социального
страхования как основная форма социального
обеспечения граждан. В ней определено
место пенсий и пособий. К базисным
для социальной сферы относится также
закон «О прожиточном минимуме в Республике
Беларусь» (1999 г.), который устанавливает
правовую основу для определения прожиточного
минимума, его использования при формировании
и реализации государственной политики
регулирования уровня жизни, а также при
осуществлении мер социальной защиты
населения. Законом «О пенсионном обеспечении»
(1992 г.) установлены основные виды государственных
пенсий: трудовые и социальные. Право на
трудовую пенсию имеют лица, занятые общественно
полезным трудом или иной деятельностью,
засчитываемой в стаж работы, а также некоторые
другие граждане. Для повышения эффективности
мер по социальной защите инвалидов принят
закон «О социальной защите инвалидов
в Республике Беларусь» (1991 г., новая редакция
– 2000 г.)
Главной целью социальной политики
в республике является предоставление
каждому трудоспособному человеку возможности
своим трудом и предприимчивостью создать
свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных
и нуждающихся граждан - обеспечить надежную
социальную защиту. При этом социальная
защита должна быть исключительно адресной
и направлена на конкретные, самые незащищенные
группы и слои населения. Международный
опыт стран с переходной экономикой показывает,
что эффективные системы адресной социальной
помощи в состоянии обеспечить поддержку
лишь 10-15% населения.
Также разработана стратегия
"пилотного" проекта по реализации
Концепции формирования единой программы
адресной социальной помощи в Республике
Беларусь. Основная ее цель состоит в защите
наиболее уязвимых граждан общества от
неблагоприятных последствий рыночных
преобразований. [9]