Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является обобщение теоретических положений разных авторов, посвященных изучению рынка капитала, и его составляющих. В соответствии с поставленной целью в работе будут поставлены и решены следующие задачи: - дать определение экономической категории «капитал» и охарактеризовать его основные формы; - рассмотреть сущность, структуру денежного рынка и его функции; - кратко охарактеризовать историю развития денежного рынка и особенности его развития в разных странах; - привести основные инструменты рынка и факторы на них влияющие, рассмотреть особенности формирования цен на денежном рынке; - изучить особенности функционирования денежного рынка в России.
Введение 4
1 Теоретические аспекты экономического роста
1.1 Понятие экономического роста и его типы
1.2 Факторы экономического роста
1.3 Сущность устойчивого экономического развития
1.4 Государственное регулирование экономического роста 6
6
8
11
13
2 Динамика развития и проблемы экономического роста в России
2.1 Характерные черты экономического роста в России в ХХ веке
2.2 Проблемы обеспечения устойчивого экономического роста в
России на современном этапе 16
16
20
3 Пути достижения экономического роста: политика государства и
перспективные направления экономического развития
3.1 Политика государства для обеспечения устойчивого экономического развития
3.2 Перспективные направления экономического развития
24
24
32
Заключение 35
Библиографический список 37
Активные меры предпринимаются и по оказанию адресной поддержки реальному сектору экономики. В пакете налоговых мер по стимулированию экономики, объявленном в конце сентября 2009 года, пожалуй, самой заметной и эффективной стала мера по снижению экспортной пошлины на нефть. Это решение продемонстрировало готовность властей проявлять гибкость в быстро меняющихся условиях.
Как только будет достигнута фаза стабилизации, можно ожидать, что режим "ручного пожаротушения" будет сменен на проведение планомерной политики, целью которой станет поддержание приемлемых уровней экономического роста и уровня жизни населения. Инструментарий, которым обладает правительство для этого периода, очень широк и включает в себя не только бюджетные средства (в том числе суверенные фонды), но и компании, находящиеся в собственности государства, сам государственный аппарат, а также недавно созданные госкорпорации. Специалисты полагают, что по крайней мере в ближайшие годы приоритетом в деятельности госкорпораций и компаний, в которых государство является крупнейшим акционером, будет не максимизация прибыли, а поддержание уровня производства и сохранение занятости и уровня оплаты труда. Государство располагает резервами и инструментарием для того, чтобы в ближайшие годы заместить часть экономической активности, которая осуществлялась в предыдущие годы частным сектором. Сегодня в условиях, когда спрос частного сектора снижается, наступает идеальная возможность для реализации крупных инфраструктурных проектов, развития транспортной системы, размещения крупных оборонных заказов, которые позволят перевооружить армию. Высвобождение ресурсов за счет снижения спроса в частном секторе снизит стоимость проектов для государства, одновременно подготавливая платформу для будущего роста10.
Резкое замедление темпов роста активов в банковской системе открывает путь для значительной и столь необходимой консолидации сектора, уменьшения количества банков. Также возникает удобный момент для оптимизации состояния рынка труда. Если государство будет в ближайшие годы работать над тем, чтобы создать условия для более легкой миграции (как внутри страны, так и международной), это позволит снизить стоимость труда для бизнеса в момент, когда возобновится быстрый экономический рост. В этой связи оправданы государственные действия, в том числе бюджетные расходы, направленные на развитие ипотеки и жилищного строительства, развитие транспортной инфраструктуры вообще и дорожного строительства в частности. Необходимы также шаги по упрощению регистрационных режимов и правил, связанных со сменой места жительства. Вполне можно ожидать, что в ухудшившихся условиях резко сократятся отрасли, успешно развивавшиеся в "тепличных" условиях, но в России не имеющие преимуществ, которые делали бы их стратегически важными для страны.
Повышение гибкости рынка труда может стать частью более широкого комплекса мер по улучшению условий для ведения бизнеса в России. Снижение административных барьеров и упрощение обязательных процедур могут стать важным фактором, поддерживающим частный бизнес в условиях весьма низкой доступности капитала и падения платежеспособного спроса.
Фискальные меры. В ближайшие годы неизбежны рост общих государственных расходов (главным образом за счет средств госкорпораций и расходования накопленных фондов) и падение бюджетных доходов (в результате падения цен на сырье и замедления экономического роста). В этих условиях очень важны обеспечение предсказуемости и сбалансированности бюджетной системы, а также поддержание постоянных государственных расходов на уровне, позволяющем финансировать их текущими бюджетными доходами. Снижение налоговой нагрузки в таких условиях должно приводить к ускорению экономического роста, созданию рабочих мест и, в конечном итоге, повышению бюджетных доходов. В новых условиях принятие решений, которые приведут к устойчивому падению бюджетных доходов нежелательно и маловероятно, ведь правительство справедливо считает стабильность бюджета основой макроэкономической стабильности в России. В условиях глобального экономического кризиса снижение общей налоговой нагрузки вряд ли приведет к активизации инвестиционной деятельности. Снижение ставки экспортной пошлины на нефть с октября 2009 года имело большой краткосрочный эффект по поддержанию денежных потоков нефтяных компаний и уровня ликвидности в экономике, но вряд ли оно оправдано в качестве долгосрочной меры, что нефтяные компании используют освободившиеся средства для инвестиций в разведку и добычу. Нельзя исключать, что период низких цен на энергоносители окажется продолжительным, поэтому накопленные резервы должны лишь позволить обеспечить переход к новой, меньшей бюджетной системе, а не поддерживать уровень потребления, существовавший еще до кризиса, до тех пор, пока резервы не иссякнут.
Монетарная политика. Объявленные и уже осуществленные правительством меры по оказанию поддержки банковской системе направлены в первую очередь на "тушение пожара" и не являются индикатором будущей политики. Бюджетных средств просто не хватит для поддержания темпов роста кредитования экономики на уровне 2007-2008 гг. Сложившаяся сегодня ситуация с быстро уменьшающимся позитивным сальдо по счету текущих операций и отсутствием притока по счету капитальных операций создает идеальные условия для смены денежно-кредитной политики и перехода к инфляционному таргетированию. Этот процесс будет сопровождаться возникновением реально положительных процентных ставок, являющихся необходимым условием для роста склонности населения к сбережениям. После 2-3-летнего переходного периода именно это увеличение розничных депозитов станет основой для роста активов банковской системы.
Смена денежно-кредитной политики будет сопровождаться большей гибкостью в политике валютного курса. В условиях отсутствия притока капитала дефицит текущего счета не будет финансироваться резервами. Ослабление рубля окажет поддержку экспортерам и даст толчок импортозамещению, что частично компенсирует эффект от фактического ужесточения денежно-кредитной политики.
На развитие
сельского хозяйства и
Автомобилестроение. Общая сумма дополнительной антикризисной поддержки автомобилестроения за счет федерального бюджета составил в 2010 году 39 млрд. рублей. В целях стимулирования спроса на продукцию автомобилестроения субсидируются две трети ставки рефинансирования по 3-хлетним потребительским кредитам на приобретение легковых автомобилей, произведенных на территории России (2 млрд. рублей). Также выделена субсидия ОАО "Российские железные дороги" на расходы по транспортировке отечественных автомобилей в регионы Дальнего Востока (2 млрд. рублей).Обеспечиваются закупки автомобильной техники для федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных учреждений в централизованном порядке (12,5 млрд. рублей).
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Из федерального бюджета на поддержку ОПК выделено 969 млрд. рублей. Для предоставления организациям ОПК, являющимся головными исполнителями государственного оборонного заказа и включенным в сводный реестр организаций ОПК, направлено до 15 млрд. рублей субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление основной деятельности. Также предоставляются субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных нужд по заданиям государственного оборонного заказа и в обеспечение международных обязательств Российской Федерации. Дополнительно в 2010 году был выделен 1 млрд. рублей для предоставления субсидий организациям ОПК на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции.
Транспортный комплекс. В целях создания заделов для будущего развития продолжено формирование инфраструктурного задела в экономике. В 2010 году, по сравнению с 2009 годом, бюджетные ассигнования на транспортный комплекс и развитие транспортной инфраструктуры увеличились более чем на 100 млрд. рублей и составили 560 млрд. рублей. Правительство Российской Федерации предпринимает меры по стимулированию спроса на услуги, обеспечению доступности финансирования, стимулированию технического перевооружения и приобретения современных транспортных средств. Принято решение о формировании государственной лизинговой компании в транспортном комплексе на базе открытого акционерного общества "Государственная транспортная лизинговая компания". В целях поддержания темпов строительства объектов транспортной инфраструктуры увеличен размер софинансирования таких проектов из федерального бюджета с 80 до 95 % от бюджетных ассигнований.
Лесопромышленный комплекс. Обеспечена кредитная поддержка завершения строительства объектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, введена отсрочка платежей на 1 - 2 года по кредитам, полученным на реализацию приоритетных инвестиционных проектов, находящихся на завершающейся стадии (или возможность их перекредитования). Выделено 325 млн. рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива.
Металлургический комплекс. Принят ряд решений в области таможенно-тарифного регулирования, поддерживающий экспорт продукции цветной металлургии и обеспечивающий защиту отечественных производителей черных металлов на внутреннем рынке. Система антикризисных действий в этой отрасли связана с поддержкой экспорта и стимулированием внутреннего спроса со стороны строительной отрасли, машиностроения и топливно-энергетического комплекса.
Жилищное строительство. Жилищн
Важным фактором поддержки «частного» спроса на квартиры станет принятое решение о включении в состав расходов сумм, уплаченных организациям в возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Указанные расходы для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 3% от суммы расходов на оплату труда.
Правительство
также разрабатывает и
Шаги по выполнению антикризисных мер.
Во-первых, была образована Правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики во главе с И.И.Шуваловым. Во-вторых, проводится мониторинг состояния рынка труда и ситуации на предприятиях реального сектора экономики. В-третьих, утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. И, наконец, в-четвертых, предусматривается принятие ряда законодательных актов, направленных на развитие финансовой и банковской инфраструктуры:
- совершенствование процедур реорганизации коммерческих организаций, включая кредитные, путем исключения безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации;
- совершенствование механизмов регулирования несостоятельности финансовых организаций;
- совершенствование залоговых правоотношений;
- расширение возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля;
- обеспечение возможности допуска профучастников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования со стороны ЦБ;
- снятие ограничений, связанных с размером уставного капитала и стоимостью чистых активов хозяйственных обществ, в целях повышения возможностей по привлечению финансирования;
- разработка механизмов снижения рисков злоупотреблений со стороны собственников и руководителей организаций в преддверии банкротства и в ходе банкротства;
- введение депозитарного учета закладных, снижающего издержки при обращении закладных, в целях упрощения секьюритизации и рефинансирования ипотечных кредитов;