Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:20, дипломная работа
Целью диссертационного исследования является разработка теоретических основ и методологии формирования комплексной стратегии функционирования и развития ГП на современном
7
этапе, определение тенденций трансформации существующих стратегий управления ГП.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
- уточнено содержание категории «градообразующее предприятие» и определить основные критерии отнесения предприятий к этому «классу»;
- выявлены основные макроэкономические условия формирования стратегии устойчивого развития градообразующих предприятий (ГП), а также особенности стратегического управления ГП;
- проанализированы существующие подходы к выбору стратегий и проблемам развития градообразующих предприятий на современном этапе развития экономики России;
- предложена методика социально-оптимальной разработки природных ресурсов градообразующим предприятием;
- обоснован методический подход к обеспечению экономико-экологической устойчивости ГП в современных условиях экономики России;
разработана стратегия «социализации» градообразующих предприятий;
- предложен методический подход к оценке экономической эффективности стратегии устойчивого развития градообразующего предприятия.
Введение...4
Глава 1. Субъекты современного рынка и группы интересов в конкурентно-монопольной среде российской экономики...12
1.1 Характеристика состояния современного рынка и его субъектов...12
1.2 Миссия финансово-промышленных групп в системе факторов социально-экономического развития экономики...18
1.2.1 Анализ отечественного и зарубежного опыта создания финансово-промышленных групп...18
1.2.2 Сравнительные характеристики корпоративной формы предприятия в России и за рубежом...32
1.3 Территориально-отраслевой интерес и общая характеристика ЛГОКа как корпоративной структуры...35
1.3.1 Группы интересов российских регионов...35
1.3.2 Общая характеристика ЛГОКа как корпоративной структуры...43
Глава 2. Методологические подходы к разработке стратегии развития ФПГ (корпоративных формирований) с учетом их градообразующей роли...50
2.1 Сравнительный анализ концепций формирования корпоративных стратегий...50
2.2 Исследование макроэкономических условий формирования стратегии устойчивого развития градообразующего предприятия...79
2.3 Методологические положения формирования стратегии устойчивого развития градообразующего предприятия на современном этапе...99
Глава 3. Методические положения разработки стратегий устойчивого развития градообразующего предприятия...122
3
3.1 Концептуальные основы социально оптимального уровня разработки ресурсов градообразующим предприятием...122
3.2 Методические подходы к обеспечению экономико-экологической устойчивости градообразующего предприятия...138
3.3 Стратегия «социализации» градообразующих предприятий...148
3.4 Подходы к оценке экономического эффекта стратегии устойчивого развития градообразующего предприятия...165
Заключение...170
Библиографический список литературы...176
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...4
Глава 1. Субъекты современного
рынка и группы интересов в
конкурентно-монопольной среде
1.1 Характеристика состояния
современного рынка и его
1.2 Миссия финансово-промышленных
групп в системе факторов
1.2.1 Анализ отечественного
и зарубежного опыта создания
финансово-промышленных групп..
1.2.2 Сравнительные характеристики
корпоративной формы
1.3 Территориально-отраслевой
интерес и общая
1.3.1 Группы интересов российских регионов...35
1.3.2 Общая характеристика
ЛГОКа как корпоративной
Глава 2. Методологические подходы к разработке стратегии развития ФПГ (корпоративных формирований) с учетом их градообразующей роли...50
2.1 Сравнительный анализ
концепций формирования
2.2 Исследование
2.3 Методологические положения
формирования стратегии
Глава 3. Методические положения разработки стратегий устойчивого развития градообразующего предприятия...122
3
3.1 Концептуальные основы
социально оптимального уровня
разработки ресурсов
3.2 Методические подходы
к обеспечению экономико-
3.3 Стратегия «социализации»
градообразующих предприятий...
3.4 Подходы к оценке
экономического эффекта
Заключение...170
Библиографический список литературы...176
Приложение...185
4
|
| |
Введение |
||
|
|
Введение
Актуальность темы исследования. В последние годы экономика России, под воздействием рыночных условий хозяйствования, существенно изменилась. Однако эффективность многих промышленных предприятий во многом оказалась на низком уровне.
Решение проблем повышения
эффективности промышленных предприятий
России в значительной степени зависит
от правильно выбранной стратегии
их развития и управления. Обсуждению
этих проблем посвящено большое
количество работ. Вместе с тем остается
острая необходимость в теоретическом
и методологическом обеспечении
обоснования выбора стратегий корпоративного
управления, трансформации и
Изучение научных публикаций
по проблемам корпоративного управления,
трансформации и
свидетельствует о том, что из поля зрения исследователей выпадает такая
*
особенность преодоления
кризиса отечественной
5
функционирования и развития ГП на современном этапе обусловлены многими обстоятельствами. Проверенные исследования позволяют констатировать, что особого внимания заслуживают два следующих фактора.
Во-первых, формирование корпоративных структур на отечественных предприятиях в решающей степени связаны с приватизацией предприятий и изменением общественного строя в России. Такие преобразования коренным образом изменили экономические отношения на российских предприятиях, разрушили важнейшую системную связь «ГП - город». В то же время современная теория по вопросам корпоративного управления, привносимая из-за рубежа, исходит из превалирования доминанты изменений внешних условий функционирования предприятия (по М. Портеру, И. Ансоффу и др.), что, с нашей точки зрения скажется негативно на деятельности так называемых ГП.
Во-вторых, изменения в
форме собственности
Необходимость изучения экономических
и методологических аспектов российского
корпоративного управления предприятиями
предопределяется весьма непродолжительным
периодом его развития (что, по нашему
мнению, и явилось асинхронностью
действий в области корпоративного
управления, и, последовавшее за этим
разрушением важнейших
6
риска, которые должны являться основой их деятельности. Это обуславливает актуальность научного исследования данной проблемы.
Институциональная, законодательная
и нормативная база функционирования
и управления так называемыми
ГП (уже как составляющими
Проблемам развития хозяйствующих субъектов национальных экономик большое внимание было уделено в трудах известных экономистов прошлого периода - К. Маркса, А. Маршалла, Дж. М. Кейнса, Н. Калдора, Н. Кондратьева, П. Самуэльсона, М. Фридмена, Ф. Хайека, Дж. Хикса, И. Шумпетера и многих других.
В современной научной
литературе проблематика отношений
собственности и управления организациями
рассмотрены в работах М. Портера,
А. Дж. Стрикленда, Т. Питерса, И. Ансоффа,
В.А. Балуковой, К. Боумэна, Ю. Винслава,
С. Глазьева, П. Дойля, А. Радыгина, П.П. Табурчака,
Е.Д. Щетининой, Ю.А. Дорошенко, А.А. Рудычева,
А.Р. Маматказина и многих других
авторов. Вместе с тем проблемам
разработки стратегий управления ГП
на современном этапе уделено
крайне мало внимания, что обусловлено
новизной и неразработанностью проблемы
и предопределяет необходимость
активизации научных
Цель и задачи исследования.
Целью диссертационного исследования
является разработка теоретических
основ и методологии
7
этапе, определение тенденций трансформации существующих стратегий управления ГП.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
- уточнено содержание
категории «градообразующее
- выявлены основные
- проанализированы существующие
подходы к выбору стратегий
и проблемам развития
- предложена методика
социально-оптимальной
- обоснован методический
подход к обеспечению
разработана стратегия «социализации» градообразующих предприятий;
- предложен методический
подход к оценке экономической
эффективности стратегии
Объектом исследования являются
акционерные организации
Предметом исследования являются теоретико-методологические и методические проблемы формирования стратегического управления градообразующим предприятием с учетом специфических организационных, правовых, экономических и социальных отношений управления.
Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические работы по макро- и микроэкономике,
8
менеджменту, маркетингу, финансам и другим экономическим наукам, законодательные и нормативные акты Российской Федерации. В процессе работы использовались системный, статистический, эвристический и другие методы исследований, публикации научных изданий и средств массовой информации.
Научная новизна и значимость
диссертационной работы заключается
в развитии теоретических и
Научная новизна выносимых
на защиту основных научно-методических
положений заключается в
- уточнено содержание
категории «градообразующее
- выявлены макроэкономические
условия формирования
- разработан методологический
подход по формированию
- предложена методика
социально-оптимальной
- обоснован методический
подход к обеспечению
- предложен методический
подход к оценке экономической
эффективности стратегии
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные теоретические и методологические основы формирования стратегии устойчивого развития ГП могут быть использованы при формировании политики и программ преобразований и эффективного управления в добывающей отрасли промышленности в целом. Результаты
9
работы могут быть использованы в практической деятельности промышленных предприятий.
Апробация и внедрение результатов работы.
Основные положение
Результаты исследования использованы:
- ОАО «Комбинат КМАруда»
(г. Губкин) при планировании их
социально-экономической
10
- муниципальными органами
власти г. Губкина и
- в учебном процессе
ГФ БГТУ им. В.Г. Шухова при
изучении студентами
Практическое использование результатов исследования подтверждается соответствующими актами внедрения.
Публикации. По результатам исследования опубликовано 6 работ общим объемом 2, 25 печатных листа, в том числе 1,79 авторских.