Сущность и эволюция денежного рынка, его структура и функции, а также проблемы функционирования денежного рынка в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является обобщение теоретических положений разных авторов, посвященных изучению рынка капитала, и его составляющих. В соответствии с поставленной целью в работе будут поставлены и решены следующие задачи: - дать определение экономической категории «капитал» и охарактеризовать его основные формы; - рассмотреть сущность, структуру денежного рынка и его функции; - кратко охарактеризовать историю развития денежного рынка и особенности его развития в разных странах; - привести основные инструменты рынка и факторы на них влияющие, рассмотреть особенности формирования цен на денежном рынке; - изучить особенности функционирования денежного рынка в России.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические аспекты экономического роста
1.1 Понятие экономического роста и его типы
1.2 Факторы экономического роста
1.3 Сущность устойчивого экономического развития
1.4 Государственное регулирование экономического роста 6
6
8
11
13
2 Динамика развития и проблемы экономического роста в России
2.1 Характерные черты экономического роста в России в ХХ веке
2.2 Проблемы обеспечения устойчивого экономического роста в
России на современном этапе 16
16
20
3 Пути достижения экономического роста: политика государства и
перспективные направления экономического развития
3.1 Политика государства для обеспечения устойчивого экономического развития
3.2 Перспективные направления экономического развития
24
24
32
Заключение 35
Библиографический список 37

Файлы: 1 файл

экономический рост и пути его достижения в современ условиях,амгу 2013..doc

— 186.50 Кб (Скачать)

В 2010 г. во всем мире наблюдалось небывалое  сокращение производства.  Падение  темпов  роста промышленности  в  России  в  первом полугодии  составило  около  15%.  Несмотря  на  то,что множество  компаний  потерпели  крах, благодаря активным действиям правительств ведущих стран основные конструкции мировой хозяйственной системы в целом устояли. В период выхода из рецессии вряд ли стоит ожидать резкого усиления внутристранового или наднационального регулирования финансового сектора или всей мировой экономики7

В России падение ВВП в I квартале 2010года составило (год к году) 9,8%, во II квартале - 10,4%. Динамика спроса в США и в России во многом схожая. При этом из-за девальвации и приостановки кредитования импорт товаров и услуг в России снизился существенно сильнее, чем в США, поэтому при прочих равных условиях ВВП России должен был сократиться меньше. Тогда встает вопрос: при достаточно близкой динамике внутреннего и внешнего спроса Россия столь сильно отставала от США по производству ВВП? 

С чисто статистической точки зрения ответ на него очевиден: почти вся разница объясняется различным вкладом в ВВП динамики запасов материальных оборотных средств. В США вклад этой компоненты в прирост ВВП во II квартале 2010 г. составил минус 0,8 п. п., а в России - минус 11,8 п. п. За этим количественным различием скрывается разное поведение экономических агентов. В США предприниматели умудрены опытом предыдущих рецессии, поэтому прирост запасов здесь стал замедляться уже при первых признаках возможного кризиса (в конце 2008 г.), а со II квартала 2009 года запасы начали все быстрее снижаться в абсолютном выражении. Напротив, в России предприниматели до последнего времени не верили в  цикличность рыночной экономики, а в течение почти всего 2009 г. в стране царила всеобщая эйфория (заявления об отсутствии перегрева экономики, о "тихой гавани" и "острове безопасности"). Поэтому инвестиции в запасы сократились лишь в начале 2010 г. ( а точнее - обвалились). 

Естественно, с началом  кризиса объем запасов должен был прийти в соответствие с сокращающимся спросом и объемом продаж (то есть уменьшиться). Для этого надо было распродать или использовать в производстве "излишки", накопленные в прошлом году. 

Наибольшие темпы сокращения запасов, как правило, отмечаются в  начале спада, поэтому в целом  в2010 г. эффект от изменения запасов был меньше, чем в I и II кварталах. Он составил 5-6 п. п. от ВВП. При этом объем производства российского ВВП сократился в 2010 г. более чем на 10%, а объем совокупного спроса - на 5 6%. 

В России процесс приведения запасов к норме начался уже в I квартале 2010г.. Если предположить, что излишние запасы на данный момент уже реализованы (то есть приведены к необходимому уровню по отношению к снизившимся продажам), тогда в ближайшее время темпы роста производства могут заметно превысить текущие. 

Возможно, именно в связи  с этим темпы падения ВВП в  середине 2010г замедлились относительно первых месяцев года, что корреспондирует с данными о некотором оживлении промышленного производства в июне и июле 2010 г. Именно динамика спроса, которая определяться динамикой инвестиций, расходов населения и чистого экспорта, стала важнейшим фактором экономического роста. Поэтому меры бюджетной поддержки спроса может дать быструю отдачу, хотя состояние федерального бюджета, который сейчас используется властями как основное и, к сожалению, едва ли не единственное оружие антикризисной политики, быстро ухудшается.

Динамика инвестиций: в январе-июле 2010 г. инвестиции в основной капитал по сравнению с соответствующим периодом 2009 года снизились на 18,8%. Вследствие "урезания" инвестиционных программ многих крупных компаний по итогам 2010 г. объем инвестиций сократился на 25-30%. 

Темпы падения инвестиций в основной капитал во второй половине 2010года ускорился примерно с 15 до 20% . Главная причина этого - стагнация кредитования. И даже попытка применить в России старые (американские) и новые (китайские) рецепты таргетирования властями не инфляции, процентных ставок или денежной массы, а кредита. Идея таргетирования не принесла ни первичного (кредиты), ни окончательного (инвестиции) результата. 

Растущий разрыв в  динамике доходов населения в  бюджетном и внебюджетном секторах экономики чреват риском дальнейшего снижения доходов. Примечательно, что кредиты населению сокращаются еще быстрее, чем кредиты предприятиям, что связано с негативными ожиданиями банкиров относительно влияния кризиса на доходы домохозяйств.

В конце 2010-начеле 2010года произошло уменьшение кредитования реального сектора, заметное снижение кредитования домохозяйств, умеренные масштабы импортозамещения. Даже при среднегодовой цене на нефть 60 долл./барр. в 2010 г. ВВП сократился более чем на 10%. При этом во втором полугодии основным фактором торможения стало замедление внутреннего спроса. В целом произошло следующее распределение источников снижения ВВП (п. п.): сокращение запасов - 5,5; внешний спрос - 3,5; внутренний спрос - 2,5-3. 

Дальнейшее замедление темпов роста внутреннего спроса происходит под влиянием сокращения инвестиций (на 19%) и розничного товарооборота (на 6,6%). В ближайшей перспективе сохранятся позитивные сдвиги в динамике инфляции и относительная стабильность рубля, обеспечиваемая комфортными ценами на нефть. Темпы инфляции в 2010 г. составили 13,5%.

2.2 Проблемы  обеспечения устойчивого экономического  роста в 

     России на современном этапе

Первостепенными проблемами российской экономики на современном  этапе является выход из кризиса, восстановление народного хозяйства на докризисный уровень. 

Выбор программы  антикризисных мер в России осложнен так называемой дилеммой макроэкономической политики. С одной стороны, целей экономической политики больше, чем опробованных инструментов, а с другой - выбор недостающих инструментов из имеющихся вариантов представляет нетривиальную в содержательном и обоюдоострую в экономико-политическом плане задачу. 

В настоящее  время ситуацию в банковском секторе  можно охарактеризовать как "неустойчивое равновесие". Вероятен кризис "плохих" долгов в банковском секторе, но за этой проблемой скрывается другая, более глубокая. Основная проблема банков в том, что в экономике существует дефицит качественных активов (с точки зрения прибыльности и рисков), именно поэтому кредитование в целом сокращается. 

При этом государство  должно продолжать бороться с симптомами болезни в банковском секторе (ослабляя надзорные нормативы, поддерживая постоянный объем государственных средств, снижая ставки). Идея создать банк "плохих" долгов - важное, но недостаточное условие оживления кредитования, поскольку она направлена на повышение прозрачности банков путем выведения "плохих" активов из их балансов, но не создает привлекательных для кредитования новых активов, как, впрочем, и директивное кредитование. Выйти из "кредитной паузы" можно на основе как повышения качества активов, стимулируя спрос на продукцию предприятий и нейтрализуя удар по производству в связи с влиянием фактора запасов, так и формирования новой эффективной системы госгарантий возврата средств в случае непогашения кредита8

Внутренний  спрос на отечественные товары начал  резко сокращаться лишь недавно, следовательно, классический рецессионный круг (снижение спроса - снижение производства - снижение доходов - снижение спроса) только начинает формироваться. Выход из него без активизации внешнего спроса (на что в условиях стабилизации цен на нефть трудно рассчитывать) возможен лишь как реакция экономики на меры по непосредственной, а не косвенной, поддержке спроса. Это обусловлено тем, что при укреплении рубля появившиеся у экономических агентов средства могут быть направлены на приобретение не отечественных, а импортных товаров или на сбережения. При стагнации кредитования такие тенденции не повлияют на динамику внутреннего спроса. Помимо прироста запасов материальных оборотных средств, на который пока рассчитывать нельзя, динамика внутреннего спроса определяется инвестициями в основной капитал и конечным потреблением домашних хозяйств, составляющими в совокупности не менее 70% ВВП. 

Только за счет стимулирования спроса не удастся одновременно достичь внутреннего и внешнего равновесия - основных целей политики, так как экономический спад происходит параллельно с резким снижением экспорта, при этом необходимо обеспечить в 2010 г. положительное торговое сальдо на фоне труднопрогнозируемого оттока капитала и цен на нефть. Применение дополнительных (к стимулированию спроса) инструментов макроэкономического регулирования может быть связано со стимулированием предложения отечественных товаров, например на основе девальвации и точечного введения импортных пошлин или их комбинации. 

Пока во властных эшелонах отсутствует единое представление об источниках роста экономики и методах его стимулирования. В результате принимается набор правильных по отдельности, но весьма противоречивых в комплексе решений: для снижения инфляции укрепляется рубль, что тормозит импортозамещение; в рамках социального контракта в бюджет-2010 закладывается рост пенсий почти в 1,5 раза на фоне секвестра инвестпрограмм и госзакупок, что, по идее, направлено на создание стимулов для роста отечественного производства и вытеснение импорта; чтобы создать видимость надежности банковской системы и стимулировать кредитование, Банк России ослабляет надзорные нормативы, но мер по снижению кредитных рисков в реальном секторе явно недостаточно. Кроме того, антикризисная политика не направлена прямо на стимулирование спроса. Меры по канализации бюджетных потоков в интересах бюджетников и пенсионеров при плавании рубля в сторону укрепления не обязательно ведут к росту спроса на отечественные товары. Редкие меры, преследующие импортозамещение, например программа автокредитования, откровенно буксуют. И дополнительные меры (расширение автомобильного ряда, повышение ценовой планки) вряд ли усилят спрос на российскую продукцию.  

Помимо проблем  выхода из кризиса, перед Россией  стоят немаловажные проблемы переоценки путей общественного развития: концепция экономического роста, базирующаяся на оценке количественных показателей увеличения масштабов производства, отходит на второй план. Она была применима, пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми в силу ограниченного воздействия производственной деятельности на природную среду. В настоящее время большинство стран приходит к выводу о том, что проблемы роста надо рассматривать в более широком контексте: с позиций рассмотрения экономической деятельности как составной части общественного развития. В связи с этим все более важное значение приобретают проблемы экономии природных ресурсов и охраны окружающей среды, задачи обеспечения безопасности без гипертрофированного наращивания военного потенциала, вопросы сокращения неравенства в распределении доходов, сохранение нравственных ценностей, развитие творческого характера труда и другие составляющие характеристики эффективности и качестве экономического роста. 

В практическом плане это означает переориентацию государственной экономической политики с задач стимулирования высоких темпов роста, объемов производства на создание благоприятных условий для эффективного и социально ориентированного развития экономики9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути достижения экономического  роста: политика

   государства и перспективные направления эконо

   мического развития

  

3.1 Политика государства для обеспечения устойчивого

     экономического развития

Российские  власти пытаются действовать по рецептам, применяемых в развитых странах: выделяя средства на рекапитализацию банковской системы, объявляя о снижении налоговой нагрузки на предприятия, приобретая проблемные активы и оказывая избирательную поддержку отдельным отраслям народного хозяйства. Но все эти меры осуществляются медленно, непрозрачно и часто оказываются малоэффективными, а ресурсы направляются не столько на защиту интересов большинства граждан России, сколько на спасение активов и титулов собственности узкого круга влиятельных бизнесменов. 

Общей целью  реализуемой Правительством России и ЦБ системы антикризисных мер принятых 19.06.2010 года, является минимизация масштабов экономического кризиса и смягчение его последствий для населения и экономики.  В настоящее время Правительство РФ выдвинуло следующие программы, которые помогут в борьбе с последствиями мирового финансового кризиса: курсовая политика, поддержка банковской системы; поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений; налоговая и бюджетная политика; тарифная политика; содействие занятости населения; жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья; поддержка деловой активности в реальном секторе экономики; нефтяная промышленность; автомобилестроение; сельхозмашиностроение; оборонно-промышленный комплекс; малый и средний бизнес; авиационные перевозки; розничная торговля; аграрно-промышленный комплекс; инфраструктурные проекты; организационное сопровождение реализации антикризисных мер. 

Российское  правительства предпринимает шаги по поддержке "жизнеобеспечивающих" функций банковской системы (таких, как своевременное проведение платежей и расчетов) и сохранению жизнеспособности основных товарных рынков и сферы услуг. Для достижения этих целей были сделаны значительные шаги по поддержанию уровня ликвидности в банковской системе, в частности смена собственности в ряде финансовых организаций, банкротство и прекращение функционирования которых могло бы иметь очень тяжелые последствия для всей системы. Правительство и ЦБ РФ постоянно расширяют и совершенствуют меры по предоставлению ликвидности в систему. 

Информация о работе Сущность и эволюция денежного рынка, его структура и функции, а также проблемы функционирования денежного рынка в России