Субъекты современного рынка и группы интересов в конкурентно-монопольной среде российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:20, дипломная работа

Краткое описание

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических основ и методологии формирования комплексной стратегии функционирования и развития ГП на современном
7
этапе, определение тенденций трансформации существующих стратегий управления ГП.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
- уточнено содержание категории «градообразующее предприятие» и определить основные критерии отнесения предприятий к этому «классу»;
- выявлены основные макроэкономические условия формирования стратегии устойчивого развития градообразующих предприятий (ГП), а также особенности стратегического управления ГП;
- проанализированы существующие подходы к выбору стратегий и проблемам развития градообразующих предприятий на современном этапе развития экономики России;
- предложена методика социально-оптимальной разработки природных ресурсов градообразующим предприятием;
- обоснован методический подход к обеспечению экономико-экологической устойчивости ГП в современных условиях экономики России;
разработана стратегия «социализации» градообразующих предприятий;
- предложен методический подход к оценке экономической эффективности стратегии устойчивого развития градообразующего предприятия.

Оглавление

Введение...4
Глава 1. Субъекты современного рынка и группы интересов в конкурентно-монопольной среде российской экономики...12
1.1 Характеристика состояния современного рынка и его субъектов...12
1.2 Миссия финансово-промышленных групп в системе факторов социально-экономического развития экономики...18
1.2.1 Анализ отечественного и зарубежного опыта создания финансово-промышленных групп...18
1.2.2 Сравнительные характеристики корпоративной формы предприятия в России и за рубежом...32
1.3 Территориально-отраслевой интерес и общая характеристика ЛГОКа как корпоративной структуры...35
1.3.1 Группы интересов российских регионов...35
1.3.2 Общая характеристика ЛГОКа как корпоративной структуры...43
Глава 2. Методологические подходы к разработке стратегии развития ФПГ (корпоративных формирований) с учетом их градообразующей роли...50
2.1 Сравнительный анализ концепций формирования корпоративных стратегий...50
2.2 Исследование макроэкономических условий формирования стратегии устойчивого развития градообразующего предприятия...79
2.3 Методологические положения формирования стратегии устойчивого развития градообразующего предприятия на современном этапе...99
Глава 3. Методические положения разработки стратегий устойчивого развития градообразующего предприятия...122
3
3.1 Концептуальные основы социально оптимального уровня разработки ресурсов градообразующим предприятием...122
3.2 Методические подходы к обеспечению экономико-экологической устойчивости градообразующего предприятия...138
3.3 Стратегия «социализации» градообразующих предприятий...148
3.4 Подходы к оценке экономического эффекта стратегии устойчивого развития градообразующего предприятия...165
Заключение...170
Библиографический список литературы...176

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.35 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...4

Глава 1. Субъекты современного рынка и группы интересов в  конкурентно-монопольной среде российской экономики...12

1.1 Характеристика состояния  современного рынка и его субъектов...12

1.2 Миссия финансово-промышленных  групп в системе факторов социально-экономического  развития экономики...18

1.2.1 Анализ отечественного  и зарубежного опыта создания  финансово-промышленных групп...18

1.2.2 Сравнительные характеристики  корпоративной формы предприятия  в России и за рубежом...32

1.3 Территориально-отраслевой  интерес и общая характеристика  ЛГОКа как корпоративной структуры...35

1.3.1 Группы интересов российских  регионов...35

1.3.2 Общая характеристика  ЛГОКа как корпоративной структуры...43

Глава 2. Методологические подходы  к разработке стратегии развития ФПГ (корпоративных формирований) с  учетом их градообразующей роли...50

2.1 Сравнительный анализ  концепций формирования корпоративных  стратегий...50

2.2 Исследование макроэкономических  условий формирования стратегии  устойчивого развития градообразующего  предприятия...79

2.3 Методологические положения  формирования стратегии устойчивого  развития градообразующего предприятия  на современном этапе...99

Глава 3. Методические положения  разработки стратегий устойчивого  развития градообразующего предприятия...122

3

3.1 Концептуальные основы  социально оптимального уровня  разработки ресурсов градообразующим  предприятием...122

3.2 Методические подходы  к обеспечению экономико-экологической  устойчивости градообразующего  предприятия...138

3.3 Стратегия «социализации»  градообразующих предприятий...148

3.4 Подходы к оценке  экономического эффекта стратегии  устойчивого развития градообразующего  предприятия...165

Заключение...170

Библиографический список литературы...176

Приложение...185

4

 

 

 

Введение 

 

 


Введение

Актуальность темы исследования. В последние годы экономика России, под воздействием рыночных условий  хозяйствования, существенно изменилась. Однако эффективность многих промышленных предприятий во многом оказалась  на низком уровне.

Решение проблем повышения  эффективности промышленных предприятий  России в значительной степени зависит  от правильно выбранной стратегии  их развития и управления. Обсуждению этих проблем посвящено большое  количество работ. Вместе с тем остается острая необходимость в теоретическом  и методологическом обеспечении  обоснования выбора стратегий корпоративного управления, трансформации и реструктуризации предприятий. Во многом это вызвано  тем, что проводимые изменения осуществляются в большинстве своем бессистемно. Свидетельством тому является широкомасштабная дискуссия по этим проблемам, как  в научной литературе, так и  в средствах массовой информации.

Изучение научных публикаций по проблемам корпоративного управления, трансформации и реструктуризации предприятий

свидетельствует о том, что  из поля зрения исследователей выпадает такая

*

особенность преодоления  кризиса отечественной экономики, как необходимость учета того обстоятельства, что многие промышленные предприятия России ранее принадлежали к «классу» так называемых градообразующих  предприятий (в дальнейшем ГП), а  сегодня являются корпоративными структурами (или частью таких структур). Данное обстоятельство показывает, что существует необходимость разработки собственных  стратегий функционирования и развития, так называемых ГП отличных от мировой  практики и учитывающие специфичность  российской экономики. В этой связи  при проведении таких преобразований на отечественных предприятиях опираться  на мировой опыт необходимо с большой  осторожностью. Необходимость формирования стратегии

5

функционирования и развития ГП на современном этапе обусловлены  многими обстоятельствами. Проверенные  исследования позволяют констатировать, что особого внимания заслуживают  два следующих фактора.

Во-первых, формирование корпоративных  структур на отечественных предприятиях в решающей степени связаны с  приватизацией предприятий и  изменением общественного строя в России. Такие преобразования коренным образом изменили экономические отношения на российских предприятиях, разрушили важнейшую системную связь «ГП - город». В то же время современная теория по вопросам корпоративного управления, привносимая из-за рубежа, исходит из превалирования доминанты изменений внешних условий функционирования предприятия (по М. Портеру, И. Ансоффу и др.), что, с нашей точки зрения скажется негативно на деятельности так называемых ГП.

Во-вторых, изменения в  форме собственности предприятий  приводит к необходимости осуществить  переход от господствующего в  методологии управления общественной собственностью на средства производства народнохозяйственного подхода  к новым подходам -предпринимательскому, корпоративному и другим (учитывая специфику и особую стратегическую миссию так называемых ГП и не нарушая  системной связи, указанной выше), которые более широко используются при частной собственности.

Необходимость изучения экономических  и методологических аспектов российского  корпоративного управления предприятиями  предопределяется весьма непродолжительным  периодом его развития (что, по нашему мнению, и явилось асинхронностью действий в области корпоративного управления, и, последовавшее за этим разрушением важнейших системных  связей ГП и территории, сопряженной  с его деятельностью), современной  экономической теории, менеджмента  и маркетинга, коммерческого и  торгового права, финансового менеджмента  развитых стран для оценки и выбора эффективных управленческих решений  в условиях неопределенности и

6

риска, которые должны являться основой их деятельности. Это обуславливает  актуальность научного исследования данной проблемы.

Институциональная, законодательная  и нормативная база функционирования и управления так называемыми  ГП (уже как составляющими корпораций и финансово-промышленных групп) остается несовершенной (а точнее - не разработанной), что требует выявления имеющихся  недостатков и противоречий для  разработки мер по совершенствованию  финансово-экономической, социальной и правовой основы их деятельности. Сегодня крайне важно усиливать  законодательное, научное, нормативно-методическое, проектное и организационное  обеспечение процессов функционирования и развития так называемых ГП в  сфере крупного бизнеса и управления ими, что также подтверждает большую  актуальность и важность выбранной  нами темы исследований.

Проблемам развития хозяйствующих  субъектов национальных экономик большое  внимание было уделено в трудах известных  экономистов прошлого периода - К. Маркса, А. Маршалла, Дж. М. Кейнса, Н. Калдора, Н. Кондратьева, П. Самуэльсона, М. Фридмена, Ф. Хайека, Дж. Хикса, И. Шумпетера и  многих других.

В современной научной  литературе проблематика отношений  собственности и управления организациями  рассмотрены в работах М. Портера, А. Дж. Стрикленда, Т. Питерса, И. Ансоффа, В.А. Балуковой, К. Боумэна, Ю. Винслава, С. Глазьева, П. Дойля, А. Радыгина, П.П. Табурчака, Е.Д. Щетининой, Ю.А. Дорошенко, А.А. Рудычева, А.Р. Маматказина и многих других авторов. Вместе с тем проблемам  разработки стратегий управления ГП на современном этапе уделено  крайне мало внимания, что обусловлено  новизной и неразработанностью проблемы и предопределяет необходимость  активизации научных исследований по данным вопросам.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретических  основ и методологии формирования комплексной стратегии функционирования и развития ГП на современном

7

этапе, определение тенденций  трансформации существующих стратегий  управления ГП.

Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие  основные задачи:

- уточнено содержание  категории «градообразующее предприятие»  и определить основные критерии  отнесения предприятий к этому  «классу»;

- выявлены основные макроэкономические  условия формирования стратегии  устойчивого развития градообразующих  предприятий (ГП), а также особенности  стратегического управления ГП;

- проанализированы существующие  подходы к выбору стратегий  и проблемам развития градообразующих  предприятий на современном этапе  развития экономики России;

- предложена методика  социально-оптимальной разработки  природных ресурсов градообразующим  предприятием;

- обоснован методический  подход к обеспечению экономико-экологической  устойчивости ГП в современных  условиях экономики России;

разработана стратегия «социализации» градообразующих предприятий;

- предложен методический  подход к оценке экономической  эффективности стратегии устойчивого  развития градообразующего предприятия.

Объектом исследования являются акционерные организации реального  сектора экономики России, относящиеся  к градообразующим предприятиям.

Предметом исследования являются теоретико-методологические и методические проблемы формирования стратегического  управления градообразующим предприятием с учетом специфических организационных, правовых, экономических и социальных отношений управления.

Теоретической и методологической основой исследования послужили  теоретические работы по макро- и  микроэкономике,

8

менеджменту, маркетингу, финансам и другим экономическим наукам, законодательные  и нормативные акты Российской Федерации. В процессе работы использовались системный, статистический, эвристический и  другие методы исследований, публикации научных изданий и средств  массовой информации.

Научная новизна и значимость диссертационной работы заключается  в развитии теоретических и методологических основ, моделей и методических положений  формирования стратегии устойчивого развития ПТ на современном этапе развития экономики России.

Научная новизна выносимых  на защиту основных научно-методических положений заключается в следующем:

- уточнено содержание  категории «градообразующее предприятие»  и определены критерии отнесения  предприятий к этому «классу»;

- выявлены макроэкономические  условия формирования стратегии  устойчивого развития градообразующих  предприятий (ГП);

- разработан методологический  подход по формированию комплексной  стратегии устойчивого развития  ГП, состоящий из трех основных  блоков: ресурсного, экономико-экологического, социального;

- предложена методика  социально-оптимальной разработки  природных ресурсов градообразующим  предприятием;

- обоснован методический  подход к обеспечению экономико-экологической  устойчивости ГП в современных  условиях экономики России;

- предложен методический  подход к оценке экономической  эффективности стратегии устойчивого  развития ГП.

Практическая значимость работы заключается в том, что  разработанные теоретические и  методологические основы формирования стратегии устойчивого развития ГП могут быть использованы при формировании политики и программ преобразований и эффективного управления в добывающей отрасли промышленности в целом. Результаты

9

работы могут быть использованы в практической деятельности промышленных предприятий.

Апробация и внедрение  результатов работы.

Основные положение диссертационного исследования доложены на Школе-семинаре «Проблемы экономики и управления производством в рыночных условиях» (г. Губкин, Губкинский филиал БелГТАСМ, 2002 г.), территориальной научно-практической конференции «Проблемы молодежи в концепции Программы улучшения  качества жизни населения Белгородской области» (г. Губкин, Губкинский филиал БелГТАСМ, 2003 г.), региональной научно-методической конференции «Региональное образовательное  пространство (проблемы развития и  системного взаимодействия)» (г. Губкин, Губкинский филиал БГТУ им. В.Г. Шухова, 2003 г.), международной научно-методической конференции «Научно-методические и практические аспекты подготовки специалистов в современном техническом  вузе» (г. Белгород, БГТУ им. В.Г. Шухова, 2003 г.), международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и докторантов, посвященной 150-летию  со дня рождения В.Г. Шухова «Современные технологии в промышленности строительных материалов и стройиндустрии» (вестник  БГТУ, научно-теоретический журнал №7, г. Белгород, БГТУ им. В.Г. Шухова, 2003 г.), региональной научно-практической конференции «Современные проблемы технического, естественно-научного и гуманитарного знания» (г. Губкин, Губкинский филиал БГТУ им. В.Г. Шухова, 2004 г.), международной научно-практической конференции «Качество жизни, мыследеятельности и материальной деятельности человека» (Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова; Москва: «Мобилизация и развитие», № 7, 2004 г.), международной научно-практической конференции «Диагностика и прогнозирование социальных процессов» (Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, № 8, 2004 г.)

Результаты исследования использованы:

- ОАО «Комбинат КМАруда» (г. Губкин) при планировании их  социально-экономической деятельности;

10

- муниципальными органами  власти г. Губкина и Губкинского  района при прогнозировании и  разработке стратегий социально-экономического  развития Губкинской территории;

- в учебном процессе  ГФ БГТУ им. В.Г. Шухова при  изучении студентами специальности  06.05.00 «Бухгалтерский учет и аудит»  дисциплин «Экономическая теория»,  «Управление персоналом», «Методы  принятия решений в экономике».

Практическое использование  результатов исследования подтверждается соответствующими актами внедрения.

Публикации. По результатам  исследования опубликовано 6 работ  общим объемом 2, 25 печатных листа, в  том числе 1,79 авторских.

Информация о работе Субъекты современного рынка и группы интересов в конкурентно-монопольной среде российской экономики